Главные вкладки

    Арт-терапия
    материал по теме

    Дудина Светлана Владимировна

    Арт-терапия как здоровьесберегающая технология

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл art-terapiya.pptx1.17 МБ
    Файл artterapiya.docx21.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Выполнила: Дудина Светлана Владимировна 2013 год Итоговая работа по программе «Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии» Тема: Арттерапия как здоровьесберегающая технология на уроках

    Слайд 2

    Задачи: Определить значение арт-терапии как одного из основных принципов здоровьесберегающих технологий современного обучения в системе образования, ее влияние на учебные занятия и структуру урока; Разобрать виды арт-терапии; Выявить спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии; Обозначить основные тенденции в использовании творческого подхода на уроках.

    Слайд 3

    Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение, уход, забота) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия. Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции, художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, книги и многое другое. Арт-терапия используется практически во всех направлениях психотерапии. Методами арт-терапии пользуется педагогика, социальная работа и бизнес. Метод арт-терапии не имеет ограничений и противопоказаний. Виды арт-терапии: Анимационная терапия Артсинтезтерапия Библиотерапия Видеотерапия Драматерапия Игротерапия Изотерапия Маскотерапия Музыкотерапия Оригами Песочная терапия Работа с глиной Сказкотерапия Цветотерапия Фототерапия

    Слайд 4

    Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии: Внутри- и межличностные конфликты, Кризисные состояния, Экзистенциальные и возрастные кризисы, Травмы, Потери, Постстрессовые расстройства, Невротические расстройства, Психосоматические расстройства, Развитие креативности, Развитие целостности личности, Обнаружеие личностных смыслов через творчество

    Слайд 5

    Одной из важных задач образовани я является гармонизация абстрактно-логического и образного мышления учащегося, это особенно важно на начальном этапе обучения, когда он только входит в учебную деятельность. Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на учащихся значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым сохраняя здоровье детей.

    Слайд 6

    Что такое здоровье учащегося? Это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществление творческих планов, создание семьи, рождение и воспитание детей, овладение достижениями культуры.

    Слайд 7

    Сегодня арт - терапия в научно-педагогической литературе рассматривается, как средство, позволяющее заботится об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы или коллектива средствами художественной деятельности. Арт - терапия , как инновационная технология, в образовании характеризуется: комплексом теоретических, практических идей, многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями, относительной самостоятельностью от составляющих педагогического процесса обучения, способностью к интеграции и трансформации.

    Слайд 8

    Рисование в арттерапии рассматривается как специальная техника, позволяющая осуществлять балансировку физического, психического и эмоционального состояния учащегося, посредством выбора адекватных методов оздоровления, психологической коррекции, социальной терапии. Рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие важнейшие функции как зрение, речь, мышление, двигательную координацию. (Л.С. Выготский )

    Слайд 9

    Наряду с общепризнанными техниками (серийное рисование, спонтанные рисунки и др.), можно использовать и нетрадиционные художественные техники рисования (рисование пальцами, рисование под музыку, методом напыления, пенопластом, кляксография , и др.). Работа в нетрадиционных техниках стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Все виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.

    Слайд 10

    Одним из направлений арт-терапии является лепка. Существует множество пластических материалов, которые используют при работе с детьми и взрослыми. Для детей лучше подходит пластилин, а для подростков и взрослых - глина. Пластилин можно использовать в сказкотерапии . С помощью пластилина можно лепить любые сказочные персонажи, свою сказочную страну, свои страхи.

    Слайд 11

    Драматерапия — это новое направление арт-терапии, которая использует такой широко распространённый технический приём, как драматизация, разыгрыва - ние какого либо сюжета. И хотя оно называется драматерапией, в её основе лежит искусство театра, а не драматургия. Сферы применения: Межличностные и внутриличностные проблемы, Семейная и детско-родительская терапия , Оргконсультирование, Развитие креативности в определённой профессии, Пограничные расстройства, Психосоматика.

