"От взаимопонимания к взаимодействия"
статья по теме

  С принятием Закона Российской Федерации  «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. Концепция модернизации российского образования  подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Закон  «Об образовании» обязывает семью создавать необходи­мые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать де­тей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии.

Важнейшее место среди указанных институтов занимают общеобразовательные учреждения, обеспечивающие реальное взаимодействие родите­лей и педагогов в воспитательном процессе.  

Школа сегодня остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов  в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_razuma.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи»

Французский историк  Ламартин.

«Без хороших отцов нет хорошего воспитания,

несмотря на все школы.»

Русский истории Н.Карамзин

«От взаимопонимания к взаимодействию»

Куковякин Александр Юрьевич

Социальный педагог Государственного бюджетного             общеобразовательного учреждения гимназии № 498                                                                             Невского района Санкт – Петербурга, Россия.

Актуальность проблемы взаимодействия семьи и школы.

    С принятием Закона Российской Федерации  «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. Концепция модернизации российского образования  подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Закон  «Об образовании» обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.  Достижение успеха в процессе воспитания детей возможно только при условии объединения усилий семьи и других социальных институтов. Важнейшее место среди указанных институтов занимают общеобразовательные учреждения, обеспечивающие реальное взаимодействие родителей и педагогов в воспитательном процессе.

           Кризисные явления, характерные для современного общества, сказываются на состоянии духовного, физического, нравственного и психического здоровья подрастающего поколения.  В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, в значительной мере не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, в большинстве случаев, не приносит положительных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми  вследствие чего авторитетом становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит ребенка к «выходу» из – под влияния семьи.

               Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской преступности, наркомании и других негативных явлений в детской среде. Пытаясь найти пути решения этих проблем, школа ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным только в том случае, если учителя и родители станут союзниками.

            Школа сегодня остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов  в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому педагогам необходимо установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются следующие:

  1. обучение родителей приемам, способам и стилю общения  взрослых и детей, членов семьи;
  2. оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.

         Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств  взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.

Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи  - источник и важный механизм их развития.

Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние.

Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия.

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

  1. единым объектом (субъектом) воспитания;
  2. общими целями и задачами воспитания детей;
  3. необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
  4. возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;
  5. возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

В создании союза педагогов и родителей важнейшая роль принадлежит педагогам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающий  авторитаризм и дидактизм.

Достижения школы в организации работы с родителями учащихся.

             За последние годы в школе накоплен положительный опыт сотрудничества школы и семьи. В школе  созданы органы родительского самоуправления:   Совет образовательного учреждения, родительский комитет, совет отцов. Администрация и педагогический коллектив школы уделяют большое внимание организации работы с родителями учащихся.

- Составлена картотека семей учащихся.

- Организована диагностическая работа по изучению семей.

-Организовано психолого – педагогическое просвещение родителей в форме   лекториев,   семинаров, «круглых столов», родительских собраний.

- В работе с семьей принимают активное участие психологи, социальные педагоги, школьный врач, педагоги – организаторы, педагоги дополнительного образования, логопед, классные руководители.

- Организовано психологическое консультирование родителей.

- Используются различные формы сотрудничества с родителями учащихся, вовлечение их в совместную с детьми творческую и социально значимую, трудовую деятельность.

           Традиционными стали ярмарки поделок и зеленые ярмарки,   субботники, классные праздники, походы, экскурсии, дни здоровья, спортивные соревнования «Папа, мама, я –олимпийская семья», дни знаний, праздник первого звонка, праздник последнего звонка в 9–х и 11 – х класса, праздник «Вот и стали мы на год взрослей», конференции отцов и матерей. Полюбились дни открытых дверей, день благодарения мам.

Классными руководителями используются разнообразные формы работы с родителями. Многие родители  охотно принимают участие в жизни школы.

              Однако в организации работы с родителями учащихся существуют следующие проблемы:

  1. Низкий уровень посещаемости родителями учащихся родительских собраний, лекториев, семинаров.
  2. Наблюдается тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
  3. Во многих семьях отсутствуют межличностные связи между детьми и родителями. Родители испытывают затруднения в установлении контактов с детьми.
  4. Родительские собрания в основном посещают мамы.
  5. Все чаще стали возникать конфликтные ситуации в отношениях родителей и детей, педагогов и родителей, педагогов, учащихся и родителей.

               Мы остро чувствуем необходимость создания системы работы с родителями, организации реального сотрудничества педагогов и родителей. Поэтому в школе была разработана программа «Семья  и  школа: грани сотрудничества»: Данная программа посвящена проблеме организации сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в процессе воспитания школьников.  Программа определяет цели и задачи  сотрудничества, принципы, направления деятельности, функции и формы взаимодействия педагогов и родителей.

Функции  взаимодействия педагогов и родителей.

Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.

Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

 социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

технико-гигиенический - зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни;

 демографический - определяется структурой семьи.

 Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

  Главными функциями семьи являются:

 1) воспитательная;

2) оздоровительная;

  1. духовно-нравственная;
  2. познавательно-образовательная;
  3. бытовая;
  4. трудовая;

7) культурно-просветительная;

  8) досугово -творческая;

 9) охранно-защитная.

