Моя педагогика сотрудничества.
статья на тему

Мельниченко Надежда Михайловна

из опыта работы преподавателя специальных дисциплин Мельниченко Надежды Михайловны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogika.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Под педагогикой сотрудничества понимается установление в образовательной системе гуманных межличностных взаимоотношений, способствующих гармоничному развитию человека. Таким образом,главным признается не набор методов, приемов, "личностная позиция педагога", состоящая из совокупности гуманных установок по отношению к окружающим людям и самому себе. Расширяя понимание "сотрудничества в обучении", Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров определяют его как"совместную, взаимосвязанную деятельность учащихся и учителя, построенную на демократических принципах, ориентированную на достижение осознаваемых, личностно-значимых целей как учениками, так и учителями".С точки зрения других исследователей, термин"сотрудничество", не охватывает деятельность педагога по достижению совместных целей. Так, в работах Т. К. Цветковой под учебным сотрудничеством подразумеваются различные виды совместной работы обучаемых, направленных на решение учебных задач. Характерным признаком сотрудничества является "динамическое преобразование ролевых отношений педагогов и учащихся в равноправные",влекущее за собой изменение ценностных ориентиров, целей деятельности, принципиально иным становится и процесс взаимодействия: оно основывается на взаимности, понимании. В. К. Дьяченко все обучение предлагает строить на принципе сотрудничества и товарищеской взаимопомощи, вытекающей "из необходимости каждого ставить в положение обучающего, когда каждый, обучая других, сотрудничая с ними, добивается овладения изучаемой темой, а также учебным предметом в целом". Основную идею педагогики сотрудничества можно определить так: есть педагоги – предметники, есть учителя и мастера – воспитатели. Первые идут к детям с предметом, вторые с детьми идет к предмету, к профессии. То есть это когда педагог осознаёт три принципиальные позиции:

  1. Ученье – это труд для учащихся, и им надо в этом помочь.
  2. Каждый учащийся – личность.
  3. Обучение и воспитание – неразрывные части учебно-воспитательного процесса.

Каковы же основные идеи педагогики сотрудничества и как применяются лично мной? Не секрет, что контингент учащихся в системе НПО это ребята, так называемые «середнички» в школе, а то и откровенные «троечники», которые в школе привыкли отсидеться, чтобы их не трогали и не беспокоили. Приходя в профессиональный лицей они под руководством творческого неравнодушного педагога «раскрываются» и моя цель именно раскрыть учащихся как личность и выпустить в жизнь уверенного в себе человека, специалиста. Я преподаватель специальных предметов экономического цикла, основная педагогическая нагрузка преподавания по профессии «Бухгалтер, счетовод, кассир».

1.  Отношения с учащимися

В условиях модернизации образования главным является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого учащегося. Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед преподавателем без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирование и развитие устойчивого познавательного интереса у изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности-процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. Термин активизация происходит от латинского-деятельный и означает интенсификацию деятельности, переход к более решительным действиям. Снижение интереса к учебной деятельности учащихся, спад качества знаний побудило меня к поиску таких форм обучения, методов и приемов, что позволяют повысить эффективность усвоения экономических  знаний, помогают распознавать в каждом учащемся его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Использование активных форм и методов обучения являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой. При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и  самоконтроле в своей практике я использую изучение новой темы крупным блоком, используя электронные учебники, презентации,  уроки творчества; сдача темы; уроки решения задач; практические работы; контрольно-учетные уроки.                              

Одна из самых основных задач преподавателя  при подготовке к уроку-это отбор и систематизация наиболее важного, стержневого учебного материала и разработка мер, направленных на концентрацию внимания учащихся с целью овладения ими.

2. Учение без принуждения.

