формирование толерантности у воспитанников приюта
методическая разработка на тему

Степанова Ольга Викторовна

Выступление на педагогическом совете приюта "Понятие, формы и методы воспитания толерантности у детей , оказавшихся в трудной жизненной ситуации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 443 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете Охлебининского социального приюта для детей и подростков

«  Формирование толерантности у  воспитанников  старшей группы приюта»

Актуальность. В современной, меняющейся России обострился ряд противоречий, в частности, противоречие между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего мультикультурного общества.

        Хорошо известно, что в Башкортостане проживают 114 национальностей. Как сказал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин: « В Башкирии, как в капле воды, отражается вся Россия с ее многообразием культуры, религий, языков и дружбой народов».  И несомненно, что знание истории, культурных традиций и обычаев разных народов сможет духовно обогатить и объединить все народы. Президент РБ Рустем Закиевич Хамитов в Послании Государственному Собранию- Курултаю РБ сказал: « В Башкортостане сформировался уникальный евразийский сплав самобытных культур всех народов, столетиями проживающих вместе на одной земле. И нам необходимо умело использовать этот источник духовности в целях сохранения мира, взаимопонимания и согласия между народами, тем более в свете страшных трагедий, происходящих в мире».

Проблема: В настоящее время в обществе наблюдаются противоречия между попыткой возрождения национальных культур и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия.

Цель работы: сформулировать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования толерантности у воспитанников в процессе нахождения в приюте , учебной деятельности на примере изучения культурных традиций башкирского, русского и татарского народов.

Объект исследования – воспитательные возможности учебного предмета.

Предмет исследования – педагогические условия формирования толерантности у воспитанников и изучение культурных традиций башкирского, русского и татарского народов.

Гипотеза. Формирование толерантности у воспитанников будет успешным,  если в процессе обучения  и воспитания    :

- развивать гордость за этническую культуру, которую они унаследовали;

- развивать принятие и  уважение этноотличий;

- формировать принцип равенства всех этнических групп народов России;

- включать в обучение и воспитание мультикультурный материал;

- создать в группе атмосферу, в которой ученики бы не боялись рассказывать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним  со стороны других детей.

В соответствии с поставленной целью и для проверки выдвинутой гипотезы и решения обозначенной проблемы сформулированы следующие задачи исследования:

проанализировать психолого-педагогическую, социологическую, философскую литературу по теоретическим и практическим вопросам формирования толерантности;

разработать комплекс заданий для воспитанников по формированию толерантности;

 разработать методические рекомендации для воспитателей по использованию комплекса заданий по формированию толерантности у воспитанников приюта;

экспериментально проверить комплекс педагогических условий, при которых осуществляется формирование толерантности у воспитанников на примере изучения культурных традиций башкирского, русского и татарского народов;

Научная новизна и теоретическая значимость:

- дано научно-методическое обоснование толерантности;

- разработана модель формирования толерантности у воспитанников через изучение культурных традиций башкирского, русского и татарского народов.

- разработан комплекс заданий по формированию толерантности у воспитанников.

Практическая значимость результатов исследования:

- разработаны  рекомендации для воспитателей по формированию толерантности;

- разработан комплекс   мероприятий  для воспитанников по формированию толерантности и привитию принципов мультикультурного воспитания, повышающих статус индивида как личности созданием условий для самовыражения и самореализации, обеспечивающих ситуацию успешности учебной деятельности;

- разработана тематика занятий  с использованием материалов устного народного творчества, народных промыслов, традиций и обрядов народов, музыкальных инструментов башкирского, русского и татарского народов

Глава 1. Аналитика

16 ноября - Международный день толерантности 

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

 

 


Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

Определение слова «толерантность» 

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Способность постигать разнообразные аспекты истины или осознавать ограниченность истин, в которые мы сегодня верим, появляется благодаря рациональному и терпеливому анализу трудностей, с которыми сталкивается любое познание, а также духу религиозного смирения, готовому признать условный и исторический характер самой «абсолютной» из всех истин.

