ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ТРУДЕ
материал по теме

Формирование потребности в труде. Развитие трудовых умений и навыков общественно - полезной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_potrebnosti_v_trude.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

      «Формирование потребности в труде.

Развитие трудовых умений и навыков общественно –    полезной деятельности».

Полноценному воспитанию ребёнка способствует труд. Роль труда имеет огромное значение в формировании личности. Отношение человека к труду зависит, прежде всего, от воспитания, от того, какие примеры дают ребёнку его родители, воспитатели, учителя, с какими людьми он встречается на своём жизненном пути.

У детей, поступающих в реабилитационный центр, в большинстве своём не сформированы такие жизненно необходимые качества как потребность в труде, в образовании и т.д.

Безнадзорно – праздный образ их жизни не только не способствует развитию этих качеств, но и в значительной степени является причиной слабоволия, преждевременной усталости, связанной с физическим напряжением, неумением преодолеть трудности. Большинство трудных подростков, несмотря на высказываемое желание трудиться, не любят физической работы и предпочитают ей бесцельное времяпрепровождение.

Необходимо отметить, что отношение трудных подростков к физическому труду своеобразно. Многие из них мотивируют своё нежелание учиться стремлением работать. Они хотят зарабатывать, чувствовать себя самостоятельными. Но желание работать не равнозначно трудолюбию.

Формирование готовности к труду делится на такие следующие этапы:

- Дошкольный период.

Призвание детей к бытовому труду, ознакомление детей, формирование убеждений в необходимости труда.

-Начальная школа.

Использование элементарных приёмов труда, ознакомление с профессиями взрослых людей.

-Основная школа.

Овладение знаниями и умениями обработки металла и древесины, изготовление предметов бытового труда.

- Старшая школа.

Формирование умений и навыков самых массовых профессий с учитыванием

нужд региона. Профессиональная ориентация.

 В дошкольном возрасте детям посильны 4 вида труда:

- Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены; воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

- Хозяйственно – бытовой труд – развитие у детей трудовых навыков в быту ( протирание и мытьё игрушек, детской и кукольной мебели), стирка кукольного и детского ( носочки, платочки) белья, уборка и наведение порядка в комнате.

- Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.

- Ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребёнка ( коробочки, игольницы, панно, игровой материал и пр.)

В дошкольном возрасте важно сохранить стремление детей к самостоятельности, которое является достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия.

 

Дети младшего школьного возраста с охотой включаются в работу, легко увлекаются непосредственно трудовой деятельностью, но часто энергия неуёмного желания бывает несоразмерной с их возможностями. Чтобы интерес к труду не угасал, можно в заданиях использовать игровые моменты. Важные трудовые задания объявляются в торжественной обстановке на линейке, где вручаются пакеты с заданиями, указанием его содержания, сроков выполнения. На пакетах можно указывать девиз задания « Мы совсем не белоручки». Уборку территории проводить то  по форме операции «Чистый двор», то в форме десанта «Послушная метёлка», то игры – соревнования «Война с мусором». Достаточно ввести в действие красные ленточки, которые привязываются к орудиям труда старательно работающих, как сразу же появляется оживление, стремление получить такой же знак отличия в дружной работе и честном соревновании. Важно предлагать  ребятам разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности.

  Формируя трудовые умения и навыки, необходимо создавать условия для удовлетворения интересов и склонностей у детей к избранным занятиям, стимулировать у них развитие задатков к определённым видам труда. Практика показывает, что развитие склонностей у детей младшего школьного возраста оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, а в дальнейшем на выбор рода занятий.

На III этапе ( основная школа ) центральной задачей  трудового воспитания является воспитание позитивного отношения к труду. В формировании добросовестного отношения школьников  к труду играет сама форма организации труда. Можно просто поехать всей группой на сельскохозяйственные уборочные работы, а можно позаботиться о том, чтобы эта работа приняла интересную форму, например, провести «трудовой десант», создать временную производственную бригаду, - и работа пойдёт веселее. Нужно стремиться к тому, чтобы в организацию труда вносились творческие элементы, чтобы её формы постоянно обновлялись и приобретали свежие, а иной раз и романтические черты.

 Можно предложить ребятам изготовить для малышей сувениры, новые игры (провести операцию «ПМД» - подарок младшим друзьям ). В зимнее время – новую трудовую операцию «Снежная сказка» и по секрету от малышей сделать различные  скульптуры из снега, построить снежную крепость и т.д.

