Арт-терапия
материал по теме
Арт-терапия как здоровьесберегающая технология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapiya.pptx | 1.17 МБ |
artterapiya.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Определить значение арт-терапии как одного из основных принципов здоровьесберегающих технологий современного обучения в системе образования, ее влияние на учебные занятия и структуру урока; Разобрать виды арт-терапии; Выявить спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии; Обозначить основные тенденции в использовании творческого подхода на уроках.
Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение, уход, забота) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия. Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции, художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, книги и многое другое. Арт-терапия используется практически во всех направлениях психотерапии. Методами арт-терапии пользуется педагогика, социальная работа и бизнес. Метод арт-терапии не имеет ограничений и противопоказаний. Виды арт-терапии: Анимационная терапия Артсинтезтерапия Библиотерапия Видеотерапия Драматерапия Игротерапия Изотерапия Маскотерапия Музыкотерапия Оригами Песочная терапия Работа с глиной Сказкотерапия Цветотерапия Фототерапия
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии: Внутри- и межличностные конфликты, Кризисные состояния, Экзистенциальные и возрастные кризисы, Травмы, Потери, Постстрессовые расстройства, Невротические расстройства, Психосоматические расстройства, Развитие креативности, Развитие целостности личности, Обнаружеие личностных смыслов через творчество
Одной из важных задач образовани я является гармонизация абстрактно-логического и образного мышления учащегося, это особенно важно на начальном этапе обучения, когда он только входит в учебную деятельность. Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на учащихся значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым сохраняя здоровье детей.
Что такое здоровье учащегося? Это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществление творческих планов, создание семьи, рождение и воспитание детей, овладение достижениями культуры.
Сегодня арт - терапия в научно-педагогической литературе рассматривается, как средство, позволяющее заботится об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы или коллектива средствами художественной деятельности. Арт - терапия , как инновационная технология, в образовании характеризуется: комплексом теоретических, практических идей, многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями, относительной самостоятельностью от составляющих педагогического процесса обучения, способностью к интеграции и трансформации.
Рисование в арттерапии рассматривается как специальная техника, позволяющая осуществлять балансировку физического, психического и эмоционального состояния учащегося, посредством выбора адекватных методов оздоровления, психологической коррекции, социальной терапии. Рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие важнейшие функции как зрение, речь, мышление, двигательную координацию. (Л.С. Выготский )
Наряду с общепризнанными техниками (серийное рисование, спонтанные рисунки и др.), можно использовать и нетрадиционные художественные техники рисования (рисование пальцами, рисование под музыку, методом напыления, пенопластом, кляксография , и др.). Работа в нетрадиционных техниках стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Все виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.
Одним из направлений арт-терапии является лепка. Существует множество пластических материалов, которые используют при работе с детьми и взрослыми. Для детей лучше подходит пластилин, а для подростков и взрослых - глина. Пластилин можно использовать в сказкотерапии . С помощью пластилина можно лепить любые сказочные персонажи, свою сказочную страну, свои страхи.
Драматерапия — это новое направление арт-терапии, которая использует такой широко распространённый технический приём, как драматизация, разыгрыва - ние какого либо сюжета. И хотя оно называется драматерапией, в её основе лежит искусство театра, а не драматургия. Сферы применения: Межличностные и внутриличностные проблемы, Семейная и детско-родительская терапия , Оргконсультирование, Развитие креативности в определённой профессии, Пограничные расстройства, Психосоматика.
Использование нетрадиционных техник позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать их желания, интерес. Кроме того, каждый может выбрать ту технику, которая ему больше нравится. Это способствует развитию не только познавательной деятельности, но и помогает создать у учеников атмосферу личностной безопасности. Арт - терапия или терапия искусством использует научные и прикладные результаты исследований в образовательных, воспитательных, коррекционных и терапевтических целях развития личности детей. Такие изменения и корректировки некоторых моментов уроков очень полезны, так как позволяют оценивать психологическое состояние учащихся и вовремя помочь. Они не повредят, наоборот урок будет интересным и необычным. Это можно использовать как на традиционных уроках, так и на уроках с применением новых нетрадиционных технологий в любой общеобразовательной школе.
Предварительный просмотр:
«Арттерапия – как здоровьесберегающая технология на уроках»
Рассмотрение целей и задач учебных занятий, типологии и структуры урока и педагогических требований к нему, особенностей состава учащихся помогает осознать важность, необходимость и сложность выбора путей совершенствования организации обучения. Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, пересмотра содержания, обогащения форм и методов обучения.
В последние годы начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, а главное, творчество.
Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение, уход, забота) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д.
- Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия. Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции, художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, книги и многое другое.
- Арт-терапия используется практически во всех направлениях психотерапии.
- Методами арт-терапии пользуется педагогика, социальная работа и бизнес.
- Метод арт-терапии не имеет ограничений и противопоказаний.
- Виды арттерапии:
- Анимационная терапия
- Артсинтезтерапия
- Библиотерапия
- Видеотерапия
- Драматерапия
- Игротерапия
- Изотерапия
- Маскотерапия
- Музыкотерапия
- Оригами
- Песочная терапия
- Работа с глиной
- Сказкотерапия
- Цветотерапия
- Фототерапия
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии:
- внутри- и межличностные конфликты,
- кризисные состояния
- экзистенциальные и возрастные кризисы
- травмы
- потери
- постстрессовые расстройства
- невротические расстройства
- психосоматические расстройства
- развитие креативности
- развитие целостности личности
- обнаружение личностных смыслов через творчество
Важная задача образовательной области «Искусство» - гармонизация абстрактно-логического и образного мышления учащегося, это особенно важно на начальном этапе обучения, когда он только входит в учебную деятельность. Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на учащихся значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым сохраняя здоровье детей.
