Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения детей
план-конспект урока по теме

Материал по теме "Социально - педагогическая профилактика и реабилитация детей с девиантным поведением"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения детей

Проблема девиантного поведения детей является серьезной социальной, психолого-педагогической и медико-биологической проблемой. В настоящее время эта проблема становится особо актуальной, что обусловлено целым рядом причин. Среди них - рост числа беспризорных и безнадзорных детей, радикальное изменение социально – экономического статуса жизни значительной части населения, что выражается  в изменении их уклада и образа жизни, неуверенность в завтрашнем дне, потеря ценностных ориентаций, безразличие к себе и окружающим.

Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат социально-экономической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением детей и подростков со стороны родителей, их чрезмерной занятости, эпидемий разводов.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности ребенка, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

Отсутствие серьезной воспитательной работы подрывает уверенность детей в себе, их способность к самоутверждению в жизненно важных ситуациях часто принимает гипертрофированный вид, что ведет у одних к появлению чувства одиночества и незащищенности, у других - к неоправданной жестокости.

Между тем, выход российского общества и образования на путь демократизации поставил перед школой, другими субъектами воспитания и социализации детей вопрос о необходимости перехода к личностно-ориентированному образованию и воспитанию, что предполагает усиление внимания ученых и практиков к индивидуальности ребёнка, вызывает необходимость в гуманизации среды, в которой растут наши дети.  Это привело к проблеме поиска новых форм, методов и средств социально – педагогической работы с детьми с девиантным поведением.

1.1 Понятие  и причины девиантного поведения детей

Девиантное поведение – это поведение, носящее характер отклонения от принятых в обществе норм.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины - делинквентность и девиантность.

Под делинквентным поведением понимают цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, то есть условно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений.

Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм.

В объеме этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).[1]

Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детской дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте.

Детская дезадаптация проявляется в затруднениях усвоения социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы), выполняющих функции институтов социализации.

В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями ребенка, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения) в основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной системы.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, и требуют индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях – работы по специальным коррекционно-психологическим программам. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые  и  неустойчивые временные формы.

Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации ребенка могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуация характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сфер (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость).

К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические особенности кризисных периодов развития, и, прежде всего, кризис подросткового возраста.

Трудновоспитуемость – это проявление отрицательного в поведении человека, конфликтное состояние, рожденное из неприятия предлагаемых установок. Иногда этот конфликт – это естественное столкновение противоречий, вызванное всего лишь непониманием друг друга. И тогда природа этого конфликта сама по себе не очень опасна, и конфликт может быть безболезненно устранен. Важно в этом случае понимание диалектического развития жизни. Положительное и отрицательное в мире существует всегда рядом: жизнь и смерть, здоровье и болезнь, плохое и хорошее, доброе и злое. В их столкновении и борьбе развивается жизнь, развивается и совершенствуется человек.

Вайзман Н.П., считая, что контингент «трудновоспитуемых» детей (подростков) неоднороден, разделил его на три группы:

Группа первая - это психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. Такие дети  паясничают, демонстративно не подчиняются, прогуливают занятия.

Группа вторая - это дети с ускоренным половым развитием и с повышенной возбудимостью, агрессивностью, аффективностью.  Они бурно реагируют на любой запрет взрослых.

Группа третья - это дети с расторможенностью влечений: им свойственны гиперсексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков. Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянные конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.[2]

Если рассматривать детей, оставшихся без попечения родителей, по нашему мнению, такие отклонения в поведении детей возникают в результате тяжёлых ситуаций в ранней жизни.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, чаще отличаются от своих сверстников неспособностью к планированию и самоконтролю сложных форм поведения, умственным недоразвитием, примитивностью интересов, искажением поведения.  Аномальное поведение ребёнка, оставшегося без попечения родителей,  имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. По мнению Н.П. Степанова, человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственно практической деятельностью человека.

При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у детей не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнение.

При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентаций, социальных установок, формируется негативное отношение к труду, стремление к нетрудовым доходам и «красивой жизни» за счет сомнительных и незаконных средств к существованию.

Таким образом, девиантное поведение можно определить, как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания детей.

Особое значение для развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений личности ребенка к различным ценностям материального, морального и духовного порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности ребенка.

