Формирование семейной культуры в рамках ФГОС
статья (7 класс) по теме

Бевза Ираида Георгиевна

Рассматриваю ключевые направления развития общего образования "Наша новая школа". Указываю на главную цель современного образования и семьи - воспитание нравственного, ответственного инициативного и компетентного гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynaya_kultura.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

 

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ

  ШКОЛЬНИКОВ  КАК  ОСНОВА  РЕАЛИЗАЦИИ  ФГОС»

«ФОРМИРОВАНИЕ  СЕМЕЙНОЙ   КУЛЬТУРЫ

   В  УСЛОВИЯХ  ФГОС»

АВТОР: Бевза  Ираида  Георгиевна

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Русскополянская  средняя  общеобразовательная  школа №2»

Должность: социальный педагог

Адрес  автора:  Омская область, р.п.Русская  Поляна,

ул.Ленина, 76.

Телефоны: (38156) 2-14-91

                Р.п. Русская  Поляна

                        2012  год.

ФОРМИРОВАНИЕ  СЕМЕЙНОЙ  КУЛЬТУРЫ

В  УСЛОВИЯХ  ФГОС.

КЛЮЧЕВЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ  ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ «НАША  НОВАЯ  ШКОЛА».

-Обновление образовательных  стандартов.

-Система  поддержки талантливых  детей.

-Развитие  учительского  потенциала,

-Современная  инфраструктура школы,

-Духовно-нравственное  развитие  школьников,

-Здоровье школьников.

СФЕРА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ  В

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ  ВОСПИТАНИИ  МОЖНО

ОБОЗНАЧИТЬ  ДВУМЯ  ПОЛОЖЕНИЯМИ.

-Фокусом  целенаправленных  усилий государства является воспитание

активной гражданской позиции, чувств ответственности  за свою страну.

-Основным  институтом  педагогического  воздействия на духовно-нравственное  развитие является общеобразовательная  школа, выстраиваются  партнерские  отношения с другими социальными  субъектами воспитания и социализации, такими как  семья, институты гражданского  общества, общественные  организации.

   

Цель современного  образования  и семьи  в  воспитании

современного  Российского  школьника.

Важнейшей  целью  современного  образования и  семьи одной из приоритетных  задач  общества и государства  является  воспитание  нравственного,  ответственного, инициативного  и компетентного  гражданина России.

       В  новом  федеральном  государственном  образовательном  стандарте  общего  образования  процесс  образования  должен  пониматься  не только  как процесс  усвоения  системы  знаний, умений  и компетенций, составляющих  инструментальную  основу учебной  деятельности  учащегося, но и как  процесс развития  личности, принятия  духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Их содержание отражает основные  направления развития  личности:

-личностная культура;

-социальная культура;

-семейная  культура.

ЛИЧНОСТНАЯ  КУЛЬТУРА-это:

- готовность и способность к нравственному  самосовершенствованию, самооценке, пониманию  смысла  своей  жизни, индивидуально-ответственному  поведению.

-готовность и способность  открыто выражать  и отстаивать свою  общественную  позицию, критически оценивать  собственные  намерения, мысли и поступки;

-способность к самостоятельным  поступкам и действиям, совершаемым  на  основе  морального  выбора,  принятию  ответственности  за их результаты,  целеустремленность и настойчивость в достижении  результата;

-трудолюбие, бережливость, жизненный  оптимизм, способность к преодолению  трудностей;

-осознание  ценности  других  людей, ценности  человеческой жизни, нетерпимость  к действиям  и влияниям,  представляющим  угрозу  жизни, физическому  и нравственному   здоровью и  духовной  безопасности  личности,  умение им  противодействовать.

СЕМЕЙНАЯ  КУЛЬТУРА- это:

- осознание  безусловной  ценности  семьи  как  первоосновы  нашей  принадлежности  к народу,  Отечеству;

-понимание  и поддержание  таких нравственных  устоев  семьи,  как любовь, взаимопомощь, почитание  родителей,  забота  о младших и старших,  ответственность  за  другого;

-бережное  отношение  к  жизни человека,  забота  о  продолжении  рода.

СОЦИАЛЬНАЯ  КУЛЬТУРА-это:

-осознание  себя  гражданином  России  на основе  принятия  общих  национальных  духовных и  нравственных  ценностей;

-вера  в Россию, чувство  личной  ответственности  за  Отечество  перед будущими  поколениями;

-адекватное  восприятие  ценностей  общества: прав  человека, правового государства,  ценностей семьи, честности  судов и  ответственности  власти, гражданского  общества;

-готовность  солидарно  противостоять  глобальным  вызовам  современной  эпохи;

-развитость чувства  патриотизма и  гражданской  солидарности;

- способность к  сознательному  личностному, профессиональному,  гражданскому и  иному  самоопределению и  развитию  в  сочетании  с  моральной  ответственностью  личности  перед  семьей, народом, Отечеством,  родителями,  будущими  поколениями;

-забота о  преуспевании  единого  многонационального  российского  народа, поддержание  межэтнического  мира  и  согласия.

