Проблемы девиантного поведения у детей подросткового возраста.
статья по психологии (9, 10, 11 класс) на тему

Резакова Ирина Львовна

Девиантное поведение подростков - распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознается далеко не каждым подростком, прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них уже за пределами 18-летия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Проблемы девиантного поведения у детей подросткового возраста

Подростковый возраст - наиболее сложный возраст. Его называют промежуточным возрастом, так в этот возрастной период происходит переход от детства к взрослости. В этот период интенсивно изменяется анатомо-физиологическое строение подростка, его интеллектуальное и нравственное развитие, ведущим становиться интимно-личностное общение со сверстниками.

По мнению И. В. Дубровиной, так называемая «личностная рефлексия начинает проявляться у 78 % детей в возрасте 12–13 лет. У подростков наблюдается повышенная склонность к самонаблюдению, эгоцентризм, неустойчивость «образа Я». Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других, насколько он похож на них».В то же время начинает формироваться отношение подростка к себе самому.

Согласно исследованиям А. А. Бодалева, И. В. Дубровиной и ряда других авторов, подростки 12–13 лет обычно больше, чем школьники младшего возраста, думают, что окружающие невысокого мнения о них; наблюдается феномен самонеприятия, самоотвержения. Сильную аффективную окраску имеет самооценка подростка. В раннем подростковом возрасте у ребенка возникает желание жить в соответствии с собственным видением и пониманием своего места в окружающем мире. Эта установка несовершенна, иногда даже опасна для ребенка, но ее появление – это закономерность, которую нельзя игнорировать. В частности, она проявляется в так называемых подростковых реакциях эмансипации и протеста – в стремлении подростков освободиться от родительского контроля и авторитарного руководства, в отказе подчиняться требованиям взрослых .  С этого момента воспитание подростка должно стать более гибким, управление – ненавязчивым.

В подростковом возрасте серьезно изменяется атмосфера жизни и деятельности ребенка, это приводит к перестроению психики, появлению новых форм взаимоотношения со сверстниками. У подростков меняется позиция в коллективе, ему начинают предъявляться более высокие запросы со стороны родителей, учителей. Подростков, поведение которых отклоняется от норм, принятых в том или ином обществе, называют трудными, трудновоспитуемыми или девиантными.

Трудновоспитуемость рассматривается многими учеными как протест действиям со стороны педагогов, родителей. Отклоняющееся поведение характеризуется «как взаимодействие подростка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам».

С точки зрения многих психологов, социологов и педагогов, в последнее десятилетие наблюдается непрерывный рост различных проявлений девиаций у подростков. Данная тенденция ставит перед обществом, конкретной психологической службой, педагогом-психологом, в качестве основных психокоррекционных задач, поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками. Требует от работников психологических служб концентрацию значительных усилий не только в плане реабилитации девиантных подростков, но и, в большей степени, предупреждение у них отклонений в поведении от социальных норм.

Для того чтобы определить проблемы девиантного поведения у подростков, необходимо уточнить понятия «социальная норма», «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение», определить психологические особенности данной категории людей, а также выявить основные причины, которые обусловливают данный вид поведения.

В психологической  литературе под нормой понимают «(от лат.norma) правило, точное предписание, установленную меру».     Словосочетание «социальная норма» («социальные нормы») - это «официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества». Другими словами, социальные нормы позволяют определить установленные, обязательные стандарты поведения человека в группе. Соблюдение социальных норм является для индивида важным и необходимым условием взаимодействия с окружающими людьми. Как правило, в социальных нормах отражается и преломляется предшествующий социальный опыт человеческого общества, а также современное осмысление социума. Они закрепляются в законодательных актах, в уставах, должностных инструкциях, правилах, и других организационных документах, а также могут выступать в виде не писаных правил окружающей среды .

          Анализ научных работ Л.С. Выготского  свидетельствует о том, что «норма представляет собой отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и на деле не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует. Однако уклонения иногда достигают таких количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении» .

 Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на: 1) кратковременные и случайные (обмолвки, описки, опьянение); 2) длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, душевные заболевания); 3) постоянные дефекты поведения. В социальных науках «норма» — это интервал, «оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень».  С этой точки зрения проблема «ненормальности» обнаруживается в пограничных состояниях. В целом, социальная норма — это социальные явления, которые не представляют реальной угрозы физическому и социальному выживанию человека.