Хотя толерантность, или способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении, должна считаться добродетелью, столь же редкой, сколь высока ее ценность (поскольку человек от природы склонен к общности на основе родового сознания), она все же имеет два недостатка. Один из них – склонность к безразличному отношению к ценностям, питающим убеждения. «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят», – говорил по этому поводу Г.К.Честертон. Методологические основы:  гуманистические принципы организации взаимоотношений людей в цивилизованном обществе, нашедшие отражение в работах Ж.-Ж. Руссо; деятельностный подход к развитию личности (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн и др.); положения отечественной педагогики и психологии о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, целей, установок, ценностных ориентации (И.С. Кон, Д.Н. Узнадзе, Р.Х. Шакуров), о роли в развитии ребенка социально направленного общения и активной деятельности (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик и др.); положение отечественной психолого-педагогической науки о трансформации внешних воздействий через «внутренние условия» (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский), положение о саморазвитии личности, в основе которого лежат внутренние противоречия (являющиеся ведущими факторами развития) С.Л. Рубинштейна.  

В качестве теоретической основы мы опирались на проведенные ранее исследования, в которых рассматривались историко-философские (Н.Г.Алексеев, А.И.Арнольдов, Л.В.Бадя, В.А.Журавлев, Т.М.Михайлов, А.П.Окладников, С.С.Фролов, Т.Ф.Яркина и др.), психолого-педагогические (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, С.А.Беличева, А.С.Белкин, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.Н.Гуров, А.И.Кочетов, А.Н.Леонтьев, Л.Е.Никитина, М.И.Рожков, В.А.Сластенин, В.С.Торохтий, Д.И.Фельдштейн, А.Б.Фомина и др.) аспекты изучаемой нами проблемы. Большое значение для исследования имели труды, посвященные непосредственно проблемам формирования толерантности  у младших школьников (Я.А.Каменский, П.Ф. Каптерев, М.М.Бахтин, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, А.Асмолов, Н. Дмитриев, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, и др.).

 

- определяет  многомерность среды и разнообразных взглядов;

- обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам;

- служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.

 

- позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;

- предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;

- ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

 

- служит основой  для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);

- формирует и развивает этническое самосознание;

- обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;

- поддерживает и развивает самооценку личности, группы;

- снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.

 

- обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;

- является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;

- обеспечивает успешную социализацию;

- развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

 

- развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;

- позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

 

- обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.

 

- обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;

- создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности;

- создает условия для творческого самоутверждения.

 

- позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом. Я изучила много литературы и пришла к выводу, что воспитательные традиции на Руси насчитывают более 2000 лет. Стержнем всего российского воспитания являются идеи, включающие в себя любовь к родине, к земле на которой родился и вырос, родному языку, гордость за свой народ.  Одним из первых памятников древнерусской литературы является «Поучение» великого князя киевского Владимира Мономаха ( 16 век ). Он призывал к доброте, справедливости друг к другу, говорил о высоком представлении, о моральном долге и чести. Мономах хотел, чтобы дети были гуманными, учил желать добра всему роду человеческому. В произведении « Юности честное зерцало» также отражен опыт народного воспитания. Дети должны быть благочестивыми, достойными хранителями земли своей, своих традиций и родного языка. В разное время проблемой народности в воспитании занимались К. Д. Ушинский, В. И. Даль, И. П. Сахаров, М. Забылин, В. Г. Белинский, который писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового; но старайтесь знакомить через родные национальные явления».

          Проводя параллель с нынешним временем, стоит вспомнить, что « любовь к своему родному краю, родной культуре, родной речи начинается с любви к своей семье. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему и ко всему человечеству», – так писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

          В 2003 году Институтом « Открытое Общество» Башкортостан был избран пилотной площадкой для реализации программы « Толерантность».

                        Что же такое « толерантность»?

            Термин « толерантность» определяется от латинского слова “ tolerantia” – терпение. В психологии этот термин понимают как отсутствие или ослабление реагирования на какой- либо неблагоприятный фактор. В этике это понятие отождествляют с понятием « терпимость» - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается как стремление достичь взаимного понимания и согласования разного рода интересов, преимущественно методом убеждения.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

 

Достижение данной цели возможно при  решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

 

I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

 

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их  принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

 

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей и подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Подходы к воспитанию толерантности:

Личностно-ориентированный:

признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;

признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера;

индивидуальный подход

Деятельностный:

опора на активность, сознательность и самостоятельность;

ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;

обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей

 

 

Принципы воспитания толерантности:

Группа принципов

Название принципа

Сущность принципа

Правила

О

б

щ

е

п

е

д

а

г

о

г

и

ч

е

с

к

и

й

 

 

 

 

 

Принцип целенаправленности

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из  факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей.

