Факторы профессионально-личностного роста современного педагога
статья (изобразительное искусство) по теме

Грачева Людмила Авенировна

Введение

Я преподаю изобразительное искусство более сорока лет. Накоплен богатый опыт в работе с детьми разного возраста. К большому сожалению, передать этот опыт некому. Что-то не видно очереди, из желающих посвятить себя этой деятельности, как правило, это люди, которым необходимо время переждать какие-либо семейные трудности или ожидание более высокооплачиваемой работы. А те из молодых педагогов, которые задержались, смотрят на тебя как на доисторического динозавра – любопытно, но никому не нужно. Поэтому, спасибо за предоставленную возможность высказать некоторые мысли по вопросам обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_2014-2.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Факторы профессионально-личностного роста

современного педагога»

Автор: Грачева Л. А., педагог Д\О,

ДДЮТ Московского района

Санкт-Петербург

2014 год

Я преподаю изобразительное искусство более сорока лет. Накоплен богатый опыт в работе с детьми разного возраста. К большому сожалению, передать этот опыт некому. Что-то не видно очереди, из желающих посвятить себя этой деятельности, как правило, это люди, которым необходимо время переждать какие-либо семейные трудности или ожидание более высокооплачиваемой работы. А те из молодых педагогов, которые задержались, смотрят на тебя как на доисторического динозавра – любопытно, но никому не нужно. Поэтому, спасибо за предоставленную возможность высказать некоторые мысли по вопросам обучения и воспитания.

Дети в любом уголке земного шара развиваются по одним и тем же законам. Если они не лишены возможности - наблюдать окружающую жизнь, бегать, играть, общаться со сверстниками и взрослыми, то первые их рисунки будут во многом сходны. Ученые давно установили для каждой возрастной группы свои, присущие только ей особенности. Так, ранний период в художественном развитии ребенка отличается творческой активностью, увлеченностью работой, большой продуктивностью и быстротой выполнения рисунков. Дети восьми – одиннадцати лет относятся к изображаемому часто вне связи с окружающей средой, положением относительно других предметов, падающим светом, воздушной перспективой и т. д. Характерна для этого возраста необыкновенная устойчивость приемов изображения, идущая иногда в разрез с теми знаниями, которыми ребенок уже обладает. У подростков на смену творческой свободе и уверенности часто приходят робость, нерешительность, порой неверие в свои возможности; нередко они стремятся подражать, срисовывать. Это самый трудный возрастной период для педагога: необходимо обучать подростка грамоте рисунка и живописи, одновременно поддерживая и развивая его индивидуальность, интерес к изобразительной деятельности. Педагоги часто расходятся во мнениях: учить детей рисовать или нет, а если учить, то чему именно? Большинство художников, педагогов, ученых убеждены, что изобразительная грамота необходима без исключения всем и что ее основы обязана давать общеобразовательная школа. Имеются и противники такого подхода: зачем учить, когда рисунки детей пользуются таким успехом во всем мире, когда всюду столь высок спрос на выставки детского изобразительного творчества. Не следует забывать, что работы на выставки берут самые лучшие, выполненные способными детьми, которые могут в себя впитать на первых порах все необходимое для создания рисунков. По мере взросления природных данных оказывается уже недостаточно. Нас не удивляет, если поступивший в музыкальную школу начал изучать нотную грамоту, осваивать технику игры на пианино, скрипке или гитаре, заниматься сольфеджио? Если воспитанник хореографической студии упорно осваивает азы танцевального искусства? Вроде бы странно ставить такие вопросы. Но в то же время нередко можно прочитать или услышать, что изобразительному искусству детей учить не обязательно, наоборот, у них якобы надо учиться. Впрочем, некоторые более осторожны: учить вроде бы и надо, но лишь после того, как минует доподростковый возраст и настанет пора критического отношения к собственному творчеству. А для самых юных художников самокритичность вредна, потому что мешает им работать спонтанно, непосредственно. Еще в прошлом веке некоторые исследователи детского рисунка усмотрели аналогию в развитии изобразительного творчества ребенка с развитием мирового искусства. Эта теория утверждала стихийность и бессознательность художественной деятельности, особенно детской. Однако на поверку оказывалось, что все «таланты» в той или иной форме учились. Один рисует дома, несомненно, кем-то руководимый, другой, хотя никем не руководим, но часто наблюдает за работой соседа – художника. Культивирование детского, свободного творчества за счет обучения вступает в противоречие, даже в конфликт с запросами самих детей, особенно подростков. Юного художника уже не удовлетворяют прежние средства выражения. А трудность овладения новыми, без посторонней помощи приводит к неверию в собственные силы, к отказу от дальнейшей работы. Известно, что Пикассо прошел солидную профессиональную школу, овладев высочайшими живописным и графическим мастерством, и если многие его поздние рисунки напоминают детские, то это никак не связано с «бездумным интуитивным творчеством». Моцарт и Поганини, Пушкин и Лермонтов, Дюрер и А. Иванов в детские годы великолепно сочиняли, исполняли, рисовали. Ими восхищались, но не потому, что воспринимали их творчество как «детское искусство». Ими восхищались потому, что они уже не уступали взрослым профессионалам, но были такими юными, к их таланту подходили с критериями «взрослого искусства». Несколько лет назад в одной из телепередач учитель юного скрипача Вадима Репина, поражающего мастерством и зрелостью исполнения сложных сочинений, сказал, что главной своей задачей ставит изживание у него инфантильности. Тем же всегда были озабочены наставники других способных и одаренных детей, если хоть сколько-нибудь беспокоится о будущем воспитанников. Искусство есть только одно – настоящее, высокое, профессиональное. Иногда нам нравятся красивые примитивы, «безголосое» несложное пение не только своей искренностью; создается иллюзия легкой доступности искусства: дескать, и мы сами способны не хуже изобразить или спеть нечто подобное. Подлинный же ценитель искусства восхищается совершенством формы художественного произведения, глубиной его содержания, тем, что доступно лишь владеющим мастерством. Ребенок, как бы он ни был одарен, находится в самом начале пути к творческим вершинам, а путь этот длится всю жизнь. К большому сожалению, на всех отборах для детских  выставок поощряются работы малышей, яркие, наивные, очень искренние и живые. Что же делать с теми детьми, которые начинают изучать приемы изобразительного искусства чуть-чуть профессионально? А как разбиваются мечты детей, которые за свои наивные и непосредственные работы получили множество грамот и наград, когда пытаются поступать в учебные заведения по профилю: ведь выясняется, что они не умеют рисовать, так как требует приемная комиссия учебного заведения.