В предновогодние дни провести ролевую игру «Фабрика». Ребята распределяют между собой разные роли: одним поручается подготовить оформление помещения к новогоднему вечеру, другим организовать выставку рисунков, плакатов, третьим навести порядок и чистоту, четвёртым – изготовить кормушки и домики для птиц и т.д. Такая совместная трудовая  деятельность помогает сформировать чувство коллективизма, ответственности за порученное дело.

На IV этапе ( старшая школа ) основной задачей трудового воспитания  является профессиональная ориентация.  В этом возрасте перед ребенком встает ряд жизненно важных вопросов : “Кем быть?”, “Куда пойти ?” и другие, происходит переоценка ценностей. Ребенок готов изменять себя, готов к самовоспитанию.

 Лагерь труда и отдыха - одна из форм организации производительного труда старших школьников. Формирование всесторонне развитой личности школьника - процесс непрерывный. Полученные учащимися во время учебного года знания, приобретенные ими умения и навыки, сложившиеся привычки должны быть закреплены и развиты во время летних школьных каникул.

С этой целью можно возродить такую забытую форму трудовых объединений  старшеклассников как летние лагеря труда и отдыха.

Привлекать ребят

- к активному участию по восстановлению лесов, закладке садов, парков, зон отдыха;

- к выращиванию рассады цветов и декоративных деревьев и кустарников для озеленения памятников героям войны, братских могил, благоустройства территорий детских садов, больниц и т. д.;

- к разработке и созданию экологических троп и благоустройству рекреационных зон;

- к охране хозяйственных и редких видов растений и животных;

- к оказанию помощи лесничествам в охране лесных посадок от потравы скотом, от пожаров;

- к сбору дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственно - технического сырья;

- к заготовке кормов для подкормки диких животных в зимнее время;

- к изготовлению искусственных гнезд, кормушек для птиц и диких зверей, охране полезных насекомых и т. д.

Таким образом, лагерь труда и отдыха старшеклассников - одна из эффективных форм организации трудовой деятельности школьников в период летних каникул. В условиях работы этого лагеря школьники, рационально включаясь в производительный общественно полезный труд, попадают в наиболее благоприятные условия, способствующие развитию их личности. Сочетая производительный труд с активным полезным отдыхом, школьники расширяют свой кругозор, развивают многообразные навыки и привычки общественно полезной деятельности, становятся коллективистами и организаторами, получают возможность для истинного самовыражения в труде, художественно - творческой деятельности, в спорте и туризме, приобретают опыт нравственного поведения в коллективной жизни и деятельности. Лагерь труда и отдыха выступает как средство всестороннего развития личности школьников, помогающее сделать этот процесс управляемым и непрерывным.

Большое воспитательное значение имеет общественно – полезный, производительный труд. Важно при этом учитывать условия , которые значительно влияют на процесс трудового воспитания. К ним относятся посильность труда, осознание  её важности, творческий характер, общественно – полезную направленность и коллективность. Установка трудовых отношений между учениками открывает дополнительные возможности для трудового воспитания. Создаются такие условия, когда никто не может оставаться  равнодушным к лентяям, поскольку результаты работы каждого сказываются на последствиях работы коллектива в целом. Сильные ученики начинают помогать слабым, а ответственность последних намного возрастает. Ученики убеждаются в том, что от организации коллектива, его единства в значительной степени зависит успех в работе, начинают уважать коллектив, понимать его реальную силу. Коллективные решения становятся постепенно обязательными и выполняются неукоснительно всеми членами коллектива.

Это воспитывает у учащихся сознательную дисциплину, уважение к товарищам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование потребности в здоровом образе жизни

Здоровье – это основа, фундамент, на котором строится вся наша жизнь.Это способ поддерживать энергию и творческие силы, иметь возможность делать то, что для себя намечено. Это способ расширить свои го...

Выступление на МО по теме " Деятельность учителя по формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков самооценки и потребности к труду"

В выступлении даны критерии деятельности учителя по формированию у обучающихся навыков самооценки и потребности к труду....

Программа социально-психологического тренинга "Формирование потребности в ЗОЖ как профилактики формирования девиаций у подростков"

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него форми­руют...

Рабочая программа курса "Профессиональное самоопределение. Потребности рынка труда НСО" 9 класс

Предлагаю рабочую программу курса "Профессиональное самоопределение" для обучающихся 9х классов....