    Слайд 12

    Использование нетрадиционных техник позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать их желания, интерес. Кроме того, каждый может выбрать ту технику, которая ему больше нравится. Это способствует развитию не только познавательной деятельности, но и помогает создать у учеников атмосферу личностной безопасности. Арт - терапия или терапия искусством использует научные и прикладные результаты исследований в образовательных, воспитательных, коррекционных и терапевтических целях развития личности детей. Такие изменения и корректировки некоторых моментов уроков очень полезны, так как позволяют оценивать психологическое состояние учащихся и вовремя помочь. Они не повредят, наоборот урок будет интересным и необычным. Это можно использовать как на традиционных уроках, так и на уроках с применением новых нетрадиционных технологий в любой общеобразовательной школе.



    Предварительный просмотр:

    «Арттерапия – как здоровьесберегающая технология на уроках»

    Рассмотрение целей и задач учебных занятий, типологии и структуры урока и педагогических требований к нему, особенностей состава учащихся помогает осознать важность, необходимость и сложность выбора путей совершенствования организации обучения. Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, пересмотра содержания, обогащения форм и методов обучения.

    В последние годы начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, а главное, творчество.

    Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение, уход, забота) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д.

    1. Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия. Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции, художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, книги и многое другое.
    2. Арт-терапия используется практически во всех направлениях психотерапии.
    3. Методами арт-терапии пользуется педагогика, социальная работа и бизнес.
    4. Метод арт-терапии не имеет ограничений и противопоказаний.
    1. Виды арттерапии:
    1. Анимационная терапия
    2. Артсинтезтерапия
    3. Библиотерапия
    4. Видеотерапия
    5. Драматерапия
    6. Игротерапия
    7. Изотерапия
    8. Маскотерапия
    9. Музыкотерапия
    10. Оригами
    11. Песочная терапия
    12. Работа с глиной
    13. Сказкотерапия
    14. Цветотерапия
    15. Фототерапия

    Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии:

    1. внутри- и межличностные конфликты,
    2. кризисные состояния
    3. экзистенциальные и возрастные кризисы
    4. травмы
    5. потери
    6. постстрессовые расстройства
    7. невротические расстройства
    8. психосоматические расстройства
    9. развитие креативности
    10. развитие целостности личности
    11. обнаружение личностных смыслов через творчество

    Важная задача образовательной области «Искусство» - гармонизация абстрактно-логического и образного мышления учащегося, это особенно важно на начальном этапе обучения, когда он только входит в учебную деятельность. Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на учащихся значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым сохраняя здоровье детей.

    А что такое здоровье учащегося? Это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществление творческих планов, создание семьи, рождение и воспитание детей, овладение достижениями культуры. Урок может помочь учащемуся увидеть себя по-другому, позитивно относиться к себе, а это даст контакт с окружающим миром.

    Трудный ученик – труден в первую очередь по отношению к себе. Считается, что он плох, неспособен ничего создать?! Искусство помогает ему осознать себя, стать творцом, и если такой учащийся что-либо производит на уроке – он освобождается от отрицательных эмоций.

    Сегодня арттерапия в научно-педагогической литературе рассматривается, как средство позволяющее заботится об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

    Применение этого метода полезно не только для лечебных целей, но и коррекционно-педагогических. Так, работа с красками, лепка, является не только безопасными способами снятия напряжения, но и предоставляет возможность для самовыражения, «выхода» агрессивных чувств в социально приемлемой манере, способствует формированию представлений о форме предмета, ориентировки в пространстве бумажного листа и др. По цвету работы, выполненной учащимся в определенный отрезок времени, можно определить состояние его нервной системы, эмоциональный настрой, физическое состояние внутренних органов. Таким образом, рисование в арттерапии рассматривается как специальная техника, позволяющая осуществлять балансировку физического, психического и эмоционального состояния учащегося, посредством выбора адекватных методов оздоровления, психологической коррекции.

