Главные вкладки

    Статья по теме:
    Работа с детьми группы риска.

    Виноградова Елена Васильевна

    Организация обучения и воспитания детей «группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Она предусматривает взаимодействие между всеми специалистами, работающими с данным контингентом детей: медицинскими работниками, педагогом-психологом, социальным педагогом, воспитателями. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_s_detmi_gruppy_riska.docx20.29 КБ

    Предварительный просмотр:

      Работа с детьми группы риска.  

    Проблема «группы риска» среди подростков особенно актуальна именно  с детьми от 10 до 15 лет.

    Категория трудных подростков весьма разнообразна и обширна. Остановимся, только на тех, кто вызывает наибольшее беспокойство. Рассмотрим подростков  с  явлениями психической неустойчивости: безвольные,  повышенно – внушаемые,  с неустойчивым настроением.        

    У этих детей отмечается отсутствие чувства долга, неспособность тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины. Они быстро теряют интерес к знаниям и постоянно нуждаются к стимуляции извне (поощрение, напоминание, перемена видов деятельности). Мало способны к волевому усилию. Значительная  часть нарушений имеет и половые различия: у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек – повышенная сексуальность.

    Знание особенностей детей «группы риска» может помочь нам в разработке методов психолога – педагогической коррекции, дифференцированной в зависимости от того или иного типа нарушения поведения у подростков.

    Организация обучения и воспитания детей «группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Она предусматривает взаимодействие между всеми специалистами, работающими с данным контингентом детей: медицинскими работниками, педагогом-психологом, социальным педагогом, воспитателями. И требует решения следующих задач:

    1. Создание условий для формирования культуры здорового образа жизни.
    2. Обеспечение условий для эффективного  взаимодействия субъектов профилактики детских правонарушений.
    3. Содействие решению социальных проблем, развитие социальной и гражданской активности.
    4. Создание условий для патриотического и духовно – нравственного воспитания, интеллектуального и творческого развития подростков.

    В целях предупреждения и профилактики правонарушений несовершеннолетних, пропаганды здорового образа жизни мною проведены следующие мероприятия:

    1. Составление социально психологических паспортов воспитанников «группы риска»
    2. Контроль за посещаемостью и успеваемостью воспитанников «группы риска».
    3. Проведение  ряда бесед на тему:  «Правила и обязанности воспитанников».
    1. «Уход с уроков»,
    2. «Нарушение дисциплины в детском доме и в школе»,
    3.  «Что такое хорошо, что такое плохо»,
    4.  « Об обидах и причинах обид»,
    5.  « Достоинства и недостатки человека»
    6.   «Жизнь дается только раз»- о вреде курения, пьянства, наркомании.
    7. «Что такое правонарушение» дети сами составили правила «как себя вести» и «как нельзя себя вести» и обещали следить за своим поведением и дисциплиной.
    8. «О культуре общения»
    9. «Поведение в обществе»
    10. «Духовность (обсудили статью «Прощать значит любить»)
    11. «Азбука этики». Основные понятия этики. Культура общения.
    12. «Человек - это звучит гордо»
    13. Цикл бесед - «Относись к другим, так как хочешь, что бы относились к тебе»
    14. «Что такое закон», «Ребята, давайте  жить дружно».
    15. «Совесть как гражданская ответственность»
    16. «Я и закон» и т.д.
    1. Постоянные  индивидуальные беседы
    1. «Как не стать жертвой преступлений»
    2. «Скромный»- не хвастаемся делами и поступками»
    3. «Сопереживания в радости и горе товарища»
    1. Всевозможные инструктажи
    2. Проведение интеллектуальных игр: «Что? Где? Когда?», «Брей рингов»
    3. Тренинги совместно с психологом,
    4. «Круглые столы»
    5. Диспуты
    6. Проведение заседаний актива, групповых собраний, итогов недели, где дети анализируют свое поведение и делают выводы.

    11 Совместная работа с администрацией д/д, школы, КДН, наркологическим диспансером.

    В работе с детьми группы риска я стараюсь каждый день находить время, чтобы побыть с ребенком наедине и по возможности честно и терпеливо отвечать на любые его вопросы. Стараюсь оценивать только поступки, а не самого ребенка. Никогда (даже в сердцах) стараюсь не говорить ребенку, что он хуже других.

    Признаю право ребенка на ошибку. За основу в работе с дезадаптантами взяла оптимистическую гипотезу верить в исправление трудного  лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда.

    Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.

    Стараюсь, предъявляя требования к трудному, не угрожать, не вспоминать прошлые грехи, не унижать его. Всячески поддерживать усилия ребенка по самовоспитанию и перевоспитанию создавая для этого специальные педагогические ситуации. Вовлекать и включать его в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям. (Изготовление поделок, рисование плакатов, подготовка к праздникам, генеральные уборки , уборка территории и т.д).

    Уверенна, что поощрения более эффективны чем наказания, поэтому упреждая плохие поступки нужно замечать и отмечать хорошие поступки и свойства личности.

    Эффект взаимодействия во многом зависит от авторитета взрослого. Авторитетом, как правило пользуется не тот взрослый, который порицает, оскорбляет, унижает, угрожает, а тот, кто старается понять, быть справедливым, убеждает, не смотрит свысока, не иронизирует, не  добивается повиновения.

    Лишь воспитав у детей умение постоянно вести себя в рамках законности, можно быть уверенными, что они не совершат преступление.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

    Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

    Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.

    1. Введение,  2. Специфика социально-педагогического исследования детей  «группы  риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...

    Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

    Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....

    РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ: ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЁННЫХ СЕМЕЙ, С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

    Нарушения и несформированность эмоционально-волевой сферы - одна из самых актуальных проблем, негативно влияющих на освоение детьми дошкольного и школьного возраста общеобразовательных программ. По...