развитие интереса к проблеме толерантности;

развитие мотивации к самосовершенствованию  и формированию у себя толерантности;

четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;

постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;

ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толератности на критерии и показатели развития данного качества

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толератности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят:  формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками),  степень эмоциональной чувствительности, подверженость влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) [Роберт Кайл Тайны психики ребенка, СПб-Москва, 2002, стр. 322]. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать  и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т. о.  происходит заложение толерантных установок). В младшем школьном возрасте: продолжение развития морального мировоззрения, трансформирование толерантности в один из нравственных законов внутри личности. В подростковый период: проявляется негативизм и критицизм по отношению к окружающим, эгоцентризм, конфликтность, отрицание воспитательных воздействий и морали, поэтому следует помочь подростку понять и принять свой внутренний мир. развить толератность как  средство предотвращения противопоставленности социальному миру. В юношеский период - духовность и моральный облик сформированы, человек стремится делать добро, в связи с этим возникает потребность к толерантному взаимодействию с социумом, но юноша нерасчетлив, поэтому важно опираться на альтруистические потребности и потребность в самовыражении и самоутверждении и, в то же время напоминать о границах толератности.

тщательное изучение особенностей личности воспитанника;

организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);

определять методы, приемы и формы воспитания толератности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием;

минимизировать проявление агрессии (физической, вербальной, внешней, внутренней), снимать напряжение в группе детей, обучать способам саморегуляции, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования (эмоциональная стабильность), развивать волевую сферу, актуализировать желание  общаться с людьми и воспитывать миролюбие, позитивное отношение к людям, показывая границы толератности;

включать идеи толератности в игру, продуктивные виды деятельности, в чтение и реальную жизнь

Принцип культуросообразности

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи ,  мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

опиарться на положительный опты взаимодействия ребенка с миром;

учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья);

отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;

использовать потенциал культуры мира

Принципы связи воспитания толератности с жизнью

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием  в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;

демонстрация последствий толератности и интолератности;

поиск способов решения, сотрудничество и диалог;

возложение ответственности за свое поведение (толеарантные или интолерантные действия)

Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При в формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их,  мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах

Принцип опоры на положительное в ребенке

Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;

создание ситуации успеха.

Ч

а

с

т

н

ы

е

 

 

 

 

 

 

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Воспитание толерантности во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толератности.

изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды;

опираться на возможности и уровень социальной среды;

интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка

Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы  избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.

использование в деятельности таких методов как совет, просьба, заражение, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.;

недопущение в общении нот морализаторства и назидания.

Принцип единства знания и поведения

Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толератности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толератности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толератности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

соблюдение взаимосвязи уровней формирования толератности;

перевод толерантности из области знания в область действия.

Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении

Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой схематично мы изобразим следующим образом:

 

опора на позитивный опыт толерантного  взаимодействия;

создание атмосферы ненасилия  и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся;

использование демократического стиля педагогического руководства;

организация диалога и сотрудничества в коллективе;

организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

 

Принцип диалогичности и сотрудничества

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания  толерантсности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.

актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности;

организация активных форм и методов воспитания толерантности.

Принцип воспитывающей рефлексии

Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.

Глава 2. Экспериментальная часть

                ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ –  формирование толерантности у воспитанников.

              Для достижения этой цели предполагаю решение следующих задач:

              1) Формирование у воспитанников общечеловеческих ценностей, уважительного отношения к культурным традициям и религиозным представлениям русского, башкирского и татарского народов.

              2) Изучение и обобщение научной литературы и передового педагогического опыта по вопросу формирования толерантности у младших школьников.

              3) Помочь учащимся сформировать уважение к чести и достоинству каждого народа.

              4) Помочь учащимся в познании своего родного края, воспитание любви к родной земле, родному языку, через знакомство с историей, традициями, обычаями русского, башкирского и татарского народов.

              5) Формирование здорового образа жизни, экологической культуры.

             Принципы, опираясь на которые должно осуществляться достижение цели и задач. Принципы обучения:

     

       1) Принцип духовно направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего характера обучения.