Современное образование – какое оно? Никто и нигде не ставит проблему, что наше образование женское. В школе практически нет мужчин. Да, есть исключения в лице директора или учителя по физкультуре, или по труду, очень редко встречаются учителя – предметники. Кто может воспитать настоящего мужчину, защитника, а если учитывать, сколько неполных семей и появление в школах большого количества детей эмигрантов, у которых с рождения трепетное отношение к мужскому слову. Мне довелось сталкиваться в работе с начинающими учителями – молодыми ребятами. Но как только они начинали понимать суть своей работы, добиваться успехов – их сразу брали на повышение или они уходили зарабатывать деньги, если появлялась своя семья. Пора над этим задуматься на государственном уровне и вернуть мужчин в школу. Женское образование это конечно хорошо, особенно в методической работе, но настоящего мужчину может воспитать только мужчина. Изучая историю педагогики, мы практически не встретим женских фамилий, за исключением Н.К. Крупской, чьи педагогические труды в наше время не являются основополагающими. И, при этом, какой простор для практической деятельности дают труды великих учителей – Ушинского, Макаренко, Каменского, Сухомлинского. Очень мало известно о творческой работе с трудными подростками Сороки-Росинского ( ВИКНИКСОР из Республики ШКИД), а ведь он жил и работал в нашем городе. О его педагогических находках была одна маленькая книжечка Соловейчика, которая мне очень помогла в практической работе в системе профтехобразования (в ПТО 31 год).

Важная роль в работе с детьми отводится умению привлечь в качестве помощников родителей. Можно более или менее конструктивно изложить итоги своих наблюдений за детьми родителям. При этом необходимо помнить, чтобы комментарии о ребенке помогут родителям, и в результате общения возникнет деловое обсуждение, а не споры.

Информацию для родителей желательно представлять таким образом, чтобы:

  • родители могли понять информацию;
  • родители были в состоянии принять информацию;
  • родители могли что-то сделать на базе информации.