По мнению С.А. Беличевой, каждый индивид выполняет одновременно комплекс различных социальных ролей: гражданина, специалиста, матери, дочери, сестры, участницы действия и прочие. В процессе социального взаимодействия и воспитания человек для реализации себя как личности, выстраивает опыт выполнения необходимых ему социальных ролей.

В психолого-педагогической литературе отклоняющееся поведение, рассматривается как поведение, которое не соответствует нормам и ролевым предназначениям принятым в обществе, такое поведение в последнее время называют – девиантным (от лат.deviatio – отклонение).

В литературных источниках девиантное поведение - это поступки человека, которые отклоняются от принятых в обществе норм и правил. Под девиантным поведением в психологической литературе, чаще всего, понимают отрицательное отклонение от правовых и нравственных норм и правил, принятых в обществе в поведении человека .

Рассмотрим различные теории возникновения девиантного поведения у человека.

В научной литературе выделяют биологические, психологические и социологические теории.

Биологические теории описывают своеобразие внешнего мира предопределяет склонность к правонарушению. Психологические теории раскрывают психические особенности человека, которые определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям. Социологические теории связывают девиантное поведение человека с усвоением им негативного социального опыта, который сформировался под влиянием противоречия между результатами воспитания личности и требования окружающей среды.

Следует отметить, что психологические теории исследуют те личностные особенности человека, которые могут при определенных условиях, сформировать девиантное поведение. Биологические теории доказывают, что склонность к девиации может быть наследственная, и человек с рождения может иметь определенную предрасположенность к девиантному поведению, но при определенных неблагоприятных для него условиях воспитания и жизнедеятельности.

Существуют различные факторы, обуславливающие девиантное поведение детей и подростков.

В.А. Никитин  выделяет следующие виды факторов:

Биологические факторы, которые связаны с неблагоприятными анатомическими или физиологическими особенностями организма человека, и которые затрудняют его социальную адаптацию. К ним В.А. Никитин относит:

– генетические факторы, передающиеся по наследству, такие как: дефекты слуха и зрения, нарушения умственного развития, повреждения нервной системы, телесные недостатки;

– психофизиологические факторы, которые в основном связаны с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

– физиологические факторы, включающие недостатки конституционно-соматического склада человека, дефекты речи, внешнюю непривлекательность, которые могут вызвать негативное отношение окружающих людей и это может привести к искажению системы межличностных отношений подростка в среде сверстников и в детском коллективе в целом.

Психологические факторы включают в себя наличие у подростка психопатологии и акцентуации (чрезмерное усилие) отдельных черт характера. К ним относятся нервно-психические заболевания, неврастения, различные психопатии, а так же пограничные состояния, которые повышают возбудимость нервной системы и обусловливают различные неадекватные реакции несовершеннолетних. Если у подростков явно выражена психопатия, он нуждается в помощи психиатра, так как это отклонение от норм психического здоровья человека. Акцентуации характера подростка - это крайний вариант психической нормы человека. Такие подростки, как правило, уязвимы для различных психологических воздействий и им необходима социально-медицинская реабилитационная помощь с воспитательными мерами.

Социально-педагогические факторы включают в себя различные проблемы или дефекты семейного, школьного, общественного воспитания. В их основе лежат возрастные и индивидуально-типологические особенности развития и социализации детей и подростков, которые, при определенных обстоятельствах, могут привести к различным отклонениям: в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в дезадаптации; в стойкой школьной неуспешности, которая не позволяет сформировать у подростка познавательные мотивы, интересы и учебные умения и навыки.

С точки зрения В.А. Никитина, одним из важных факторов отклонений в психосоциальном развитии подростка является семья и ее неблагополучие. Его экспериментальные исследования, позволили выделить ряд стилей семейного воспитания и взаимоотношений в семье, которые приводят к развитию девиантного поведения у подростков.

Первым он выделяет дисгармоничный стиль внутрисемейных взаимоотношений. К нему он относит гиперопеку в отношении ребенка со стороны родителей; частое провоцирование конфликтных ситуаций в общении с подростком.

Вторым он называет конфликтный, непоследовательный стиль внутрисемейных отношений и воспитательных воздействий в отношении подростка. Он называет сложные ситуации в семье: ситуация развода, длительное раздельное проживание детей вдали от родителей; неполная семья, которые могут сформировать данный стиль отношений в семье.

И третий стиль внутрисемейных отношений - это асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье, неблагополучной семье, в которой систематически родители злоупотребляют алкоголем, употребляют наркотики, ведут аморальный образ жизни, характеризуются криминальным поведением, а также проявляют чрезмерную жестокость и насилие к членам семь и к ребенку.

