ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ВОСПИТАННИКАМ
статья

Попова Анжелика Леонидовна

Статья о проблеме организации единого психолого-педагогического процесса для лиц, склонных к делинквентному поведению

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ВОСПИТАННИКАМ

(к проблеме организации единого психолого-педагогического процесса для лиц, склонных к делинквентному поведению)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Применяя термин «делинквент» к тем, чье поведение в своем крайнем выражении приводит к нарушению закона и является уголовно-наказуемым, мы стремимся использовать непривычные и мало понятные обществу термины, чтобы не называть вещи своими именами. Часто к негативным явлениям мы испытываем (по выражению Цвейга) «нетерпение сердца». Душевно спокойнее не замечать проблем. Но стоит с «высоких трибун» озвучить факт их существования, как тотчас же проявляются многие, кто, оказывается, «давно занимается их решением».

В Послании Президента Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 года было объявлено о необходимости решения проблемы социальной реабилитации граждан, отбывающих наказание, говорилось о мерах, предпринимаемых Правительством в этом направлении. И хотя многие государственные структуры уже сейчас заявляют о своем активном участии и практических достижениях в этом процессе, прежде всего следовало бы серьезно задуматься о том, каковы же оптимальные пути решения наших задач.

Ресоциализация и адаптация — процесс сложный, многогранный и многокомпонентный. Он включает в себя и технические проблемы, и общесоциальные. К основным из них относятся:

  • восстановление ДОКУМЕНТОВ;
  • решение ЖИЛИЩНЫХ проблем;
  • решение проблем, связанных со ЗДОРОВЬЕМ;
  • восстановление ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ;
  • ОБУЧЕНИЕ, обеспечивающее конкурентоспособность на рынке труда;
  • ТРУДОУСТРОЙСТВО.

Но все усилия окажутся бесполезными, если они будут совершаться вне единого психолого-педагогического процесса — нацеленного на корректировку жизненной ориентации лиц, преступивших закон. Создание такого процесса — одна из самых важных задач, которые надо решать.

Организуя воспитательный процесс для людей, преступивших закон. требуется, перефразируя известный лозунг, “перековать Кастет на Орало”, то есть вовлечь их в нормальную социальную деятельность. Когда речь идет о детях, еще социально не сформированных личностях, вопрос глубины общественного вмешательства в личностное пространство решается проще — это пространство еще не сформировано. При всей ширине крайних подходов: от жесткого подчинения воспитанников воле воспитателя, до предоставления им полной свободы саморазвития, интуитивно понятно, что воспитательный процесс должен происходить и должен быть нацелен на формирование «правильных» ценностных ориентиров.

Но как быть с людьми, уже сформированными, уже имеющими свой жизненный опыт, причем опыт негативный. Как поступать обществу с людьми, сознательно нарушавшими интересы этого общества до того, как они оказались в условиях изоляции?

ТРИ ПАРАДИГМЫ: ИЗОЛЯЦИЯ, ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОЩЕНИЕ, СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

Воспитательный процесс — всегда процесс двусторонний. Во-первых, мы должны определиться с целью воспитания — общественными ценностями, во-вторых, мы должны определиться с методами воспитания.

Происходящая реформа системы исполнения наказания в какой-то мере отвечает на второй вопрос. Происходит смена парадигмы, на которой до сих пор основывалась система пенитенциарных учреждений. Старая парадигма, хоть и заявляла о «перевоспитании преступивших закон», в своем крайнем проявлении основывалась на принципе ИЗОЛЯЦИИ нарушителей закона от общества. Проблема ресоциализации, возвращение в общество, считалась проблемой самого осужденного. Он должен захотеть вернуться, а захотев — суметь это сделать и доказать окружающим факт «своего исправления».

В настоящее время принцип ПЕРЕВОСПИТАНИЯ осужденных перестает быть декларативным. Проблема ресоциализации реально становится не только проблемой осужденного, но и всего общества. Озабоченное своей безопасностью, общество готово ПРОСТИТЬ преступнику, понесшему наказание, его преступление, забыть об этом факте и заявляет о своей готовности помочь вернуться такому человеку к «нормальной жизни».

А что нас ожидает в еще более дальней перспективе?

В будущем прогнозируется совершенно иная парадигма — СО-СУЩЕСТВОВАНИЕ. Мы готовы помочь ИМ вернуться к «нормальной жизни», но насколько ОНИ считают ее «нормальной» для себя? При этом проблема ресоциализации станет в первую очередь проблемой самого общества. Всерьез говорить о формах реализации этой парадигмы пока преждевременно, мы рискуем впасть в необоснованные фантазии, но предвестники подобного взгляда уже иногда проявляются, смутно очерчивая силуэты такого мировоззрения.