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ   РАЗВИТИЕ

Духовно-нравственное  развитие  гражданина  Рссии- это  процесс  последовательного  расширения  и  укрепления  ценностно-смысловой  сферы личности,  формирования  способности  человека  сознательно выстраивать  и  оценивать  отношение  к  себе, другим  людям, обществу, государству, миру  в целом  на  основе  общепринятых  моральных  норм  и  нравственных  идеалов,  ценностных  установок.

   Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие  экономики и социальной  сферы, качество  труда и  общественных  отношений- все  это  непосредственно  зависит  от  принятия  гражданином  России  национальных  и  общечеловеческих  ценностей и  следования  им в личной и  общественной  жизни.

Сферу  педагогической  ответственности  в  этом  процессе  можно  обозначить  двумя положениями:

-фокусом  целенаправленных  усилий  государства  является  воспитание  активной  гражданской  позиции,  чувства  ответственности  за  свою  страну;

-основным  институтом  педагогического  воздействия  на  духовно-нравственное  развитие  гражданина России  является  общеобразовательная  школа,  выстраивающая  партнерские  отношения  с  другими  социальными  субъектами  воспитания и  социализации,  такими,  как семья,  институты  гражданского  общества,  общественные  организации,  СМИ.

Духовно-нравственное  развитие  гражданина России  в  рамках общего образования  осуществляется  в  педагогически  организованном  процессе  осознанного  восприятия  и  принятия                                                                                          обучающимися  ценностей:

-семейной  жизни;

-культурно-регионального  сообщества;

-культуры  своего  народа, компонентом  которой  может быть  система  ценностей  традиционных  российских  религий;

-российской  гражданской  нации;

-мирового  сообщества.

Духовно- нравственное  развитие  гражданина  России  представляет  собой  постепенное  расширение  ценностно-смысловой  сферы  личности  под  влиянием  процессов  обучения, воспитания и социализации.

Следующая  ступень  развития  гражданина  России-  это  осознанное принятие  обучающимися  традиций,  ценностей. Особых  форм культурно-исторической. социальной  и  духовной   жизни  его  родного  села,  города, района. Области,  края.

Здесь  наполняются  конкретным  чувственно-выразительным  содержание  через  семью, родственников, друзей, школу,  природную  среду  и  социальное  окружение  такие  понятия,  как  «малая Родина»,  «Отечество», «родная  земля»,  «моя  семья  и род», «Мой  дом».      

БАЗОВАЯ                                    ФОРМИРОВАНИЕ

ЦЕННОСТЬ                                  СЕМЕЙНОЙ      

                                                        КУЛЬТУРЫ

                               ЦЕЛЬ

Осознание базовой  ценности семьи  как  первоосновы

нашей принадлежности  к  народу,  Отечеству.                                                                                    

 

                                СЕМЬЯ

СОДЕРЖАНИЕ                              СОДЕРЖАНИЕ        

 

-любовь;                                          

-верность;                                        

-здоровье;                                        

-взаимопомощь;                               -достаток;                                          -почитание родителей;                    -забота о младших и                         старших;                                          

-ответственность за                            другого;                                              

-забота о продолжении                    

рода.                    

-здоровый  образ жизни;

-умение ценить  семейные реликвии;

-забота  о  продолжении

Рода;

                                                             

ФОРМЫ                                                ФОРМЫ  

-Игровая деятельность;

-социальное творчество-

участие ребенка в социально

значимых делах;

-художественное творчество;

-спортивно-оздоровительная;

-трудовая;

-туристско-краеведческая.

-Семейное древо;

-летопись семьи;

-музей семейных реликвий;

-игра : «Какой  я  вижу  свою

Семью».

 

                                               

Виды внеурочной деятельности

Уровень результатов

Результаты

1.Игровая

1.Приобретение социальных знаний

Игра с ролевым акцентом

2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Игра с деловым акцентом

   

3.Получение опыта самостоятельного общественного  действия

Социально моделирующая игра

2.Познавательная

1.Приобретение

социальных

знаний.

Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады.

2.Ф Председателю  комиссии по                                                                                                 делам   несовершеннолетних  и  

             защите  их  прав  Администрации Р-Полянского  Муниципального образования

                Смирновой М.Г. ормирование

ценностного

отношения к

социальной

реальности

Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный  клуб «Что? Где? Когда?»

3.Получение

Опыта

Самостоятельного

Обществ.действия

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции  познавательной направленности(интеллек

туальные марафоны),

школьный музей-клуб.

