Сущность и природа нравственности и духовности
статья (10 класс) по теме

Печкурова Елена Анатольевна

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. Духовность же имеет «вертикальную» направленность, поскольку она скорее «мост» от социального, личностного, “дольнего” к духовному, высшему, “горнему” миру. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными (Словарь рус. яз).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennost_i_duhovnost.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

 Сущность и природа нравственности и духовности

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

«Золотое правило» нравственности

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.

Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. В энциклопедическом педагогическом словаре «нравственность» трактуется как «термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже – этика. Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793 г.).

Следовательно, нравственность характеризует личность человека, его социальную сущность. В некоторой степени её можно отнести и к человеческой душе, которая проявляется в физическом мире через нашу личность. И если определить своего рода пространственную направленность нравственности, то это «горизонтальные» связи, то есть – социальные. Нравственность своего рода мерило принятия, присвоения человеком общественных норм и ценностей, а потому она в определённой степени может быть воспитана.

 Нравственная культура личности - освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору. Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:

отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.).

отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);

отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и др.);

отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей).

Нравственное сознание — синтез нравственных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивов и т.д. Нравственные чувства — форма переживания человеком своего отношения к природным и общественным явлениям, к другим людям и к самому себе. Только став предметом устойчивых чувств, нравственные понятия, оценки, убеждения и т.п. становятся реальными побуждениями к деятельности. Нравственная воспитанность — общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, общении, деятельности.

Духовность же имеет «вертикальную» направленность, поскольку она скорее «мост» от социального, личностного, “дольнего” к духовному, высшему, “горнему” миру. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными (Словарь рус. яз). Духовность имеет «вертикальную» направленность, поскольку она «не от мира сего», – она принадлежит духу, духовному миру, а не социальному. Но как свет солнца даёт растению возможность набрать «цвет» и распуститься чудесным цветком, так и духовность (дух) даёт человеку (личности, душе) проявить в этом мире свои самые лучшие – божественные качества – любовь, милосердие, сострадание, терпение»…

В энциклопедическом педагогическом словаре читаем: «Понятие духовность, образованное от слова «дух», изначально указывало на соотнесённость с супранатуралистическим трансцендентным началом… Духовность не поддаётся определению, поскольку дух – беспределен и не укладывается в пределы разума; в пределах только разума определение духовности негативно. Духовность противостоит социальности: в той мере, в какой социальность спонтанна, корыстна, адаптивна, – она бездуховна…».

Знакомясь с литературой по этой теме, заметила, что взгляды на сущность духовности представителей разных сфер познания практически идентичны по своему смыслу, отличаясь лишь внешними выражениями и названиями. Духовность чаще всего неразрывно связана с духом человека, с высшим, духовным сознанием человека; с действием Святого Духа, с Благодатью; с тончайшей, высшей энергией в человеке (в Учении Живой Этики она названа психической), с божественной энергией Любви; с открытостью и возжжением сердца. 

Так, Н.Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «я» человека. Именно духовность, идущая из глубины, по его убеждению, и есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке.

Дух, духовность составляют основание здоровой государственности и великой культуры. Духовность личности – это свобода и воля к совершенствованию; способность видеть последствия своих поступков для людей, для общего блага.

На уровень духовности личности влияют: сознание, мышление, интеллект, а также чувства, воображение, интуиция, совесть, воля, способность к творчеству[1].

Интеллект, уравновешенный с любовью ко всему прекрасному, определяют духовную направленность личности.

Уровень духовности человека определяется уровнем развития его сознания. Самым действенным подходом к духовному совершенствованию является устремленность к культурным и нравственным ценностям и их утверждение в жизни каждого дня. Так, человек взаимодействует с чем-то более совершенным и прекрасным.

Необходимым условием гармоничности этого взаимодействия является такая жизнь человека среди людей, ведущим качеством и главным результатом которой выступает самоотверженная, действенная любовь. Человек, возводящий в культ свои личные интересы и встающий на путь эгоизма, не способен к такой любви и не может проникнуться интересами общего блага. Он разрушает свою духовную целостность и отходит от закона единства. Тогда духовный мир человека деформируется, раскалывается. Избежать такого состояния души человеку помогает культура, или устремление к свету, к прекрасному [4].

Духовность личности связана  с гуманизмом и нравственными ценностями, с включением индивида в сферу духовной деятельности, под которой понимается совокупность эстетических, моральных, правовых и других взглядов на человека и окружающий мир.

Поэтому духовность нельзя воспитать извне, она может быть развиваема только изнутри.

Нравственность же (но только истинная, сознательная) является необходимым средством, условием для развития духовности.

Как уже говорилось ранее, в сочетании духовность и нравственность составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, само развития), она является основой нравственности.

Не всякий нравственный человек духовен, но каждый духовный человек непременно нравственен. Понять во всей полноте духовно-нравственное становление человека, его духовность невозможно без понимания сущности самого человека [6].

С духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность развития как самой личности, так и всего общества в целом. Основополагающее качество человека, настаивали русские мыслители, находится в его внутреннем, субъективном мире. Духовное, субъективное, доказывали они, образуя внутренний мир личности, подвержено воздействию внешней среды в гораздо меньшей степени, чем телесное в человеке. Человек сам во многом определяет степень допуска внешней среды в свой внутренний, духовный мир. По их мнению, личностный дух человека более глубоко и полно характеризует его социальную зрелость, чем какие-либо другие показатели. Именно духовность человека выступает интегральным качеством, которое более точно отражает его сущность [2].

В свете глобальных проблем современности, напряженного поиска стратегии выживания и прогресса человечества осознание и утверждение значимости усилий каждого человека в деле построения гармоничного, бесконфликтного мира приобретает в наше время особые актуальность и значимость.

Литература

 

1. Каган М.С. Философия культуры / М.С.Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.

2. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – № 3. – С.20-50.

3. Никитина Н.Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2008. – 273 с.

4. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. – С. 5-10.

6. Федотов Г. Ecce homo / Г.Федотов // Человек. – 1991. – №1. – С.38-47.

7. Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное образование, нравственные и духовные ценности личности

Все исследователи подчеркивают необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми. Тем не ме...

Воспитательный потенциал уроков химии в формировании патриотической, нравственной и духовной составляющей личности ученика

В статье излагается теоретическое обобщение материала и личного опыта в воспитательных аспектах уроков химии....

Омское искусство как средство формирования нравственной и духовной культуры школьника

В статье рассказывается об опыте работы  учителя изобразительного искусства Лебедевой Е.Б.на уроках и во внеурочное время....

Нравственное и духовное воспитание современного человека

Материал подготовила для  районного педсовета...

ДУХОВНАЯ ПРИРОДА СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ДУХОВНАЯ  ПРИРОДА  СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО  – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ...

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

         На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи...

Сущность и природа нравственности.

.....незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при ...