Многие изъяны в характере детей, проступки, дурные манеры связаны с тем, что ребенок в самом начале своего жизненного пути, а именно в семье, не получает необходимых представлений о морали, честности, верности и других прекрасных качествах. Процессы, происходящие в их жизни, порождают  целый комплекс проблем, связанных с положением детей, оказавшихся в тяжёлых жизненных ситуациях. Дети, оставшиеся без попечения родителей, часто педагогически запущенные, с высокой степенью социальной дезадаптации. Среди них есть дети, вообще не посещавшие  школу или не посещавшие её длительное время. Большинству детей  чужда радость познания, для них характерна неразвитость общеучебных умений и навыков, отсутствие интереса к труду. У них разрушены или искажены нормальные связи, деформировано нравственное сознание, ослаблено чувство стыда, характерна грубость, несдержанность, агрессивность.

Как правило, это дети из неблагополучных семей, чаще всего из семей хронических алкоголиков. Их родители  не только, не занимались воспитанием и развитием  детей, но часто унижали, оскорбляли, избивали их, и даже некоторые из них подвергались сексуальному насилию.

Аномальное поведение, по словам Исаева Д.Д.,  ответная реакция ребенка на ситуацию, которая не соответствует его взглядам, оценкам, понятиям. Обычно эта реакция имеет болезненный характер. Если она сильно затрагивает чувства ребенка и вызывает закрепление в сознании, то девиантное поведение становится нормой и переходит в расстройство. [3]

Расстройство – это приобретенная форма поведения. Оно не связано ни с наследственностью, ни с органическими нарушениями. В основе его обычно лежат видимые причины и следствия. Сначала возникает ситуация, не приемлемая для ребенка, создающая для него определенные трудности и приводящая к переживаниям, обидам, ущемлению самолюбия. Эта ситуация является стимулом, играет роль запускающего механизма. Когда стимул достигает критического порога, то вызывает ответную реакцию, с помощью которой ребенок пытается снять, сбросить тягостные для него переживания.

У каждого ребенка естественная реакция своя. Реакция ребенка обусловлена пониманием ситуации (прошлым опытом), сложностью самой ситуации, особенностями детского характера и темперамента, знанием выхода из ситуации, привычными формами реагирования. У детей разные характеры, различная манера их проявления, что и приводит к естественным разногласиям и даже конфликтам. И для того чтобы ребенок сложился как личность, он должен научиться самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие проблемы. Если таких препятствий слишком много, то дети начинают их обходить, искать способы избавления от слишком обременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение ребенка, вернее, отклоняющееся - для взрослых, но естественное для ребенка в возникшей ситуации.

Появление всех нездоровых отклонений и наклонностей следует замечать и предупреждать в детском возрасте. Если время упущено, то результат исправления будет незначительный. Опасно, безнравственно и бесчеловечно закрывать глаза на то, что в будущем может испортить жизнь ребенку. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Вся ответственность целиком ложится на родителей и педагогов. Для них,  несущих ответственность за будущее человека, необходимы спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, обязательно спокойный тон, доброжелательность, аргументированность. Уходить от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что портит,  калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу.

Дети не растут, как бурьян в поле. Какой характер, какие привычки, интересы и наклонности заложены в детстве, с тем и пойдет человек по жизни. В основе коррекционного воспитания лежит формирование привычки к правильному поведению, то есть такой привычки, когда ребенок уже не может поступить иначе, когда правильное поведение становится его потребностью.

Наиболее очевидной является характеристика отклоняющегося поведения по уровням и содержанию.

Нарушения - от слабых, почти незаметных, не выходящих из нормы, до сильных, граничащих с серьезными нарушениями – легко может заметить каждый педагог.

По степени социальной опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей детей, девиантное поведение подразделяется на следующие уровни:

1. Непослушание – это наиболее распространенная в дошкольном и младшем возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.

- Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенностью шалости являются ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

- Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. И в нем проявляются выдумка, инициатива, активность. Однако, в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

- Проступок - это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера. Чаше всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.

2. Детский негативизм (от латинского - отрицаю) проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Он бывает активным и пассивным. Пассивный - это один из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия. Активный - когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются.

По длительности проявления негативизм бывает устойчивым и эпизодическим. Первый длится долго, а второй проявляется лишь временами.

Основные причины возникновения детского негативизма[4]:

-перевозбуждение нервной системы;

-переутомление;

-протест против нечуткого, несправедливого отношения;

-капризы избалованного ребенка.