         Даю возможность учащимся чувствовать уверенность в себе. В том, что он непременно добьётся успеха. Это можно добиться только при условии постоянного контроля успеваемости, ликвидации пробелов в знаниях, учащийся должен знать, что его пропуски не останутся мной не замеченными, он должен понимать, что расслабление, лень, приведут его на моём уроке к более сложной работе. Например, пропустив практическую работу, а их по предмету «Основы экономической теории» восемнадцать, учащиеся знают, что её надо переписать, изучить основные методики расчётов и прийти на зачёт. Притом, что практическая работа длиться два урока на то, чтобы её восстановить уходит 4-5 часов. Зная эти мои требования, учащиеся стараются не пропускать уроки, либо предупреждают о каких- то проблемах и тогда мы вместе решаем, как восстановить практическую и получить за неё положительную оценку. А для контроля постоянно веду мониторинг качества знаний не от случая к случаю, а  систематически, тогда картина по каждому учащемуся становиться ясной. При подготовке к уроку сразу наглядно видно, сдачу какого пробела нужно потребовать и в какой форме. Заполняю журнал уроков теоретического обучения  вовремя, постоянно привлекаю классных руководителей и мастеров производственного обучения к совместным действиям по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

3.Идея трудной цели. 

Я в своей практике ставлю перед учащимися как можно более сложную цель, проблемные вопросы, указываю на её исключительную трудность и внушаю уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо изучена. Учащиеся в этом случае объединяет вера в возможность преодоления трудностей. Без общего воодушевления сотрудничество с учащимися добиться трудно. Моя задача при работе учащихся над сложными проблемами состоит лишь в том, чтобы указать путь решения их, причём чтобы моё участие было сведено к минимуму. Так учащиеся часто посещают районную библиотеку Тамбовки, где есть большой выбор экономической литературы,  газет, журналов, знакомство с которыми позволяет им выйти за рамки знаний, которые даю им я или можно почерпнуть из учебника. Они с удовольствием, особенно на первых курсах ходят на экскурсии в музей истории развития сельского хозяйства Тамбовского района. Работники музея по именам знают моих учащихся, членов предметного кружка «Позитрон». Это очень пытливые ребята, их вопросы к руководителям экскурсий порой ставят их в тупик. А, задав такой трудный вопрос, хочется узнать на него ответ, а это дополнительный стимул к исследовательской работе. В итоге одной из таких экскурсий возник проект под общим названием «Можно ль жить богато на одну зарплату?». А началась эта работа тогда, когда один из учеников спросил у экскурсовода «Почему одни казаки, имея одинаковые семьи и доход жили бедно, а другие обеспеченно?»

Метод проектов.

Общими целями проектного метода, встречающимися в той или иной форме в литературе по этой тематике можно считать следующие учебные цели:

1. Возможность свободного выбора учащимися тем и задач в соответствии с его склонностями и интересами.

  1. Умение учащегося планировать и реализовывать работу в соответствии с возрастом.
  2. Умение  по собственной инициативе самостоятельно заниматься анализом четко очерченного содержания, исходя из определенной постановки задачи.
  3. Умение самостоятельного поиска путей достижения целей, их разработки и переноса на другие ситуации.
  4. Умение развивать и испытывать свои возможности и узнавать при этом пределы способностей.
  5. Понимание необходимости кооперативных действий для решения определенных задач.
  6. Умение выявлять имеющиеся напряженности и конфликты и искать возможные пути их решения.
  7. Умение получать, собирать, систематизировать информацию и критически оценивать и использовать ее.
  8. Возможность  упражняться в ведении деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и отстаивать свои требования.

Умение по отдельности или в группе целеустремленно участвовать в событиях и решающим образом влиять на них.

Для проектного метода характерны 4 этапа: постановка целей, планирование, проведение и оценка.

1) Постановка цели. Преподаватель и учащиеся  вместе ставят перед собой цели.

По возможности учащиеся должны с самого начала участвовать в выборе проекта и определении целей, достигаемых соответствующим проектом. Это не исключает того, чтобы педагог на предварительной фазе продумал возможные и целесообразные темы проектов и обрисовал свои представления в эскизе.

2) Планирование. Преподаватель и учащиеся составляют план проведения проектной работы

На основе описания целей проекта его эскиз уточняется и составляется план. Для того чтобы учащиеся были в состоянии участвовать в планировании проектной работы, то преподаватель или руководитель проекта должен предоставить им необходимые рекомендации для планирования.

