Анкеты и опросники, рекомендации
тест по теме

ЧЕКАШЁВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Небольшая подборка тестов, опросников, анкет необходимая в работе социального педагога. Даны небольшие рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

—  очень хорошими;

—  хорошими;

—  не очень хорошими;

—  плохими;

—  не очень плохими.

 2. Считаете ли Вы свою семью дружной?

- да;

-  не совсем;

-  нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

4.  Как часто ваша семья собирается вместе?

—  ежедневно;

—  по выходным дням;

—  редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

—  решаете сообща возникшие проблемы;

—  занимаетесь семейно-бытовым трудом;

—  вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

—  обсуждаете вопросы обучения детей;                И

— делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и не удачах;

—  каждый занимается своим делом;

—  еще что-то (допишите).

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

—  да;

—  часто;

—  иногда;

—  редко;

—  нет.

7. Из-за чего возникают конфликты?

—  непонимание членами семьи друг друга;

—  неуважение, грубость, неверность, др.;

—  отказ участвовать в семейных делах, заботах;

—  разногласие в вопросах воспитания детей;

—  злоупотребление алкоголем;

— другие причины (укажите).

8. Какие способы разрешения семейных конфликтов вы используете?

—  примирение;

— совместное обсуждение ситуации и принятие общего реше ния;

—  естественное затухание конфликта;

—  обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям,

друзьям, учителям);

—  конфликты практически не разрешаются, носят затяжной характер.

9. Ваши дети бывают свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

---  да;

—  нет;

I— иногда.

 10. Как дети реагируют на семейные конфликты?

 — переживают, плачут;

— становятся на сторону одного из родителей;

---  пытаются помирить;

— уходят из дома;

замыкаются в себе;

—  относятся безразлично;

—  становятся озлобленными, неуправляемыми;

—  ищут поддержку у других людей.

11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых взаимоотношений и улучшения микроклимата вашей семьи?



Предварительный просмотр:

Анкета «Я и мои друзья»

1. У вас есть круг друзей? (Да, нет)_________

2. Что вас объединяет:

—  работа с техникой;

—  посещение кино;

—  игра на гитаре;

—  хобби (какое);

— другое (допишите)________________________________________________________

3. Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

4. К кому из друзей вы обратились бы в трудной ситуации?________________________

___________________________________________________________________________

5. Какие качества ценят в вас друзья?___________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Вспомните случаи, когда вы помогли кому-либо из своих друзей выйти из затруднительного положения или справиться с какой-нибудь проблемой__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

7.  Как вы себя чувствуете со своими друзьями:

—  «И скучно, и грустно, и некому руку подать...»;

—  жизнь прекрасна и удивительна;

—  то взлет, то падение.

8.  Каких друзей вам хотелось бы иметь и чего вы больше всего боитесь в дружбе?____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

9. Какие качества характера и поступки больше всего приветству ются в кругу ваших друзей?_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

10.  Как бы вы определили группу, с которой вы больше всего об щаетесь, где чаще всего проводите свободное время:

—  мои друзья;

—  моя компания;

— тусовка;

—  мой двор;

—  моя команда;

—  другой вариант (допишите)_______________________________

11.  Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?______________________

_____________________________________________________________________________

12. Возникают ли у вас конфликты? Если «да», то как они обычно решаются:

—  миром;

---  дракой;

—  благодаря вмешательству лидера;

—  компромиссом.

13.  Как относятся взрослые (родители, соседи и др.) к вашей группе:

—  доброжелательно;

—  враждебно;

—  нейтрально;

—  равнодушно;

—  запрещают общение.

14. Отметьте, с какими утверждениями вы согласны:

—  даю друзьям советы для их же пользы;

—  со мной часто советуются;

—  не могу принять важное решение без моих друзей;

—  никто не понимает меня по-настояшему;

—  мне легче принять решение самому и поставить всех в извест ность;

—  я действую (интуитивно, внезапно, взвешенно...)______________________________

15. Изобразите на рисунке свое душевное состояние, которое чаще го испытываете с друзьями:

—  солнышко;

—  человечек;

—  разбитое сердце;

—  одинокий корабль.



Предварительный просмотр:

Диагностика личности подростка и ее социальных связей

Для подобной диагностики целесообразно использовать следую щие методики.

Недописанный тезис

Эта методика позволяет определить убеждения людей, которые повлияли на развитие и становление личности ребенка.

Педагог просит ребенка закончить следующие утверждения:

Я был воспитан с убеждением в том, что:

семья - это...

работа — это...

деньги это...

учеба это...

мужчина —это...

женщина это...

успех это...

Важно объяснить ребенку, что он должен определить не собствен ную позицию, а позицию окружающих (родителей, родственников, знакомых, учителей и др.). Ребята могут также отметить, какие по зиции они принимают (знаком «+»), ас какими категорически не согласны (знаком «-»). Проанализировав полученную информацию, можно определить ценности и убеждения подростка.

Недостатки продолжение достоинств

Эта методика позволит педагогу по-новому взглянуть на подрост ка. Выявите наиболее развитые качества подростка. Негативные черты характера переведите в позитивные по принципу «недостатки про должение достоинств». Например:

упрямство умение отстаивать свою точку зрения;

жадность — способность жить экономно;

выскочка — любопытный, желающий помочь, имеет свое мнение;

робость скромность, стеснительность. Что я люблю? Что я не люблю?

Методика выяштяет жизненные ценности подростка. Педагог про сит детей написать по 10 ответов на вопросы «Что я люблю?» и «Что я больше всего не люблю?».

Ранжирование                                                                                   *

1) Педагог предлагает ребятам расставить по порядку личной зна чимости качества личности, ценности, занятия.