    Л.С. Выготский писал, что рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие важнейшие функции как зрение, речь, мышление, двигательную координацию. Рисование и лепка являются родственными с письмом действиями, Собственно, это рассказ, выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать.

    Наряду с общепризнанными техниками (серийное рисование, спонтанные рисунки и др.), можно использовать и нетрадиционные художественные техники рисования (рисование пальцами, рисование под музыку, методом напыления, пенопластом,  кляксография, и др.). Работа в нетрадиционных техниках стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Все виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.

    Одним из направлений арт-терапии является лепка. Существует множество пластических материалов, которые используют при работе с детьми и взрослыми. Для детей лучше подходит пластилин, а для подростков и взрослых - глина.

    Работа с глиной возможна как при индивидуальной работе так и при семейной терапии, а так же при трудностях в детско-родительских отношениях и в групповой работе.

    В психологическом консультировании наряду с глиной используют цветной пластилин. Он имеет большое количество оттенков, что позволяет при работе  с чувствами и эмоциями для каждой эмоции и чувства выбрать свою цветовую гамму. Пластилин можно использовать в сказкотерапии. С помощью пластилина можно лепить любые сказочные персонажи, свою сказочную страну, свои страхи. На картоне создать картину "Мой жизненный путь".

    Драматерапия — это новое направление, набирающее темп и становящееся модным в наши дни. Она использует такой широко распространённый технический приём, как драматизация, т.е. разыгрывание какого либо сюжета. И хотя оно называется драматерапией, в её основе лежит искусство театра, а не драматургия.

    1. Межличностные и внутриличностные проблемы,
    2. Семейная и детско-родительская терапия,
    3. Оргконсультирование,
    4. Развитие креативности в определённой профессии,
    5. Пограничные расстройства,
    6. Психосоматика.

    Использование нетрадиционных техник позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать их желания, интерес. Кроме того, каждый может выбрать ту технику, которая ему больше нравится. Это способствует развитию не только познавательной деятельности, но и помогает создать у учеников атмосферу личностной безопасности

    Арттерапия или терапия искусством использует научные и прикладные результаты исследований в образовательных, воспитательных, коррекционных и терапевтических целях развития личности детей.

    Такие изменения и корректировки некоторых моментов уроков очень полезны, так как позволяют оценивать психологическое состояние учащихся и вовремя помочь. Они не повредят, наоборот урок будет интересным и необычным. А анализ рисунков можно использовать как на традиционных уроках, так и на уроках с применением новых нетрадиционных технологий в любой общеобразовательной школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок ИЗО с элементами арт-терапии«Пленительное кружево ладони» 7 класс

    Мы   знаем, что люди с давних пор украшают свое тело различными орнаментами. Один из самых старинных способов росписи по телу – хной. История возникновения этого искусства не менее удивитель...

    ДЕТСКИЕ СТРАХИ И АРТ-ТЕРАПИЯ

    Сейчас, когда мы уже знакомы с арт-терапией, хочется отдельно остановиться на её врачующем влиянии в области детских страхов. Детские страхи, при этом неважно чего — войны, смерти или приведений, — эт...

    Методы арт-терапии в комплексном решении проблем социальной адаптации детей.

    Методы, виды арт-терапии. Педагогическая арт-терапия....

    Арт-терапия на уроках ИЗО

    Многим еще в детстве говорят, что не умеют рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека. Задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмы...

    Проект "«Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние учащихся».

    Увлечение рисованием помогает справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие. Работа представляет собой исследование эффективности использования приемов артт...

    Педагогическая терапия

    В работе рассматривается вопрос преемственности: начльная школа - среднее звено....

    Занятие с элементами арт-терапии Тема: «Полет вдохновения или новая жизнь вещей.»

    Интегрированное занятие кружка дек.-прикл. творчества «Палитра» и детей обучающихся по программе С(К)ОУ – 7-8 видовЗанятие с элементами арт-терапииТема:  «Полет вдохновения или новая жизнь вещей....