  1. Осуществление. Работы выполняются совместно или в группах с разделением труда

На основе детального плана проекта начинается его фактическая реализация. Принятые на этапе планирования решения, таким образом, являются определяющими для дальнейшего хода проекта.

В ходе работы над проектом может возникнуть необходимость уточнения плана проекта, изменения целей; а иногда определенные представления нереализуемы. В то же время становится очевидным, что руководитель проекта должен планировать промежуточные фазы проверки и обсуждения стадий осуществления проектной работы, чтобы в случае необходимости была возможность пересмотреть рабочий план.

  1. Оценка или контроль. Проводится совместная оценка накопленного опыта и достигнутых результатов

Главный акцент на этой фазе делается на оценке результатов проектной работы. Проверяется, насколько удалось осуществить проектную работу, какие проблемы возникли, в чем заключались причины их возникновения и какие выводы нужно сделать для других проектных работ. В частности, можно, например, проверить:

  1. Достигли ли мы намеченных целей?
  2. Довольны ли мы результатами проекта?
  3. Овладели ли учащиеся в достаточной мере необходимыми методами работы и планирования?
  4. Какого рода были возникшие в фазе планирования и осуществления трудности?
  5. Разрешимы ли эти трудности, а если нет, то почему?
  6. Какие выводы можно сделать из этого для дальнейшей работы?

Практически любая учебная тема может являться основой для создания проекта, например: «Роль денег в рыночной экономике», «Открываем ресторан», «Фирма на рынке», «Семья и доходы» и другие.

Использование проектного метода на занятиях и во внеурочной деятельности позволяет анализировать, степень сформированности таких экономических компетенций, как уровень экономической активности, оценка собственной ресурсной базы: интеллектуальных и организационных активов.

При работе с учащимися, мотивированными не столько на получение высоких отметок, сколько на достижение поставленных целей и формирование экономических интересов, данный метод позволяет достичь значительных результатов. Так, участники предметного кружка «Позитрон» 2009-2010 учебного года участвовали в разработке лучшего проекта «Экономика и потребитель». Одной из целей их деятельности было формирование такой экономической компетенции, как грамотное удовлетворение насущных потребностей в повседневной жизни (умение выбирать, обмениваться, покупать). В результате лучшие проекты были  направлены на областной этап конкурса «Достижения молодых», а проект учащейся Смирновой Юлии рекомендован к участию в международном конкурсе и опубликован на сайте. Получен сертификат.

Учащиеся Скрипник Юлия, Агеева Елена работали над большим проектом «Можно ль жить богато на одну зарплату?», по итогам их деятельности я провела открытый урок в училище, а затем мастер – класс на областном семинаре «Проблемное обучение». На мастер – классе присутствовали преподаватели и методические работники системы НПО г.Завитинск, п.Архара, с. Екатеринославка, с.Тамбовка, с.Константиновка. Мастер – класс получил много положительных отзывов от присутствующих, материалы были оформлены в брошюру и на электронный носитель и розданы присутствующим для применения в работе.

Таким образом, учащиеся становятся активными субъектами образовательного процесса. Поэтому для организации учебной деятельности значительный интерес представляют задачи интеллектуально-познавательного характера, ориентирующие на поиск знаний и необходимость их освоения в практической деятельности. Это расширяет кругозор, ведет к углублению и систематизации знаний.

Информационные технологии.

Интернет предъявляет новые требования к преподавателям – знание Интернет, электронной почты, овладения новыми методами обучения в сети, поиск информации. Одна из трудных задач – разобраться с сущностью и особенностями использования Интернет-технологий в процессе обучения.

Что же может дать Интернет самому преподавателю?

1. Самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в сети.

2. Повышение квалификации с использованием дистанционного обучения, проводимого в Интернет множеством коммерческих и некоммерческих организаций.

3. Поиск материалов в сети Интернет для проведения уроков.

4. Получение нормативных документов с сервера министерства.

5. Получение информации о новых педагогических технологиях.