Упрямство – это поведение ребенка, близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям взрослым. Упрямство - это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.

Опасность упрямства в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости. И если такие проявления упрямства переходят в хроническое состояние, то в воспитании возникают существенные проблемы.

Капризы – это особенность поведения детей, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Внешне проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения. Причины возникновения капризов: неокрепшая нервная система, преобладание возбуждения над торможением. Капризы возникают в результате переутомления, перевозбуждения, сильных впечатлений. Иногда они обусловливаются усталостью или недомоганием. Но преимущественно капризы - это следствия неосознанной и неокрепшей воли («А я хочу», «А вот буду»).

Главным направлением социально-педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.

Таким образом, сделаем следующий вывод: профилактика и  коррекция должна состоять в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей. Нельзя угрожать, ломать силой; противопоказано грубое подавление. Но вредны и упрашивания.

Основные методы и приемы работы по профилактике и реабилитации девиантного поведения детей:

-укрепление нервной системы;

-отвлечение ребенка от  того, что стало причиной каприза;

-спокойное игнорирование проявлений капризности;

-воздержание от прямых действий и наказаний;

-применение метода естественных последствий, когда ребенку предоставляется возможность пережить последствия своей капризности (остался голодным, не взяли на прогулку);

- спокойная требовательность;

- отсутствие раздражительности;

- тактичное внушение;

- подсказывание правильных действий;

- доведение требований до конца;

- поддержка.

И тогда грамотная социально-педагогическая работа с детьми творит чудеса.

1.2 Основные направления социально-педагогической работы по профилактике и реабилитации детей с девиантным  поведением

Социально – педагогическая деятельность еще только начинает свое становление как особое направление социальной работы в РФ.

Социально-педагогическая деятельность – это «социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе».[5] Особая роль в осуществлении этой деятельности принадлежит социальному педагогу. Социальный педагог сегодня - одна из ключевых фигур в учреждении социальной реабилитации несовершеннолетних, которая призвана объединить усилия специализированного учреждения для дезадаптированных детей,  для оказания помощи ребёнку.

Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого,  так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия).  

Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. [6]

Так, например, целью работы социального педагога в далее исследуемом учреждении  ГСКУ АО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» является обеспечение воспитанников оптимальной социальной адаптацией и реабилитацией в условиях Центра  и в обществе. Содействовать в преодолении кризисных ситуаций в жизни. Создавать гуманные, воспитывающие отношения в социуме.

В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, у которого возникли проблемы в процессе социализации, до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.

В настоящее время науке и практике известны две основные технологии работы с детьми девиантного и делинквентного поведения - это профилактическая и реабилитационная.

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей.

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

-предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

-сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

-содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

-нейтрализующие;

-компенсирующие;

-предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

-устраняющие эти обстоятельства;

-контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

-направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

-обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

-решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

Так, отсутствие  информации о последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика - это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

Не менее важная в нашем обществе проблема профилактики алкоголизма среди детей, а также информирование их о тяжелых социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма. Отсутствие профилактической работы, например, с будущими родителями, ведет к увеличению количества детей, родившихся с тяжелыми физическими и психологическими нарушениями, так как несовершеннолетние, особенно юная мать, не знают элементарных правил поведения во время беременности и не придерживаются жесткого запрета на принятие в это время алкогольных напитков.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место, наряду с информационным и социально-профилактическим подходами, занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, то есть патологией на биологическом уровне.

Рассмотрим социально-педагогический подход, который заключается в восстановлении или коррекции качеств личности ребенка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Сознательный человек - гражданин - это тот, кто обладает развитой способностью владеть своими побуждениями, поступками во имя нравственных целей и никогда не допустит нарушений закона. Вот почему у подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения:

 -быть хозяином своего слова и дела;

-тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу;

-концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время;

-ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.

Быть свободным - значит обладать развитой волей. Не случайно у детей, допускающих аморальные выходки, проступки и преступления, отсутствуют сформированные волевые качества. Эти дефекты обычно возникают в раннем школьном возрасте и уже, затем, закрепившись, выступают как отрицательные волевые черты характера, проявляющиеся в той или иной мере в поступках и действиях.

Отрицательные волевые черты характера детей (по результатам анкетирования подростков-правонарушителей):

-нерешительность,

-отсутствие настойчивости при проведении в жизнь принятого решения,

-несформированность независимости и самостоятельного поведения,

-безынициативность,

-упрямство,

-невыдержанность.