3.Проблемно-

Ценностное

Общение

1.Приобретение социальных знаний

Этическая беседа

2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дебаты, тематический

Диспут.

3.Получение опыта самостоятельного обществ.действия.

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов.

4.Досугово-развлекательная деятельность

1.Приобретение соц.знаний

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, галерею.

2.Формир.ценностного

 отношения

к соц. реальности

Концерты, инсценировки, праздничные

«огоньки» на уровне

Класса и школы

3.Получение опыта самостоят.

Действия

Досугово-развлекательные акции

школьников в окружающем школу социуме.

5.Художественное

Творчество

1.Приобр.соц.

Знаний

Занятия объединений

Художественного творчества

2.Формир.ценностного

 отношения

к соц.реальности.

Худ.выставки. фестивали

искусств, спектакли в

классе.

3.Получение

Опыта самостоят.

Обществ.действия

Художественные акции

школьников в окружающем

школу социуме.

6.Социальное

Творчество

1.Приобретение

Соц. знаний

Социальная проба(инициатив-

ное  участие

ребенка в социальном

деле

2.Формиров.ценностно

го отношения

к соц.реальности

КТД(коллективно-

творческое дело)

3.Получ.опыта

Самостоятельного

Общественного

Действия

Социально-образователь

ный  проект

7.Трудовая деятельность

1.Приобретение

социальных

знаний

Занятия по констуированию,

 кружки технического

  творчества

2.Формир.ценностного

 отношения

к соц.реальности

Трудовые десанты,

Сюжетно-ролевые игры

3.Получение

опыта  самостоятельн.

общественного

действия.

Совместное образовательное

 производство детей

и взрослых

8.Спортивно-

Оздоровительная

Деятельность

1.Приобретение

социальных знаний

Занятия спорт.секций,

беседы о ЗОЖ, участие

в оздоровительных

процедурах

2.Формир.ценностного

 отношения

к соц.реальности

Школьные спортивные

турниры, оздоровит.

Акции.

3.Получение

опыта самостоятельного

общественного

действия

Спортивные и оздоровит.

акции школьников в

окружающем социуме

9.Туристско-

краеведческая

деятельность

1.Приобретение

социальных

знаний

Образовательная

экскурсия, туристическая  поездка,

краеведческий кружок

2.Формирование

ценностного

отношения

к соц.реальности

Туристский поход,

Краеведческий клуб

3.Получение

опыта самостоятельного

общественного

действия

Туристско-краеведческая

экспедиция,поисково-

краеведческая эксп. Школьный музей.

МОНИТОРИНГ:

В  работе  с классом  использую социологический  метод  наблюдения  в  процессе  непосредственного  общения  с  ребенком и  членами  его семьи.

    Визуальные  наблюдения  и  выводы  необходимы при  оценке  таких  характеристик,  как  «уровень  социального  благополучия  семьи»  или

«эмоциональные  отношения   родителей  с детьми».

    Для  более  точного  определения  этих  качественных  характеристик

можно   использовать  опросник, определяющий  уровень  социального

благополучия  семьи  в беседе с  ребенком (наедине)  использую  следующие

вопросы:

Хотел  бы ты  в  своей  будущей  семье:

-Иметь такие  отношения  между мужем  и женой, как у твоих родителей?

-Воспитывать  детей  так же,  как  это  делают твои родители?

-Относиться  к пожилым родителям, как  это делают  в  твоей  семье?

-Разделять домашнюю  работу так,  как это делают твои родители?

-Проводить  свободное  время  так, как это делают  твои  родители?

          Содержание  поставленных  вопросов  позволяет  сделать  вывод о

ситуации  в  семье,  взаимоотношениях между  всеми ее  членами.

           Создание  доверительных  отношений  с ребенком  требует наличия у

педагога наряду с  психологической  техникой информации  о личностных

характеристиках  ребенка.  Сбор  такой информации  провожу по  матрице,

которая  одновременно является инструментом для  вычисления обобщенного  показателя уровня  социального  благополучия  ребенка.  

ВОСПИТАНИЕ  СЕМЕЙНОЙ  КУЛЬТУРЫ

необходимо  начинать с коррекции  отношений  внутри семьи.

В процессе  систематической  работы с проблемными  детьми и семьями выделяю пять типов  семей. Выделяю эти семьи в ходе бесед, тестирования учащихся, составления социального паспорта  класса. Это позволяет более  адресно  и точно предупреждать и корректировать «изъяны» семейного  воспитания.  

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Методы

Семьи, в которых «трудные» родители.

Одинокая мать, которой

Ребенок мешает устроить личную жизнь.

Атмосфера, царящая в такой семье-холодность,

безразличие, отсутствие

духовного контакта.