6. Получение программного обеспечения.

7. Публикация своих работ и сообщение о своих разработках.

8. Выбор и заказ книг в Интернет- магазинах.

9. Поиск работы для выпускников.

Основные направления применения Интернет- технологий в лицее это:

1. Информационное обеспечение систем образования;

2. Совместная проектная деятельность в различных областях знаний учащихся и педагогов;

3. Дистанционное обучение различных целевых направлений, различных форм и видов;

4. Свободные контакты пользователей сетей по самым разнообразным поводам и вопросам образовательной сферы.

Что из вышесказанного я применяю в своей работе.

Я совместно с программистом лицея Лейком Ю.Г. администрирую сайт лицея, к сожалению создали мы его ещё будучи училищем, а в период реорганизации наша деятельность немного «иссякла», но в данный момент реорганизация окончена и мы вновь приняли решение продолжить работу над собственным сайтом

Я являюсь преподавателем предмета «Компьютерное делопроизводство», что требует наличия высоких навыков и умений работы  в приложениях пакета Microsoft Office. В прошлом году мы начали сотрудничество с центром дистанционного обучения «Эйдос», который предоставляет различные образовательные услуги. Мы работали в дистанционной олимпиаде по программированию «Компьютерная грамотность и программирование». Это платные олимпиады, плата в соответствии с тарифами в зависимости от количества заявленных участников (чем больше тем дешевле), но только на добровольной основе с согласия родителей. Мы заявили 20 учащихся. Высоких результатов мы пока не достигли, все впереди, но главное ребята приобрели опыт.

В рамках преподавания экономики мои учащиеся работают по экономическим программам «JA» Достижения молодых. На сайте зарегестрировано 6 человек, работу в этом направлении необходимо продолжить.

Следующее применение информационных технологий – это поиск нужной информации в Интернет. Я являюсь заведующей компьютерным кабинетом и работу в этом направлении веду не только для себя и ребят, но и для всех работников лицея, точка доступа к сети Интернет работает по составленному мной графику, так же мной создана база, в которой все педагоги и мастера производственного обучения систематизированы по алфавиту, материал, который найден ими в Интернет также систематизируется по папкам, имеющим определённые имена, что облегчает работу по поиску и очень сильно экономит время.

Повышение квалификации педагога – еще одно очень важное применение Интернет- технологий. В декабре 2009 году я прошла дистанционное обучение в Интернет – университете информационных технологий.  Привлекло меня бесплатное обучение, что не часто встретишь в Сетях, а также то, что данные курсы проходили абсолютно бесплатно по линии министерства образовании и науки Амурской области. Зарегистрировалась, выбрала курс «Установка и администрирование пакета свободного программного обеспечения» НОУ ДПО «Институт «АйТи» Почему именно этот курс: не секрет, что финансирование учреждений НПО оставляет желать лучшего, а тем более компьютерные классы, поэтому приходится часто «скачивать» программное обеспечение из Интернета, а такая работа требует определённых навыков.. Проработала 7 блоков лекций, выполнила 7 зачетных контрольных работ, сдала экзамен и получил право на получение удостоверения. Получила на почтовый ящик бумажную копию диплома, а по почте бандеролью был выслан сам диплом. Кроме того лекции, которые были высланы мне в виде электронного диска используются мной как электронное учебное пособие. И что не маловажно 72 часа  курсовой переподготовки, без выезда, замены часов и финансовых затрат.

Следующее направление дистанционная работа учеников с образовательным сайтом (можно как в режиме On-line так и режиме Off-line, в зависимости от технических возможностей и качества связи)

В наших планах с учащимися зарегистрироваться в сетевой программе по экономике на сайте «mese.ru».

