Программа «Взрослые и дети за здоровье на планете».
рабочая программа по теме

Еспасинов Ермек Исатаевич

 

Социально-реабилитационная программа по формированию здорового образа жизни несовершеннолетних и профилактике применения ПАВ по теме:

 

 

 

«Взрослые и дети за здоровье на планете».

 

Автор Еспасинов Е.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pav_dok.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специализированное

казённое учреждение Астраханской области

«Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних   Енотаевский район, Астраханская область»

Социально-реабилитационная программа  по формированию     здорового образа жизни  несовершеннолетних  и профилактике применения ПАВ по  теме:

«Взрослые   и  дети за              здоровье  на  планете».

Автор Еспасинов Е.И.

Адрес: 416 200, Астраханская область, с.Енотаевка.

ул.  Чапаева/Томилина 51/2

Телефон: 8(851-43)91-2-84,

 8(851-43)92-5-19,

Факс: 8(851-43)91-2-84

с. Енотаевка

Содержание

Введение. Актуальность проблемы.………………………………………………………………………1-6

Паспорт программы……………………………………………….7-9

Понятийный аппарат………………………………………………9-18

Нормативно-правовая база ……………………………………………………………. ………18-19

Пояснительная записка к программе………………………………………………………….19-22

Основные этапы программы:…………………………………………………………22-25

Подготовительный этап…………………………………………………………………25-26

Деятельностный этап (план основных мероприятий программы)…………………………………………………………26-38

Аналитический этап………………………………………………………………….38-41

Список литературы ……………………………………………………………………….41-42

Актуальность проблемы.

Одной из наиболее острых проблем современного общества, влекущих за собой целый ряд серьезных социальных последствий, является проблема распространения употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков реабилитационного центра.Изменение политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: агрессия и насилие, ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, ранняя беспорядочная половая жизнь.

Особенно уязвимыми для наркотизации являются подростки: согласно статистике уровень заболевания наркоманией среди несовершеннолетних в 2 раза выше, чем среди взрослого населения. По данным социологических исследований, наркотики стали частью молодежной субкультуры, привычным элементом досуга. При этом общеизвестно, что наркомания приводит к тяжелейшим поведенческим расстройствам, административным нарушениям, уголовным преступлениям, различным формам девиантного поведения, а также полной биологической, генетической и социальной деградации личности.

Данная ситуация, на наш взгляд, является косвенным показателем недостаточной информированности подростков и молодежи о необратимых последствиях, которые влекут за собой употребление ПАВ.

Особенно высокие темпы увеличения числа больных наркоманией в нашей стране наблюдались в последнее десятилетие прошлого века. Согласно данным Госкомстата России, наиболее интенсивный рост наркотизации населения отмечался в 1995-1999 годах. Количество больных наркоманией, состоящих под диспансерным наблюдением, в 2001 году составило 317,2 тысячи человек, что почти в 5 раз больше, чем в 1995 году (64,9 тыс. человек).

Уровень учтенной заболеваемости наркоманией у подростков с 1991 по 2000 год увеличился в 11 раз и достиг своего максимального значения – 124 больных на 100 тысяч подросткового населения. По данным Министерства здравоохранения России, в 2002 году этот показатель увеличился еще на 1,8% и достиг 323 тысячи человек. По состоянию на декабрь 2003 года на учете в наркологической службе состояли 9 тысяч подростков в возрасте до 14 лет с диагнозом наркозависимость и еще 16 тысяч – на профилактическом учете.

Хотя среди потребителей основную группу по-прежнему составляют лица в возрасте 18-39 лет (80%), к потреблению наркотических средств дети и подростки привлекаются все чаще.

Причем темпы роста наркомании катастрофически возрастают – до 60 % в год, то есть принимают эпидемический характер.Наркотическая зависимость, являющаяся результатом курения, до последнего времени не рассматривалась как лекарственная зависимость, частично потому, что вредное влияние никотина на здоровье еще не было убедительно подтверждено, а также потому, что эту привычку не связывали с очевидной интоксикацией или асоциальным поведением, вызванным алкоголизмом или наркоманией. Время все изменило: благодаря обобщению данных более 2500 научных работ, сделанному в Американском хирургическом отчете о влияние курения на здоровье в 1988г., сигареты и другие виды табачной продукции стали рассматриваться как наркотики. В настоящее время не отрицается, что фармакологические и поведенческие процессы, которые определяют табачную наркоманию очень схожи на аналогичные процессы при алкоголизации и при героиновой наркомании.

Среди курильщиков, пожелавших бросить курить, только 7% смогли довести срок отказа от курения до 1 года. Более того, в некоторых случаях такая сигарета становится сигаретой с марихуаной [1, 3].

Особую тревогу и повышенную озабоченность органов здравоохранения и всей общественности вызывает тот факт, что в последние десятилетия все острее стала заявлять о себе проблема юношеского алкоголизма, наркомании, курения.

К XI классу школы 93% старшеклассников г. Астрахани употребляют спиртные напитки, курят около половины мальчиков и четверть девочек.

Статистические данные говорят о том, что среди 89 субъектов РФ Астраханская область по злоупотреблению алкоголем среди подростков занимает 5 место, наркотическими средствами - 8 место, (по подростковому алкоголизму - 10 место) [2].

Целью данной работы явилось исследование развития вредных привычек среди воспитанников интернатных учреждений, учащихся ПТУ и учащихся ВУЗов г. Астрахани.

Материалом исследования служили анкеты, полученные при опросах учащихся интернатов и ПТУ 7-19 лет, находившихся в летнем оздоровительном, реабилитационном лагере «Юность» в 2005-2006 годах (309 анкет) и при опросах первокурсников 16-19 лет ВУЗов г. Астрахани в 2005 - 2006 годах (627 анкет).

В результате были получены следующие материалы. Среди воспитанников интерната и учащихся ПТУ было 60,5% юношей-подростков и 39,5 - девушек-подростков.

По возрастным группам воспитанники интерната и ПТУ были разделены следующим образом: дети 7-9 лет составили 3,6%, подростки 10-14 лет - 30,7%, юноши и девушки 15-19 лет - 65,7%. Среди студентов - первокурсников 15-19 лет юношей было 51,1%, девушек 48,9%. 86,5% из них выросли в благополучных полных семьях, в которых родители имели высшее образование в 46,9%, среднеспециальное - 50,9%, начальное - в 2,19%. 69,8% родителей студентов-первокурсников употребляют алкоголь по традиционным праздникам.

Среди учащихся интерната и ПТУ сиротами были 25,3%, у 36,9% родители были лишены родительских прав на ребенка из-за асоциального поведения при хроническом алкоголизме, у 22,1% - отца в семье не было, а мать была лишена родительских прав, у 7,7% - мать умерла, отец был лишен прав на ребенка; у 2,6% воспитанников родители были осуждены за преступления и находились в тюрьме; 54% - вообще не знали, где и кто их родители. В анкете подростки написали, что мать (в 35,3%) и отец (в 23,0%) «пьют все, что горит»; у 1,0% - подростков, оставшихся без попечения родителей, матери принимали наркотики.

Воспитанники интерната 7-10 лет на вопросы о приеме алкоголя, наркотиков, курении ответили отрицательно;.

Впервые алкоголь попробовали юноши-подростки оставшиеся без родительской опеки, - в 13,15 ± 5,75 лет, во столько же лет попробовали спиртные напитки и будущие студенты - 13,91 ±3,6 лет; девушки-подростки, оставшиеся без родительской опеки, начинали алкоголизацию в 14,2 + 2,7 лет; на год позже пробуют спиртные напитки будущие студентки - в 15,59 + 3,07 лет.