В литературных источниках выделяют социально-экономические факторы. Они включают в себя чрезмерное проявление социального неравенства, которое разделяет общество на бедных и богатых. Безработица, обнищание значительной массы населения, инфляция, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, социальная напряженность, все это, так или иначе, сказывается на подрастающем поколении и влияет на поведение несовершеннолетних.

Выделяют также морально-этические факторы формирования девиантного поведения у подростков, которые проявляются в чрезмерно низком моральном и нравственном уровне современного общества, а так же в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

В психолого-педагогической литературе отмечено, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации, которая наблюдается, как правило, у детей школьного возраста, не посещающих образовательное учреждение; у детей-сирот; у подростков, употребляющих наркотические и токсические средства, сексуально-распущенного поведения, совершивших противоправные действия против человека или общества.

Существует и другой подход к девиантному поведению подростков, который основан на акцентуациях характера. Он был разработан А.Е. Личко в Ленинградском психоневрологическом институте. Дети и подростки-правонарушители часто имеют акцентуации характера, пограничные психические расстройства, повышенную агрессивность, высокую эмоциональную напряженность, психоз, невроз, невротические изменения психики, задержки психического развития, изменения личности и др.

И.А. Устюгова, учитывая личностные характеристики подростков, как мальчиков, так и девочек сказала, что они имели негативное отношение к школе и одноклассникам, с которыми они общаются, больше отрицательное, чем положительное; ненависть одноклассников; негативное отношение к другим людям.

  Итак, девиантное поведение – это один из видов отклоняющегося поведения, который связан с нарушением социальных норм и правил поведения в социуме и характерен для микросоциальных отношений и малых половозрастных социальных групп. В литературных источниках данный вид поведения иногда называют антидисциплинарным.

 Девиантное поведение подростков — распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознается далеко не каждым подростком, прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них уже за пределами 18-летия.

  Рассмотрим типичные характерные проявления девиантного поведения у подростков.   К типичным проявлениям девиантного поведения у подростков относят такие поведенческие реакции, как демонстрация; агрессия; бунт; своеволие; вызов; постоянное уклонение от обучения, обязанностей и трудовой деятельности; пренебрежение к близким; уход из дома, бродяжничество; злоупотребление алкоголем; употребление наркотиков; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

В психологической литературе представлены различные классификации видов девиантного поведения. Рассмотрим некоторые виды девиантного поведения более подробно. Одним из видов девиантного поведения подростков является подростковый алкоголизм. Это одна из серьезнейших социально – педагогических проблем современного мира.

 С медицинской точки зрения алкоголизм – это хронический недуг, который характеризуется непобедимым влечением к спиртным напиткам. Алкоголизм с социальной позиции – это одна из форм девиантного поведения, которая рассматривается как систематическое, затем патологическое влечение к спиртным напиткам, которое в дальнейшем заканчивается социальной деградацией личности человека.

Данная отклоняющаяся форма поведения, состоит в том, что алкоголизм тесно связан с другими социальными отклонениями, такими как: правонарушения, аморальное поведение, преступность, суицид.

Подростковый алкоголизм имеет ряд характерных особенностей:

– очень быстрое привыкание к спиртному: в 3-4 раза быстрее, чем у взрослого человека);

– быстрое разрушение центральной нервной системы – это связано с тем, что у подростка организм находится в стадии развития и наблюдается очень низкая устойчивость центральной нервной системы к воздействию алкоголя;

– употребление подростком больших доз алкоголя связано с тем, что подростки, как правило, употребляют алкоголь тайком от взрослых, принимая всю дозу единовременно;

– быстрое развитие запойного пьянства, так как для подростков становится нормой употреблять алкогольные напитки по любому поводу, они стремятся к сильному опьянению, а трезвость для них становится странным состоянием .

Как было отмечено ранее, алкоголизм среди несовершеннолетних тесно связан с их девиантным поведением, так он резко снижает самоконтроль. Алкоголизм и подростковая преступность несовершеннолетних тесно взаимосвязаны.

Так, большое количество противоправных преступлений подростков совершается после злоупотребления алкоголем, в нетрезвом состоянии. Многие преступления совершаются подростками в целях добычи спиртных напитков. Употребление алкоголя способствует формированию у подростков мотива и умысла на совершение многих преступлений. Алкогольное состояние подростков провоцирует их на создание криминальной ситуации. Употребление спиртных напитков подростками выступает как средство их приобщения к группе сверстников с противоправным и антиобщественным поведением. Часто алкоголизм становится одним из способов вовлечения взрослыми подростков в организованную преступную группу, которая совершает противоправные действия.