Использование пакета приложений Microsoft Officeв учебном процессе.
Одним из самых распространенных (даже, без сомнения, самый распространенный) способ использования компьютерных технологий в процессе обучения экономическим дисциплинам, является использование пакета программ Microsoft Office.
Использование типовых приложений пакета
Microsoft Office: Word, Excel, Power Point, Access в моей работе  дает богатые возможности для подготовки к урокам и их проведению.
Тестовый редактор
MS Word представляет богатые возможности для создания профессионально выполненных документов, художественного оформления текстов: нестандартное расположение текста на странице, придание впечатления объемности тексту, изображение тени от написанного текста, закрашивание букв узором произвольного текста, работа с таблицами, диаграммами, рисунками.
Использование презентационной графики –
Power Point – позволяет дополнить текстуальные части работы визуальным рядом: рисунком, фотографиями, картинками. Поиски последовательности в построении визуального ряда являются по своему смысловому контексту, безусловно, творческими компонентами компьютерного изложения материла. Программа Power Point позволяет подготовить выступление учащихся с использованием слайдов, которые я могу  напечатать на прозрачных пленках или на бумаге, продемонстрировать на экране компьютера, а также включаю в конспект доклада или в комплект материалов для раздачи учащимся. Мною создана большая база презентаций к урокам, как собственного изготовления, так и работы учащихся. А также заимствованные, но всегда с сохранённым авторством.
Программа
Excel позволяет внедрять в текстуальную часть работы: таблицы, численную информацию, формулы, диаграммы и графики; является одним их наиболее удобных методов решения экономико-математических задач.
Использование баз данных –
MS Access – предоставляет возможности размещения в работе нужной справочной информации, отобранной по определенным критериям, является способом хранения больших объемов информации.

4. Идея опоры. 

Чтобы даже «слабый» учащийся мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать урок и не сбивал его темп, перед ним должна быть опора. Это не наглядное пособие в виде таблицы, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи. Для этого мною разработаны алгоритмы решения экономических задач, опорные конспекты,  применяя которые учащиеся без труда выполняют задания первого уровня усвоения. Каждый учащийся приходя на урок должен чётко осознавать, что «3» это не международная оценка измерения присутствия учащегося в списках лицея, не отметка за отбывание на уроке. Это единица измерения хоть и невысоких,  но знаний, а в том, что он имеет именно такую оценку,  виноват лишь сам ученик, а не педагог. Виноват он сам, покорно воспитавший в себе троечника ещё во время школьных занятий, а придя в лицей смерился со своей «участью» и не прилагающий никаких усилий для изменения ситуации. Потому что я не оставлю без внимания малейшие действия учащихся по преодолению неуспеваемости, повышению своего уровня, стремлению к познанию, совершенствованию своих умений и навыков. Так для учащихся, имеющих повышенную мотивацию к обучению разработаны «Маршрутные листы», представляющие собой направления деятельности учащегося для самообразования и активизации учебной и внеурочной деятельности.

5. Оценка работ учащихся. 

Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока.                               Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой. Известны основные функции проверки знаний и умений учащихся - контрольно-оценочная и обучающая. В дидактике считается, что главная функция - контрольно-диагностическая. Ее виды: текущий, периодический и тематический, итоговый контроль. Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения компетенций на каждом уроке, оценку результатов обучения на уроке. Периодический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса. Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения курса. В своей работе я использую все виды контроля. Для систематической и тематической проверки знаний (текущий контроль) на уроках  я применяю разные типы и формы: устные, письменные, практические, индивидуальные, фронтальные, групповые, нетрадиционные, с применением ИКТ.

 Устные. пересказ материала учебника;описательный рассказ с опорой основные экономические показатели. Изложение фактического материала по составленному преподавателем плану. При устном ответе используются задания на сравнение и сопоставление (например, сравнить экономические показатели деятельности двух разных сельскохозяйственных предприятий или деятельность предприятия за пять лет, сделать вывод).           Письменные. Индивидуальные письменные задания. Например: дать определение понятиям, альтернативные задания, правильные утверждения отметить знаком"+" и неправильные знаком "-".                               Письменные задания по раздаточному материалу. Например: биржа труда, экономика отрасли производства.                                                    Использование тестов. Особенно важно в современных условиях - условиях введения ЕГЭ. Основные требования, предъявляемые к тестам -это надежность, объективность и валидность. Надежность теста определяется постоянством, с которым тест измеряет то, что он должен измерить. Понятие надежность включает стабильность результатов, равноценность и внутреннее постоянство форм.