         Обучение направлено на всестороннее развитие личности, на формирование знаний, умений, навыков, а также нравственных и эстетических качеств.

       2) Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.

         А также принципы наглядности, научности, доступности, систематичности и последовательности, прочности, активности и сознательности, индивидуальности.

              Принципы воспитания:

          1) Ориентация на ценностные отношения.

       Он означает постоянство профессионального внимания педагога на отношения воспитанника к социально- культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию. А также ценностным основам жизни, достойной человека – добру, истине, красоте.

         2) Принцип субъективности

       Педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое « Я» в связи с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя и свой выбор, производимый ежечасно.

         3) Принятие ребенка как данность.

        Признать ценность его личности на данный момент его развития, признать в нем достоинства человека, не сравнивать его ни с кем, сохранить уважение как к личности.

 

         С какого возраста и с чего начинать формирование  

                                   толерантности?

             Я  пришла к выводу, формирование толерантности – длительный и сложный процесс, который начинается с рождения ребенка, развивается в период становления личности и продолжается в течение всей его жизни. Решающими факторами являются семья и школа. Если члены семьи не принимают толерантность как один из принципов жизни, то и ребенок, попав в приют также не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому,приют – главный институт, призванный формировать толерантность, передавать новым поколениям накопленный опыт, знания, ценности, нормы- все то, что в конечном счете и определяет индивидуальное и коллективное поведение детей , оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Приют должен работать с ребенком, с его семьей и ближайшим окружением.

      Педагогический процесс нужно строить так, чтобы при самостоятельной и групповой деятельности дети увидели все многообразие мира и не боялись отличаться друг от друга.

              Я прививаю эти навыки детям с помощью «этнопедагогических » средств – природы, изучения традиций, быта, искусства, фольклора разных народов.

         В наши дни народное творчество русского и других народов получило широкие возможности для развития. В нем отображаются и сохраняются присущие народу черты характера, мышления.    

        Через родную сказку, песню, овладевая языком своего народа, который сближает всех, пленяя слух и народную гордость, овладевая  обычаями, ребенок младшего возраста получает представление о культуре своего народа. Все это откладывает отпечаток на мышлении, характере. Через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, а в целом учатся чувствовать общее, человеческое.

            Природа родного края – прекрасное воспитательное средство и целый мир переживаний. Ощущение ветра, солнца, запаха земли, леса, моря – все это вызывает у детей сильнейшие эмоции, эмоции радости. Я стараюсь приблизить детей к природе путем непосредственного общения с нею. Приучаю видеть ее красоту.

           Сказки, загадки, пословицы, поговорки, считалки представляют настоящую сокровищницу народной мудрости.

           Пословицы и поговорки – это краткие изречения, обращенные к детям и открывающие им правила поведения, моральные нормы, например: « Поспешишь- людей насмешишь».                

 

           Я использую пословицы и поговорки как этнопедагогическое средство. Провожу конкурсы: « Знатоки пословиц», « Самый догадливый», « Кто больше назовет пословиц».

          В пословицах и поговорках выражен народный опыт и мудрость.

                                  ЗАГАДКИ

           Загадки имеют огромное значение в развитии логического мышления детей. Они учат видеть самую суть предмета, явления, призывая ребенка совершить мыслительную операцию.

           Загадки еще и поэтизируют для детей окружающий мир, показывая такие стороны явлений, которые часто остаются незамеченными. Например, « висит на дереве, с одной дверью»

       ( скворечник ).

                                СКОРОГОВОРКИ

              Заучивание и произношение скороговорок, пожалуй, одно из самых интересных занятий для детей. Они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи.

                                       

                                   СКАЗКИ

           Сказки являются очень эффективным средством. Они издавна составляют элемент народной педагогики. К. Д. Ушинский сказал: « Это первые попытки педагогики, и я не думаю, чтобы кто – нибудь состязался с педагогическим гением народа».

         Сказки вводят ребенка в мир животных, способных думать и поступать по- человечески. Они  раскрывают понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования.

                              ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ

Очень хороши своим юмором. Это шуточная сказка, которая настраивает детей на веселый лад.

         В народных играх и игрушках соединяется художественное и педагогическое начало. Дети перенимают игры в детском саду и школе, играют друг с другом на улице. В коллективных играх воспитывается чувство самостоятельности и вместе с тем объединения с другими детьми.