Качества личности

Умный

Честный

Ценности

Друзья

Занятия

Труд

Скромный

Справедливый

Трудолюбивый

Верный

Ласковый

Знания

Родина

Деньги

Читать

С м отреть телевизор

Гулять

Веселиться, гулять

Общаться с друзьями

Школа

Добрый

Предприимчивый

Общительный

Веселый

Человек

Природа

Здоровье

Семья

Успех

Учиться

Помогать по хозяйству

Заботиться о животных

Играть с малышами

Заниматься спортом

Слушать музыку

Творчество

Возиться с техникой

Энергичный______

2) Педагог предлагает учащимся ранжировать местоимения. Мес тоимения «я», «она», «он», «мы», «они» нужно расставить по порядку личной значимости. Что поставит ребенок на первое («я», «мы»), что

на последнее?

Можно усложнить задание, попросив участников после ранжиро вания уточнить (надписать), какой смысл они вкладывают в каждое из этих местоимений. Например: под местоимением «мы» может под разумеваться или семья, или друзья, или класс, или страна-Фантастический выбор

Методика позволяет определить потребности детей. Педагог пред лагает детям ответить на вопросы.

1. Приплыла к тебе Золотая рыбка и спросила: «Что тебе надобно,

отрок?»

2. На один час ты становишься волшебником, что бы ты сделал?

3. Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. Какие пять предметов (вещей) ты возьмешь с собой? Недописанное письмо

Педагог предлагает детям продолжить письмо незнакомому другу: Я живу хорошо, потому что ... Я живу плохо, потому что ...

Анкета «Я и мои друзья»

1. У вас есть круг друзей? (Да, нет)_________

2. Что вас объединяет:

—  работа с техникой;

—  посещение кино;

—  игра на гитаре;

—  хобби (какое);

— другое (допишите)_____________________________________

3. Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?__________

4. К кому из друзей вы обратились бы в трудной ситуации?

5. Какие качества ценят в вас друзья?

6. Вспомните случаи, когда вы помогли кому-либо из своих друзей выйти из затруднительного положения или справиться с какой-нибудь проблемой_________________________________________________

7.  Как вы себя чувствуете со своими друзьями:

—  «И скучно, и грустно, и некому руку подать...»;

—  жизнь прекрасна и удивительна;

—  то взлет, то падение.

8.  Каких друзей вам хотелось бы иметь и чего вы больше всего боитесь в дружбе?___________________________________________

9. Какие качества характера и поступки больше всего приветству ются в кругу ваших друзей?____________________________________

10.  Как бы вы определили группу, с которой вы больше всего об щаетесь, где чаще всего проводите свободное время:

—  мои друзья;

—  моя компания;

— тусовка;

—  мой двор;

—  моя команда;

—  другой вариант (доп и шите)_______________________________

11.  Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?

12. Возникаютли у вас конфликты? Если «да», то как они обычно решаются:

—  миром;

- дракой; —  благодаря вмешательству лидера;

—  компромиссом.

13.  Как относятся взрослые (родители, соседи и др.) к вашей

ппе:

—  доброжелательно;

—  враждебно;

—  нейтрально;

—  равнодушно;

—  запрещают общение.

14. Отметьте, с какими утверждениями вы согласны:

—  даю друзьям советы для их же пользы;

—  со мной часто советуются;

—  не могу принять важное решение без моих друзей;

—  никто не понимает меня по-настояшему;

—  мне легче принять решение самому и поставить всех в извест ность;

—  ядействую (интуитивно, внезапно, взвешенно...)____________

15. Изобразите на рисунке свое душевное состояние, которое чаще го испытываете с друзьями:

—  солнышко;

—  человечек;

—  разбитое сердце;

—  одинокий корабль.

Я и мой класс

Успех воспитательных усилий во многом зависит и от устано вившихся межличностных отношений в классе, от владения каждым учащимся культурой отношений, построенных не на авторитете силы, принуждения, а на цивилизованных формах человеческого общения, сотрудничества и заботе друг о друге.

Социальному педагогу очень важно выявить взаимоотношения между детьми в классе. Одной из самых известных и результативных методик, применяемых в социально-педагогической исследователь ской практике, является социометрия. Она не только позволяет по лучить нередко скрытую от непосредственного наблюдения инфор мацию о характере межличностных отношений в классе, но и дает возможность социальному педагогу работать как индивиду&тьно с «отторгнутыми» или «негативными лидерами», так и с любой малой группой вне зависимости от специфики ее жизнедеятельности (класс,

кружок, клуб и др.).

Социальный педагог может также, в целях оздоровления обста новки, предложить ребятам совместно разработать кодекс правил, норм поведения как на уроке, так и в личных взаимоотношениях, дополненный продуманной системой штрафов за нарушения. 1.3. Методы снятия неблагоприятного состояния у подростка

Достаточно часто социальному педагогу приходится разбираться в спонтанно возникшем конфликте между участниками учебно-вос питательного процесса, осуществлять помощь в налаживании взаи моотношений, то есть снимать у подростка состояние озлобленности, агрессии, подавленности, тоски, апатии, неуверенности и др. Для этого можно использовать различные методы, выбирая наиболее под ходящие для конкретной ситуации.

Подавление — жесткое пресечение и ограничение действий и пос тупков ребенка, чтобы избежать тех из них, которые могут принести вред самому ребенку. Взрослый силой своего авторитета пытается положить конец проявлениям агрессии, заглушить ее и, заняв гос подствующее положение, подчинить ребенка себе. Но это может при вести ребенка, подростка в еще более угнетенное состояние. Хотя цель достигается, но нельзя в этом случае говорить о благополучии и создании необходимых условий для личностного развития подростка и включения его в деятельность. Идет фиксация внимания только на негативных проявлениях личности, и осуществляется выход на внешнее изменение поведения без учета состояния ученика в данный момент.