Следует указать на то, что половина 11-14 летних подростков оставшихся без родительской опеки, знала вкус алкоголя (41,0%); 15-19 летние юноши и девушки из интерната и ПТУ - в 76,8% употребляли спиртные напитки; остальные, по-видимому, помня горький опыт родителей, отказались от этой пагубной привычки. Первокурсники Астраханских Вузов, по данным анкет, в 57,2% употребляли алкогольные напитки; причем, 30,2% их родителей лояльно относились к этой вредной привычке детей.

В зависимости от частоты, количества, повода было выделено несколько форм и типов употребления алкоголя студентами: отсутствие употребления (спиртное вообще не пьют или имеется один единственный случай, более не повторимый) - таких студентов было: 35,5% юношей, 41,3% девушек из числа всех ответивших на вопросы анкеты;

  1. редкое употребление (до 4-5 раз в год в связи с какими-то торжествами и в очень небольшом количестве - девушек было 7,6%, юношей - 3,8%;
  2. традиционное употребление (до 10-12 раз в год по традиционным поводам: праздники, семейные торжества, дни рождений и в относительно небольших дозах) - таких было 34,9% юношей, 41,7% - девушек.
  3. частое употребление (2-3 раза в месяц, не только в связи с традиционными поводами, но и «просто так», «с друзьями за компанию»); причем, алкоголь употребляется в больших дозах, что, естественно, может привести к асоциальному поведению в состоянии опьянения - 22,7% юношей, 9,4% - девушек;
  4. ежедневно «для снятия напряжения» - 3% юношей.

Поводом первого приема алкоголя для воспитанников, интернатов и ПТУ служили дни рождений (58,0%), «захотелось попробовать», т.е. без повода (16,0%), традиционные праздники - празднования нового года (14,0%), компании друзей, причем, было написано «угостили друзья» (10,0%), сдача экзамена (2%). Следует отметить, что первый прием алкоголя резко колебался в возрастном аспекте: от пяти лет до восемнадцати). Главным поводом первого приема алкоголя для студентов были традиционные семейные праздники (42,8%), дни рождений (39,3%), компании друзей (15,5%), поминки (1,2%), без повода (1,2%). Первый прием по возрасту также колебался в пределах от пяти до восемнадцати лет. Обращает на себя внимание разница поводов первого приема алкоголя у подростков, оставшихся без попечения родителей, и подростков из благополучных семей: это - прежде всего в отсутствии или наличии семейных традиций различных празднований, второе - подростки из интернатов и ПТУ в значительно большем проценте случаев пробовали алкоголь без повода, в связи с желанием испытать его действие.

Основным выбором типа алкогольных напитков при первом приеме для подростков, оставшихся без попечения родителей, являлось пиво (69,8%), в меньшей степени - вино (19,5%), водка (8,3%), самогон (2,4%). Несколько другой выбор спиртных напитков делали будущие студенты: превалирующим было вино (65,5%), меньше употреблялось пиво (22,9%), водка (9,3%), самогон (2,3%). Разница в выборе напитков, прежде всего, по-видимому, была связана с ценой алкогольных бутылок. Так, например, первокурсники юноши - тратили в месяц на покупку алкоголя в среднем 351,5 рублей, девушки - 181,3 рублей, столько не могли тратить воспитанники интернатов и учащиеся ПТУ. Среди студентов-первокурсников 15-19 лет курят 63,5% юношей и 30,9% девушек, среди учащихся интернатов и ПТУ курят 55,1% юношей и 42,6% девушек, по данным анкетного вопроса. Обращает на себя внимание меньший удельный вес курящих юношей среди учащихся интернатов и ПТУ, и больший удельный вес курящих девушек среди этого контингента, по сравнению со студентами. С материальными затруднениями связано и количество выкуриваемых сигарет в день: 89,3% учащихся интернатов и ПТУ выкуривают от 1 до 15 сигарет, остальные 10,7% - больше пачки сигарет в день; 63,6% первокурсников выкуривают от 1 до 15 сигарет, 36,4% из них больше пачки в день. Студенты - юноши тратят на покупку сигарет в месяц 317,5 рублей, девушки - 400 рублей, в среднем. У юношей первокурсников возраст начала курения совпал с началом алкоголизации и составил - 13,85 ± 1,06 лет, девушки из благополучных семей начинали курить в 14,11 ± 1,76 лет.

Следует отметить, что 5,3% учащихся (только юноши) интернатов и ПТУ, оставшиеся без опеки родителей, попробовали наркотические вещества. Среди студентов - первокурсников лиц, попробовавших наркотики, оказалось 8,1% юношей, 2,7% -девушек. Нужно подчеркнуть, что все те, кто попробовал и употреблял наркотики -курили сигареты. Учащиеся интернатов и ПТУ курили коноплю (марихуану), нюхали клей «Момент», 92 бензин. 66,7% из них сами захотели попробовать наркотические вещества, 16,6%о - угостили друзья, 16,7% - дали попробовать взрослые знакомые. Поводом первой пробы наркотических веществ у будущих студентов служили предложения попробовать наркотики, поступили от сверстников (54,1%), от учеников того же класса (13,5%), сами захотели попробовать (21,6%), получили предложение от взрослых знакомых (8,1%). Необходимо отметить, что по данным анкет, первые пробы наркотиков произошли у юношей в общеобразовательных школах - с 6 по 11 классы. Девушки-первокурсники, в основном пробовали наркотические вещества в 11 классе. Мотивами проб наркотических веществ у будущих студентов были любопытство (54,3%), уговоры друзей (18,1%), принуждение (6,4%), страхи (2,1%), депрессии (15,2%), тревога (3,2%). Родные и близкие к употреблению наркотических веществ их детьми в 66,1% отнеслись крайне негативно, равнодушно - в 20,0%, не осуждая - в 13,3%. У будущих студентов начало наркотизации как у юношей (15,47 ± 3,68 лет), так и у девушек (15,66 ± 3,67 лет), произошло в 15 лет. По данным анкет 20,0% употребляющих наркотики студентов используют «тяжелые» наркотические вещества, остальные - «легкие».

Исследуя состояние и направления деятельности по противодействию наркозависимости в России, многие ученые отмечают, что общий прогноз ситуации с наркотиками в течение ближайших лет для Российской Федерации неблагоприятен и усугубляется происходящими негативными процессами в социально-политической и экономической сферах (Э.А. Колесникова, О.Б. Милушкина, Н.В. Сергеева и др.). Сложившееся положение является следствием комплекса причин социально-экономического, социокультурного и организационного характера.

Представление об актуальности темы показывает, что существует потребность в кардинальном изменении ситуации с распространением наркозависимости среди детей и подростков.

Отсюда становится очевидной необходимость разработки системы профилактики, поиска новых эффективных методов и форм работы, способствующих формированию негативного отношения к ПАВ и потребности в здоровом образе жизни, и, как следствие, снижения роста числа подростков и молодежи, употребляющей ПАВ.

Проблема профилактики употребления наркотических веществ исследовалась в различных аспектах многими учеными, как в зарубежных странах, так и в России. Теоретические исследования в области изучения предупреждения наркозависимости велись с позиций медицины, социологии, психологии, педагогики. (Так, например, различные аспекты организации профилактической работы по проблеме наркозависимости нашли отражение в трудах Л.Н. Анисимова, СВ. Бородина, А.А. Габиани, А.Я. Гришко, К.К. Горяинова, О.А. Дорожкиной, Т.Г. Киселевой, В.Т. Лисовского, Г.М. Миньковского, А.В. Наумова, В.И. Омигова, СВ. Полубинской, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревина, Л.И. Романовой, В.В. Смирнова и др).

Однако большое количество собранных фактических данных, наличие исследовательских программ и проектов известных международных организаций, разнообразие психолого-педагогических стратегий пока не дают должных результатов.

