Использование краеведческого материала о жизни и творчестве омского поэта Л.Мартынова на уроках немецкого языка как средство любви к родному краю
статья по немецкому языку по теме

Бескова Светлана Петровна

Данная работа была предствлена на фестиваль " Открытый урок" в 2011 году.В работе представлен один из примеров использования регионального компонента на уроках немецкого языка и во внеклассной работе с обучающимися как средство воспитания любви к родному краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование краеведческого материала о жизни и творчестве омского поэта Леонида Мартынова

Бескова Светлана Петровнаучитель иностранного языка

Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков

     Модернизация современной системы образования и воспитания в Российской Федерации предполагает гуманизацию образовательного процесса, образовательную политику, обращенную к человеку и окружающей его среде. В поисках путей духовного возрождения общества, формирования нравственных идеалов молодого поколения педагоги нашей страны в последние годы вновь обратились к краеведению — направлению, казалось бы, утратившему свою актуальность.

   Чтобы быть интересным партнером по межкультурной коммуникации, необходимо знать и понимать свою национальную (этническую) культуру. В межличностном диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях своего народа, о своей малой Родине. Педагоги справедливо придают большое значение изучению родного края: истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе. Это, в сущности, и есть суть краеведения: изучить, изведать, познать малую родину, где человек появился на свет и вырос.

    Краеведение в современной системе образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи, формирования культуры учащихся. Методики использования экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания в них патриотизма и нравственности, любви к малой родине получили широкое распространение.

   Что касается обучения иностранному языку, то в нем в настоящее время в меньшей степени, чем в других предметах, учитывается национально-региональный компонент содержания образования. Однако специфика иностранного языка, обновление целей и содержание языкового образования на современном этапе предполагают включение данного компонента в обучение иностранному языку. Необходимость обучения иностранному языку с учетом национально-регионального компонента продиктовано тем, что понимание иной культуры возможно только на основе знания своего региона. На региональный компонент выделяется 10-15% времени, что создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.

    Задачи обучения, развития и воспитания учащихся решаются с помощью многосторонних межпредметных связей, посредством которых, также закладывается фундамент для комплексного подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. И если краеведческий материал может быть использован при изучении многих школьных предметов (истории, географии, биологии, физики, химии, литературы, музыки и изобразительного искусства), то межпредметный характер его применения на уроках иностранного языка обусловливает необходимость этой проблемы.

    Правильное установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и, как в данном случае, для усиления практической и коммуникативной направленности обучения иностранному языку, что их использование на уроке повышает качество обучения, служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, следовательно, выполняет все дидактические функции.   Региональный компонент на уроке пробуждает у учащихся познавательный интерес к родному краю.

    В данной работе представлен один из примеров использования краеведческого материала на уроках немецкого языка как средство воспитания чувства любви к родному краю и гордости за него. Мы использовали знания обучающихся по литературе: это жизнь и творчество омского поэта Леонида Мартынова, применив их на уроках немецкого языка. Началась эта работа в 6 классе и проводилась в течение 4 лет с одним и тем же классом.

     Проводя эту работу, мы преследовали следующие цели:

1. Образовательные:

- информировать учащихся о жизни и творчестве омского поэта Л. Мартынова.

- овладеть лексическим материалом по темам: 6 кл. - ”Die Stadt”, 7 кл. - ”Unser Heimat”, 8 кл.”- Die Reise”, 9 кл. - “Bücher in unserem Leben”и активно применять ее в дальнейшем изучении иностранного языка.

2. Воспитательные:

- повысить уровень мотивации к изучению иностранного языка -развивать чувство патриотизма и любви к родному краю.

- расширить круг знаний обучающихся по темам:” die Stadt”, “Unsere Heimat”, “Die Reise”, “Bücher in unserem Leben”.

3. Развивающие:

- развивать умения и навыки в использовании лексического материала по темам:” Die Sadt - 6 кл., “ “Unsere Heimat” - 7 кл., “Die Reise” - 8 кл., “ Bücher in unserem Leben” - 9 кл.

-развивать умения и навыки разговорной речи, навыки перевода и письма.