В такой ситуации очень важно акцентировать внимание на пос тупке, а не наличности подростка. Возможность применения данного метода находится в прямой зависимости от авторитета и социального влияния взрослого. Применение подавления целесообразно, когда негативные проявления ребенка, подростка грозят нанести вред его здоровью, возникает угроза для его жизни или возможен ущерб здо ровью и жизни другого.

Вытеснение - метод используется для устранения отрицательных проявлений через включение ребенка в деятельность. Выстраивается цепочка действий, направленных на снятие неблагоприятного со стояния: вытеснить заменить отвлечь. При использовании дан ного метода весьма важен уровень профессионализма социального педагога, так как нельзя сводить усилия только к манипулированию состоянием ребенка. Вытеснение должно быть мягким, с использо ванием ненавязчивой шутки, сосредоточением внимания подростка на чем-то важном, не терпящем отлагательства и т. д.

Игнорирование отсутствие реакции на то или иное неблагопри ятное состояние. Метод применяется с целью создания условий для постепенного угасания накала неблагоприятного состояния.

Санкционирование метол, предполагающий разрешение на про явление какого-либо состояния (апатии, грусти, скуки), несмотря на то, что оно отклоняется от социальных норм и ценностей. Санкцио нирование оправданно, если прояатение неблагоприятного состоянияне наносит ущерба самому ребенку и окружающим, а обращение к резкому пресечению было бы вредным для его развития. Данный ме тод исключается, если ребенок находится в состоянии злости, гнева, ненависти.

Концентрация на положительном — сосредоточение на позитив ном в самом ребенке и в другом человеке, животном, предмете и т. д., против кого (чего) была направлена злость, агрессия, раздражен ность или гнев. Цель данного метода — научить ребенка, подростка саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами пове дения человека. Основные характеристики метода, которые делают его универсальным:

—  принятие негативного поведения как данности, признание за ребенком нрава на любое эмоциональное проявление;

—  содействие психическому равновесию— спокойный голос, мягкий тон, этическая выдержанность, понимающий взгляд, поддержка в атмосфере доверия;

—  учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, под ростка.

Ситуация успеха — инициирование проявления физических и духовных сил личности, максимальное развитие ее способностей. Проживая ситуацию успеха ребенок, подросток обретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнару живает, что он чего-то стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент.

Примерный алгоритм организации ситуации успеха:

^&ер**9°*ела^

Снятие страха

Высокая мотивация

к сотруд н и честву

Авансирование доверия

Скрытая инструкция

Персональная исключительность

Социально-педагогическое внушение

Высокая оценка поведения

Снятие страха можно осуществить с использованием игры-драма тизации «В очень страшной, страш-ш-ш-ной школе...» Социальный педагог предлагает ребенку, подростку, с которым работает, изобра зить пугаюшие его ситуации школьной жизни в форме театрализован-го педагога должны быть доведены до крайней степени (так, чтобы было «очень страшно»). В ходе такой работы всячески поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения неприятных для подростка ситуаций.

Высокая мотивация к сотрудничеству предполагает активизацию у подростка стремления заявить о себе, как о значимой, целеустрем ленной личности в среде одноклассников и взрослых (родителей, учи телей). При формировании такой мотивации можно опираться как на личный опыт подростка (часто негативный, то есть «от противного»), так и на позитивные жизненные ценности (семья, любовь, душевный комфорт и средства его достижения, высокий профессионализм в будущей деятельности и пр.).

Под авансированием доверия можно понимать обещание (и обя зательное выполнение обещанного) социальным педагогом помощи и поддержки подростку в формировании его нового образа в глазах окружающих. Для этого социальный педагог может провести беседы с родителями и учителями с целью поиска положительных качеств личности подростка в учебной деятельности и во взаимоотношениях в семье.

Под скрытой инструкцией понимается ненавязчивая помощь со циального педагога подростку в сосредоточении на тех моментах, которые могут помочь подростку изменить мнение окружающих о себе. Например:

—  сдерживаться и не отвечать грубостью на грубость;

—  не считать, что неприязнь кого-либо направлена лично на него;

—  находить в себе силы и возможности для помощи и поддержки друзей, родителей, классного руководителя и т. п.;

—  не стесняться попросить помощи;

—  постараться увидеть в родителях самых близких людей и опи раться на них в сложной ситуации и пр.

Акцентировать в сознании ребенка его персональную исключитель ность можно при помощи схематического изображения его генеа логического древа и объяснения, как причудливо и непредсказуемо сочетались гены в течение сотен, тысяч лет, чтобы в результате поя вился такой уникальный и не похожий ни на кого человек (см. схему генеалогического дерева).

Социально-педагогическое внушение может представлять собой не однократное повторение социальным педагогом в различных ситуа циях (во время краткой встречи на перемене, на улице во внеурочное время, при проведении целевой консультации, при посещении на эму и пр.) следующих высказываний: J— что подросток способен, сможет справиться с проблемой; что процесс этот трудный и не быстрый, поэтому необходимо терпение и мужество, которых подростку не занимать; что он, социальный педагог, всегда рядом и всегда протянет руку помощи и поддержки;

как уверенно и достойно будет чувствовать себя подросток после победы над негативными проявлениями своей личности; что каждому человеку приходится делать выбор, который оп ределяет его будущую судьбу и т. д.

и т. д.