Валидностью это действенность. Валидностью теста принято считать его пригодность для измерения уровня усвоения (качества) тех знаний, которые в тесте нужно измерить. Объективность теста означает независимость проверки и оценки знаний от учителя.

Я применяю тесты как для текущего контроля, так и для тематического и для итогового.

Написание творческих сочинений. Например: "Представьте, что Вы главный бухгалтер большого сельскохозяйственного предприятия…..»

Практические.

1. Работа с документами

2. Составление таблиц

3. Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях.

4. Составление схем

5. Составление опорных конспектов

6. Составление планов ответа

Использую и фронтальные методы (работа над понятиями, датами, фактическим материалом).

Применяю групповые методы, при работе над творческими заданиями, решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений, при работе с документами.

Мною используются нетрадиционные формы контроля:

Составление и отгадывание кроссвордов. Чаще всего кроссворды используются в качестве инструмента проверки знаний, приобретенных в ходе изучения пройденного учебного материала. С помощью такого метода можно установить уровень словарного запаса учащегося. Такой вид контроля имеет большое значение для стимулирования у учащихся интереса к учению. Можно использовать как индивидуальные, так и групповые формы. Особенно эффективно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания темы, умение четко формулировать определения понятий. Анализ составленных учащимися кроссвордов проводится по таким критериям: а) количество вопросов, в) их качество.                                                                                                   Составление тестов. Составление презентаций. (Итоговый контроль)             При итоговом контроле наряду с тестами я использую такую форму, как зачеты:

1) письменные:

а) учащийся получает вопрос и дает развернутый письменный ответ,

б) сочинение на тему.

2) устные:

а) учащиеся дают устный ответ на вопрос билета,

б) групповой зачет.

Учащиеся  объединяются в группы по 3-4 человека,выбирается старший группы. Получив вопрос,группа обсуждает его в течение 20 минут. Затем старший опрашивает всех членов группы и заносит их самооценки в специальный лист, который передает преподавателю. Затем коллективный рассказ, в любом месте рассказа преподаватель может прервать и предложить продолжить другому.

Зачеты тоже дифференцированы. При проведении зачетов предусматривается время для доработки помощи преподавателя во время зачета для слабых учащихся. Необходим и повышенный уровень знаний для учащихся с высоким уровнем знаний.

При организации проверки компетенций учащихся, предусматривающей оценку и контроль не только результатов, но и процесса учения. Важное место занимает планирование деятельности учащихся. При этом важно знать исходный уровень подготовленности учащихся, их возможности, определять систему заданий, исходя из целей урока, продумывать приемы и формы опроса, создавать благоприятные условия для их осуществления.

Немаловажное значение при проверке знаний и умений имеет оценка. Она должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования государственного образовательного стандарта, отвечать эталонным представлениям, соответствовать уровню усвоения компетенций учащихся. Ученики должны знать критерии выставления оценки, понимать ее правильность и объективность, уметь самооценивать свой ответ.

Мною используются не все формы и виды контроля. Потому что работа педагога - это творчество, и поэтому каждый выбирает свои методы, формы, пользуется индивидуальными приемами и постоянно должен их совершенствовать.

Я хотела бы освоить новую образовательную технологию "ТОГИС"

(Технология образования в глобальном информационном сообществе )

6. Идея свободного выбора. 

Я не навязываю знания учащимся, просто направляю их. Но если желания учащегося не совпадает с моими идеями, иду им навстречу. Считаю, что на уроке необходимо задействовать каждого. Кто то готовит сообщение, кто – то разрабатывает задания, кроссворд, тест, а кто-то может взять на себя и роль преподавателя. Выступая в этой роли ребята начинают понимать как это сложно, часто можно услышать «Я бы не за что не стал учителем», тогда я развиваю дискуссию в ходе которой выясняется что учителем и легко быть просто твои ученики должны быть тебе помощниками, вызывая тем самым у ребят чувство ответственности по подготовке к уроку, объясняю, что скука на уроке происходит прежде всего потому, что урок однообразен, а чтобы его разнообразить нужно помочь педагогу. Для этого нужно работать вне урока, искать дополнительную информацию, много читать специальной литературы, смотреть просветительские передачи.