Это означает применять данные предложения к тому, что вы говорите. Это означает трезво оценивать язык, которым вы пользуетесь в беседах с родителями. Во многих профессиях есть своя терминология. Некоторые слова и речевые обороты употребляются настолько часто, что люди забывают о том, что остальной взрослый мир не говорит так. Если у родителей возникает желание присутствовать на занятиях, никогда не отказываю им в этом. Привлечение родителей детей к организации и проведению экскурсий, праздников, выставок, участию в мастер-классах помогает в работе с детьми и по-новому открывает самих родителей для детей. Привлечение родителей к работе с детьми – важный фактор в улучшении перспектив развития их детей.

В своей работе я стараюсь придерживаться принципа: вовремя подойти к ребенку, когда это ему нужно и вовремя отойти от него, дать ему возможность самостоятельно решать поставленные задачи.

Педагог и психолог Шалва Александрович Амонашвили (зав. лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете). Выдержки из интервью газете «СПб ведомости» от 6.06.2014.

  • Нынешние дети, по-вашему, какие?

Беззащитные. Столько соблазнов никогда не было, а семья разобщается: папа за компьютером, мама в «Фейсбуке». Когда мы общаемся, мы все в  одном времени-пространстве, а уткнулись в компьютеры – и каждый в своем пространстве, и меду нами пропасть. Не отнимайте у детей себя. Не можете чем-то пожертвовать для ребенка – тогда лучше не иметь детей. Особенно сейчас, когда дети такие особенные.

  • Вы про индиго? Говорят, что это чепуха.

Об акселератах в шестидесятые тоже говорили – «чепуха»! Но именно то поколение создало компьютер, интернет, мобильники. Они закладывали нанотехнологии. То поколение очень быстро развивалось умственно и физически. Потом акселераты будто иссякли, сейчас рождаются другие дети, так называемые индиго. Потом и это прекратится. Почему так происходит, не знаю. Мир будто требует определенного рода людей. Дети индиго очень многогранны, причем не просто многим занимаются, они талантливы в разных областях. У них странные способности. У них развита интуиция, больше безапелляционных утверждений – потому что есть какое-то внутреннее знание. Такие дети и раньше рождались, но не массово. Люди моего возраста или просто наблюдательные это видят. Да, среди них много гиперактивных. Но так они рвутся из скуки, ищут радость – и ломают наш обычай, ломают урок. Учителю стоит задуматься: может, это не дети гиперактивны, а педагогика очень пассивна? Дети гиперактивны – выстраивай гипеактивную педагогику. Тоже шали, отбрасывай стандарт. Дети пойдут за таким учителем.

В этом интервью Ш.А. Амонашвили высказал интересные мысли по поводу реформ нашего многострадального образования. Почему те, кто сочиняет реформы, не прислушиваются к практикам в образовании. Не придем ли мы с этими преобразованиями

к ситуации, когда урок дает компьютер, а вокруг компьютеры детей, фиксирующие информацию. Хотя уже существует практика дистанционного обучения детей-инвалидов. Может за такой формой обучения будущее нашего образования? А современная аттестация педагогов скорее всего приведет к тому, что педагог в погоне за баллами будет выбирать одного-двух учеников из группы и будет вести работу по добыче призовых мест на всевозможных конкурсах, а что будет с остальными детьми это уже не важно.

Звание «Заслуженный работник культуры РФ», знак мэра СПб «За гуманизацию петербургской школы», Ветеран труда СССР, Отличник ПТО РФ, две серебряные и две бронзовые медали ВДНХа за развитие художественного творчества детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально-личностное становление и развитие педагога

Фактором профессионального развития становится не только совершенствование своих способностей, умений, навыков, но и субъективный смысл достигнутых результатов....

Современный урок как основной критерий профессионального-личностного роста педагога

В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каж...

СПОСОБНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

С целью подготовки специалиста, способного соста­вить конкуренцию на рынке труда, важно сформировать положительную мотивацию и перспективы таким об­разом, чтобы у него возникла позитивная установка на...

Проект "Модель наставничества как фактор профессионально-личностного роста педагога"

Данный проект является попыткой поиска  новых принципов организации деятельности  наставнической работы сельской школы  и форм более интенсивного использования педагогических ресурсов и...