Главными компонентами семейного воспитания выступают:

1)        климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

2)        режим семейной жизни;

3)        содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.

Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Следовательно, главными функциями взаимодействия школы и семьи являются:

  1. информационная;
  2. воспитательно-развивающая;
  3. формирующая;
  4. охранно-оздоровительная;
  5. контролирующая

Принципы взаимодействия.

 Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей - длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей  наше общеобразовательное учреждение опирается на следующие   п р и н ц и п ы :

  1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
  2. Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.

•        Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей.

•        Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.

Взаимодействие семьи и школы в работе по профилактике преступности и противоправного поведения несовершеннолетних

Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация — эти слова становятся, к сожалению, все более и более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющегося поведения (грубостью, непосещением школы, бранью, курением и т.д.), мы нередко возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить; объясняем такое поведение негативным влиянием средств массовой информации, социально-экономическим неблагополучием, биологическими нарушениями, снижением воспитательных воздействий.

Однако нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность), одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребенка. Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить почву, посадить и вырастить полезные растения.

Путь, ведущий к изменениям в поведении подростка, может оказаться длительным и напряженным. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие можно встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех.

К типичным психологическим трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении относятся следующие:

  1. проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
  2. проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
  3. трудности самоотношения, самопонимания;
  4. трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
  5. внутреннее («психологическое») одиночество, непонятость другими;
  6. стремление избежать давления, правил, норм, требований;
  7. испытание себя и других;
  8. поиск границ возможного;
  9. поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
  10. отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
  11. обида на судьбу, конкретных людей;
  12. переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
  13. неорганизованность;
  14. зависимость от других, низкая сила своего «я»;
  15. трудности в обучении;
  16. отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
  17. трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;
  18. отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
  19. чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.

   Ребенок испытывает острое чувство незащищенности и тревоги, которое перерастает в «глубинно оправданную» враждебность, в презрение к родителям за то, что они оставили его, взвалив на его плечи непосильную задачу, оставив неудовлетворенной его глубинную потребность в ценностной системе, в мировоззрении, в подчинении, в определении границ дозволенного. Ребенок, брошенный на произвол судьбы, обращается за помощью не к родителям, а к другим детям и, особенно к тем, кто старше его.

    Данные ряда исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательным примером родителей – систематическими пьянками, жестокостью, скандалами, правонарушениями. Однако из этих же данных вытекает и другой вывод: две трети подростков- правонарушителей воспитывались в семьях, где отсутствовали столь явные источники отрицательного влияния. Тем не менее, эти семьи тоже не смогли правильно воспитать детей, поскольку в них  царила неблагоприятная нравственно-психологическая обстановка, обусловленная эгоизмом и потребительской психологией родителей.

Именно отец и мать своими поступками, всем своим образом жизни дают своим детям самые убедительные образцы поведения, так как стереотипы поведения в детстве вырабатываются в основном с помощью подражательного рефлекса. Глядя на родителей и других взрослых членов семьи, подросток усваивает определенные представления о том, что в жизни главное, как относиться к людям, как надо себя вести в различных житейских ситуациях. В зависимости от общей нравственной атмосферы в семье у детей также складывается сугубо избирательное отношение к моральным и правовым требованиям общества.

Неправильно сформированные ценности, образцы поведения требуют  работы по перевоспитанию, которая является наиболее сложной в практике работы школы. Конечно, учащихся с отклонениями в поведении (тем более правонарушителей) сравнительно немного, однако их малочисленность вряд ли может успокаивать.

  Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Работа педагога с родителями его воспитанников приобретает особое значение. Необходимо знание ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Семья - это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.  Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по  укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей,  увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.   Всё это, безусловно, проявления дезорганизации семьи как социального института, отражающие негативные процессы в мире, обществе, государстве. Проблемы семьи волнуют самих детей. Не случайно на вопрос: «Чего бы вам хотелось больше всего добиться в жизни?»  66,6 процента подростков отвечают: «Иметь хорошую семью». Да и среди идеалов, на которые хотелось бы быть похожими, все-таки на первом месте у современных подростков остаются родители. Однако не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями. В ситуациях конфликта большинство родителей проводят с детьми серьезный разговор, другие - лишают детей удовольствий, третьи – применяют физические наказания.

            Организованное взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции семьи. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагоги школы опираются на положительный опыт семейного воспитания, распространяют его, используют в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием эффективного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у семьи возник интерес к процессу воспитания, потребность в развитии, уверенность в своих силах.

Вторая, не менее важная задача педагога заключается в вооружении семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении в теоретической и практической организованной деятельности. Следствием такого взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и влияние на классный коллектив в целом. Учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Такие отношения предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие школы и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, осуществляют одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др. Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

  1.  изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
  2.  группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;
  3. составление программы совместных действий педагога и родителей;
  4.  анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условной сгруппированности семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. В связи с этим семьи делим на 5 типов.

l-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

        2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность воспитания детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем, у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

З-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучные семьи, но в них процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Взаимодействие семьи и школы значительно обогащает воспитательную атмосферу среды, вскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности в том случае, если взаимодействие протекает в целесообразных формах, если оно подвижно и координируется в зависимости от содержательной стороны контактов между школой и семьей.