7. Идея опережения.

Часть выпускников поступает в высшие и средние учебные заведения по полученной специальности, либо смежной. Это ставит передо мной задачу по применению учащимися, имеющим повышенную мотивацию к обучению – заданий повышенной трудности. Совместно с преподавателем бухгалтерского учёта Долгих Т.А. создали «Консультационный пункт». Идея его создания произошла, когда к нам стали обращаться выпускники, с просьбой оказать методическую помощь при выполнении контрольных и  курсовых работ. Для этого постоянно общаюсь с выпускниками, продолжающими обучение. У них есть наши телефоны, они заранее договариваются с нами о встрече, мы им помогаем, а они проводят беседы с учащимися с целью дальнейшей профориентации. Помогая им выполнять задания по программе колледжей и университетов, задания оставляем  у себя. За пять лет мною накоплен достаточный материал заданий МАП, ДальГАУ, Аграрного колледжа, Торгово – экономического колледжа, Финансового колледжа. Затем предлагаю их на своём уроке. С чем-то учащиеся  справляются сами, с какими-то заданиями приходится помогать. Так выпускница 2010 года Скрипник Юлия легко справляясь с заданиями по экономике для учащихся колледжей, с моей помощью начала решать задания высшей школы, успешно сдала Единый Государственный экзамен и поступила в ДальГАУ на факультет бухгалтерского учёта.

8. Идея крупных блоков и движения по спирали. 

Создание на одном уровне целостного представления о большой теме, сложной научной проблеме. Изучение материала блоками освобождает учащегося от страха перед трудностями: блок пройден, основная мысль схвачена – учащийся не боится, что он не поймёт её и отстанет. На последующих уроках задания продумываю таким образом, что постоянно возвращаюсь к прошлым знаниям и идти вперед. Учащиеся знают, что пройденный материал нужно помнить постоянно, повторять его. Только тогда будет достигнут высокий результат, как в оценке, так и в накопленном багаже знаний.

9. Идея соответствующей формы. Урок должен по форме отвечать изучаемому предмету. Так как экономические науки – науки, которые предполагают и область точных знаний и логическое мышление учащихся и умение рассуждать и предвидеть, то для преподавателя возникает большой выбор форм урока. Я применяю различные уроки: урок – игра, урок – семинар, урок – экскурсия, урок – встреча с интересным человеком, конференции, практические работы и другие.

10. Идея самоанализа. Необходимо научить и приучить учащихся к самостоятельному анализу, индивидуальному и коллективному. Когда труд оценивается не только преподавателем, но и всем коллективом, учащиеся ведут себя достойно и работают гораздо старательнее.

11. Интеллектуальный фон группы. Если в группе сильно стремление к знаниям у подавляющего большинства, есть общее стремление к достижению высоких целей, то и каждый учащийся будет учиться лучше.  Я являюсь классным руководителем группы № 11 по профессии «Бухгалтер, счетовод, кассир» именно на примере этой группы можно показать результаты моей педагогической деятельности, так как уже есть результат – группа выпущена из стен лицея в июне 2012 года, а обучалась данная категория учащихся 4 года.

12. Коллективное, творческое воспитание. «Всё творчески, а иначе зачем». Сама, подходя к организации урока и внеклассной деятельности учащихся творчески, требую этого и от учащихся. Для этого мною организованы и проводятся регулярно мероприятия «Экономический КВН», «Путешествие в страну Эколандия», «Экономический калейдоскоп», «Как найти поле Чудес» и другие. Проводя эти мероприятия, не планирую их театром одного актёра, а привлекаю учащихся, к активным действиям. Многие преподаватели – предметники, готовя внеклассное мероприятие дают задания классными руководителями групп, чтобы они задействовали своих учащихся. Я работаю только с учащимися считаю, что в коллективный творческих делах участвовать должны все. Деление на выступающих и слушающих на актив и пассив исключаются.

