Суицид и его профилактика
методическая разработка на тему

Коваленко Марина Георгиевна

Доклад служит для выступления на педагогическом совете и предназначен для учителей и классных руководителей. Содержит признаки предрасположенности к суициду и рекомендации учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.doc994 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

по теме: «СУИЦИД И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА»

Подготовила социальный педагог

МОУ СОШ№12

Коваленко Марина Георгиевна

2013 г.


Одной из разновидностей агрессивного поведения является аутоагрессия, которая проявляется в демонстративных суицидальных попытках и истинном суициде. А.Н. Абрамов считает, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.

  1. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей личности, таких как личностная тревожность,  негативного восприятия окружающего, отсутствия осознанного стремления к жизни; неблагоприятного социального окружения.
  2. Все это усугубляет криминальные явления самого подростково-юношеского возраста, на долю которого приходится большая часть самоубийств несовершеннолетних.
  3. Под социокультурными особенностями воспитания подразумевается культура страны, ее обычаи, традиции, законы, уровень экономического развития и т.д. Эти и другие условия воздействуют на личность подростка и во многом предопределяют его представления о жизни и смерти.
  4. 1.        Взаимоотношения с родителям, степень понимания своих детей, сопереживания, нормативность отношений.
  5. 2.        Проблемы в школе, связанные с личностью учителя и его социометрическим статусом в классе и личностным отношением к успеваемости и факторам жизненных перспектив.
  6. 3.        Взаимоотношения со сверстниками, друзьями представителями противоположного пола.

                     МОТИВЫ САМОУБИЙСТВА:

  1. Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства подростки и эксперты-психологи указывают различные способы влияния на других людей: "дать понять человеку в каком ты отчаянии" - 40% случаев; "заставить пожалеть о плохом отношении" - 30% случаев; "показать, как ты любишь другого" или выяснить, "любят ли тебя" - 25% и, наконец, 18% случаев - это "призыв, крик о помощи".
  2. Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключения из тяжелой жизненной ситуации.

  1. -        наличие пресуицидального периода;
  2. -        продолжительность конфликтной ситуации;
  3. -        психологический дискомфорт;
  4. -        незащищенность, психологическое одиночество;
  5. -        нарушение психологии жизненной среды;
  6. -        ощущение субъективной невыносимости существования в сложившихся условиях;
  7. -        отсутствие желания жить.

  1. В суицидальных ситуациях люди нередко испытывают облегчение в последующий период. Они могут по-новому взглянуть на психотравмирующую ситуацию. Тем не менее такие попытки могут закончиться трагически в силу необратимости смерти.
  2. В истинном суициде психотравмирующая ситуация носит тяжелый и затяжной характер. Человек осуществляет многочисленные бесплодные попытки справиться с ситуацией основной смысл его последнего действия - уход, отказ от борьбы, псевдоразрешений проблемы.
  3. -        снятие психологического напряжения в психотравмирующих ситуациях;
  4. -        уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;
  5. -        формирование компенсаторных механизмов поведения;
  6. -        формирование адекватного отношения к жизни и смерти.
  7. Известно, что всякая агрессия - внутренняя или внешняя - является признаком кризиса. Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризисным ситуациям детей и подростков, уметь выявлять их, оказывать своевременную помощь в разрешении.
  8. Известно, что всякая агрессия - внутренняя или внешняя - является признаком кризиса. Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризисным ситуациям детей и подростков, уметь выявлять их, оказывать своевременную помощь в разрешении.
  9. В.Г. Балакирев и Л. Додсон (1996) разработали эффективную методику психологической помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях.
  10. Методика состоит из констатирующей и психокоррекционной части. Констатирующая часть включает три встречи сессии с группами или классами.
  11. "Типы кризисных ситуаций",
  12.  "Содержание и выражение переживаний в кризисных ситуациях»
  13.  "Способы преодоления кризисных ситуаций".

  1. 1.        Групповое обсуждение предложенной психологом темы.
  2. 2.        Выполнение индивидуальных творческих заданий.
  3. 3.        Обмен впечатлениями и обсуждение в группе.

  1. При анализе материала констатирующей части выявлены возрастные различия в типах кризисных ситуаций. У восьмилетних детей они связаны со сверстниками 41%, родителями - 25%, братьями и сестрами - 15%, учителями - 5%. У двенадцатилетних наибольшее количество отрицательных переживаний приходится на отношение с родителями - 30%, темой животных - 30%, учителем - 15%.
  2. Коррекционная работа представляет собой две сессии, построенные в форме "Я-сообщений" с использованием элементов психосинтеза и психодрамы. Детям предлагается проигрывание их конфликтных ситуаций, в ходе которого с помощью участников группы "оживляются" их чувства.
  3. -        кризисы развития;
  4. -        кризисы отношений;
  5. -        кризисы состояния души;
  6. -        кризисы утрат;
  7. -        кризисы смысла жизни;
  8. -        психические кризисы;
  9. -        морально-этические кризисы

  1. Работая с подростками в кризисных ситуациях, психолог может применять различные техники: ментального переживания, внутреннего диалога; Самоосвобождения и другие. В психологической практике в таких случаях используется кризисная интервенция, которая может проводиться в форме кризисной психотерапии, кризисного консультирования и "телефона доверия".
  2. При диагностике суицидального поведения подростков можно применять комплекс методик, адаптированных М.В. Горской (1994), опросник "Самооценка психических состояний личности" и "метод неоконченных предложений".
  3. Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей по профилактике суицида

В буклете представлены рекомендации для родителей по профилактике суицида среди подростков...

Профилактика суицидов. В помощь классному руководителю

Уважаемые коллеги! Советы классному руководителю по работе с подростками "группы риска".  Памятка учителю....

Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн...

Суицид подростков. Причины. Профилактика

  Столкнувшись  с прямыми угрозами своего воспитанника  покончить с собой, либо подозревая такое развитие событий, педагог нередко оказывается в растерянности, не знает, как к эт...

Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида).

Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида)....

Суицид - выход есть всегда. Памятка по профилактике суицида в детской среде.

Данная памятка рассчитана для детей старшего школьного возраста. Рассматривается тема по профилактике суицида в детской среде. Размещайте данную памятку в группе класса, в соц.сетях....