Схема генеалогического дерева

Высокая оценка поведения предполагает мониторинг поведения гбенка, подростка с обязательным подчеркиванием и высокой оцен кой некоей детали поведения, подтверждающей его работу над собой, например:

—  проявление сдержанности или отсутствие реакции на обидный выпад сверстника;

—  позитивное удивление учителя относительно глубины заданного подростком на уроке вопроса;

—  радость матери относительно отсутствия грубости в общении;

—  аккуратность внешнего вида и т. д.

1.4. Социально-педагогическая коррекция и реабилитация

Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспитания (внесение изменений в ценностные ориентации, установки и т. п.) с юзитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии шчности.

По мнению А.И. Кочетова, коррекция имеет следующие функции: — восстановительную, предполагающую восстановление тех по ложительных качеств, которые преобладали у подростка до по-—  ориентация на нормы и ценности клиента;

—  запрет давать советы клиенту;

—  анонимность консультирования;

—  участие клиента в процессе консультирования;

—  разграничение личных и профессиональных отношений.

Контактная беседа - наиболее часто используемый вид консуль тирования в практике школьного социального педагога. Можно раз делить консультативную беседу на четыре этапа.

1. Знакомство, напало беседы. Можно встать навстречу клиенту, не следует слишком суетиться. Клиенту необходимо время, чтобы осмотреться, пережить начальный дискомфорт. Минутная пауза даст ему эту возможность. Оптимальная позиция социального педагога по отношению к клиенту— это уважительное равенство. Если клиент испытывает затруднение и не может начать разговор, социальный педагог может использовать реплику типа: «Слушаю вас с вниманием» или «Вам, наверное, необходимо что-то мне рассказать?» и т. п.

2. Расспрос клиента. Формулирование и проверка консультатив ных гипотез. Основная цель на этом этапе - разговорить клиента. Эффективнее всего — максимальная стимуляция его рассказа при помощи уточняющих реплик.

По истечении 15—20 минут после начала беседы социальный пе дагог должен уже достаточно хорошо разбираться в проблеме и ситу ации клиента. Затем происходит формулирование консультативных гипотез. Следующая фаза расспроса — проверка возникшей гипотезы при помощи уточняющих реплик и вопросов, что помогает выявить те аспекты реальности, которые в силу субъективности не замечаются рассказчиком.

3. Воздействие. Простейший способ — акцентирование внимания клиента на противоречиях в его рассказе. Задача социального педа гога на данном этапе заключается в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблемы, не упустив из виду главный вопрос: чего же именно стре мился добиться клиент своим поведением, какие его потребности удовлетворяются конфликтом? Следует обсудить иные варианты поведения и начать с вопроса: «Может быть, можно было повести себя в этой ситуации по-другому?». В данном случае цель консуль танта - показать клиенту, что существует множество вариантов по ведения в обсуждаемой ситуации, и сейчас, анализируя их, вполне возможно найти наиболее подходящий и, одновременно, наименее конфликтный вариант.

4.  Завершение беседы. Это этап обобщения, подведения итогов; обсуждения вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с социальным педагогом или другими необходимыми специалистами; прощания. Конфликт — это напряжение в отношениях, возникшее в резуль тате явных или скрытых противоречий, столкновения рахтичных мо тивов, мнений, стремлений людей и ведущее к борьбе сторон. Кон фликты бывают:

- между личностями (ученик - ученик, ребенок - родитель, ро-

|дитель — учитель, учитель — ученик, учитель — учитель); - внутри группы (учеников, учителей); - между отдельными группами (учащимися разных классов, учи телей разного возраста и разных профессиональных и ценнос тных ориентации в школе). Чтобы предупредить конфликт, необходимо: — разобраться, есть ли проблема в тех случаях, когда имеет место просто противоречие; - установить направление развития конфликтной ситуации (обос трение или угасание); - определить состав участников конфликта; - изучить их мотивы, ценностные ориентации, особенности, ма неру поведения. Следует также отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии рликта: — кризис (когда обычные нормы поведения теряют силу и человек способен на крайности); - недоразумение (когда один из участников неправильно, иска женно воспринимает ситуацию); - инцидент (когда какая-то мелочь вызывает временное раздра жение, которое быстро проходит); — напряжение (когда взаимоотношения в результате недоразуме ния становятся источником непрерывного беспокойства); — дискомфорт (интуитивное волнение, страх, которые трудно выразить словами). В практике школьного социального педагога очень важен анализ конфликтной ситуации. Инцидент, например, можно заглушить пу тем «нажима», но в этом случае конфликтная ситуация сохраняется, принимает затяжную форму и отрицательно влияет на работоспособ ность коллектива.

Стили поведения, которые могут провоцировать возникновение кон фликтных ситуаций:

стремление к главенству в общении на основе консерватизма в мышлении и необоснованной критичности в отношении пар тнера;                                              ищ  нарушение персонального пространства партнера;

—  намеренное создание цейтнота (недостатка времени) при ре шении проблемы;

—  неуважение личности партнера и его прав (перебивание, игно рирование контактов, преуменьшение вклада партнера в общее дело, нежелание признавать его правоту в суждениях и т. п.);

—  постоянное навязывание своей точки зрения;

—  акцентирование внимания на своей постоянной занятости;

—  подчеркивание разницы с партнером в свою пользу;

—  несправедливость, несдержанность, неискренность, негиб кость.

При возникновении напряжения в общении необходимо:

—  проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжела тельность, терпимость, дружелюбие;

— держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лако нично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован;

—  установить контакт глазами и стараться не терять его;

— дать собеседнику выговориться, не перебивая его;

— дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (при близиться, наклониться к нему);

—  признать свою вину, если объективно таковая есть;

—  постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав;

—  показывать, что вы заинтересованы в решении проблемы собе седника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела;

—  разделять с собеседником ответственность за решение пробле мы, определять план будущего сотрудничества.