И ставили следующие задачи:

- изучить жизнь и творчество омского поэта Леонида Мартынова.

- усвоить весь лексический материал по темам: “ Die Stadt" -6кл. , “ Die Heimat” - 7 кл., ”Die Reise" -8 кл. “Bücher in unserem Leben” - 9 кл.

- активно применять и использовать все полученные знания в дальнейшем изучении иностранного языка. 

     За весь этот период были проведены:

1. Классные часы о жизни и творчестве Леонида Мартынова, (в 6 классе вместе с учителем литературы были проведены ряд уроков и классных часов, посвященных данной теме).

2. Проведена викторина на немецком языке, посвященная жизни и творчеству Леонида Мартынова (7 класс).

3. Пешеходные экскурсии по местам, связанным с жизнью и творчеством поэта, (в 6 и 8 классе, результатом которых обучающимися 8 класса была выпущена стенгазета на немецком языке).

4. Обучающиеся учили его стихи и переводили их на немецкий язык (9 класс).

4. Писали рефераты о жизни и творчестве Мартынова на немецком языке, (9 класс).

5. Беседовали о поэте на уроках немецкого языка. (6-9 класс).

См. приложение.

    Заключение

    Итак, проведя всю эту четырехлетнюю работу по изучению жизни и творчества омского поэта Леонида Мартынова, можно сделать следующие выводы:

- Тема выбранной нами методической разработки необычайно актуальна, ибо вопрос патриотического воспитания человека поднимался со времен существования древних цивилизаций, и теперь в XXI веке не утратил необходимости и важности.

- Использование иностранного языка в качестве средства передачи и приема информации о родном крае создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора обучающихся.

-Использование дополнительного краеведческого материала способствует развитию интереса к предмету, углублению знаний, совершенствованию навыков и умений по предмету; а организация экскурсий помогает педагогам воспитывать обучающихся нравственно, патриотически и эстетически.

     Мы полагаем, что при использовании всех возможностей, который дает нам предмет иностранного языка, мы сумеем развить у детей чувство прекрасного, сформировать их художественные вкусы; сумеем научить, ценить и понимать произведения искусства, красоту и богатство родного края и таким образом улучшим их художественное, эстетическое и патриотическое образование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование краеведческого материала о жизни и творчестве омского поэта Леонида Мартынова на уроках немецкого языка как средство воспитания любви к родному краю. Бескова Светлана Петровна МОУ « Средняя общеобразовательная школа №48» г. ОМСК

Слайд 3

Для чего нужна эта работа? Высшей целью любого цивилизованного общества является всестороннее гармоничное развитие личности. Этой цели подчинена и вся деятельность современной школы. Но в наш стремительный век прогресса, век компьютеризации ребенок подчас не замечает, окружающий его мир. Часто ученикам не хватает знаний на иностранном языке о своем регионе, чтобы можно было применить их в общении с иностранными друзьями. Однако материалы по краеведению на иностранном языке не представлены в учебниках и учебных пособиях. Поэтому учащиеся и педагоги испытывают потребность в таких знаниях. Научить ребенка видеть родную природу, родной город – одна из задач учителя.

Слайд 4

В данной работе представлен один из примеров использования краеведческого материала на уроках немецкого языка как средство воспитания чувства любви к родному краю и гордости за него. Мы использовали знания обучающихся по литературе: это жизнь и творчество омского поэта Леонида Мартынова, применив их на уроках немецкого языка. Началась эта работа в 6 классе и проводилась в течение 4 лет. За весь этот период были проведены: классный час о Леониде Мартынове, экскурсия по местам, связанным с поэтом, обучающиеся учили его стихи и переводили их на немецкий язык, писали рефераты о жизни и творчестве Мартынова на немецком языке, беседовали о поэте на уроках немецкого языка.