 

-Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому

настороженно, не

спешить обижаться.

-Попробовать посмотреть на себя глазами матери.Это поможет лучше понять

ее и контролировать свое отношение к ней.

-Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его

будущее.

-деликатно. Тактично

Затронуть тему естественного желания матери устроить свою

личную жизнь;

пробудить потребность

в душевных контактах с

ребенком, совместном

решении повседневных

проблем.

Беседа. Игры и

упражнения: «Как

научить детей сотрудничать»

(К.Фопель) 

Семьи, в которых господствует безнадзорность.

В таких семьях родители, как правило употребляют алкоголь.

Для родителей характерны культурная ограниченность. Бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.  

-Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.

-Обратить внимание на

испытываемые подростком  переживания, боль, стыд,

обиду за отца и мать.

-Выяснить, кто из родителей пользуется

большим авторитетом в

семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

-Включить подростка в

Более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить

Контроль.

Участие детей и родителей в совместных мероприятиях.

Семейный клуб: «Культурные ценности и  традиции  семьи»;

«Реликвии из бабушкиного сундучка».

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.

-Сформировать у родителей потребность

в педагогических  знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.

-Пробудить интерес к саморазвитию.

-Внушать мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

Консультации с родителями на  темы:

«Культура общения»,

«Семейные проблемы.

Как их решать?»-обсуждение  жизненных

ситуаций.

Семьи, в которых приоритет отдается

материальному  благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества

поощряют.

-Изменить жизненную ориентацию родителей.

-Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

-При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.

Тренинг-«Решение конфликтных педагогических ситуаций».

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут  озлобленными и жестокими.

-Доказать родителям, что с ребенком надо общаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

-Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

-Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку- главное средство  в воспитании.

Тренинг- «Давайте никогда не ссориться!»

                           

НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ- имеет своим предметом «образование

сердца», то есть образование и управление  чувствами  и волей  детей.

В понимании Бестужева А.Ф. предмет нравственного  воспитания заключается в  создании условий для развития  ребенка  в соответствии с его

природными наклонностями, направленными   на пользу  общественного прогресса.

При   нравственном  воспитании  детей  мы  придерживаемся  четырех  основных правил:

        Первое- НЕ   ДЕЛАЙ  ДРУГИМ  ТОГО, ЧЕГО НЕ  ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ.

       

Второе- ТВОРИТЕ  ДЛЯ  ДРУГИХ   ДОБРО,  ЕСЛИ  ДЛЯ  ЭТОГО  У ВАС  ЕСТЬ  ВОЗМОЖНОСТИ.

Третье-БУДЬТЕ  ПАТРИОТАМИ  СВОЕЙ  НАЦИИ  И  СВОЕЙ  СТРАНЫ,

ЗАЩИЩАЙТЕ   ОТЕЧЕСТВО.

Четвертое- БУДЬТЕ   ЗАКОНОПОСЛУШНЫМИ,  НЕ  ДОПУСКАЙТЕ  НАРУШЕНИЯ   ПРАВОПОРЯДКА.      

ПРАКТИЧЕСКАЯ   ЧАСТЬ

ЗАДАЧА:   Сформировать  у  детей  понятие-

Забота  о  продолжении  рода.

Что детям  известно?

Что  необходимо сделать?

Форма  игровая

Разработать  игру

Отследить  эффективность  

данной  формы  деятельности.

Литература:

1.Д.В.Григорьев, П.В.Степанов-

                     «Внеурочная  деятельность школьников»

      Москва «Просвещение» -2010г.

 2.Классный  руководитель -№6, 2001г.

«Роль нравственного  воспитания в формировании  личности».    

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания по физической культуре в рамках ФГОС в 5 классе

Данный материал включает в себя два блока: "легкая атлетика" и "волейбол", расписаны знания и умения учащихся при прохождении этих блоков, а также за что учащиеся могут получить дополнительные бонусы ...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ по предмету «Физическая культура» в рамках ФГОС (основная школа)

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной инстит...

Конспект урока по физической культуре в рамках ФГОС. Игры и эстафеты с мячами.4 класс.

Цель: Совершенствование ловли и передачи мяча посредством подвижных игр и соревновательной деятельности Образовательные задачи: (предметные результаты): 1.Познакомить со значением слов «ball», « baske...

Уроки физической культуры в рамках ФГОС

направления уроков физической кульутры...

Построение деятельности учителя физической культуры в рамках ФГОС

Учитель как личность – активно действующий субъект педагогического воздействия. Успех его педагогической деятельности определяется такими характеристиками , как педагогические навыки, способност...

Семинар "Формирование метапредметных результатов в рамках ФГОС"

Семинар для молодых педагогов в рамках реализации муниципального проекта "Школа молодого педагога"...