Экспериментальные исследования М.А. Галагузовой позволили выделить ей типы семей, в которых подростки чаще начинают употреблять спиртные напитки, чем в других семьях:

1. Конфликтные семьи. В таких семьях между членами семьи отношения выстраиваются по типу конкуренции, изоляции, невротического дополнения. Члены семьи часто приписывают другим членам семьи в основном отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять алкоголем.

2. Десоциализированные семьи. Члены данных семей ведут аморальный, а в большинстве случаев антиобщественный образ жизни. К ним относятся семьи с низким материальным уровнем, необустроенным бытом, санитарно-гигиенической запущенностью. В такой семье у подростков формируется агрессивно – оборонительное отношение к социуму, так как он постоянно находится в борьбе с внешним миром, с окружающей его средой, обществом. Как правило, в таких семьях подросток предоставлен самому себе.

М.А. Галагузова выделяет 4 типа личности ребенка, которые наиболее предрасположены к вовлечению в алкоголизацию:

1. Дети с завышенной самооценкой, которые перенимают у взрослых убеждение в своей безупречности.

2. Дети склонные к агрессии и жестокости.

3. Дети, которые не приспособлены к жизни из-за гиперопеки со стороны родителей.

4. Дети, которые подвержены депрессиям и паранойе.

В литературных источниках раскрывается вред алкоголя, наносимый подростку. Анализ литературы позволяет выделить четыре группы проблем последствий употребления алкоголя подростками.

1. Социально-экономические проблемы. Данные проблемы в основном связаны с преждевременным отказом от обучения; с низким уровнем производительности труда; с увеличением производственного и бытового травматизма и многое другое.

2. Социально-психологические проблемы. Эти проблемы, прежде всего, связаны с разрывом семейных, школьных, трудовых и иных социально-положительных связей; с духовным и нравственным крушением личности; с ухудшением нравственно-психологического климата микросреды и другое.

3. Криминальные проблемы. К ним относятся: совершение подростками различных преступлений; вовлечение ими в противоправную деятельность других несовершеннолетних лиц; создание ситуаций, способствующих совершению преступлений.

4. Физические проблемы. Они связаны с нанесением вреда здоровью конкретных людей; злоупотребление алкоголем и другое.

Еще одним из видов девиантного поведения является употребление наркотических средств подростками.

Проблема наркотической зависимости в подростковом возрасте одна из актуальных в современном обществе и привлекает все более пристальное внимание специалистов из различных областей. Наркотическая зависимость стала серьезной проблемой в подростковом возрасте. И это связано:

– с массовым злоупотреблением наркотиками подростками;

– «омоложением» контингента лиц, которые склонны и употребляют наркотики;

– переходом от «легкодоступных» психоактивных веществ к таким дорогим наркотикам, как кокаин, героин, «экстази»;

– распространением более опасных форм использования наркотических средств (внутривенные инъекции);

– изменением социального статуса тех молодых людей, которые стали употреблять наркотические средства;

– следованием молодежной моде .

К основным причинам наркомании можно отнести, прежде всего:

1. Особенности характера наркоманов.

2. Психические и физические расстройства.

3. Социально-культурные влияния на личность.

М.А. Галазурова выделяет типы подростковых групп, которые наиболее склонны к употреблению наркотиков:

– территориальные группы, которые образуются из сверстников по месту учебы и жительства (это свободные, слабо регламентируемые объединения);

– делинквентные и криминальные группы (такие группы малочисленны, но проблема заключается в том, что члены этих групп вовлекают всеми способами в свою среду подростков, склонных к употреблению наркотиков, причем на первых этапах они бесплатно снабжают их наркотиками).

В.А. Никитин  выделяет разные последствия употребления наркотиков, которые тесно связанны между собой .

Биологические последствия, к ним относятся падение активности, снижение влечений, биологических потребностей (еда, сон, половое влечение и др.), сопротивляемости организма, прогрессирующее истощение подросткового организма.

Социально-психологические последствия наркомании – это нравственно-этическая деградация личности подростка. Доминирует потребность употребления наркотических средств, при этом все другие интересы и потребности вначале снижаются, а затем и целиком утрачиваются.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Если у подростка, употребляемого наркотики, нет денежных средств на их приобретение, то он на все пойдет, чтобы найти очередную порцию наркотических препаратов, в том числе и на убийство.