Таковы принципы, на основании которых строилась ранее и будет строиться система исполнения наказания, но следует внимательно вглядеться в лица тех, кого мы должны воспитывать — какими мы воспринимаем их?

Не претендуя на полноту анализа, выделим несколько психолого-социальных групп (обобщенных портретов) лиц, осужденных к лишению свободы.

  1. Среднестатистические граждане — обычные люди, имеющие устойчивый социальный статус, в силу различных причин нарушившие закон.
  2. Психически и социально неадекватные — крайнее проявление — лица с психическими отклонениями.

(Фактически, на них ориентировалась в первую очередь парадигма ИЗОЛЯЦИИ.: достаточно вспомнить популярные в начале и середине прошлого века научные исследования по физиономическому и генетическому анализу преступников, попытки априори выявить группы риска, склонные к асоциальному и уголовно наказуемому поведению. Склонность к юридической неблагонадежности считалась чуть ли не врожденным свойством, и общество, в целях своей безопасности, стремилось избавиться от таких людей, как от прокаженных, изолировать на срок, пока не исправятся, а лучше насовсем. Преступивших закон — изолировать, потенциальных преступников — запугать условиями содержания уже осужденных)

  1. Не мотивированные к активной жизненной позиции, либо неспособные ее реализовать. Новая парадигма отношения к преступникам, парадигма ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОЩЕНИЯ, ориентируется именно на такую социальную модель: Долг общества — помочь им вернуться в общество, ресоциализировать)
  2. Асоциальные — успешно существующие вне обычных социальных отношений. Многих из них тяготит чиновнично-бюрократический пресс и другие проявления государства, но они умеют существовать вне государства, не обращая внимания на его законы. (одии из крайних вариантов — вор в законе). Следующая, прогнозная парадигма СОСУЩЕСТВОВАНИЯ, скорее всего будет ориентирована на организацию диалога именно с такой категорией: создать условия «многополярного» и «многослойного» общества, обеспечить независимость существования без нанесения взаимного ущерба людей с различной социальной ориентацией. Точно также, современные религии признают возможность сосуществования различных конфессий. Реализация этой парадигмы станет актуальной, когда для государства приоритетными станут не проблемы хозяйственного порядка и экономии бюджета, а вопросы удобства существования граждан по законам этого государства и при этом оно будет владеть полным спектром PR-технологий и психологических рычагов для управления общественным и личностным мнением (в какой-то мере что-то близкое к этому было частично реализовано в свое время дожами в Венецианской республике).

Человек, вошедший в конфликт с обществом — человек с особой психологией. Художник, написавший картину или архитектор, построивший дом, имеют за собой поступок, получивший положительный общественный резонанс. Человек, приступивший закон, и прошедший через суд, так же имеет за собой поступок. Но общественный резонанс — отрицательный. Большинство из таких людей сознательно или подсознательно пытаются оправдать себя. Но этот поступок — навсегда останется с ними, изменив их психологию.

ИЗОЛИРУЯ их, общество еще более увеличивает конфликт. Попытка закрыть глаза на поступок преступника, забыть, не заметить, или “милостиво” простить (новая, современная парадигма) — тоже не лучшая модель общественного поведения: вспомните Достоевского:

кн. Мышкин Гане: “Мы, как дети помирились… Вас за злодея считать нельзя…Вы самый обыкновенный и нисколько не оригинальный…”

Ганя:”…Нет ничего обиднее человеку нашего времени и племени сказать, что он не оригинален. Даже подлецом не удостоили…Этим пуще иных оскорбили.”

Человеку, за спиной у которого негативный поступок, от общества не нужно ни осуждение, ни прощение. Пенитенциарная система должна (быть может с помощью мер психологического воздействия и программирования), после суда создать ситуацию самоосуждения. А общество должно быть готово СОСУЩЕСТВОВАТЬ с ними, (предоставив свершиться «суду Каина»).

И этим отличается ситуация воспитания и социализации детей от ресоциализации осужденных: не допустить до негативного поступка одних — и толерантно признать факт его существования у других.

Чтобы успешно изменить ИХ (осужденных), необходимо изменить СЕБЯ. Общество должно быть более ТОЛЕРАНТНЫМ по отношении к людям, отбывшим наказание. Иначе результативность ресоциализации оказывается мала. Людей, преступивших закон, опасно романтизировать, но так же опасно и делать из них изгоев. Они — далеко не Робин-гуды, но тем не менее, это граждане нашего общества и нам с ними жить бок о бок после их освобождения. Так что качество нашей жизни зависит от условия их существования и нашей готовности общаться с ними.

