Проект по теме "Диагностика профессионально-личностной культуры педагога"
статья по теме

Пехова Надежда Юрьевна

Мой проект призван вдохнуть в учителей новую жизнь, а профессии вернуть престижный социальный статус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное автономное учреждение

среднего профессионального образования

Калининградской области

                                     «Колледж сервиса и туризма»

ПРОЕКТ

по теме  «Диагностика профессионально-личностной

 культуры педагога»

Выполнила: Пехова Надежда Юрьевна             преподаватель ГАУ СПО КСТ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. Основная цель проекта. Ожидаемые результаты.

2. Анализ ситуации  в образовании .

3.Требования к личностным качествам педагога. Педагогическая этика.

    Коммуникативные качества и свойства личности педагога.

4. Профессиональная компетентность.

5. Педагогическое мастерство.

6. Профессиональный кризис и профессиональное выгорание педагога.

    Пути выхода из профессионального кризиса.

7. Заключение.

8. Список литературы.

1.Введение.

Воспитать учителя нового поколения – такова задача моего проекта «Диагностика профессионально- личностной культуры педагога». Мой проект призван вдохнуть в учителей новую жизнь, а профессии вернуть престижный социальный статус. Учитель должен руководствоваться лишь жгучим желанием улучшить свое профессиональное мастерство, постоянно работать над повышением своей профессионально-личностной культуры и выйти на новый уровень общения с учениками. Будущее поколение не сможет внести необходимый вклад в решение задач национального развития, если оно не будет иметь соответствующего образования. Образовательный процесс это не только учебные пособия. Учитель – вот главный показатель качества образования.

Поэтому под профессионально - личностным потенциалом преподавателя нового века подразумевают такую систему ценностей и норм поведения, которая смогла бы обеспечить развитие науки, техники, искусства и культуры нации.

         Основная цель проекта:

 Разработка модели развития профессионально-личностной культуры педагога. Формирование и воспитание у учителей потребности в непрерывном самообразовании; работа над формированием индивидуального стиля творческой педагогической деятельности, опора на достижения педагогического опыта.

Ожидаемые результаты Проекта

- высокий уровень гуманитарной культуры;

- существенное повышение интереса к своей профессии;

- персональная ответственность за свою профессиональную деятельность;

- квалификационный рост и повышение профессионального мастерства;

- владение гуманитарными педагогическими технологиями;

- конструктивное разрешение  конфликтов и противоречий, возникающих в школьной среде.

2. Анализ ситуации в образовании в наше время.

К сожалению, как показывает анализ ситуации в образовании, уровень подготовки многих педагогов сегодня не соответствует требованиям, предъявляемым к ним современной социокультурной ситуацией. Как показывают исследования, среди многих педагогов наблюдаются:

  1. низкий уровень интереса к своей профессии;
  2. невладение гуманитарными педагогическими технологиями;
  3. высокая степень конфликтности и агрессивности;
  4. недостаточность знаний о психологическом развитии человека;
  5. синдром эмоционального сгорания и профессионального выгорания;
  6. неумение выстроить программу своего профессионально-личностного саморазвития;
  7. неадекватная самооценка, неуверенность в себе и своей деятельности;
  8. не желание  использовать в своей работе инновации.

В настоящее время профессию учителя представители молодежи и многие родители, как показывает опрос, относят к числу непрестижных. Сегодня серьезно ставится вопрос об авторитете учителя, о его социальном "индексе" и о чувстве собственного достоинства.

Поэтому сегодня необходимы новые формы и новые виды содержания профессионального развития педагога.

3.Требования к личностным качествам педагога.

Рассмотрим личностные и индивидуальные качества педагога. Они должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию. 

Педагогическая этика. В профессиональной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Ученики, прежде всего, высоко ценят интеллигентность и деликатность учителя, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным. Педагогический этикет предполагает договоренность о том, что считать принятым в поведении и деятельности, а что - непринятым. Ученики достаточно быстро научаются оценивать, деликатен ли учитель, насколько его требовательность и принципиальность соблюдаются им самим в общении со своими коллегами, родителями, учениками.

 Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Отечественный психолог Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

  1. способность делать учебный материал доступным;
  2. творчество в работе;
  3. педагогически-волевое влияние на учащихся;
  4. способность организовать коллектив учащихся;
  5. интерес и любовь к детям;
  6. содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
  7. педагогический такт;
  8. способность связать учебный предмет с жизнью;
  9. наблюдательность;
  10. педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает профессиональную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие потребности общения, передачи опыта. Стремление педагога реализовать себя в профессиональной деятельности, применить свои знания, желание совершенствовать свою подготовку.

Коммуникативные качества и свойства личности педагога

Специфика педагогического образования состоит в направленности на широкую общекультурную подготовку. Общекультурная подготовка предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т.д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации.

     Таким образом, педагог должен быть погружен в контекст:

общечеловеческой культуры;

различных языков;

видов искусства;

способов деятельности во всем их своеобразии.

Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.

     Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога приводит нередко к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками (группой или целым классом), к падению дисциплины, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании и, как следствие этого, в ряде случаев к отклоняющемуся от социальных норм поведению школьников.

     К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:

характеристики речи:

четкая дикция,

выразительность;

личностные особенности:

общительность,

открытость,

умение слушать и чувствовать людей.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:

коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;

социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;

альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.

Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:

невыразительная речь;

дефекты речи (особенно при объяснении нового материала);

необщительность;

замкнутость;

погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему). 

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

Коммуникативные умения и способности педагога

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.