На современном этапе сущность профилактики употребления детьми и подростками ПАВ должна представлять собой целенаправленный социально-психолого-педагогический процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для реализации потенциальных возможностей каждого индивида через использование многообразных технологий социально-педагогической и психологической деятельности. Необходимо проводить активную профилактическую работу в основных сферах жизнедеятельности подростков (семья, образовательные учреждения, правоохранительные органы, медицинские учреждения, сфера досуга) с целью развития процесса самореализации подростков с учетом особенностей их физического, когнитивного, эмоционально-личностного развития, уровня социально-культурной активности.

Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что употребление детьми и подростками наркотических веществ является серьезной социальной, педагогической и медицинской проблемой, требующей немедленного вмешательства и вызывающей острую необходимость решительных и активных действий в организации системы профилактики злоупотребления ПАВ, направленную на изменение личностных установок подростков, формирование ответственного поведения и негативного отношения к зависимостям.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы:

Проект программы по формированию здорового образа жизни и профилактике ПАВ

Цель программы:

Создание системы социально-психологической, социально-педагогической, социально-медицинской помощи детям и подросткам, их семьям, направленным на профилактику ПАВ

Задачи программы:

-активизация и повышение эффективности взаимодействия с образовательными, медицинскими учреждениями и общественными организациями в сфере решения проблемы;

-обучение специалистов Центра методам работы с подростками по профилактике употребления ПАВ

-разработка системы мероприятий, направленных на пропаганду ценностей ЗОЖ

-содействие формированию у детей и подростков отрицательного отношения к наркомании, алкоголизму, употреблению ПАВ

-содействие активизации и развития личностных ресурсов подростков.

Формы и методы работы:

- индивидуальное и групповое консультирование;

- проведение «Круглых столов»;

-семинары;

-кинолектории;

-фестивали творчества;

-проведение психологических тренингов;

- проведение культурно- массовых и спортивных мероприятий;

-проведение супервизий с целью обучения специалистов;

-занятия;

-организация деятельности творческих мастерских, клубов;

- привлечение волонтеров;

Целевая группа:

-дети и подростки 10-18 лет

Сроки  и реализации:

Программа рассчитана на 1 год

Основные этапы:

  1. Подготовительный ( анализ уровня информированности и установок подростков и специалистов  в отношении профилактики употребления ПАВ, разработка рекламы.
  2. Деятельностный (проведение мероприятий в соответствии с планом).
  3. Аналитический (промежуточная оценка эффективности программы, коррекция деятельности, составление рекомендаций для дальнейшей работы с учетом получения результатов.

Участники реализации программы:

- специалисты Центра: психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, социальные работники, воспитатели, медицинские работники.

- специалисты учреждений здавоохранения и образования Енотаевского района.

- представители общественных организаций района.

Ожидаемые результаты:

- Оптимизация системы межведомственной работы по первичной профилактике употребления ПАВ среди воспитанников Центра.

- Предупреждение у детей и подростков наркотической и алкогольной зависимостей, формирование принятия ЗОЖ как личностной системы ценностей.

- Развитие коммуникативных навыков и умений, стратегии уверенного и ответственного поведения.

- Повышение уровня информированности о негативном воздействии ПАВ на организм.

- Формирование негативного отношения к зависимостям.

Критерии дифференцированности программы:

Снижение роста количества детей и подростков , употребляющих ПАВ ( на территории, обслуживаемой Центром).

Организация системы мониторинга.

Механизмы оценки и результативности программы:

- анкетирование;

- опрос ( анонимный);

-мониторинг;

- анализ отчетной документации специалистов;

- отзывы родителей и специалистов;

- социально- психологическое тестирование.

Понятийный аппарат

 Следует отметить, что основные понятия, которыми оперирует российское законодательство соответствуют терминологии, используемой в Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенции ООН о психотропных веществах 1971 года и Конвенции ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

 

Здоровье – основной фактор, определяющий способность человека жить гармонично в меняющихся условиях среды, достигать определенного уровня развития его как индивида, сформированности его свойств как личности, индивидуальности. Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

 

Наркотики (от греческого narke – оцепенение, narkotikos – приводящий в оцепенение) – сильнодействующие (в основном растительные), а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающий искусственный сон, иногда – неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке _ потерю сознания и смерть.

Понятие «наркотик» или «наркотическое средство», определяется тремя взаимосвязанными критериями – медицинским, социальным и юридическим.

Медицинский – если соответствующее вещество (лекарственная форма) оказывает такое специфическое действие на центральную нервную систему (седативное, стимулирующее, галлюциногенное и др.), которое является причиной его немедицинского применения.

Социальный – если это немедицинское применение принимает такие масштабы, что приобретают социальную значимость.

Юридический – если, исходя из двух первых предпосылок, соответствующая инстанция (Министерство здравоохранения РФ) признала это средство наркотическим и включила в список наркотических средств

 

Наркомания (narke – оцепенение, mania – безумие, восторженность, страсть) – это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения в случае прекращения их приема.

 

Наркотические средства – это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

 

Наркотизм– термин, используемый для характеристики наркомании как негативного социального явления.

 

Профилактика (греч. « prohylaktikos» - предохранительный ) – понятие, широко применяемое сегодня в различных сферах общественной жизни, впервые было использовано в медицине. В базовой концепции профилактика усилия или мероприятия, которые предпринимаются для предупреждения возникновения заболевания. В отличие от лечебного вмешательства, профилактика направлена на работу с состояниями, которые к настоящему времени не существуют.

 

Первичная профилактика – работа с организованными коллективами и общественным сознанием по внедрению идей здорового образа жизни. Направлена на предупреждение болезней за счет влияния на факторы, способствующие их возникновению, на предупреждение формирования наркозависимости.

 

Вторичная профилактика – работа с лицами группы риска. Применяется уже при наличии заболевания с целью сдерживания темпа его развития и предупреждения осложнений.

 

Третичная профилактика – работа с химически зависимыми пациентами. Представляет собой комплекс реабилитационного воздействий на больного.

 

 

Профилактика наркомании – рассматривается на различных уровнях ее организации: личностном, институциональном, региональном, государственном, мирового сообщества или по ведомственному принципу.

 

Психотропные вещества – вещества синтетического и естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Токсикомания – злоупотребление теми веществами, которые не входят в список наркотиков, но в большинстве случаев обуславливает те же изменения в организме, что и наркотики, то есть вызывают привыкание и формируют зависимость (психическую и физическую), но степень проявления зависимости при токсикомании меньше, чем при наркомании

 

Коммуникация – акт или процесс передачи информации другим людям или живым существам, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Личностный рост человека – постоянное, неуклонное развитие его личностного потенциала.

Личностный потенциал–это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях (Д.А. Леонтьев). Иначе говоря, личностный потенциал – это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя прежде всего из своих внутренних представлений и критериев.

Психоактивные вещества (ПАВ) – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие. К ним относятся наркотики, токсические вещества (наиболее распространены в детской и подростковой среде – ингалянты: пары бензина, клея и т.п.), табак, алкоголь.

Наркотики – психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических веществ (то есть изготовление, хранение, перевозка и распространение этих веществ влечет за собой юридическую ответственность)

Злоупотребление психоактивными веществами – неоднократное употребление психоактивных веществ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.

Профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний)

 

Абстиненция – воздержание от употребления наркотиков или алкогольных напитков, будь то по принципиальным соображениям или по другим причинам.

Абстинентное состояние (синдром отмены) резкое ухудшение самочувствия, вызванное прекращением приема или уменьшением употребления психоактивного вещества, которое принималось многократно, обычно в течение длительного времени и больших дозах. Состояние может сопровождаться признаками физиологического расстройства.

Аверсивная терапия– терапия, которая подавляет патологическое влечение к приему ПАВ путем ассоциирования его с болезненными или неприятными переживаниями. Термин относится к любой разновидности лечения алкогольной или наркотической зависимости, в основе которого лежит создание условно-рефлективного отвращения при виде, запахе вкусе и мысли об алкоголе или наркотике.

