Омское искусство как средство формирования нравственной и духовной культуры школьника
статья по теме

Лебедева Екатерина Борисовна

В статье рассказывается об опыте работы  учителя изобразительного искусства Лебедевой Е.Б.на уроках и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon omskoe_iskusstvo.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Омское искусство

как средство формирования

нравственной и духовной культуры

школьника

Лебедева Екатерина Борисовна

Учитель ИЗО, черчения

БОУ г. Омска «Гимназия №12»;

Проблема духовного развития личности, его эмоциональной чуткости, отзывчивости на добро и зло, в настоящее время особенно актуальна. Академик Д.С.Лихачёв в своё время отмечал: «…Важно воспитывать молодёжь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти культурной, ибо подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ».

Задачей современной школы является воспитание высоконравственных, образованных, духовно богатых людей, обладающих чувством национального достоинства, гражданского долга и любовью к Родине. Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции своего края, его историю, культуру.

Знакомство учащихся нашей гимназии №12 с произведениями омских художников, архитекторов, скульпторов и народных умельцев способствует развитию умения самостоятельно разбираться в истинных и мнимых достоинствах современной культурной жизни; расширяет художественные представления детей об искусстве родного края, способствует становлению художественного и эстетического вкуса; учит видеть красоту в реальной жизни.

Изучение художественной летописи родного края в рамках исследовательской деятельности в общеобразовательной школе позволяет не только расширить знания о культуре, но и, самое главное, “зримо увидеть” и прочувствовать значение и нравственную ценность труда творческого человека.

На занятиях мы помогаем ребёнку овладеть языком изобразительного искусства, через знакомство с работами омских художников. Мы учим, разным способам взгляда на уже знакомые нам предметы, улицы, исторические события и окружающий нас мир.

  Работы художника требуют длительного и внимательного рассмотрения. Благодаря их многослойности, сложности, глазу открываются все новые и новые нюансы цвета, детали рисунка, тонкости фигуры”.

            Язык “чистой” формы, на котором говорит художник, предполагает понимание этого языка зрителем. Как известно, у каждого художника свой зритель. У Евгения Дорохова – это романтик, эстет, философ. С одной стороны, человек, непосредственно переживающий форму, ритм ее беспокойного движения, а с другой – интеллектуал, стремящийся извлечь смысл из увиденного, создать широкое ассоциативное поле”.

            Яркое, пышно цветущее, зовущее к себе “ассоциативное поле” помогает учащимся, и “окунуться” в тайны художественного замысла автора,  и, самое главное, вызывает желание на белых чистых листах сотворить свой мир красоты.

             Грандиозные события ушедшего века с его переломными вехами не могли не отразиться на творчестве омских художников. К темам эпического и лирического пейзажа К.П. Белова, Д.С. Суслова, лирических композиций В. Р. Волкова 1930-х годов во второй половине 1940-х присоединяется тема войны, фронта (К.Н. Щекотов, А. Н. Либеров, Т. П. Козлов, И.Я. Сивохин). Работы 1950-х годов отличаются более разнообразной тематикой. Наряду с циклами сибирских пейзажей, жанровыми композициями на тему строительства и восстановления народного хозяйства, часто предметом изображения становятся люди разных профессий и увлечений (М.Ф. Гладунов, П.С. Мухин, В.Р. Волков, A.M. Дубровский). В 1960-е годы в Омскую организацию Союза художников происходит мощное вливание молодых творческих сил: живописцы В. Кукуйцев, Н.Брюханов, Ю.Давыдов, Р.Черепанов, Н. Третьяков, Е. Куприянов, В. Бичевой, Г. Штабнов, художники-графики Ст. Белов, А.Чермошенцев, И. Желиостов, Н. Бережной, скульпторы Н. Бабаева и Ф. Бугаенко. В области монументального искусства работают М. Слободин, Н. Брюханов и Н. Третьяков. Интенсивно начинает развиваться омская графика. Работы художников-"шестидесятников" отражают сюжеты и типажи, раскрывающие романтику дальних дорог, гигантских строек, творческих поездок. Юбилейные даты страны - 20-летие победы в ВОВ (1965), 50-летие Великой Октябрьской Социалистической революции (1967), 100-летие со дня рождения В. И. Ленина (1970) во многом определили эмоциональную и социальную ориентацию искусства. "Суровостильные" работы художников шестидесятых сменяют "философско-отстраненные" работы мастеров поколения семидесятых годов (Г.Пилипенко, Г. Катилло-Ратмиров, Р. Камкина, А. Шакенов, В. Долгушин, А.Темерев, М. Разумов, И. Санин и др.). При всем разнообразии жанров девиз искусства 70-х - "больше размышлений, чем чувств". В эти годы набирает силу декоративно-прикладное искусство. Его яркий представитель - В. С. Синицких, продолживший лучшие традиции тобольских косторезов. Художники плодотворно работают в области книжной иллюстрации (И. А. Санин, Б. Тржемецкий и др.). Во второй половине 1980-х - 1990-е годы наряду с уже сложившимися мастерами, работающими в традиционной манере, появляются молодые художники, ориентирующиеся в своем творчестве на авангардные направления (С.Александров, Н. Молодцов, Т. Бугаенко, Т. Колточихина, А. Машанов, Б.Миронов, Е. Дорохов и др.). Происходит размывание границ жанров.