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, включающий в себя:

—  анализ и оценку ситуации;

—  выбор способа разрешения конфликта;

—  формирование плана действий;

—  его реализацию;                                  И

—  оценку эффективности своих действий.

Успешность вмешательства социального педагога в конфликты подростков зависит от его позиции. Таких позиций может быть как минимум четыре:

1) позиция авторитарного вмешательства, то есть подавление кон фликта;

2) позиция нейтралитета, то есть стремление не замечать столк новений между подростками и не вмешиваться в них;

3) позиция избегания конфликта: педагог убежден, что конфликт — показатель его неудач в воспитательной работе с детьми; 4) позиция целесообразного вмешательства в конфликт педагог, опираясь на хорошее знание коллектива подростков, соответ ствующие знания и умения, анализирует причины возникно вения конфликта, принимает решение — либо подавить, либо дать развиться до определенного предела. Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролиро вать конфликт и управлять им.

При взаимодействии с участниками конфликта социальный пе дагог может использовать следующие тактики посреднического по ведения:

поочередное выслушивание на совместной встрече применяется

для уяснения ситуации в период острого конфликта;

—  сделка: посредник стремится вести переговоры с участием обе их сторон, делая основной упор на принятие компромиссного

решения;

—  челночная дипломатия: посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс;

— давление на одного из участников конфликта: большую часть времени «третейский судья посвящает работе с одним из участ ников конфликта, доказывая ошибочность его позиции. В кон це концов участник идет на уступки;

—  директивная тактика: акцентирование внимания на слабых мо ментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель — склонение сторон к примире нию.

Социальному педагогу в работе по преодолению конфликта же лательно придерживаться следующих правил:

—  старайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны;

—  не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некий период времени чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегули рование конфликта — это решение вопроса «что делать», а не расследование по принципу «кто виноват»;

—  не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал;

—  преодолеть конфликт помогает обшее дело и постоянный кон такт между партнерами;

—  постарайтесь определить момент для начала переговоров между участниками конфликта, «точки» доверия и уважения между участниками переговоров;

—  при обсуждениях анализируйте мнения противников, выслу шивайте мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы егоучесть; ищите компромисс путем определения общей позиции для оценок;

—  конфликт разрешим при твердой готовности обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;

— разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные про тиворечия возможно по частям, шаг за шагом.

Социальному педагогу важно не только самому руководствоваться этими правилами, но и информировать о них соперников, исполь зовать упражнения, тренинги для формирования неконфликтного поведения.

1.7. Психотерапевтические приемы в работе школьного социального педагога

«Психотерапия» в переводе с греческого означает «уход за душой». Психотерапия — это забота о душевном равновесии человека, его на строении, чувствах, переживаниях.

Психотерапевтическое воздействие социального педагога на ребенка — это содействие его благоприятному состоянию. Данное содействие может быть непосредственным (в процессе беседы), лич-ностно-опосредованным (через друга, подругу), предметно-опосредо ванным (через книгу, игрушку). В результате психотерапевтического воздействия ребенок, подросток учится понимать и принимать себя, заботиться о себе, строить свой мир и отношения с окружающими на основе свободного выбора.

В настоящее время существует множество направлений, мето дик, техник и технологий психотерапии. Социальный педагог в своей практической деятельности может использовать различные формы внушения, арт-терапию (лечение творчеством), библиотерапию, му-зыкотерапию, танцтерапию, куклотерапию, игровую терапию, пси ходраму и др.

Также социальный педагог может использовать приемы суггестив ной (основанной на внушении), рациональной и аналитической пси хотерапии. С помощью приемов суггестивной психотерапии люди в бодрствующем (в нашем случае) состоянии подвергаются повелитель ному воздействию. Рациональная психотерапия предполагает беседы с клиентом о его субъективных трудностях и путях их преодоления. Аналитическая психотерапия основана на принципах «фрейдизма» и «глубинной психологии».

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия за висит как от особенностей личности и характера нарушений клиента, так и от мастерства социального педагога. В современной литературе описываются два основных стиля сихотерапевтического консультирования - «внимающий» и «влия ющий», которые может использовать в работе школьный социальный

педагог.

Для «внимающего» консультирования характерны следующие при емы.

Закрытые вопросы. Вопросы, предполагающие очень короткие односложные ответы, как правило, «да» и «нет». Этот прием позво ляет собрать информацию, прояснить суть проблемы, «придержать» излишне разговорчивого клиента.

Открытые вопросы. Обычно такие вопросы начинаются со слов: «Что...», «Каким образом...», Для чего...», «Зачем...», «Почему...» - и предполагают пространные ответы. Они как бы подталкивают клиента к рефлексии, обеспечивают возникновение некой дискуссии между клиентом и консультантом.

Минимальное поощрение. Повторение нескольких слов из репли ки клиента (чаще повторяются последние 2—3 слова), что помогает

клиенту продолжить рассказ.

Парафраз (прояснение смысла). Выделение смысла последнего высказывания клиента. Это демонстрирует клиенту, что его понима ют, а также стимулирует более глубокое раскрытие проблемы, опре деляет отправной момент для дискуссии.

Концентрация на чувствах (прояснение эмоционального фона). Подчеркивание эмоций, открыто или скрыто присутствовавших в последних высказываниях клиента. При этом внимание клиента кон центрируется на чувствах, что повышает эмоциональную насыщен ность беседы.

Обобщение. Краткое повторение сути высказываний клиента за время консультации. Итоговое прояснение сути. Своего рода обоб щение, которое помогает клиенту заметить прогресс, достигнутый в процессе консультации. Отправная точка для перехода к новой теме или другому уровню обсуждения.