А что такое здоровье учащегося? Это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществление творческих планов, создание семьи, рождение и воспитание детей, овладение достижениями культуры. Урок может помочь учащемуся увидеть себя по-другому, позитивно относиться к себе, а это даст контакт с окружающим миром.
Трудный ученик – труден в первую очередь по отношению к себе. Считается, что он плох, неспособен ничего создать?! Искусство помогает ему осознать себя, стать творцом, и если такой учащийся что-либо производит на уроке – он освобождается от отрицательных эмоций.
Сегодня арттерапия в научно-педагогической литературе рассматривается, как средство позволяющее заботится об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Применение этого метода полезно не только для лечебных целей, но и коррекционно-педагогических. Так, работа с красками, лепка, является не только безопасными способами снятия напряжения, но и предоставляет возможность для самовыражения, «выхода» агрессивных чувств в социально приемлемой манере, способствует формированию представлений о форме предмета, ориентировки в пространстве бумажного листа и др. По цвету работы, выполненной учащимся в определенный отрезок времени, можно определить состояние его нервной системы, эмоциональный настрой, физическое состояние внутренних органов. Таким образом, рисование в арттерапии рассматривается как специальная техника, позволяющая осуществлять балансировку физического, психического и эмоционального состояния учащегося, посредством выбора адекватных методов оздоровления, психологической коррекции.
Л.С. Выготский писал, что рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие важнейшие функции как зрение, речь, мышление, двигательную координацию. Рисование и лепка являются родственными с письмом действиями, Собственно, это рассказ, выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать.
Наряду с общепризнанными техниками (серийное рисование, спонтанные рисунки и др.), можно использовать и нетрадиционные художественные техники рисования (рисование пальцами, рисование под музыку, методом напыления, пенопластом, кляксография, и др.). Работа в нетрадиционных техниках стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Все виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.
Одним из направлений арт-терапии является лепка. Существует множество пластических материалов, которые используют при работе с детьми и взрослыми. Для детей лучше подходит пластилин, а для подростков и взрослых - глина.
Работа с глиной возможна как при индивидуальной работе так и при семейной терапии, а так же при трудностях в детско-родительских отношениях и в групповой работе.
В психологическом консультировании наряду с глиной используют цветной пластилин. Он имеет большое количество оттенков, что позволяет при работе с чувствами и эмоциями для каждой эмоции и чувства выбрать свою цветовую гамму. Пластилин можно использовать в сказкотерапии. С помощью пластилина можно лепить любые сказочные персонажи, свою сказочную страну, свои страхи. На картоне создать картину "Мой жизненный путь".
Драматерапия — это новое направление, набирающее темп и становящееся модным в наши дни. Она использует такой широко распространённый технический приём, как драматизация, т.е. разыгрывание какого либо сюжета. И хотя оно называется драматерапией, в её основе лежит искусство театра, а не драматургия.
- Межличностные и внутриличностные проблемы,
- Семейная и детско-родительская терапия,
- Оргконсультирование,
- Развитие креативности в определённой профессии,
- Пограничные расстройства,
- Психосоматика.
Использование нетрадиционных техник позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать их желания, интерес. Кроме того, каждый может выбрать ту технику, которая ему больше нравится. Это способствует развитию не только познавательной деятельности, но и помогает создать у учеников атмосферу личностной безопасности
Арттерапия или терапия искусством использует научные и прикладные результаты исследований в образовательных, воспитательных, коррекционных и терапевтических целях развития личности детей.
Такие изменения и корректировки некоторых моментов уроков очень полезны, так как позволяют оценивать психологическое состояние учащихся и вовремя помочь. Они не повредят, наоборот урок будет интересным и необычным. А анализ рисунков можно использовать как на традиционных уроках, так и на уроках с применением новых нетрадиционных технологий в любой общеобразовательной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ИЗО с элементами арт-терапии«Пленительное кружево ладони» 7 класс
Мы знаем, что люди с давних пор украшают свое тело различными орнаментами. Один из самых старинных способов росписи по телу – хной. История возникновения этого искусства не менее удивитель...
ДЕТСКИЕ СТРАХИ И АРТ-ТЕРАПИЯ
Сейчас, когда мы уже знакомы с арт-терапией, хочется отдельно остановиться на её врачующем влиянии в области детских страхов. Детские страхи, при этом неважно чего — войны, смерти или приведений, — эт...
Методы арт-терапии в комплексном решении проблем социальной адаптации детей.
Методы, виды арт-терапии. Педагогическая арт-терапия....
Арт-терапия на уроках ИЗО
Многим еще в детстве говорят, что не умеют рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека. Задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмы...
Проект "«Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние учащихся».
Увлечение рисованием помогает справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие. Работа представляет собой исследование эффективности использования приемов артт...
Педагогическая терапия
В работе рассматривается вопрос преемственности: начльная школа - среднее звено....
Занятие с элементами арт-терапии Тема: «Полет вдохновения или новая жизнь вещей.»
Интегрированное занятие кружка дек.-прикл. творчества «Палитра» и детей обучающихся по программе С(К)ОУ – 7-8 видовЗанятие с элементами арт-терапииТема: «Полет вдохновения или новая жизнь вещей....