Адаптация – приспособление строения и функций организма к условиям существования в окружающей среде. В психотерапии различают адаптацию психологическую, под которой понимают приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды; социальную – приспособление человека к определенным формам социальной деятельности.

Акцентуированные личности – понятие и термин, введенное немецким психиатром К. Леонгардом в 1964 году: различные, еще не ставшие патологией особенности характера, являющиеся предрасположенностью к неврозам и психопатиям. Скрытые акцентуированные личности у подростков легче, чем явные, при правильном воспитании компенсируются и исчезают; ошибки воспитания способствуют их переходу к неврозам и психопатиям.

Акцентуированные личности – понятие и термин, введенное немецким психиатром К. Леонгардом в 1964 году: различные, еще не ставшие патологией особенности характера, являющиеся предрасположенностью к неврозам и психопатиям. Скрытые акцентуированные личности у подростков легче, чем явные, при правильном воспитании компенсируются и исчезают; ошибки воспитания способствуют их переходу к неврозам и психопатиям.

Ал-Атин – группы само- и взаимопомощи для детей, лиц, употребляющих ПАВ. Работают по программе «12 шагов».

Арттерапия– терапия средствами искусства; Основывается на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в искусстве.

Аутогенная тренировка – психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность, с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности.

Барьер общения – психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов или препятствующие взаимопониманию и взаимодействию. Вербализация – отражение опыта в речи, является речевым показателем личности.

Внушение – воздействие на психику человека, при котором путем преимущественно не осознаваемой психической активности создается установка на функциональное развертывание ее резервов. Внушение реализуется, если оно соответствует логическим построениям, присущим мышлению пациента.

Воздействие педогогическое– влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

Возрастной подход – учёт и использование закономерностей развития личности (физических, психологических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Воспитательные отношения – разновидность отношений между людьми, возникающая в воспитательном взаимодействии, направленная на духовное, нравственное и т. п. развитие и совершенствование.

Группа риска наркотизации – группа несовершеннолетних и молодежи, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных, психологических и сомато-физических признаков, характеризующихся большой склонностью к злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами. Группа риска является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди:

– лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства;

– экспериментировавшие с первыми пробами различных психоактивных веществ;

– имеющие проблемы в развитии и поведении, обусловленные нервно-психической неустойчивостью или сопутствующими психическими отклонениями.

Группа взаимопомощи – группа, члены которой поддерживают друг друга в выздоровлении или в поддержании выздоровления от алкогольной или другой наркотической зависимости либо оберегают друг друга от воздействия чьей-либо зависимости, причем без профессиональной терапии или руководства.

Гуманизация образования – распространение идей гуманизма на содержание, методы и формы обучения.

Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиоллогического статуса ребёнка новой социальной ситуации.

Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путём игры по заданным правилам.

Диагноз педагогический – определение характера и объёма способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учёбе, отклонений в поведении.

Диагностические тесты на наличие психоактивных веществ – медицинское изделие в виде бумажных полосок для иммунохроматографического выявления в моче испытуемого психоактивных веществ (морфин, героин, метадон, экстази, марихуана, кокаин, амфетамины и др.). Используются монотесты и мультитесты, последние применяются для

«Дом на полпути» – организационная форма оказания реабилитационной помощи, в том числе больным наркологического профиля. Создаются для больных, прошедших курс реабилитации в специализированных центрах (резиденских центрах), стационарах, общинах и проч., и нуждающихся в поддерживающей противорецидивной терапии.

Задача педагогическая – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятия на этой основе решений и плана действий.

Защита психологическая – неосознаваемые психические процессы, направленные на поддержания у человека высокой оценки и создание внутреннего психологического комфорта, на устранение или снижения чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) – неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющие негативные медицинские, психологические и социальные последствия.

Медицинская модель профилактики – основанная на информационно-лекционном методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании.

Мониторинг наркотической ситуации – повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации (рапространенность наркотиков и иных психоактивных веществ, частота случаев злоупотребления и состояний зависимости, вредных последствий злоупотребления психоактивными веществами, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации). Объектом мониторинга может быть группа несовершеннолетних или молодежи, система учреждений, отдельный регион. Мониторинг может быть частичным, отражающим социологические и психологические показатели, и полным, включающим оценку факторов, улучшающих или ухудшающих наркотическую ситуацию, и социальных структур, предупреждающих развитие наркомании.

Наркомания – повторное использование психоактивного вещества или веществ в таких количествах, что потребитель (называемый наркоманом) периодически или постоянно находится в состоянии интоксикации, имеет навязчивое стремление принять предпочитаемое вещество (или вещества), с большим трудом добровольно прекращает употребление психоактивных веществ или изменяет его характер, а также проявляет решимость добыть психоактивные вещества почти любыми средствами.

Нарушенный контроль (утрата контроля) – потеря способности изменять количество и частоту приема ПАВ. Кроме того, неспособность прекратить прием ПАВ, действие которого однажды было испытано. Эта форма нарушения контроля за использованием препарата также рассматривается как «неспособность к воздержанию».

Насильственное (компульсивное) стремление к применению ПАВ – сильное побуждение к использованию ПАВ. Человек может осознавать эту потребность как пагубную для здоровья и может сознательно пытаться оказаться от нее.

Образовательная среда – совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей, выполняющих подготовку и включение индивида в различные сферы жизнедеятельности общества и приобщение его к культуре конкретной социальной среды.

Парный (двойной, смешанный) диагноз – общий термин. Указывающий на наличие у одного и того же индивида сопряженного заболевания или одновременного проявления расстройства, связанного с употреблением психоактивного вещества, и другого психиатрического расстройства. Такого индивида иногда называют психически больным, злоупотребляющим химическим веществом.

Потребители наркотиков – лица, приобретающие или хранящие наркотические средства с целью личного потребления.

Потребность – сильное желание ПАВ или его интоксицирующего действия. Желание может возрасти при виде, запахе, вкусе препарата или других раздражителях, связанных с приемом вещества в прошлом.

Психоактивные вещества (ПАВ) – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики, алкоголь, никотин и другие средства.

Психосоциальная модель профилактики – основанная на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому наркогенному давлению.

ППМСЦ – психолого-педагогический медико-социальный центр – структура органов муниципального образования, оказывающая различные виды психологической, медицинской и социально-педагогической помощи детям и их родителям.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами – совокупность мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний, на охрану и укрепление здоровья и нормативного психического и физического развития населения.

Первичная профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.

Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни.

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий лечебного и реабилитационного характера, направленных на восстановление личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвращение его в семью, в учебные заведения, в трудовой коллектив и к общественно полезной деятельности.

Реабилитация – комплекс мероприятий медицинского, психологического, социального, профессионального и педагогического характера, который проводится координировано и направлен на восстановление прежнего социального и/или психологического статуса человека, восстановление здоровья пациента.

Реабилитация наркозависимых – медико-психолого-социальная система, направленная на восстановление физического, психического и духовного здоровья наркологического больного, его личностного и социального статуса.

Реабилитация несовершеннолетних – система воспитательных, психологических, образовательных, медицинских, социальных, правовых, трудовых мероприятий, направленных на формирование стабильной антинаркотической установки, ресоциализацию и реинтеграцию личности в общество.

Реабилитационный потенциал – это совокупность физических, психических, социальных, духовных возможностей детей и подростков в преодолении зависимости от ПАВ и ее последствий, в восстановлении или формировании их личностных и социальных качеств, способствующих возвращению в семью и к общественно полезной деятельности без употребления ПАВ.

Реабилитационное пространство – это совокупность физических, психических, социальных, духовных возможностей детей и подростков в преодолении зависимости от ПАВ и ее последствий, в восстановлении или формировании их личностных и социальных качеств, способствующих возвращению в семью и к общественно полезной деятельности без употребления ПАВ.