13. Личностный подход.

«Каждый из ребят приносит в лицей свой мир чувств и переживаний».                                                                               Уважение к личности учащегося, восприятие его таким, какой он есть проявляется во внимании к нему преподавателя, в том, что каждый на каждом уроке получает оценку своего труда. И в том, что выбирает задачи по своему вкусу; никто не оскорбит учащегося подозрением неспособности, все должны быть защищены. Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею. Так что вряд ли обучение пройдет удачно, если строить его только по принципу, изображенному в стихотворении «Кем быть?» Маяковского: «Хорошо быть... — пусть меня научат».

Очевидно, в круг проблем, связанных с изучением отношения студентов к избранной профессии, должен быть включен целый ряд вопросов. Это:

1) удовлетворенность профессией;

2) динамика удовлетворенности от курса к курсу;

3) факторы, влияющие на формирование удовлетворенности: социально-психологические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические, в том числе и половозрастные;

4) проблемы профессиональной мотивации, или, другими словами, система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.

Эти отдельные моменты, как и отношение к профессии в целом, влияют на эффективность учебной деятельности учащихся. Они, в частности, сказываются на общем уровне профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в число вопросов педагогической и социально-педагогической психологии. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии, технологии, методы обучения; влияют на него и социальные группы.

Другой важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для этого работа по специальности. Исследования показали, что данный фактор более значим для успевающих, менее значим для неуспевающих учащихся. Формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству — необходимые звенья системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности.

Несмотря на то, что удовлетворенность профессией обусловлена множеством факторов, ее уровень поддается вероятностному прогнозированию. Очевидно, эффективность такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут применены для диагностики интересов и склонностей личности учащегося, его установок, ценностных ориентаций, а также характерологических особенностей.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.

Формирование устойчивого положительного отношения к профессии — один из актуальных вопросов педагогики и педагогической психологии. Здесь еще немало нерешенных задач. В современных условиях динамичного развития профессиональных знаний, в силу предъявляемых к личности требований о непрерывном профессиональном образовании и совершенствовании, дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает все большую значимость. Ее конкретное решение во многом зависит от совместных усилий педагога и психолога — как на стадии профориентационной работы в школе, так и в процессе профессионального обучения. Эти усилия в основном сводятся к оказанию личности компетентной психолого-педагогической помощи в ее поиске профессии для себя и себя в профессии. Конечно, задача эта нелегкая, но зато важная и благородная, ибо ее успешное решение поможет человеку предотвратить превращение своей будущей профессиональной судьбы в путь без цели и ориентиров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Педагогика сотрудничества воспитателя кадетского корпуса и родителей кадет"

В достижении этой цели роль воспитателя неизмеримо велика. На мой взгляд, современный воспитатель кадетского корпуса должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценн...

"Коррекция воспитания на уроке. Индивидуальный подход через педагогику сотрудничества.

КОРРЕКЦИЯ ВОСПИТАНИЯ НА УРОКЕ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА....

Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и творческих обучающихся, способных к саморазвитию, самореализации в условиях введения ФГОС

Вашему вниманию предлагается выступление из опыта работы классного руководителя 6 "А "  класса  СОШ№ 13 на семинаре: "Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и ...

Педагогика сотрудничества

       Педагогика сотрудничества -это наука о воспитании человека. Раньше ее трактовали как науку о воспитании детей, сейчас она понимается гораздо шире. Речь идет о в...

Актуальность темы педагогика сотрудничества

Актуальность темы обусловлена сменой учебных приоритетов в современном образовании, качественно изменившим основную задачу школы. Обучение в современных условиях предполагает отказ от преимущественно ...

Опыт работы по теме самообразования" Педагогика сотрудничества

Технология педагогического сотрудничества ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, ориентировать школьников на цель учебной деятельности, определять с...

От педагогики сотрудничества к сотворческой педагогике

В статье представлен материал выступления на педсовете, посвященный педагогике сотворчества...