Статья.Семья-как основа духовного-нравственного становления личности
статья по теме

Важничин Сергей Владимирович

 

«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».    

   В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_kak_osnova_duhovno.docx_opublikovat.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Семья как основа духовно-нравственного становления личности

 Важничин С.В.,

преподаватель-организатор  основ

 безопасности жизнедеятельности,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27

 с углублённым изучением отдельных предметов»

«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».    

   В. А. Сухомлинский.

В последние годы наше государство всячески пытается восстановить духовно-нравственные  ориентиры, которые были утеряны в период политической и экономической перестройки общественной жизни. Институт семьи безжалостно разрушен, появилось много брошенных детей, больше стало семей, где детей воспитывает один родитель  или эту роль выполняют бабушка с дедушкой.  Но самое печальное то, что общество привыкло к подобной ситуации и каждый пытается решить свои проблемы в одиночку, что, конечно же, не даёт положительной динамики.

Теперь уже понятно, что в решении проблемы восстановления семейных ценностей не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи. В этом убеждён известный священник  Евгений Шестун, разрабатывающий  методологию православной педагогики.  Учёный считает, что субъектом образовательного процесса является не только ребёнок, но и  вся семья. И  именно она «должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является хранительницей народной традиции».

  Бесспорно, семья для каждого из нас — самое главное.  Мы берём пример с наших родных и близких,  рядом с ними учимся любить, заботиться и уважать друг друга. Народная мудрость,  пытаясь определить смысл понятия «хорошая семья», отводит главную роль той семейной обстановке, в которой человек вырос. Если о человеке говорят «он из хорошей семьи», это значит, что ему в семье привили такие качества характера, как трудолюбие, честность, доброжелательность, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью.

 На размышления о семейных ценностях меня натолкнула статья журналиста Марии Поздняковой  «Последний учитель царевича», опубликованная в 45-м номере газеты «Аргументы и факты».  В ней говорится о Чарльзе Гиббсе, человеке, который 10 лет преподавал английский язык детям последнего императора России Николая  II.  Все  годы, проведенные  в этой семье, стали для Гиббса духовным паломничеством. Чарльз был поражен строгим  семейным укладом, теплотой взаимоотношений, простотой жизни  такой высокопоставленной семьи. Великие княжны спали на жестких кроватях, умывались холодной водой. В семье была принята простая пища. Цесаревичу Алексею каждый день приносили щи и кашу с солдатской кухни Сводного полка. Он все съедал, приговаривая: «Это еда моих солдат». Сам император спустя десятилетие после свадьбы носил гражданские костюмы времен жениховства. На англичанина произвело впечатление, что его величество обходился без личного секретаря, потому что обладал хорошей памятью, свободно говорил на английском, французском и немецком языках.

 Мы все знаем, через какие трудности пришлось пройти царской семье. После  Февральской революции она оказалась в Александровском дворце. Дети лежали с температурой, воду брали из проруби. Николай II сам валил в парке сухие деревья и пилил их на дрова. В конце марта на дворцовой лужайке члены семьи вскопали огород, посадили овощи.  Личный пример трудолюбия, скромности отца  воспитал эти качества и в детях. С каким мужеством переносил Цесаревич Алексей свою тяжёлую болезнь, стараясь никого не обременять и  всё делать самостоятельно! А старшие девочки (казалось бы, совсем не царское дело!), ушедшие работать сёстрами милосердия!  «Лазареты, раненые и панихиды – вот чем заполнены были эти молодые жизни», - пишет полковник Российской Императорской Гвардии Феликс Винберг. Они стойко переносили трудности:  круглосуточные дежурства, тяжёлые ранения, сложные перевязки. Нужно было проявлять терпение, мужество, заботу. Подобные качества могли быть привиты только в семье.

Много испытаний выпало на долю царских детей, а впереди  Тобольск и Екатеринбург...  Спасаясь от большевиков,  Чарльз Гиббс увозит с собой фотографии императорской семьи, тетради княжон и обрывок разноцветной фольги из детского набора, которую цесаревич любил носить в кармане и которую Чарльз нашел на Ганиной Яме, вместе с оброненной сережкой, лоскутами одежды и отрубленным пальцем…  Перед трагедией княжна Татьяна писала: «Верующие во Господа Иисуса Христа перед смертью сохраняли дивное спокойствие духа. Они надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».  Воспитанные в духе православных традиций, дети научились мужественно и с достоинством переносить все тяготы судьбы, были целомудренны, уважали и любили своих родителей, никогда не ругались между собой. Любовь, послушание и трудолюбие – вот основа крепкой семьи.