Реабилитационная среда – это совокупность функциональных и структурно-организационных факторов, объединенных программой реабилитации.

Специалист – превентолог – специалист (психолог, социальный педагог и т. п.), реализующий систему мер по профилактике наркозависимости.

Специалист – реабилитолог – специалист, занимающийся реабилитацией наркозависимых (медицинский работник, психолог, социальный работник, педагог и т. п.)

Центр реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью – учреждение, осуществляющее комплекс педагогических, медико-психологических и социальных мероприятий, направленных на восстановление психического и социального статуса детей и молодежи, страдающих зависимостью от психоактивных веществ.

Уровень реабилитационного потенциала – это определения, включающие оценку как всех этапов формирования зависимости и развития личности, в диапазоне от преморбидных особенностей и индивидуальной предиспозиции, до четко очерченного клинического диагноза, так и личностного и социального статуса реабилитируемого.

Эксперимент педагогической – научно поставленный опыт в области учебной и воспитательной работы, с целью поиска новых способов решения педагогической проблемы.

Я-концепция – система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относительно себя. 

 

Нормативно-правовая база

 

1.Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.

 

2.Конвенция о психотропных веществах 1971 г.

 

3.Конвенция ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

 

4.Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 08.01.1998 г.

 

5.Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 г.» от 13.09.2005 № 561.

 

6.«Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» в 2000 г., разработанная Министерством образования России, при консультативной поддержке Министерства здравоохранения России.

 

7.Конвенция ООН «О правах ребенка».

8.Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10.12.1995г.

9. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999г.

10. Закон РФ «Об образовании».

Проект программы по первичной профилактике употребления ПАВ и формированию установок на здоровый образ жизни.

 

Пояснительная записка

 

Целевой группой, для которой разрабатывается данная программа, являются дети и подростки от 10 до18 лет. Мы считаем, что для данной категории наиболее целесообразно будет построение системы, направленной на первичную профилактику зависимостей. Мероприятия, предусмотренные программой, ориентированы, прежде всего, на активизацию личностного потенциала ребенка, формирование нравственно-волевых качеств характера, формирование ответственного поведения.

Профилактическая работа, направленная на изменение поведения, формирование определенного мировоззрения, предполагает системное воздействие на человека. Следует отметить, что при построении данной системы воздействия, необходимо руководствоваться следующими принципами работы в подростковой группе:

  1. Конструктивно-позитивный подход: в меньшей степени демонстрация негативных последствий рискованного поведения в значительно большей степени – аргументация в пользу ответственного отношения к здоровью, а также развитие навыков анализа ситуации и выбора оптимальных форм поведения.
  2. Комплексный характер: последовательная работа на разных уровнях решения проблем – медицинском, психологическом, социальном, бытовом, личностном, правовом, причем на каждом уровне целесообразно привлекать к участию не только специалистов, но и самих детей и подростков.
  3. Работа на опережение: фокусирование усилий на преломлении еще только зарождающихся негативных тенденциях, а не на борьбе с последствиями.
  4. Своевременность: приурочивание конкретных мероприятий каким-либо определенным датам или значимым для данной группы подростков событиям.
  5. Доступность: все компоненты программы должны быть доступны для той группы детей и подростков, на которую рассчитана программа, что в равной степени относится к возможности участия в программных мероприятиях, приобретения информационных материалов, получении необходимой консультации у специалиста, обсуждения имеющихся проблем.
  6. Взаимодополняемость: все компоненты программы должны дополнять друг друга – активное информационное воздействие дополняется возможностью получения услуг в структурных подразделениях учреждения, формирование мотивации отказа от рискованного поведения подкрепляется общественной поддержкой.
  7. Запретная информация: в работе полностью исключается использование сведений, способных спровоцировать интерес к ПАВ, например, рассказ о «привлекательных» свойствах ПАВ или о способах их применения.

 

Программа состоит из трех основных этапов: подготовительного, деятельностного и аналитического.

Первый этап, подготовительный, предполагает разработку необходимой для реализации программы документации, создание методической базы.

Второй этап, деятельностный, предполагает непосредственно реализацию мероприятий плана.

Третий этап, аналитический, предполагает мониторинг проводимой деятельности с целью ее координации, оценки эффективности и определения актуальности дальнейшей работы.

 

Однако сформировать общественное сознание и мировоззрение за один год невозможно, так как сложность профилактической деятельности заключается в том, что для достижения и оценки ее эффективности и результативности необходимо проводить работу на протяжении ряда лет.

Следует также отметить, что согласно современным подходам к общественному здоровью, деятельность по профилактике реализовывается в различных сферах жизни детей и подростка и включает в себя деятельность психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе, медиков, представителей общественных организаций. Объединив усилия специалистов различных областей и создав стратегию совместной работы, возможно достижение желаемых результатов в профилактической деятельности.

Наш Курс представляет собой систему занятий в форме классных часов, бесед, практикумов, исследовательских и игровых заданий, упражнений, сценариев, ролевых игр, диспутов. В пособия включены анкеты, тесты, слайдовые презентации и видеофильмы.

        Курс делится на 6 блоков:

1.Профилактика курения.

2.Профилактика употребления наркотических веществ.

3. Профилактика алкоголизма.

4. Профилактика инфекционных заболеваний.

5. Профилактика ранних половых связей.

6.  Общение без конфликтов.

В качестве основных при создании оздоровительной программы могут выступать три группы принципов:

1. Системно-структурная группа принципов:

- непрерывность формирования навыков здорового образа жизни на протяжении всего  проживания в  Центре

- повторение сведений, относящихся к проблемам здоровья, вредных привычек, полового и безопасного поведения, при этом первичная информация должна быть элементарной, а в дальнейшем на каждом возрастном этапе расширяться за счет введения новых понятий, фактов и сведений;

- конкретность и доступность предполагает, что все сведения должны излагаться ясно и понятно, в соответствии с подготовленностью и предобразованностью воспитанников, без упрощенчества и схематизации;

- оптимизация задач означает, что обучение здоровому образу жизни и  профилактике  ПАВ должно соотноситься с целями и задачами воспитания подрастающего поколения;

- системность включает разработку программ на основе системного анализа актуальной социальной ситуации в стране и состояния здоровья детей, подростков ;

-стратегическая целостность определяет единую целостную стратегию оздоровительно-профилактической деятельности, обусловливающую основные направления и конкретные мероприятия для Центра;

- многоаспектность предполагает позитивное развитие ресурсов личности, и прежде всего адекватной самооценки, целенаправленное формирование прочных навыков и стратегий стресс - преодолевающего поведения, активное формирование систем социальной поддержки .

2. Социальная группа принципов

- деловитость предполагает деловое отношение к обсуждаемым проблемам; смущение и беспомощность воспитателя ,   при обсуждении социально-нравственных острых тем, пагубных пристрастий вызывают у учащихся неоправданно повышенный интерес к обсуждаемым проблемам; эмоциональная беспристрастность обеспечивается использованием научных понятий и научных выводов, при этом следует избегать излишней сенсационности и запугивания фактами и выводами;

- активная инициатива и опережение – воспитанников трудно оградить от негативных воздействий социума, - поэтому лишь своевременные оздоровительно-профилактические программы способны исключить, или по крайней мере смягчить их влияние;

-готовность личности к обучению здоровому образу жизни – программа обучения ЗОЖи  профилактики ПАВ должна предусматривать работу с личностью, - это достигается через систему тренинговых занятий;

- выработка индивидуальных и социальных установок - очень важно, чтобы воспитанники   понимали, что здоровый образ жизни является проявлением межличностных отношений, нравственнойи психологической культуры личности.