«Влияющее» консультирование предполагает использование сле дующих приемов.

Указание. Прием инструктивного характера. Просьба к клиенту совершить конкретные мысленные или реальные действия.

Информативное сообщение. Консультант дает советы клиенту, из лагает свое мнение по определенному вопросу, сообщает свои выводы; использует угрозы, успокаивает. Это дает клиенту возможность ис пользовать информацию и опыт консультанта, поддерживает процесс

общения.

Выражение собственных чувств. Консультант делится своими чувствами, эмоциями, состоянием. Этот прием помогает клиенту раскрыться и ответить тем же. В начале встречи с учащимися можно провести разминку «Мир профессий». Социальный педагог предлагает участникам назвать как можно больше профессий, начинающихся на предложенную им букву (как вариант - в письменном виде). Например: на букву «М» - маляр, монтажник, медицинский работник, монтер, минер, механик, мете оролог, математик, моряк, менеджер и т. д. На называние профессий на каждую букву отводится по 1 минуте. Ход разминки показывает, насколько учащиеся вообще ориентируются в мире профессий.

Затем ребятам предлагается взять чистые листы бумаги, в верхнем правом углу написать свою фамилию и имя, класс, дату заполнения.

Социальный педагог дает учащимся инструкцию: «Надоске (или на листках, предложенных каждому участнику) написаны вопросы. Ваша задача лаконично, искренне и обоснованно ответить на них».

После этого участники сами оценивают каждый свой ответ по пятибалльной шкале в соответствии с такими критериями:

—  1 балл отказ ответить на вопрос;

—  2 балла непродуманный ответ или признание в том, что ответа нет;

—  3 балла — неконкретный ответ (например, «собираюсь поступать в колледж, институт» без указания, в какой именно);

—  4 балла — продуманный ответ с минимальным обоснованием;

—  5 баллов четкий, обоснованный ответ (в контексте других ответов).

Анкета

1.  Есть ли необходимость честно трудиться в наше время? Поче му?

2.  Нужно ли продолжать учиться после окончания школы, ведь всегда есть возможность и без этого прекрасно устроиться в жизни?

3.  При каких условиях, с вашей точки зрения, жизнь в России изменится к лучшему?

4.  Чему, по-вашему, имеет смысл посвятить свою жизнь?

5.  Кем вы видите себя через 10-15 лет (в профессиональном и личном плане)?

6.  Учитывает ли ваш выбор профессии пожелания ваших родите лей (т. е. самостоятелен ли ваш выбор или обусловлен возмож ностями и стремлениями родителей)?

7.  Есть ли у вас цель и задачи в отношении профессиональных планов?

8.  Какая профессия вам интересна? В каком учебном заведении ее можно приобрести?

9.  Какие положительные стороны имеет выбранная вами профес сия? А какие негативные? 10.  Могут ли какие-либо недостатки вашего характера помешать вам в достижении профессиональной цели? (Не обязательно только лень; это может быть, например, слабое здоровье, стес нительность и др.)

11.  Есть ли у вас примерный план самосовершенствования отно сительно профессионального роста? Если «да», то в чем он за ключается?

12.  Что или кто может вам в этом помешать?

13.  Намерены ли вы преодолевать препятствия на пути к профес сиональной цели?

14.  Имеете ли вы запасные варианты на случай неудачи в действиях по основному выбору?

15.  Предпринимаете ли вы уже сейчас какие-либо действия для под готовки к избранной специальности кроме учебы в школе?

После проведения такого занятия педагог проводит индивидуаль ную консультацию с учащимися (по желанию), помогает уточнить профессиональные планы, наметить пути получения профессии, а также разобраться с другими важными для подрастающего челове ка проблемами.

1.8.4. Деловая игра «Кем быть?»

Задачи игры:

—  активизировать профессиональное самоопределение участни ков;

дать возможность участникам соотнести свои возможности и возможности своих одноклассников с требованиями различных профессий.

Игра проводится либо в круге, либо учащиеся сидят на своих мес тах в классе. Количество участников от 6 до 15 человек. Приглаша ются 2-3 независимых эксперта (учащиеся параллельного класса или учителя).

Время проведения: от 15 до 45 минут.

Ход игры

Социальный педагог: Назовите наиболее интересные для вас про фессии, а я запишу их на доске.

(Записывает 10—15 наименований профессий.)

Социальный педагог: Теперь я назову какую-нибудь из этих про фессий, а вы в течение 2—3 секунд посмотрите друг на друга, пытаясь определить, кому из вас она подойдет в наибольшей степени. По мое му сигналу вы одновременно должны показать рукой на выбранного сверстника. 

Анкета

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

—  очень хорошими;

—  хорошими;

—  не очень хорошими;

—  плохими;

—  не очень плохими.

 2. Считаете ли Вы свою семью дружной?

- да;

-  не совсем;

-  нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их_______________________________________

4.  Как часто ваша семья собирается вместе?

—  ежедневно;

—  по выходным дням;

—  редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

—  решаете сообща возникшие проблемы;

—  занимаетесь семейно-бытовым трудом;

—  вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

—  обсуждаете вопросы обучения детей;                И

— делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и не удачах;

—  каждый занимается своим делом;

—  еще что-то (допишите).

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

— да;

—  часто;

—  иногда;

—  редко;

—  нет.

7. Из-за чего возникают конфликты?

—  непонимание членами семьи друг друга;

—  неуважение, грубость, неверность, др.;

—  отказ участвовать в семейных делах, заботах;

—  разногласие в вопросах воспитания детей;

—  злоупотребление алкоголем;

— другие причины (укажите). 8. Какие способы разрешения семейных конфликтов вы исполь-

уете?