        Я считаю, что игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, укрепляют ребенка физически.

       Каждая игра начинается со считалки, направленной на то, чтобы удержать внимание детей.

      Игры очень нравятся детям, они с удовольствием в них играют, исполняя любые роли. Очень любят ребята и хороводные игры, в которых сочетаются песня, ритм и действие, например: « Золотые ворота», « Каравай», « Белый тополь, серый тополь», « Блины» и другие.

         На занятиях я знакомлю детей с народными песнями. Мы и слушаем песни и исполняем их. В приюте есть оркестр, в котором дети играют на ложках и металлофонах,

трещотках и бубнах.

        Знакомимся мы с национальными костюмами русского, башкирского и татарского народов, с национальной кухней и народными праздниками.

        Во взаимодействии культур каждая культура обогащает себя, дополняя собой традиции и достижения других народов. Кроме кушаний, наши народы переняли друг у друга земледельческие навыки, гончарные навыки, секреты производства мебели, печей, а также изготовления одежды и обуви.

         Через близость языка, культур, религий, наши народы  

 обогащают и духовную культуру, традиции.

          Какой вывод из всего этого могут сделать дети? Да очень простой. В детстве у всех детей общие интересы, а именно любовь к маме, интерес к природе, к игре. Например, мудрые сказки, у наших народов они разные, но по смыслу очень похожи. Пословицы и загадки одинаково заставляют детей думать, развивают мышление, смекалку  образное восприятие окружающего мира.

          Так я провожу работу по формированию толерантности. Можно быть уверенными в том, что через знакомство с культурой,   через познание внутреннего мира разных народов, который ярко   раскрывается в сказках, эпосе происходит постепенное сближение наших народов. И очень важно, чтобы наши дети почувствовали, поняли и приняли культуры разных народов, ведь это делает собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.

         Уважение к живущим рядом, понимание их души, быта,  

  жизни – надежный путь к национальному согласию, и его просто необходимо воспитывать в каждом ребенке. Ведь дружба народов – самое благостное общественное явление, несущее мир, обеспеченную жизнь и дарящее добро и радость. Люди только теперь осознали, что нет более лучшего во взаимоотношениях народов, чем дружба, взаимовыручка, бережное отношение каждого к национальной жизни своего партнера, не допускающее ни малейшего ущемления национальных чувств. Ведь у нас, во многом, общие традиции, обычаи.

       На бытовом уровне мы изучаем и осваиваем традиции и  

 обычаи своих соседей, в школе изучаем историю и культуру  

 разных  народов, постигаем общность нашего развития. И дети накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, что помогает им понять, что достоинства людей – их личные черты, а не национальные. Так же, как и недостатки, они относятся к данному человеку, а не к народу.  Нужно искать ценности человека или народа, а не пороки.

         Незнание и нежелание узнать культуру и традиции другого народа, неуважение к различиям наших народов увеличивают пропасть между людьми, а говоря языком социологов «культурную дистанцию» не только среди школьников, но и между взрослыми людьми.  

 

          МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

             В рамках указанной мной технологии использую  

    следующие методы обучения:

Словесные (рассказ, лекция, беседа, дискуссия).

 Наглядные (иллюстрации, демонстрация кино и диафильмов).

Практические (выполнение практических работ, слушание и исполнение песен, инсценирование

сказок, проведение народных праздников - КТД).

           Методы воспитания – это пути влияния на сознание,

     чувства, поведение школьников  для решения педагогических задач в совместной деятельности последних  с учителем- воспитателем.

              1) Методы, с помощью которых прежде всего формируются  взгляды (представления, понятия) воспитуемых и осуществляется обмен информацией между членами педагогической системы (методы убеждений).

              2) Методы, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (методы упражнений, приучений).

                         РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ воспитателя

                 ПО ФОРМИРОВАНИЮ  ТОЛЕРАНТНОСТИ:

Развивать в воспитанниках гордость за ту этническую культуру, которую они унаследовали (язык, традиции, песни).

Включать в обучение и воспитание мультикультурный материал.

Развивать принятие и уважение этноотличий.

Создать в группе атмосферу, в которой ученики бы не боялись рассказывать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других воспитанников.

 Формировать принцип равенства всех этнических групп народов России.