3. Психологическая группа принципов:

-правдивость - уклончивые ответы, обещания разъяснить позже, ссылки на недостаточную зрелость и неспособность понять приводят к потере доверия, нарушают контакт с педагогом;

- доверие - недоверие, подозрения и выспрашивания, как правило, провоцируют у учащихся закрытость, обострение интереса к наркотикам, алкоголю, курению, личностно-интимным сторонам жизни человека;

- поддержка и стимулирование собственного поиска информации, познания себя и других;

- адресность - навыки здорового образа жизни могут быть сформированы только с учетом пола, психического и физического развития, предобразованности и актуализации проблемы для воспитанников;

- скрытое оздоровительно-профилактическое воздействие на личность через игры, интерактивные методы обучения, научно-исследовательские учебные задания, беседы в условиях похода, участие самих учащихся в реализации оздоровительно-профилактических программы.

        Рассмотренные подходы к созданию программы здорового образа жизни и  профилактики  ПАВ должна учитывать ограниченность воспитательного процесса. Ведь далеко не все в жизни человека произвольно регулируется. Нереалистические ожидания, обращение к оздоровительной программе как к средству неотложного и радикального решения возникших в обществе проблем со здоровым образом жизни, по существу, будет дискредитировать саму идею введения программы обучения здоровому образу жизни. Необходим объективный подход к возможностям этой программы, к отражению социально-экономических явлений, влияющих на здоровье подрастающего поколения.

I этап. Подготовительный

- разработка плана мероприятий по первичной и вторичной профилактике применения ПАВ среди подростков;

- взаимодействие с государственными образовательными учреждениями, на базе которых планируется проведение мероприятий программы

- взаимодействие с субъектами профилактики (медицинскими учреждениями, комитетом по делам несовершеннолетних и защите их прав и других заинтересованных общественных организаций), взаимодействие с которыми планируется в рамках реализации программы;

- согласование графиков предполагаемых мероприятий ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних» Енотаевский район, Астраханская область.

- разработка критериев оценки эффективности программы.

 

II этап. Деятельностный

План мероприятий программы профилактики употребления ПАВ

Государственное   специализированное  казённое  учреждение                                         Астраханской  области « Социальный  реабилитационный  центр  для       несовершеннолетних» Енотаевский  район,  Астраханская  область.

на 2011- 2012 год.

№п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Место проведения

Ответственные исполнители

1

Организация регулярных профилактических мероприятий: Дней здоровья, консультативных приемов, социально-медицинских и социально-просветительских мероприятий, семинаров для несовершеннолетних и их родителей по вопросам пропаганды здорового образа жизни и в целях профилактики употребления ПАВ

В течение года

ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район



МУЗ « ЦРБ»


МОУ СОШ



ЦКД « Луч»



СпециалистыГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район: психологи, специалисты по социальной работе, социальные педагоги.

Врач- нарколог


Специалисты образования


Зам. по работе с детьми и подростками


Участковый с. Енотаевка, специалисты ПДН

2

Привлечение волонтеров для помощи в проведении акций и мероприятий плана по принципу «равный-равному».

В течении года

По графику

Заместитель директора

ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район

3

Проведение супервизий случаев работы с зависимостями в рамках повышения профессиональной компетентности психологов.

1 раз в 3 месяца

ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район

Врач- нарколог

Психологи

4

Организация и проведение анкетирования «Вопрос-ответ», в целях повышения информированности по вопросам профилактики употребления ПАВ

1 раз в 3 месяца

ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район

СпециалистыГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район: психологи, специалисты по социальной работе, социальные педагоги.

5

Проведение обучающего семинара для сотрудников, специалистов КЦСОН, а также специалистов отделов опеки и попечительства МО

«Технологии социальной работы с зависимостями. Теория и практика»

1 раз в 6 месяцев

ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район

Специалисты психологической службы ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район

6

Мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности психологов:

1. Тренинг по вопросам зависимости и созависимости и реабилитации для специалистов«Телефона доверия».

2. Тренинг по вопросам алкогольной и наркотической зависимости и создание мотивации «Мотивационное интервьюирование»

3. Тренинг по вопросам домашнего насилия созависимых, реабилитации и построения межведомственного сотрудничества.

. В течение года


ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район

Специалисты психологической службы ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район










Специалисты Региональной общественной организации «Центр профилактики наркомании»

7.

Проведение бесед для воспитанников 5,6,7 классов «Как сохранить здоровье». Профилактика зависимости и применения ПАВ.

В течение года

ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район

Психологи, социальные педагоги, воспитатели структурных подразделений


8.

Проведение семинара-тренинга «Психологическое консультирование созависимых»

1 раз в 3 месяца

ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район

Психолог-консультант

9.

Организация деятельности Клубов по интересам для подростков



В течение года

ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район

Психологи, социальные педагоги, воспитатели структурных подразделений Центра

10.

Презентация творческих работ подростков «Мое будущее»

1 раз в 6 месяцев

ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район

Психологи, социальные педагоги, воспитатели структурных подразделений Центра

11.

Проведение фестиваля-конкурса для детей до 13 лет «Как прекрасен этот мир».


Актуализация темы здорового образа жизни и ответственного поведения.

1 раз в год

ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район

Заместитель директора ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район











12.

Проведение фестиваля-конкурса для подростков 14-16 лет «Я выбираю жизнь!». Актуализация темы здорового образа жизни, ответственного поведения, профилактика зависимостей.

1 раз в год

ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район

Заместитель директора ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район


13.

Проведение уличной акции «Здоровая семья – это», посвященная Дню семьи, любви и верности

1 раз в год (июль)

ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район

Заместитель директора ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район

14.

Проведение «Дня спорта», посвященныйВсероссийскому Дню физкультурника.

Спорт- как альтернатива употреблению ПАВ.

1 раз в год

(август)

ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевскийрайон

Заместитель директора ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район



Руководитель физ.воспитания





Проведение цикла бесед с подростками в целях повышения информированности в вопросах профилактики наркозависимости:

1. «Ответственное и уверенное поведение »

2. «Наркотики и закон»

 3. «Стать «своим». Обязательно ли курить?»

 4. «Здоровье – это красиво»


 

 

 


3 часа 

 

2 часа


 2 часа

 

3 часа

ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район

Заместитель директора ГСКУ АО «СРЦН» Енотаевский район



Психологи, социальные педагоги, воспитатели структурных подразделений Центра.


Календарно- тематическое планирование на 2012- 2013 учебный год.

   №              

Дата проведения

Тема мероприятия

Форма и содержание

Количество детей, возраст

Ответственные

Сентябрь

1.

07.09.11

1.«Табак и история его распространения»

2. Профилактика курения.

Просмотр фильма «Здоровье нации в нащих руках»

Анкетирование

Лекция

Просмотр фильма, обсуждение.

10-14



14-18

Воспитатели

 Психологи

Руководитель физического воспитания

2.

14.09.11

1. «Наркотики: употребление и злоупотребление»

2. «Наркотики- проблема личности и общества»

Беседа

Презентация

« Наркомания добровольное безумие или сумасшествие».

10-14




14-18

Воспитатели

 Социальные педагоги

Психологи

3.

21.09.11

1. «Причины появления и развития алкоголизма».

2. « Пивной алкоголизм».

3. «Здоровье сгубишь- новое не купишь!»

Беседа




Беседа


Беседа с элементами игры

10-14




14-18

Воспитатели

Социальные педагоги




Руководитель физического воспитания

4.

28.09.11

1. «Туберкулез. Источники заболеваний. Пути заражения»

2.«Инфекционные заболевания и их профилактика»

Беседа

Слайдовая презентация

10-14




14-18

Медицинские работники


Воспитатели

Октябрь

5.

5.10.11

1. «Профилактика ранних половых связей. Взаимоотношение полов»

2. «Гигиена девушки. Последствия абортов. Взаимоотношение полов»

Беседа





Беседа

10-14






14-18

Социальные педагоги

Воспитатели

6.

12.10.11

1. « Я и другие. Общение»

2. «Искусство каждодневного общения»

Беседа



Беседа

10-14



14-18

Социальные педагоги

7.