Слайд 5

Проводя эту работу, мы преследовали следующие цели: 1.Образовательные: -информировать учащихся о жизни и творчестве омского поэта Л. Мартынова. -овладеть лексическим материалом по темам:6 кл.-” Die Stadt ”, 7кл.-” Unser Heimat ”, 8 кл.”- Die Reise ”, 9 кл.- “ B ü cher in unserem Leben ”и активно применять ее в дальнейшем изучении иностранного языка. 2.Воспитательные: - повысить уровень мотивации к изучению иностранного языка -развивать чувство патриотизма и любви к родному краю. -расширить круг знаний обучающихся по темам:” die Stadt ”, “ Unsere Heimat ”, “ Die Reise ”, “ B ü cher in unserem Leben ”. 3. Развивающие: -развивать умения и навыки в использовании лексического материала по темам:” Die Sadt -6кл, “ “ Unsere Heimat ”-7кл, “ Die Reise ”-8кл, “ B ü cher in unserem Leben ”-9кл. -развивать умения и навыки разговорной речи, навыки перевода и письма.

Слайд 6

И ставили следующие задачи: -изучить жизнь и творчество омского поэта Леонида Мартынова. - усвоить весь лексический материал по темам: “ Die Stadt-6 “кл. , “ Die Heimat ”-7 кл ,” Die Reise -8”кл , “ B ü cher in unserem Leben ”-9 кл. -активно применять и использовать все полученные знания в дальнейшем изучении иностранного языка.

Слайд 7

6 класс Учащиеся 6-х классов рисовали здания в городе Омске, связанные с жизнью поэта Леонида Мартынова. Затем была выставка лучших работ, выставленная в музее школы

Слайд 8

Викторина, посвященная Леониду Мартынову 7 класс 1.Beantwoten die Fragen: . 1.Wo wurde Leonid Martinov geboren? 2.Wann wurde Leonid Martinov geboren? 3.Wie war sein Vater von Beruf? 4.Wie heist die Strasse, in die L. Martinov lebte? 5.Wie heist diese Strasse heute? 6.Wie ist der lieblings Martinovbsbaum? 7.Wie heist das erste Gedicht von Martinov? 8.Wie hat Martinov seine Stadt genannt? 9.Wo hat er gearbeitet? 10.Wie ist die Hauptidee der Martinovgedichte? 2.Beschreiben sie bitte diese Gebeude: 1.Учащиеся получают карточки с изображением зданий, связанных с жизнью и творчеством Л.Мартынова.и должны их описать по плану: 1.Wie heist dieses Gebeude? 2.Wie ist dieses Gebeude? 3.Warum nennt man es Matinovssehenswurdichkeiten? 3. Nennen Sie bitte die Werke von Martinov : Команды по очереди называют произведения Л.Мартынова. За каждый правильный ответ -1 очко. 4. Was ist der Bau ? Учитель показывает фотографии достопримечательностей, связанных с жизнью и творчеством Л. Мартынова, учащиеся называют их.

Слайд 9

8 класс “ Die Reise ” Экскурсия по местам, связанным с жизнью Л. Мартынова. 1962 г . 2008 г. Das Gebeude der Dampferschaft. L.Martinov widmente ihm das Gedicht “ Ballade uber Zweistockigehaus”(1941)

Слайд 10

8 класс “ Die Reise ” Экскурсия по местам, связанным с жизнью Л. Мартынова. Hier befindete sich Redaktion der Zeitung”Omskaja Pravda”(1941-1945) . Und fanden”Die Literarischen Donnerstagen” statt. L. Martinov besuchte sie oft. 1963 г. 2008 г .

Слайд 11

8 класс “ Die Reise ” Экскурсия по местам, связанным с жизнью Л. Мартынова. 1958 г . 2008 г. Bibliothek von A.S.Puschkin, wo arbeitete L.Martinov.(1941-1942)

Слайд 12

8 класс “ Die Reise ” Экскурсия по местам, связанным с жизнью Л. Мартынова. Die Kathedrale”Kasanski”. Hier bekreuzigte sich L.Martinov im 1906. 2008 г. 1911 г.

Слайд 13

8 класс “ Die Reise ” Экскурсия по местам, связанным с жизнью Л. Мартынова. Die Militarhochschule von F.M.Frunse L.Martinov besuchte diese Schule im 1944. 1954 г. 2008г. 1954г.