Что же получается в результате нашей недостаточной толерантности к бывшим осужденным?

Недостаточный уровень толерантности общества приводит к необходимости сокрытия освободившимися факта своего криминального прошлого.

Это делает неэффективными принимаемые меры при попытке адаптации бывших заключенных — так же, как попытки лечить больного, скрывающего факт своей болезни:

  • освободившиеся не могут трудоустроиться, работодатель зачастую готов устроить неблагонадежного, но «юридически чистого» претендента, но, как правило, откажет любому, кто отсидел срок.
  • остаточный принцип финансирования мероприятий ресоциализации осужденных.
  • неэффективность работы с людьми, скрывающими свое прошлое — к ним нужен определенный психологический подход, но не зная об этом, службы государственных структур не учитывают этого и эффективность работы с ними оказывается мала.
  • люди, готовые оказать помощь зачастую стыдятся «засветиться» работой с осужденными.

В результате общество выталкивает и отторгает освободившихся на волю и тем самым само себе создает проблему рецидивных правонарушений.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

В настоящее время существует большое количество организаций, базирующихся на различных ведомственных платформах, занимающиеся проблемами отдельных этапов и процессов ресоциализации — причем зачастую они работают не только с бывшими осужденными, но и с другими категориями граждан, не учитывая разницы между ними. В результате процесс ресоциализации распадается на части. Однако, как показывает зарубежный опыт (Германия), положительный эффект и высокий результат могут быть достигнуты только в случае создания единого психолого-педагогического процесса, начинающегося с момента начала исполнения наказания и заканчивающегося после адаптации освободившихся к условиям воли.

При этом структура, ведущая этот процесс, должна

  • обладать достаточным кредитом доверия у лиц, находящихся в условиях исполнения наказания;
  • быть компетентной в организации качественного психолого-педагогического процесса для осужденных и обладать достаточными полномочиями для решения возникающих проблем.
  • иметь достаточные ресурсы для привлечения сторонних государственных и общественных организаций к решаемым задачам, являясь координатором их действий.

Фактически, речь идет о реализации единого процесса, включающего три главных компоненты:

  1. развитие профессиональных компетенций осужденных и лиц, освобождающихся на волю, — обучение;
  2. создание социальных привязанностей — социализация;
  3. позитивная психологическая ориентация и обучение умением пользоваться свободой — воспитательный процесс.

Достижение положительного эффекта в этой деятельности возможно только при наличии встречного положительного общественного отклика, заключающегося в более толерантном отношении к освободившимся на волю, т.е. (соответственно):

  1. Готовность общества использовать их профессиональные компетенции. (Было признано необходимым в прошлом и стало реализовываться сейчас).
  2. Готовность поддержания социальных связей с лицами, имеющими криминальное прошлое. (Признается необходимым сейчас).
  3. Готовность общества сосуществовать с людьми с различными психологическими ориентирами. (Будет признано в будущем).

На базе какой же структуры может быть организован процесс реабилитации – на базе системы исполнения наказания, одна из основных задач которой в настоящее время — ИЗОЛИРОВАТЬ и ИСПОЛНИТЬ требования СУДА?..

Или социальных служб, обязанных не учитывать и игнорировать факт негативного поступка осужденных?..

Или в условиях заведения, изначально предназначенного для организации педагогического процесса, компетентного в этих вопросах и изначально обязанного обладать кредитом доверия своих воспитанников...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитание культуры толерантности у воспитанников с ограниченными возможностями»

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования ...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Толерантность – дорога к миру».

Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает формирование духовной, гармоничной  атмосферы класса, где каждый воспитанник чувствует себя  творческой, самобытной ...

формирование толерантности у воспитанников приюта

Выступление на педагогическом совете приюта "Понятие, формы и методы воспитания толерантности у детей , оказавшихся в трудной жизненной ситуации"...

Инновационный опыт "Организация воспитательного процесса как средство успешной адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни".

В настоящее время весьма актуальна проблема подготовки детей к самостоятельной жизни. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть усп...

Статья "Роль толерантности в процессе воспитания школьников".

В данной статье рассмотрены научные аспекты понятия толерантность. Отношение психологии и социологии к данному термину. Роль толерантности при формировании здорового детского коллектива....

Статья "Взаимосвязь ценностных ориентаций и межличностной толерантности у воспитанников кадетского корпуса"

В статье рассматриваются проблемы педагогического сопровождения процесса формирования ценностных ориентаций кадет и развитие их межличностной толерантности. Авторы представили методику для изучения си...