19.10.11

1. « Свойства никотина»

2. «Угасание привычки»

3. «Молодежные забавы»

Беседа


Беседа


Спортивно- оздоровительный праздник

10-14




14-18

Воспитатели

Медицинские работники

Руководитель физического воспитания

8.

26.10.11

1. «Мифы о наркомании»

2. «Что мы знаем о наркотиках?»

Конкурс рисунков

Беседа


Лекция


Стенная печать

10-14


14-18

Воспитатели

Медицинские работники

Ноябрь

9.

3.11.11

1. «Детский алкоголизм в России, в Астраханской области»

2. « Алкоголизм с женским лицом»

Беседа

Статистика




Беседа




10-14





14-18

Социальные педагоги

Воспитатели

10.

10.11.11

1. «Клещевой энцефалит. Основные симптомы и последствия»

2. «В здоровом теле- здоровый дух»

Беседа

Слайдовая презентация





Интеллектуально-спортивный серпантин

10-18

Медицинские работники




Руководитель физического воспитания

11

17.11.11

1. « Последствия абортов для здоровых женщин»

2. «Профилактика ранних половых связей и предупреждения абортов в подростковой среде»

 Беседа




Беседа

10-14




14-18

Воспитатели

Медицинские работники

12

24.11.11

1. «Права личности и уважение прав других»

2. «Толерантность: что это?»

Лекция





Беседа

10-14




14-18

Социальные педагоги

Декабрь

13

7.12.11

1. «Курение и сердечно - сосудистая система»

2. «Влияние табачного дыма на окружающих. Пассивное курение. Как бросить курить?»

Лекция




Беседа

Слайдовая презентация

10-14




14-18

Медицинский работник

Воспитатели


Социальные педагоги

14

14.12.11

1.   «Личность и индивидуальность»

2. Просмотр видеофильма «В подвалах»


Лекция


Просмотр видеофильма,

обсуждение

10-14



14-18

Воспитатели

Социальные педагоги

15

21.12.11

1. «Навыки защиты от СПИДа»

2. «Спорт- это сила и здоровье!»

Беседа

Конкурс рисунков


Спортивно- театрализован

ный праздник

10-14



10-18

Воспитатели



Руководитель физического воспитания

16

28.12.11

1. Тренинг ненасильственного общения.

2. Обсуждение статей периодической печати

Тренинг



Диспут

10-14



14-18

Психологи

Воспитатели

Январь

17

04.01.12

1. «Курение и его последствия для организма»

2. «Выработка хороших  привычек»

Беседа

Слайдовая презентация


Беседа

10-14

14-18

Руководитель физического воспитания

Воспитатели

18

11.01.12

1.«Самоуважение


2. «Виды наркомании и наркотиков»

Беседа


Лекция

10-14


14-18

Воспитатели


Социальные педагоги

19

18.01.12

1. «Мы выбираем здоровье! »

2. «О деградации здоровья»

Физкультурный досуг


Беседа


10-14


14-18

Руководитель физического воспитания


Воспитатели


20

25.01.12

1. «Отчего бывает одиноко? Учись общаться»

2. « О радостях и сложностях общения»

Беседа, конкурс рисунков

10-14



14-18

Социальные педагоги

Февраль

21

08.02.12

1.  «Психология курения»

2. « О психических механизмах саморегуляции»

Лекция

Слайдовая презентация

Тест: «Самооценка психических состояний»  по Т.Айзенку.

10-14



14-18

Психологи

Воспитатели

22

15.02.12

1. «Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения»

2. «Самопонимание и самоуважения»

Беседа





Беседа

10-14




14-18

Воспитатели




Воспитатели

23

22.02.12

1. «Мы выбираем здоровый образ жизни»

2. «Учись общаться»

Беседа


Эстафета

10-14


14-18

Руководитель физического воспитания

Социальные педагоги

24

29.02.12

1. «Мотивы  курения»

2. «Психология на учения»Просмотр фильма « Женская ошибка»

3. «Похитители здоровья »

Беседа


Просмотр видеофильма,

Обсуждение


Спортивно-оздоровительный праздник

10-14




14-18




10-18

Медицинский работник

Воспитатели




Руководитель физического воспитания


Март

25

06.03.12

1. «Чувства и эмоции»

2. «Навыки уверенного поведения»

Беседа

10-14


14-18

Воспитатели

26

13.03.12

1. «Строим дом своего здоровья»

2. Приглашение участкового с.ЕнотаевкаГрекова В.А «Правовая ответственность за приобретение, хранение и распространения ПАВ. (УК.ст.228,ст.229)

Беседа

Конкурс рисунков

Лекция

10-14


14-18

Воспитатели

Социальные педагоги

27

20.03.12

1. Приглашение врача- нарколога Перепеченова П.П. «Последствия курения для молодого организма»

2. «Парад вредных привычек»

Лекция

Конкурс рисунков








Спортивные соревнования

10-14








10-18

Социальные педагоги







Руководитель физического воспитания

28

27.03.12


1. Знакомство с понятием стресса

2. «Наркотическое опьянение- что это? Экстренная помощь»


Беседа




Беседа


10-14




14-18


Психологи




Медицинские работники

Апрель

29

04.04.12

1. «Как противостоять насильнику?»

2. «Стать «своим».Обязательно ли курить?»

Диспут



Беседа

10-14



14-18

Воспитатели


Социальные педагоги

30

11.04.12

1. «Способы преодоления стресса»

2. «Проблема зависимости от ПАВ среди подростков»

Беседа



Лекция

10-14



14-18

Психологи



Воспитатели

31

18.04.12

1. «Здоровье- это красиво»

2. «Всей семьей за здоровьем»

Беседа

Эстафеты

Совместная физкультурно – оздоровительная работа Центра и семьи

10-18


Воспитатели


Руководитель физического воспитания

32

25.04.12

1. «Принятие решений. Ответственное и уверенное поведение»

2. Понятие «групповое давление»

Беседа





Лекция

10-14





14-18

Воспитатели

Социальные педагоги

Май

33

04.05.12

1. Приглашение врача-нарколога Перепеченова П.П «Наркотики – знак беды»

2. «Классификация наркотических зависимостей»

Лекция






Беседа

10-14






14-18

Социальные педагоги





Воспитатели

34

11.05.12


1. «Учитесь управлять собой»

2. Здоровый образ жизни « Неделя здоровья»

Беседа


Эстафеты Подвижные игры

10-14


10-18

Психологи


Руководитель физического воспитания

35

18.05.12

 1. «Как сказать наркотикам – нет!»

2. «Я выбираю жизнь!»

3. «Веселый туристический марафон»

Беседа



Фестиваль- конкурс

Спортивно- оздоровительно мероприятие

10-14



14-18


10-18


Воспитатели



Заместитель директора

Руководитель физического воспитания

36

25.05.12

1. «Как прекрасен этот мир!»

2. «Наркотики, ПАВ и последствия их употребления. Правовые аспекты борьбы с наркоманией»

Фестиваль- конкурс


Лекция

10-14



14-18

Заместитель директора

Воспитатели

Социальные педагоги

Аналитическая  часть:

Анализ  опытно – экспериментальной работы  по формированию здорового образа жизни и профилактики применения ПАВ  у несовершеннолетних в  Государственном специализированном

казённом учреждение Астраханской области

«Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних   Енотаевский район, Астраханская область».

    Цель формирующего этапа эксперимента:

Главной целью деятельности учреждения являются профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им социальной помощи.

Одним из направлений профилактической работы в учреждении является формирование у несовершеннолетних потребности в здоровом образе жизни и негативного отношения к вредным привычкам (курение, алкоголь, наркотики). Воспитанники центра, особенно подростки, представляют собой потенциальную «группу риска». Социальная реабилитация несовершеннолетних из социально-неблагополучных семей осуществляется в группах дневного и длительного пребывания. Новые условия жизни и обучения, отрыв от родителей, новое социальное окружение, травмирующий прошлый опыт — все эти факторы способны вызвать социально-психологическуюдезадаптацию. Это, в свою очередь, может подтолкнуть к деструктивным формам поведения, в том числе употреблению психоактивных веществ.