     К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;

умения управлять своими эмоциями;

наблюдательность и переключаемость внимания;

социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;

умение "подавать себя" в общении с учащимися.

В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения.

     Педагоги опираются в своей профессиональной деятельности не только на общепедагогические, но и на специальные способности (например, специальные способности к предмету, который они преподают, или, наоборот, специальные способности, не являющиеся собственно педагогическими и не связанные с учебным предметом, но помогающие осуществлять педагогическую деятельность - артистичность, творческие способности и др.).  Педагога нельзя рассматривать как совокупность свойств, характеристик и качеств. Как правило, он является личностью и профессионалом в случае, если набор свойств предстает как единое целое, в основе которого лежит мотивационная сфера, обеспечивающая социальную, познавательную и профессионально-педагогическую направленность, если имеет место развитие личности специалиста, происходящее в процессе овладения профессиональными умениями. 

          Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе "врастания" в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего это противоречие, возникающее в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего - Я. Утверждение Константина Дмитриевича Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Способность "творить себя" в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

4. Профессиональная компетентность.

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста.

Что же включает в себя понятие "профессиональная компетентность"? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.

Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

5. Педагогическое мастерство.

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. С. Макаренко. Педагогическое мастерство, основанное на умениях, на квалификации, по его мнению - это знание педагогического процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как это лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.
        По глубокому убеждению А.С. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. "Мастерство  -  это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог...» Мастерство формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.
        В.А. Сухомлинский писал: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. 'Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащаете эту почву, без нее нет школы"'.
        Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие:
личность педагога, знания и педагогический опыт.    Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству.

В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

  1. Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
  2. Мастерство убеждения;
  3. Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
  4. Мастерство владения педагогической техникой.

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя. Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.). 

Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

  1. Стимулирование и мотивация личности ученика в процессе обучения;
  2. Организация учебной деятельности учащегося;
  3. Владение содержанием и дидактической организацией образования;
  4. Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения;
  5. Структурно-композиционное построение урока (занятия или другой формы).

Т.о., мы рассматриваем мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. 

6.Профессиональный кризис и профессиональное выгорание педагога.  Пути выхода из профессионального кризиса.

В анализе ситуации образования  в наши дни я отмечала синдром эмоционального сгорания и профессионального выгорания педагога, который является примером самого тяжёлого профессионального  кризиса. Психологами это явление определяется как «синдром, включающий  эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений»

Пути выхода из профессионального кризиса следует искать в сфере  профессионального самосознания педагога, а способом преодоления подобного кризиса может являться переход на инновационный уровень осуществления педагогом профессиональной деятельности путем активизации собственных усилий в направлении:

 

  1. корректировки отношения к инновационным педагогическим технологиям, призванным внести цивилизованные методы в условия труда педагога;
  2. преодоления неуверенности в своей способности освоить необходимые навыки и приобрести умения овладения инновационными технологиями;
  3. повышения квалификации, включая самообразование и образование за свой счет, результатом которого является приобретение умений внедрять инновационные технологии в свою предметную область.

Использование информационно-коммуникационных технологий является одной из гарантий успешной модернизации учебного процесса, будучи мощным источником информации, самообразования. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом. От учителя требуется большее количество времени на подготовку к урокам с применением ИКТ. Необходимо обладать определенным набором знаний, умений и навыков, чтобы подготовить и провести такой урок. В нашей школе на сегодняшний день есть все условия для широкого использования ИКТ. По опросу, проведенному среди учителей нашей школы,  в своей работе используют ИКТ (работа с текстами,  документами, создание презентаций) -  78.8%,  выход и поиск информации в интернете - 63,5%

Заключение.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога не совсем обычная. Педагоги заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личностно-деловых качеств педагога, от его профессионально–личностной культуры, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника.

Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Работа моего  проекта “ Диагностика профессионально–личностной культуры педагога” способствует тому, чтобы в общеобразовательных школах преподавали творческие педагоги, реализующие свой внутренний потенциал и способствующие (хотя бы в какой-то мере) повышению престижа профессии учитель.
        Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Список литературы:

  1. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., - Воронеж, 1996.
  2. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.
  3. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. – М.: Педагокика, 1982.
  4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1986.
  5. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.
  6. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М.: ВЛАДОС, 1998.
  7. Педагогика/Под ред.П.И.Пидкасистого. - М.,1996.
  8. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.
  9. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справ. для студентов вузов. Ростов н/ Д: - МарТ, 2000.
  10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для /Под ред.П.И.Пидкасистого. - М.,1996.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально-личностное становление и развитие педагога

Фактором профессионального развития становится не только совершенствование своих способностей, умений, навыков, но и субъективный смысл достигнутых результатов....

Факторы профессионально-личностного роста современного педагога

ВведениеЯ преподаю изобразительное искусство более сорока лет. Накоплен богатый опыт в работе с детьми разного возраста. К большому сожалению, передать этот опыт некому. Что-то не видно очереди, из же...

Программа профессионально-личностного саморазвития «Совершенствование профессиональных навыков работы с молодыми педагогами"

Презентация для методистов и заместителей директоров учреждения дополнительного образования...

«Профессионально – личностный потенциал педагога дополнительного образования как условие введения профессионального стандарта»

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования в условиях внедрения нового профессионального стандарта – это совмещение  профессионализма педагога (специальная, методи...

Проект "Модель наставничества как фактор профессионально-личностного роста педагога"

Данный проект является попыткой поиска  новых принципов организации деятельности  наставнической работы сельской школы  и форм более интенсивного использования педагогических ресурсов и...