Слайд 14

9 класс.Рефераты Die Werken von Leonid Martinov Das ist schwer das literarische Leben im Omsks ohne Name des Dichters Leonid Nikolaevitsch Martinov vorzustellen. (1905-1980). Der Dichter lebte im Omsk 40 Jahren, und das Thema zentral seinen Werken war marchende Sibirien ( Lukomorie) und die Stadt Omsk. Martinov war ein Dicnter- Patriot, die uber seine Heimat schrieb, ihr und seinen Wurden beruhmt machte. Der beruhmte Schriftsteller und erste Redaktor der Zeitschrift “Sibirskie Ogni”(20-30 Jahren) Vivian Itin sagte:” Die Sibiriendichter erkannten einstimmig seine poetische Uberlegenheit an”. Im1921 war Leonid Martinov ein Mitarbeiter der Zeitschriften “ Arbeitsweg” und”Signal”, wo schrieb er Articeln,Essay , Gedichten und schrieb alles unter dem Name Alexander Gintsch. Im1923 war sein erste Gedicht “Luftfgeratten” veröffentlicht. « Alte Omsk”-im1924. Im dreizigem Jahren schreibte Martinov seinen historische Poemen”Puschkin und Erschov”, “Ingenieur Michailovski”, “Der Maler Znamenski”usw. Martinovsibirien ist das keine Hauser aus Holz mit den Ofenen, keine Nadelwalde und starke Frost. Das ist marchende Land,das ist “seine Lukomorie”.Das ist das Land des Gluckes und der Freude. Das Thema”Omsk” ist das Hauprthema seiner Dichtung. Seine Gedichten”Alte Omsk”,” die Admiralitätsstunde““ der Fluss die Stille“ — alle sind Omsk und seine Schoncheiten. Hier ist jede Strasse-seine Strasse, jedes Haus-seines Haus. Leonid Nikolaevitsch Martinov hat mehr 50 Gediche und 20 Essay uber Omsk geschrieben.

Слайд 15

9 класс.Рефераты Leonid Nikolaevitsch Martinov wurde 9(22) Mai im Omsk geboren.Sein Vater Nikolai Martinov war Ingenieur von Beruf, seine Mutter –die Hausfrau. Sie unterrichtete den Sohn in der Literatur und in der Poesie. Martinov lebte in der Strasse Krasni Sori( fruher Prospekt Nikolski.)Er wurde in der Strasse Lagernaja ,75 geboren, im Kathedrale “Kasatschi bekreuzigte sich. Im seine Kindcheit las er Abenteuerromane(K.Deul, D.London).lernte Geografie, Geologie. Im Jahren1916-1917 besuchte er Jugendgymnasium. Im1921 war Leonid Martinov ein Mitarbeiter der Zeitschriften “Arbeitsweg” und”Signal”, wo schrieb er Articeln,Essay , Gedichten und schrieb alles unter dem Name Alexander Gintsch. Im1923 ist sein erste Gedicht “Luftfgeratten” veröffentlicht. « Alte Omsk”-im1924. Im dreizigem Jahren schreibte Martinov seinen historische Poemen”Puschkin und Erschov”, “Ingenieur Michailovski”, “Der Maler Znamenski”usw. Wahrend des Kriges lebte Martinov im Omsk und schrieb die patriotische Gedichte, Essay und Agitplakaten. Nach 1946 lebte Leonid Martinov im Moskau , aber schrieb er uber die Stadt Omsk. Leonid Nikolaevitsch Martinov hat mehr 50 Gediche und 20 Essay uber Omsk geschrieben. Seine Leben (1905-1980) war sehr patriotisch, saturiert und sehr interessant.