Изменение целей взаимодействия приводит к перестройке содержания, форм и методов работы учителя с родителями. Массовые формы, несмотря на сохранение своей значимости, уступают место индивидуальным и групповым, а методы словесного воздействия - активной совместной воспитательной деятельности учителей и родителей.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Это обуславливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Значительную трудность для взаимодействия со школой по профилактике правонарушений и преступлений представляют семьи, находящиеся в социально опасном положении. Это связано с тем, что в большинстве случаев невозможно устранить основной источник разрушения личности - неблагоприятные условия жизни ребенка в семье. Если хотя бы один из родителей в состоянии контролировать себя, ситуацию, можно предложить ему какие-то рекомендации. А если нет, если, к примеру, оба алкоголики, то к кому обращаться с наставлениями? Остается ребенок - страдающее существо, которому надо помочь. Эту помощь могут оказать школа, органы правосудия, общественность.

Одним из важнейших средств профилактики противоправного поведения подростков является формирование благоприятной социальной среды. Поэтому работа ведется по всем направлениям: с подростком, родителями, педагогами и друзьями.

Большинство детских, а затем и подростковых проблем является отражением проблем родителей. Не секрет, что большинство детей с девиантным поведением - это дети из дисфункциональных семей, т.е. семей, в которых снижена способность к осуществлению основных функций – жизнеобеспечения, организации быта, поддержания физического, психического и морального здоровья своих членов, воспитания детей, обеспечения внутренних и внешних контактов. Вот почему работа с семьей занимает особенно важное место в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Принципы работы школы с семьями, находящимися в социально опасном положении:

  1. Необвинительность. Вместо обличения и упреков, пусть даже и вполне заслуженных, - социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса.
  2. Индивидуальный подход. Решение конкретных проблем конкретной семьи и подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания. Плотный постоянный контакт с семьей в течение длительного времени. Установление доверительных отношений между педагогом и членами семьи. Отношения с семьей строятся на деловой основе с применением различных методов.
  3. Уважение норм и ценностей семьи и детей. Ориентация на развитие на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи.

Предполагаемые результаты работы взаимодействия                             семьи и школы.

- педагогам, учащимся и родителям лучше узнать друг друга.

- выявить  возможности  семей  по воспитанию  детей.

- выявить функций взаимодействия педагогического коллектива и родителей

- сформировать педагогическую позицию родителей;

- организовать педагогическое просвещение родителей.

- привлечь родителей учащихся к участию в учебно-воспитательном  процессе;

- привлечь родителей учащихся к работе в органах школьного самоуправления.

- сформировать единую позицию педагогов и родителей в обеспечение качественного образования учащихся, развитии профессиональных интересов и подготовки  детей к сознательному выбору профессии, в воспитании  нравственности и культуры поведения, потребности в здоровом образе жизни, в  подготовке школьников к семейной жизни;

- создать  реальное сотрудничество педагогов  и родителей в процессе воспитания учащихся, в организации взаимодействия семьи и школы на основе единой педагогической позиции.

       Таким образом, сотрудничество семьи и школы может оказать положительное влияние на воспитание подрастающего поколения.

Список литературы по проблеме взаимодействия школы и семьи

  1.  Конвенция ООН о правах ребенка. 1989.
  2.  Конституция Российской Федерации. 1993.
  3.  Гражданский кодекс Российской Федерации. 1994-1995.
  4. Решение коллегии МО России «Об опыте взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка». 1995.
  5.  Семейный кодекс Российской Федерации. 1996.
  6.  Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями). 1996.
  7.  Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». 1998.
  8.  Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о попечительских советах». 1999.
  9.  Концепция государственной политики в отношении молодой семьи. 2007.
  10. Антонов А.И. Социология семьи. — М., 2006.
  11. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. — М., 1995.
  12. Гришина М.С. Методические рекомендации к разработке программы развития образовательного учреждения по направлению «Работа с семьей» // Семья — родина ребенка. — Н. Новгород, 2001.
  13.  Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. Руководство для педагогов.— М., 2000.

Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи"

Авторы проекта (ученики класса) рассказывают о том, какой бы они хотели видеть школу будущего. От их имени может о школе будущего рассказать учитель или родители этих детей......

СОЗДАНИЕ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКЕ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ЭФФЕКТИВНОМУ МЕЖЭТНИЧЕСКОМУ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ КАК ЭЛЕМЕНТА В ТОЛЕРАНТНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ.

Реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без формирования межэтнической толерантности. Только диалог культур, их взаимо...

Родительское собрание «Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы»

Родительское собрание «Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы» ...

Родительское собрание "Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы"

Родительское собрание "Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы"...

Статья "Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие"

Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть правил воспитания, которые можно записать в виде рецепта: взять принятие, ...