           Алексей Николаевич Либеров – гордость Омска и его слава. Художника называют одним из деятельных участников и вдохновителей творческой организации - Союза художников. Сейчас она насчитывает около 200 человек, каждый из которых является обладателем индивидуальной творческой биографии. Но всех их объединяет одно – все они работали и работают в родном крае, где созданы все условия для реализации любых творческих планов и амбиций.

           Необычный  взгляд на мир омских художников увлекает учеников, даёт им хороший толчок для самореализации.

        Стимулом познавательной и творческой активности ребят стала экскурсионная деятельность. Посещение ученикам омских музеев помогает им соприкоснуться с душой сибирского народа, его мыслями, радостями и печалями, открыть для себя свои исторические корни, понять, чем жили Омичи, о чём мечтали, что их волновало.

            Государственное учреждение культуры - музей изобразительных искусств имени Михаила Александровича Врубеля – гордость нашего города! В его великолепных залах представлено огромное количество музейных сокровищ, представляющих все виды и жанры изобразительного искусства.

   Высококвалифицированные музейные специалисты проводят с нашими учениками экскурсии и лекции, выездные беседы и многочисленные конкурсы, видео-лектории и красочные спектакли с использованием музейных предметов, которые рассчитаны на все возрастные категории!

        В основе проекта- призёра городского Интернет конкурса «Осень в городе», подготовленного восьмиклассниками, была экскурсия по музеям города Омска. В копилке этого же проекта – стихи и рисунки гимназистов об осени.

          Вместе с искусствоведом на виртуальной экскурсии учащиеся отправляются в творческое путешествие по …эскизам костюмов, которые “у Сергея Федоричева они столь же изящны, как и его миниатюрные работы. Среди них есть чрезвычайно сложные, филигранные костюмы, например, для “Мухи-Цокотухи”. Есть исторические костюмы для “Царя Емельяна Пугачева”. Для каждого персонажа “Игры в фанты” художник придумал гротескные костюмы”.

             Мы только слегка приоткрываем занавес в мир театрального закулисья, но уже рассказ увлек учащихся на создание эскизов сказочных костюмов.

            Статья “О доме, о мире и единстве противоположностей”  заинтересовала учащихся возможностью сравнить свои представления о доме с представлениями самого художника и реальностью претворения своей мечты – рождения своего собственного жилища, используя разнообразные декоративные материалы.

        Одна из наиболее удачных форм организации работы с учащимися – метод проектов.

          Привлечение ребят к проектной деятельности создаёт основу для расширения информационного кругозора, связанного со спецификой Омского региона, знанием его истории и необходимостью сохранения и поддержания культурных традиций. Работа в этом направлении  способствует своевременному формированию культурной грамотности.  Общение с живой культурной жизнью региона, в том числе в процессе знакомства с художественным миром Омска (посещение музеев, выставок, галерей), через встречи с деятелями искусства, экскурсии по знаковым и тайным театральным местам способствуют развитию креативных навыков, формирует умение видеть ценность Места. Сопоставление прошлого и современности позволяет выделить те социокультурные процессы, которые содействуют поиску творческих идей, направленных на региональную специфику.

           Знание особенностей формирования культуры региона будет способствовать становлению личности в процессе социализации  – это приоритетный фактор, определяющий сегодня такие понятия, как «патриотическое», «духовно-нравственное». Уникальность культуры Места, обусловливающей тип ментальности, поведения, особенностей взаимоотношений различных социальных групп в едином социокультурном пространстве, помогает откорректировать процесс воспитания и образования, ориентированный на толерантное, взаимно обусловленное сосуществование.

           Уже в начальной школе мы используем мини – проекты. Формы таких проектов различны, их выбор зависит от пройденной темы. Это может быть мультимедийная презентация, игра, викторина. Начиная с 7, 8 класса, мы можем говорить о полном использовании метода проекта в нашей работе с учениками. Такие проекты, как правило, говорят в течение длительного периода, выполняются индивидуально с отдельными учащимися.  Ребятам нужно собирать большой материал по определённой теме, вычленить самое главное. Вместе с учителем разработать эскиз будущей работы, выбрать наилучшую технику исполнения, творчески подойти к созданию презентации проекта. Большой популярностью пользуется у ребят нашей гимназии городской конкурс изобразительных проектов. Два года подряд ученики 7 и 8 классов становятся призёрами конкурсов «Один день города Рима» и «Древняя Русь».

        Исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти в культурное пространство самоопределения. Каждый результат рождает этап рефлексии, что приводит к появлению новых замыслов и творческих планов,  которые  конкретизируются  в дальнейшем развитии проектов. Учебная активность приобретает непрерывный  и мотивированный характер. Сфера применения  создаваемых учащимися проектов под руководством учителя достаточно обширна. Учениками 11 класса  был создан проект «Омск театральный», рассказывающий о театрах города Омска, их истории, о творческих личностях. Проекты используются как дополнительный информационно – иллюстративный материал на уроках изобразительного искусства, МХК, истории, литературы и т.д.

          Овладение учащимися в рамках исследовательской деятельности знаниями в области искусствоведения способствует не только развитию познавательного интереса к изучению родной культуры, но и становлению ценностного отношения к миру, формированию нравственного, эстетического, гражданского сознания.

        У омского искусства свой колорит, своя цветовая гамма пейзажей, портретов, сюжетных картин.

        Знакомство с картинами  омских художников помогает ребятам в выборе оригинальной техники исполнения для своих работ. Результат - победа  учащихся гимназии в городских конкурсах рисунков «Моя любимая семья», «Я люблю Омск».

        Кто работает по программе « Изобразительное искусство и художественный труд» Неменского Б.М., знает о вариантности воплощения тем, что позволило мне использовать дополнительный материал  по искусству родного края. Мной были выстроены исходные положения. Что помогло в дальнейшей работе:

- доступность и соответствие изучаемого материала интересам, вкусам и потребностям школьников;

- системность и постепенное усложнение материала как в течение одного года, так и в период всего обучения изобразительному искусству;

-развитие художественно – творческих способностей учащихся через соприкосновение с искусством родного края;

        Целью таких уроков стало знакомство учащихся широким кругом явлений омского искусства, формирование умений и навыков, помогающих создавать свои творческие работы в русле национальных традиций. Каждый такой урок несёт в себе определённый положительный эмоциональный заряд, который создаётся посредством синтеза искусств, представленного зрительным, музыкальным и литературным рядом. Зрительный ряд уроков изобразительного искусства включает в себя демонстрацию видеофильмов об омских художниках, просмотр книг, альбомов, презентаций, созданных учащимися 10-11 классов.

 «Преодолевая время, подлинная культура объединяет минувшее, настоящее и будущее». Педагоги нашей гимназии №12 поддерживают тесную связь с родителями. Большинство семей, как правило, охотно помогают своим детям найти нужный материал г. Омска, а народном промысле своей малой родины. Это способствует духовному сближению детей и взрослых, развевает интерес к искусству родного края, повышает общий культурный уровень не только детей и взрослых.

        В гимназии созданы хорошие условия для работы в этом направлении: 2 компьютерных  класса, возможность  неограниченного выхода в Интернет. Есть библиотека, в которой можно найти электронные учебные пособия по изобразительному искусству и другим предметам. Кабинет изобразительного искусства оснащен современными средствами обучения: телевизором, DVD плеером, ноутбуком, проектором.

Вся наша работа с ребятами направлена к профессиональному изучению культуры, способствует развитию навыков исследовательской деятельности, открывает широкие возможности в предоставлении своего опыта на городских, Региональных Научно-Практических конференциях, Либеровских искусствоведческих чтениях, Этических чтениях и т.д..

Мы стараемся работать так, чтобы гимназия №12 стала местом, где дети имеют все условия для развития творческих способностей, реализации своих  талантов, самовыражения, общения и духовного развития.

Творческая судьба личности  определяется особенностями её взаимодействия с культурой. Каким будет уровень творческой самореализации взрослого человека, его творческая активность, зависит от нас педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Юный экскурсовод Югры как средство реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников."

Работая по УМК "Way Ahead" издательства "Macmillan", мы имеем обширный страноведческий материал  о жизни, культуре, традициях страны изучаемого языка. Но, участвуя в диалоге культур, учащиеся дол...

Использование краеведческого материала о жизни и творчестве омского поэта Л.Мартынова на уроках немецкого языка как средство любви к родному краю

Данная работа была предствлена на фестиваль " Открытый урок" в 2011 году.В работе представлен один из примеров использования регионального компонента на уроках немецкого языка и во внеклассной работе ...

Ритмоплаcтика - средство гармонизации психического, духовного и физического здоровья

Рекомендация для педагогов-хореографов, занимающихся с детьми дошкольного и младшего школьного возраста ритмикой и ритмопластикой. Описаны подходы, методы, даны краткие рекомендации по подбору музыки....

ОМСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ «Традиционные ценности и современный мир» Духовно-нравственное воспитание в семье и общеобразовательном учреждении через реализацию учебного курса ОРКСЭ

         Большое значение в формировании духовно-нравственного воспитания обучающихся имеет преподавание комплексного учебного курса  ОРКСЭ, который...

«Формирование опыта духовно-нравственного поведения воспитанников на примере Омского кадетского военного корпуса», научно-исследовательская работа, 11 класс

   Научно-исследовательская работа представлена на региональной научно-практической  конференции: "Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения"         ...