—  примирение;

— совместное обсуждение ситуации и принятие общего реше ния;

—  естественное затухание конфликта;

—  обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям,

друзьям, учителям);

—  конфликты практически не разрешаются, носят затяжной ха-9. Ваши дети бывают свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми? -да;

—  нет;

I— иногда. 10. Как дети реагируют на семейные конфликты? — переживают, плачут; — становятся на сторону одного из родителей; - пытаются помирить; — уходят из дома; замыкаются в себе;

—  относятся безразлично;

—  становятся озлобленными, неуправляемыми;

—  ищут поддержку у других людей.

11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых взаимоотношений и улучшения микроклимата вашей семьи?

В процессе работы с семьей (вне зависимости от ее типа) социаль ному педагогу необходимо руководствоваться следующим:

—  каждому родителю неприятно слышать негативные отзывы о своих детях, поэтому педагогу необходимо не жаловаться, а искать и находить в ребенке добрые, хорошие черты. Следу ет профессионально выводить родителей на понимание необ ходимости поиска путей коррекции возможных отклонений в

повелении;

—  нельзя в качестве поучительного примера разглашать инфор мацию о негативных примерах семейного воспитания. Такая информация всегда анонимна;

—  позиция силы или страха в отношении трудного подростка не даст позитивного результата. Учитесь сами (и социальный педагог, и родители) и давайте пример детям в умении видеть светлые перспективы будущей жизни;

—  злоупотребление доверием как подростка, так и его родителей может в какой-то момент свести к нулю все ваши усилия;

—  если вы ставите диагноз, помните, что ни один из методов диа гностики не дает бесспорной и окончательно верной информа ции.

Малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные се мьи - это традиционные объекты деятельности школьного социаль ного педагога.

2.1.1. Работа с малообеспеченными семьями

Виды возможной работы социального педагога с малообеспечен ными семьями: —  выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных

взаимоотношений;

—  оказание юридической помощи: отстаивание интересов чле нов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг,

защита прав и т. п.;

—  направление в случае необходимости в службу психологической

помощи;

—  организация досуга и отдыха детей совместно с профсоюзными комитетами и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;

—  оказание родителям помощи в трудоустройстве, содействие уст ройству на бесплатные курсы, в центры для профессионального обучения или переобучения;

трудоустройство несовершеннолетних;

—  оказание содействия в организации совместного досугового

общения и др.

2.1.2. Работа с семьями безработных

Виды возможной работы школьного социального педагога с се мьями безработных:

— выявление семей безработных, наблюдение, изучение их со-

!  стояния, потребностей, проблем, проектирование возможной помощи; - оказание посильной организационно-юридической помощи; — психологическая поддержка, объем которой определяется мерой компетенции социального педагога, направление для консуль тации в специализированные учреждения; — организация досуга и отдыха детей; возможное содействие в трудоустройстве; - помощь в получении различных видов материальной помо щи; — информационная и организационно-посредническая по мощь; — социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспечен ных семей. 2.1.3. Работа с многодетными семьями Пол многодетной семьей в европейской части России принято по-1мать семью, имеющую трех и более детей. В регионах с традиционно 1сокой рождаемостью этот показатель может быть увеличен. К основным проблемам многодетных семей относятся: - материальные; - обеспечение полноценным питанием, одеждой, жильем;



Предварительный просмотр:

К А Р Т А

Имя, фамилия___________________________________________________ Возраст __________ Дата ______________ Класс _______________

Нарушения

Неприспособленность

НД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Д

1

2

3

4

5

6

7

9

10

8

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

У

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

ТВ

1

2

3

4

5

6

7

9

11

13

15

8

10

12

14

16

ВВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

ТД

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

11

12

13

14

15

А

1

2

3

4

5

6

8

9

10

11

7

12

13

14

15

16

Н

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2

ВД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ЭН

1

2

3

4

5

9

10

6

7

8

11

12

НС

2

3

4

1

5

6

7

С

1

2

3

4

5

6

7

СР

1

2

3

УО

1

2

3

4

5

6

7

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ф

1

2

4

5

3



Предварительный просмотр:

Опросник для родителей

(Разработан по материалам работы кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова)

   Уважаемые родители! В целях организации психологической работы с Вашим ребенком просим ответить на вопросы данного опросника:

  1. Фамилия, имя ________________________________________________
  2. Год, месяц рождения __________________________________________
  3. Посещает д/с, школу (тип группы – обычная, пятидневка; класс, школа – обычная, специальная, посещает ли группу продленного дня)_________________________________________________________
  4. Состав семьи (перечислить всех родственников, проживающих вместе с ребенком с указанием их возраста)______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________

  1. Где и кем работает отец ребенка_________________________________
  2. Где и кем работает мать ребенка_________________________________
  3. Жилищно-бытовые и материальные условия семьи:

А) отдельная квартира из ___комнат,

Б)  неблагоприятные,

В) отдельный дом,

Г) средние,

Д) комната в коммунальной квартире,

Е) достаток,

Ж) снимают жилплощадь,

З) изобилие.

     8. Здоровье родителей (здоровье отягощено сердечно-сосудистыми,                

          Психическими заболеваниями, алкоголизмом, др.)

  1. Здоровье ребенка (здоров, имеет нарушения в физическом развитии(рост, вес), состоит на диспансерном учете по поводу…, выраженная утомляемость, частые простудные заболевания, ОРЗ и др.)_______________________________________________________________________________________________________________________
  2.  У моего ребенка имеются нарушения зрения_______________________________________________________

Слуха________________________________________________________

Двигательной сферы___________________________________________

     11. Мой ребенок лежал в больнице _______раз(а) в   возрасте___________

          _____________________________________________________________

     12. Наличие радиационного воздействия                                 - нет;

           - ребенок имеет дозу облучения_________________________________

           - ребенок рожден от родителей, получивших дозу радиации.