Слайд 16

Перевод стихов Л. Мартынова 9 класс Die Luftfregatten Verdampft das glutrote Licht Unterganges, DieWolken wuchsen in der Ferne, Wenn die Luftfregatten weissen Über unserer Stadt haben vorbeigekommen. Unten sehen wirdie Netzen der Straßen Da unterhalten wir uns mit dir, Deine Stadt gleichsam unter dem Wasser. Aber im geisterhaften, grünen Licht Воздушные фрегаты (1923) Померк багровый свет заката, Громада туч росла вдали, Когда воздушные фрегаты Над нашим городом прошли. Внизу мы видим улиц сети, Вот мы беседуем с тобой, Но в призрачном, зеленом свете Твой город как бы под водой

Слайд 17

Перевод стихов Л. Мартынова 9 класс Die Najaden (1946) Du sahst dieses neue Haus, In seinem die Größe jung, Er sieht wie ein Palast aus. Du weißt; ist eine Dampferhaus. Da kommen sechs Jungfrauen vorbei Наяды(1946) Sie sind verschiedenen.. Ah! Ты видел этот новый дом, В своем величье молодом. Имеющий с дворцами сходство? Ты знаешь;- это Пароходство. Оттуда в сумерке седом Шесть дев выходят на крыльцо. Они не на одно лицо.

Слайд 18

Перевод стихов Л. Мартынова 9 класс “ Gedichte und Poemen” (1939) Es gibt keinen Bezirk leiseer und ist, als östlich Der Linien dreißig drei. Aber sieh schon den Bruch dieser Linien an. Der Linien dreißig drei. Den Abend hier auf Erste. Und auf Fünfter dort schon die Finsternis Nicht die Dämmerunge, kommen Auf Siebenten, Achten und auf den neunten leisen Schlaf Ist schon in die Häuser gekommen. Aber siehe! - dort, auf Dreißig Drittel, Bis zu dem Morgen unweit! Die Hähne schreien. Die Kinder lachen. Sie trinken Milch sehr leicht.

Слайд 19

Перевод стихов Л. Мартынова 9 класс Из « Стихи и поэмы» (1939) Нет района тише и пустынней, чем восточных линий тридцать три. Но вглядись в излом этих линий. Зорко, Хорошенько посмотри. Вечер здесь на Первой. А на Пятой там уже не сумерки, а тьма. На Седьмой, Восьмой и на Девятой тихий сон вошел уже в дома. Но смотри-ка!- там, на Тридцать третей, вовсе до утра недалеко! Петухи кричат. Проснулись дети. Пьют они парное молоко.

Слайд 20

Итак, проведя всю эту четырехлетнюю работу по изучению жизни и творчества омского поэта Леонида Мартынова, можно сделать следующие выводы: - Тема выбранной нами методической разработки необычайно актуальна, ибо вопрос патриотического воспитания человека поднимался со времен существования древних цивилизаций, и теперь в XXI веке не утратил необходимости и важности. - Использование иностранного языка в качестве средства передачи и приема информации о родном крае создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора обучающихся. -Использование дополнительного краеведческого материала способствует развитию интереса к предмету, углублению знаний, совершенствованию навыков и умений по предмету; а организация экскурсий помогает педагогам воспитывать обучающихся нравственно , патриотически и эстетически. Мы полагаем, что при использовании всех возможностей, который дает нам предмет иностранного языка, мы сумеем развить у детей чувство прекрасного, сформировать их художественные вкусы; сумеем научить, ценить и понимать произведения искусства, красоту и богатство родного края и таким образом улучшим их художественное, эстетическое и патриотическое образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала о жизни и творчестве омского поэта Л. Мартынова на уроках немецкого языка и во внеурочное время

Статья была представлена на фестивале " Открытый урок". В данной работе представлен один из примеров использования краеведческого материла на уроках немецкого языка и во внеурочное время как средство ...

Курсовая работа "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках немецкого языка как средство активизации деятельности обучающихся"

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в изучении немецкого языка способствует развитию активной деятельности учащихся, дает возможность осуществить интеграцию учебной ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ

организация учебно–познавательной деятельности учащихся на устной основе, так как учащиеся не владеют основами иностранного языка;посильность и доступность учебного материала, соответствующего возраст...

«Лингвострановедческий материал на уроках немецкого языка как средство развития языковой компетенции учащихся»

Данная работы выполнена по окончании курсов переподготовки и повышения квалификации по теме курса «Актуальные проблемы современного немецкого языка и культуры немецкоязычных стран» ...

Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»

В работе  рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....