Наличие этих черт свидетельствует о том, что совершение противоправного деяния несовершеннолетними  обусловлено слабостью их воли. Любая сложившаяся конфликтная ситуация и даже кратковременное отрицательное воздействие становятся для таких детей теми препятствиями, которые они не могут преодолеть, не нарушая нравственных и правовых норм.

Воспитание положительных волевых качеств у детей следует начинать с формирования правильного представления о воле. Этот процесс включает ряд этапов.

Этап первый - раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их иллюстрация примерами.

Этап второй - выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью; настойчивостью и упрямством; самостоятельностью и неуважением к чужому мнению. Первоочередной задачей педагога на этом этапе является устранение мифов о волевом облике ребенка как человека эгоцентричного, не считающегося с чужим мнением, развитого физически. Это позволяет достигнуть начала самовоспитания несовершеннолетнего. Необходимо выработать у детей привычку критически оценивать свои поступки и самого себя, а следовательно осознание «кто ты есть и каким можешь стать».

Этап третий -  планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления. На этом этапе социальный педагог должен помочь ребенку в формировании правильной самооценки, пробудить в нем нетерпимость к собственным недостаткам.

Этап четвертый - зрелое самовоспитание, то есть реализация потребности в самоусовершенствовании.

Последовательное прохождение всех этапов позволяет сформировать социально одобряемую роль ребенка как правопослушного гражданина.

Другой технологией работы социального педагога с дезадаптированными подростками является их реабилитация. Рассмотрение проблемы реабилитации в методическом и теоретическом плане позволяет признать неоднозначность ее определений.

Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.

В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему.

Реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду.

 Виды реабилитации:

-медицинская,

-психологическая,

-педагогическая,

-социально-экономическая,

-профессиональная,

-бытовая.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.

Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу ребенка и имеет своей целью преодоление в сознании ребенка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение ребенка доступным для него формам труда.

Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни ребенка.

Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение ребенка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Особая роль социально-педагогической реабилитации детей с девиантным поведением отводится специализированным учреждениям, которые называются реабилитационными центрами.

Задачами таких учреждений являются:

-профилактика безнадзорности, бродяжничества несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

-медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания) в трудную жизненную ситуацию;

-формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

-выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;

-психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

-содействие в возвращении в семью;

-обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться;

-забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.

Основная цель деятельности таких учреждений – это  социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.

 В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа:

-диагностики;

-создания и реализации реабилитационной программы;

-постреабилитационной защиты ребенка.

Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.

Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.

Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановлении гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

Таким образом, социальный педагог в условиях специализированного  учреждения, воспитывающего детей, является организатором активного сотрудничества педагогов, воспитанников учреждения, учителей школ, в которых обучаются воспитанники, различных социальных структур для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, по защите их личностных прав и их социальной реабилитации.


[1] Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Гаудеамус, 2010. 336 с.

[2] Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. -  М.: Аграф, 2009, 454 с.

[3] Исаев, Д.Д. Журавлёв. И.И Дементьев В.В. Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения.  – М.: Владос, 2010, 420 с.

[4] Крушельницкая А.В., Третьяковка Т.В. Детки с характером. //Семья и школа-2009 -№2 -11-13 с.

[5] Мудрик А.В.. Введение в социальную педагогику. - М.: МПСИ, 2009.

[6]. Мудрик А.В. Социальная педагогика.- М.: Академия, 2010.-420с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины девиантного поведения детей и подростков

статья рассматривает виды девиантного поведения, причины его проявления у современных детей и подростков...

«Позитивный подход педагога- психолога в социальной профилактики девиантного поведения детей и подростков».

Профилактика девиантного поведения является неотъемлемо важным этапом работы педагога- психолога с детьми. Чем быстрее развивается социальная среда, тем больше требований предъявляет она к ребенку, ко...

Проблемы девиантного поведения детей и подростков в системе образования

Проблемы девиантного поведения детей и подростков в системе образования....

Проблемы девиантного поведения у детей подросткового возраста.

Девиантное поведение подростков - распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное ...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Проблема девиантного поведения подростков.

Девиантное поведение  (лат. deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся обществен...

Правовая грамотность как один из методов по профилактике девиантного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Развитие правовой грамотности и правосознания воспитанников детского дома является одним из важных условий формирования правовой грамотности и законопослушных человека в обществе....