                                     Особенности развития ребенка  

     13. Что больше всего радует Вас в Вашем ребенке____________________

       ______________________________________________________________

       ______________________________________________________________

     14. Что Вы делаете вместе со своим ребенком________________________

          _____________________________________________________________

          _____________________________________________________________

     15. Чем Ваш ребенок больше всего любит заниматься (играть во что?, читать, слушать сказки, рассказы, смотреть ТВ и кинофильмы – какие?, рисовать, лепить, конструировать, спортивные занятия и др.)______________


     16. Что сильнее всего расстраивает Вас в Вашем ребенке?___________________________________________________________


     17. Когда ребенок меня не  слушается, я______________________________

          _____________________________________________________________

     18. Укажите способы поощрения и наказания, обычно используемые Вами в воспитании ребенка_______________________________________________

__________________________________________________________________      __________________________________________________________________

   

     Отметьте, пожалуйста, пункты, по поводу которых Ваш ребенок вызывает у Вас беспокойство:

       А. ПОВЕДЕНИЕ.

      У моего ребенка

А) очень вспыльчив, часто непослушен, спорит с воспитателем, учителем;

Б) мешает другим детям, не замечает обращенную к нему речь, не меняет своего поведения, когда делают замечание;

В) не знает границ;

Г) сопротивляется правилам и отказывается подчиняться приказам;

Д) ломает игрушки;

Е) висит на взрослых;

Ж) выглядит слабым и бессильным;

З) подвержен страхам и тревоге;

И) редко улыбается и смеется;

К) легко впадает в ярость, груб и агрессивен;

Л) безынициативен, замкнут, погружен в свои мысли;

М) другое__________________________________________________________

        Б. САМООБСЛУЖИВАНИЕ.

     Мой ребенок

А) имеет проблемы с туалетом;

Б) не умеет самостоятельно кушать и одеваться;

В) с трудом следует заведенному порядку.

         В. ОБЩЕНИЕ.

      Мой ребенок

А) не играет с другими детьми;

Б) обижает более слабых;

В) выставляет себя, паясничает;

Г) не отходит от меня, не остается дома один;

Д) не будет работать в группе;

Е) его исключают из занятий в детской группе;

Ж) конфликтует, ссорится часто, дерется с другими детьми, кусается, царапается;

З) робок, застенчив;

И) его постоянно обижают другие дети, подсмеиваются над ним;

К) замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один;

Л) при общении с воспитателем, учителем теряется, смущается, плачет без веских на то причин;

М) избегает контактов со взрослыми, старается быть незаметным;

Н) проявляет негативизм по отношению ко взрослым, отвечает дерзко.

     Г. МОТОРИКА.

    Мой ребенок

А) а) неуклюж, неповоротлив

Б) не умеет рисовать, резать ножницами;

В) с трудом застегивает пуговицы;

Г) плохо контролирует движения тела;

Д) очень медлителен.

 

     Д. РЕЧЬ.

   Мой ребенок

А) имеет недостаточно четкое произношение;

Б) использует неполные предложения;

В) отвечает на вопросы невпопад;

Г) неправильно согласует слова в предложениях, допускает много грамматических ошибок;

Д) нуждается в частых указаниях;

Е) ему необходимо часто повторять, что он(а) должен(на) сделать;

Ж) заикается;

З) очень молчалив.

      Е. ВНИМАНИЕ.

    Мой ребенок

А) легко отвлекается;

Б) у ребенка малый объем внимания;

В) перескакивает с одной задачи на другую;

Г) упорствует, когда его просят остановиться;

Д) очень долго сосредотачивается на задаче;

Е) быстро устает и начинает ошибаться.

       Ж.РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ.

      Мой ребенок

А) усваивает хуже других;

Б) отставал (отстает) в развитии;

В) имеет трудности в  понимании;

В) имеет трудности в понимании;

Г) поступает, ведет себя не по возрас

Д) ничем не интересуется;

Е) водится с детьми намного младше себя.

      З. ЭМОЦИИ.

    Мой ребенок

А) плаксив, капризен;

Б) «заводится из-за пустяков», очень обидчив;

В) вял и равнодушен к происходящему;

Г) бывает очень жесток к животным;

Д) редко улыбается и смеется;

Е) у него постоянно плохое настроение.

   СПАСИБО!

     Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

    В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования – произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте – мотивом достижения успеха.

     Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется  смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели.  Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

     Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания.

     Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Как я уже говорила, ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.

    Также происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива – мотив избегания неудачи.

     В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось – ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил».

     Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимо-отношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми.

     В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета-опросник для одиннадцатых классов

В анкете представлен ряд вопросов, позволяющих определить насколько каждый учащийся оценивает свои возможности в ситуации профильного обучения...

Анкета-опросник для родителей

Сбор информации об учащихся....

Анкета-опросник для родителей и учащихся

Анкета-опросник для родителей и учащихся по внеурочкам...

Анкета-опросник для родителей "Слышит ли ваш ребенок".

Эта методика проверки слуха ребенка раннего возраста. Памятка разработана специально в Российском научно-практическом центре аудиологии и слухопротезирования Росздрава....

анкета-опросник для родителей

Определение психологического портрета ребенка, его анамнестических данных, состояние доречевого и речевого развития-одно из составляющих успеха логопедической коррекции...

Анкеты и опросники

1. Анкета для учащихся "Здоровый образ жизни"2. Опросник для родителей "Основа отношения отца и матери к ребенку"3. Анкета для родителей  "Ваша воспитательная система&quo...