Апробацию и внедрение результатов исследования планируется осуществить на базе Охлебининского социального приюта для детей и подростков Иглинского района, материалы исследования обсудить на педагогических семинарах, конференциях и других научно-практических мероприятиях.

Диагностику результатов исследования планируется проводить посредством комплексной диагностики:

- диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности (Методологической основой служит теория мотивации Д.Макклелланда, а также ряд ее более современных интерпретаций);

- диагностика полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности (С.М.Петрова);

- методика «Конструктивность мотивации» (для непосредственного диагностирования индивидуальных различий людей по отношению к четырем основным типам мотивации);

- методика диагностики мотивации избегания неудач и методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса;

- методика диагностики самооценки мотивации одобрения (Шкала лжи) Д.Марлоу и Д.Крауна;

- определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В.В.Бойко);

- экспресс-диагностика уровня самооценки;

- тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной);

Данные диагностики должны отразить динамику отношения учащихся к себе, к целям и жизненным ценностям, уровня самоопределения и самоосознания.

Ожидаемые результаты:

1.Формирование уважительного отношения к культурным традициям башкирского, русского и татарского народов;

2. Формирование уважения к чести и достоинству каждого народа

3. Уважительное отношение к родному краю, родной земле, родному языку.

                       

                  ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

          Работа была опробирована мною в течение трех лет в старшей группе нашего приюта. Хочу заметить, что она дает реальные результаты:

            Дети по- другому относятся к товарищам, близким, интересуются культурой, бытом, жизнью и традициями других народов.

             У детей формируется уважительное отношение к культурному наследию предшествующих поколений.

             Развиваются творческие способности ( дети высказывают свое мнение, выполняют творческие работы, играют на музыкальных инструментах , участвуют в инсценировках ).

                   Изучение культуры русского, башкирского и татарского   народов делает детей духовно богаче, ближе к природе и уважительнее к традициям и обычаям разных народов.

                                             ВЫВОДЫ

     Итак, если к концу пребывания  в приюте у детей

   -  формируется уважительное отношение к культурным  

      традициям русского, башкирского и татарского народов;

   -  формируется уважение к чести и достоинству каждого народа;

   -  дети с любовью относятся к родному краю, родной земле, родному языку не только при выполнении творческих работ, но и на практике.  То я думаю, что я добьюсь своей цели.

          В заключении,  хочется вспомнить слова известного педагога, академика Геннадия Никандровича Волкова:« Чем внимательнее мы к национальному, тем ближе к общечело-

веческому».

      Будущее нашей планеты – в мирном сотрудничестве всех    народов, в диалоге культур, в ориентации каждого на      общечеловеческие ценности через национальную культуру.  

Сострадание

Прощение

Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению

Уважение прав других

Толерантность

Сотрудничество, дух партнерства

Уважение человеческого достоинства

Милосердие

Принятие другого таким, какой он есть

Условия и средства формирования толерантности у детей и подростков

Средства

Условия

Подходы

Принципы

Методы

Приемы

Формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитание культуры толерантности у воспитанников с ограниченными возможностями»

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования ...

Формирование толерантного сознания у воспитанников пришкольного интерната в условиях поликультурного образования

Проблема культуры общения – одна из самых острых в интернате. В средней школе, когда в Аскизский пришкольный интернат заселяются дети-пятиклассники из небольших сёл Аскизского района, начинает складыв...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК У ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА ПОСРЕДСТВОМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры, религии, образу жизни и социальному положению в настоящее время является особенно актуальной. Ни для кого не секрет, что сегодня всё...

«Организация процесса развития у воспитанников приюта, имеющих ограниченные возможности здоровья, трудовой мотивации формирования направленности на профессиональный выбор, занятость карьеру»

В статье ведется речь о том, как сформировать у воспитанников социального приюта, имеющих ограниченные возможности здоровья, трудовую мотивацию, направленную на дальнейший   профессиональный...

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ВОСПИТАННИКАМ

Статья о проблеме организации единого психолого-педагогического процесса для лиц, склонных к делинквентному поведению...

Статья "Взаимосвязь ценностных ориентаций и межличностной толерантности у воспитанников кадетского корпуса"

В статье рассматриваются проблемы педагогического сопровождения процесса формирования ценностных ориентаций кадет и развитие их межличностной толерантности. Авторы представили методику для изучения си...