Как добиться того, чтобы ребёнок, живя в семье, чувствовал себя в безопасности и, перенимая поведенческую форму родителей, понимал, что его поступки правильны и будут одобрены общественной моралью? Почему сейчас у многих детей наблюдаются отклонения в психике? Семья перестала быть  крепким щитом, защитой для детской души.  В силу своей неопытности, душа ребёнка нуждается в примерах для подражания. Почти всегда такими примерами служат поступки родителей и родственников, поэтому и нужно следить за тем, что вы предлагаете сыну или дочери в качестве идеала.  Ребёнка нужно окружать добрыми образами из русских сказок, хороших фильмов, детской классической литературы— только это наполнит его душу прекрасными, добрыми качествами.

Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает не только организация жизни семьи, но и её атмосфера, характер семейных отношений. Дети наблюдают за поведением взрослых, взаимоотношением  в семье. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, честны по отношению друг к другу, уважают, бережно относятся друг к другу, все проблемы семьи решают сообща на семейном совете, то их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Совершенно прав был Антон Cемёнович Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение…  А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Очень важен для полноценного воспитания ребёнка ещё один фактор - здоровый образ жизни в семье. Отсутствие вредных привычек у родителей, правильное отношение к питанию, занятия спортом, следование правилам личной гигиены благотворно скажутся на развитии подростков. Трудно приходится детям, чьи родители имеют вредные привычки. Алкоголизм и употребление наркотиков и психотропных веществ родителями по сути дела лишают ребёнка счастливого будущего и уверенности в жизни. В нашей школе проводится много мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, но часто родители, склонные к вредным привычкам, ставят под сомнение услышанное и усвоенное детьми в школе. Представьте себе, что малыш привык видеть свою маму с сигаретой в руке. Разве будет он сомневаться в правильности её поступка, ведь она его любит, заботится о нём, поэтому родителям всегда нужно осторожно относиться к своим поступкам, предвидеть их результат.

 Системность подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по ее решению. Я бы выделил  три  направления системы работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей:

1.Содержательное направление. Оно включает разработку содержания, форм и методов интегрирования духовно-нравственных компонентов в практике семейного воспитания.

2.Социально-педагогическое направление. Оно предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей.

3.Программно-структурное направление, где присутствует разработка трех последовательных этапов в работе:

-просвещение родителей;

-организация совместной деятельности семей;

-совместное воцерковление семей.

Большую роль в осуществлении программы духовно-нравственной поддержки семьи должна сыграть Церковь. Об этом часто в своих выступлениях говорил Патриарх Алексий II: «Если  Церковь будет укреплять семью, а зачатых детей спасет от почти закономерного убийства, мы спасем Русь, а по-христиански  воспитывая детей, обеспечим будущее христианства на нашей земле…»

Как видите, перед современной семьёй стоит много проблем.  Из года в год мы убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание детей процесс  длительный и сложный, требующий к тому же от родителей  высокой нравственности и большого напряжения духовных сил.   Заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и школа, и общество в целом, потому что только совместными усилиями, только при условии доверительных взаимоотношений мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом школьнике настоящего человека.

Литература:                

  1. Балашов Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину; комментарии к Социальной Концепции Русской православной Церкви./Н.В.Балашов. – М.: Даниловский благовестник, 2001. - 96 стр.;
  2. В доме отца моего: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. – М.: 2001. - 304 стр.;
  3. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача./В.Зоберн, М.Кравцова. -  М.: 2001,- 475 стр.;
  4. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 6 т./А.С. Макаренко — М.: Педагогика, 1983—1986;
  5. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения./И.Г.Песталоцци. — М.: Педагогика, 1985;
  6. Священник Евгений Шестун. ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА. - Самара: ЗАО "Самарский информационный концерн", 1998. - 576 с.
  7. Сухомлинский В.А. Избранные  произведения./ В.А.Сухомлинский. — Киев, 1979—1980;
  8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека./ В.А.Сухомлинский — М.: Педагогика,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...

Статья: СЕМЬЯ И ШКОЛА - СОЮЗ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

Статьи о  духовном и нравственном здоровье детей...

Воспитание личности на занятиях спортивно-оздоровительных объединений на основе духовно-нравственных и культурных традиций России.

В статье освещается тема   воспитания духовно-нравственной личности в объединениях  спортивно-оздоровительного направления . Рассматриваются возможности нравственного развития детей на ...

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...

Эстетическое воспитание школьников как основа духовно-нравственного развития личности.

Проблема роли личности в истории человечества всегда (скрытно или явно) была актуальной. Именно «человек-личность» создает произведения литературы и искусства, составляющие общий культурный фонд челов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....