Проблемы социальной реабилитации ребенка, попавшего в Центр, являются важными аспектами деятельности сотрудников учреждения. Планирование работы по устранению различного вида дезадаптации воспитанников оформляется в форме индивидуальной программы реабилитации, которая носит комплексный подход и помогает решить проблемы ребенка, учитывая как его собственные позитивные ресурсы (интересы, увлечения, способности), так и возможности его окружения. Меры социально-психологической реабилитации детей, проживающих в Центре, прежде всего, направлены на развитие тех личностных и средовых ресурсов, дефицит которых может привести к формированию наркозависимого поведения. К ним относятся умение выражать свои чувства и различать проявления чувств другого человека, умение находить, принимать и оказывать поддержку, расширение представлений о себе, ресурсах своей личности, осознание целей и ценностей собственной жизни, умение ставить жизненные цели в соответствии со своими возможностями, умение принимать на себя ответственность.

Диагностическая деятельность, проводимая в рамках отделения социальной диагностики, предполагает выявление и анализ факторов социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Так, по результатам анкетирования подростков (в 2010— 40 чел.) среди причин употребления спиртных напитков и других ПАВ на первый план вышла такая, казалось бы, невинная причина, как «любопытство» (31% из числа респондентов). Такие причины как слабость «волевого» компонента поведения «просто так, со всеми», «просто за компанию» являются следствием различного рода внутренних комплексов несовершеннолетних. Исходя из ответов подростков, получается так, что алкоголь и наркотики помогают обрести им те качества, которых им не достает.Такие индивидуальные показатели как информированность подростка о наркотических средствах, его отношение к ним, сила/слабость характера являются определяющими в выстраивании индивидуальной программы реабилитации.

В Учреждении психологами отделения социальной реабилитации  для детей младшего школьного возраста ведется работа по снятию дезадаптивных проявлений (страха, агрессии, самоизоляции) несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, а так же на раскрытие творческих способностей воспитанников.

С детьми среднего школьного возраста для формирования умения конструктивного разрешения конфликтов проводятся занятия в клубе «Тайны  своего я» .Одним из главных приемов работы специалистов является обучение навыкам говорить «нет» в ответ на соблазнительное предложение и групповое давление.

Дискуссионный клуб «Парус» для старших подростков трансформирует помощь в коррекции ошибочной мотивации. Заседания клуба проводятся с использованием различных форм (дискуссия, игра, телемост, встреча с интересными людьми, пресс-конференция, и др.). Каждая встреча позволяет психологам вести коррекционную работу над трудностями общения, детской агрессивностью, эмоциональной депривацией (недостаток внимания).

Занятия в сенсорной комнате снимают тревожность, негативный настрой, помогают исчезновению из памяти навязчивых тягостных воспоминаний, травматических событий, быстрее помогают снять напряжение. Для диагностики изменений в настроении и эмоциональном состоянии используется карта настроений, тест Люшера. В психокоррекционной работе психологи применят технику символдрамы (представление образов), аудио кассеты, релаксационные  техники. Изменения в эмоциональном состоянии воспитанников мы наблюдаем после посещения сенсорной комнаты..За 2010 год комнату посетили 498 детей и взрослых. Отмечены изменения у 80% клиентов, в том числе положительная динамика в 68%, 9% — без изменений. Дети осознают, а затем овладевают собственными ощущениями, эмоциями, состояниями. Важнейшим моментом является нахождение для воспитанников компенсаторных видов деятельности, в которых они переживают ситуацию успеха. Театральные постановки, ролевые игры, кружки очень благотворны для детской психики, что-то вроде душевной гимнастики.

Специалисты отделения дневного пребывания работают по программе «Мы за здоровый образ жизни»». Занятия проходят под лозунгом «В здоровом теле — здоровый дух». Подростки с интересом принимают участие в спектаклях: суд «Обвиняется сигарета», шоу «Один на один» . Проводятся деловые игры, тренинги, дискуссионные клубы «Отцы и дети», «Быть уверенным — это здорово!», «Курить или не курить?», цель которых профилактика вредных привычек, формирование установки на здоровый образ жизни.

Для получения результатов недостаточно работать только с ребенком, находящимся в учреждении, необходимо взаимодействие с его семьёй за пределами Центра. Метод работы с сетью социальных контактов ребенка, особенно актуальный, так как проблема ребенка рассматривается сквозь призму его социальных контактов. Сетевая терапия ориентирована на помощь семье с детьми, оказавшейся в ситуации кризиса, что позволяет предупредить распад семьи, а так же способствует сокращению сроков пребывания детей, вынужденных жить и воспитываться в учреждении. С целью предоставления объективной информации о наркотиках и их воздействии на человека проводятся «круглые столы», акции, выпускаются буклеты, листовки, оформляются стенды. Воспитанники выпускают каждую  неделю газету «Мой дом» в которой находит отражение жизнь и события Центра. На сегодняшний день в эту деятельность вовлечено около 20% от общего количества воспитанников Центра.

 В решении вопроса профилактики ПАВ администрация Центра осуществляет взаимодействие с образовательными учреждениями, учреждения здравоохранения, культуры, общественными объединениями и религиозными конфессиями города  Астрахани и Енотаевского района.  Специалисты учреждения организуют совместные мероприятияс «Комплексным центром социального обслуживания населения с.Енотаевки»,отделением по делам несовершеннолетних. Управления внутренних дел Енотаевского  района, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и другими учреждениями.

В результате обучающей, психокоррекционной работы Центра, наиболее выраженные изменения претерпели показатели тревожности в сторону ее снижения, эмоциональное состояние воспитанников стало более комфортным. Специалисты учреждения это связывают с особенностями групповой работы, которая способствует внутреннему раскрепощению подростка, снятию его определенных комплексов и защит, расширяет представление о себе, ресурсах своей личности, делает отношения между участниками группы (кружка) более доверительными. В конечном счете, это приводит к повышению стрессоустойчивости и адаптивности воспитанников к новым условиям жизни, что снижает риск дезадаптивных форм поведения.

(Анкеты, таблицы, фотоматериалы в приложении).

Используемая литература

1.    Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., Интерпракс, 1994.

2.    Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.

3.    Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., Речь, 2003.4.    Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., Служба доверия, 1994.

5.    Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., Просвещение, 1991.

6.    Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., Интерпракс, 1994.

7.    Киппер Дэвид. Клинические ролевые игры и психодрама. М., «Класс», 1993.

8.    Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования.

9.    Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами. // Школа здоровья, № 1, 1998.

10.     Формирование жизненных навыков»: программа профилактики поведенческих факторов риска у подростков. Н.А. Паршутин, Т.П. Симонятова. // Школа здоровья

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре для отцов. «Сразу после бога идет отец»

Главная идея- семья- это самая главная драгоценность общества. Семья- это самое дорогое, что только может быть у человека. Здоровая крепкая семья рождает полноценных граждан. В хорошей семье люд...

[Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?

Классный час на темуХорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым? Интересная и сложная тема! Попробуем разобраться в этом.Хорошо ли быть взрослым  - спрошу я вас, И наверняка получу ответ...

Игровая программа «Весна идет, весне дорогу!»

Игровая программа "Весна идет!", для детей 10-13 лет, направленна на развитие памяти, внимания, наблюдательности, воображения....

Сценарий праздника "Весна идет, Навруз идет"

Сценарий развлечения в детском саду для детей страшего возраста...

Сценарий новогодней программы "В гости к нам идет новый год " 2017 г.

Сценарий прогграммы и проведения школьного мероприятия....

Игровая программа "Идет Волшебница-Зима"

Игровая программа для младших школьников на зимних каникуах...