Одним из видов девиантного поведения является проституция. Она выражается в беспорядочных, внебрачных сексуальных отношениях, осуществляемых за плату.

Проституция как вид отклоняющегося поведения рассматривается с позиции взаимосвязи ее с другими социальными отклонениями подростков: алкоголизм, противоправные действия, преступность, административные правонарушение, социальный паразитизм, жестокость, аморальное поведение, суицид.

О детской и подростковой проституции говорят тогда, когда ее признаки впервые проявляются до достижения ребенком 18 лет.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что поведение подростков, занимающихся проституцией, принципиально отличается от поведения взрослых. Рассмотрим данные отличия.

1. Неосознанность совершаемых поступков. В качестве основных мотивов занятия проституцией в подростковом возрасте выступают: любопытство, стремление к самоутверждению, желание быть взрослым.

2. Оплата за проституцию чаще косметикой, спиртными напитками, сигаретами и т.д.

3. Оказание сексуальных услуг в любом месте по желанию клиента.

4. При оказании сексуальных услуг, употребление спиртных напитков и психоакивных веществ.

5. Сексуальные услуги оказываются с вынужденным перерывом, из-за помещения несовершеннолетних в приемники – распределители, приюты, или принудительного возвращения к родителям.

6. Запугивание различными средствами ребенка, возможным обнародованием занятия проституцией перед значимой группой сверстников, родителями или школьным коллективом в случае отказа заниматься этим видом деятельности.

7. Подростковый нигилизм, который заключается в том, что в число друзей подростка, входят различные криминальные люди: фарцовщики, валютчики, наркоманы, сутенеры, но никого из них подростки не считают преступниками и не связывают себя с преступным миром.

          Еще один вид девиации, получивший широкое распространение в подростковой среде, это интернет-зависимость. Термин «интернет-зависимость» предложил в 1995 г. доктор Айвен Голберг для описания патологической непреодолимой тяги к использованию Интернета. Кимберли Янг, американский психолог, выделила пять типов этой зависимости. Это «навязчивый поиск в Сети (web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по удаленным базам данных и поисковым сайтам; пристрастие к виртуальным знакомствам (виртуальному общению) – избыточность знакомых и друзей в Сети; навязчивая потребность в Сети – игра в онлайновые азартные игры, многопользовательские сетевые игры, неконтролируемые покупки или постоянное участие в аукционах и т. д.; компьютерная зависимость – навязчивая игра в компьютерные игры;          киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом».

Подростки, страдающие интернет-зависимостью, проводят за компьютером до 20 часов в день, они ограничивают общение с друзьями и близкими, лгут и изворачиваются, понимая, что ради Интернета забросили учебу, спорт, увлечения. Отказ от Интернета вызывает чувство тревоги и эмоциональное возбуждение. Некоторые подростки настолько теряют связь с реальностью, что забывают об элементарных правилах личной гигиены, не заботятся о внешнем виде. Специалисты отмечают, что часто интернет-зависимость является симптомом других серьезных проблем в жизни человека (например, депрессии или трудностей в общении) .

                     Агрессивность – форма девиантного  поведения. Б.М. Левин и М.Б. Левин полагают, что, являясь одним из видов отклоняющегося поведения, агрессивное поведение в молодежной среде обычно принимает враждебную форму. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк, носящих ожесточенный характер. Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Участилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. Проявление агрессии встречается во все более раннем возрасте, и особенно у девочек.

 Агрессивность влечет за собой массу проблем в жизни подростка. Изучение научной литературы по данному вопросу, дает возможность выделить несколько видов агрессии: прямая и косвенная (скрытая), физическая и вербальная, активная и пассивная, враждебная и инструментальная.  Прямая агрессия представляет собой непосредственное причинение человеку физических или моральных страданий посредством либо нападения на него, либо вербальных оскорблений и/или угрожающих действий. Косвенная агрессия направлена на принесение какого-нибудь ущерба другому человеку посредством либо физических действий, либо непрямых вербальных воздействий. К физическим агрессивным действиям относятся: нападение, нанесение ударов и пр. К вербальным – оскорбления, угрозы,  споры, пререкания, критика, упрямство и прочее. Активная агрессия – причинение вреда посредством физических или вербальных действий. Пассивная агрессия – это агрессия, не выраженная в активной форме, которая либо направляется на других людей в социально приемлемых формах, обусловленных особенностями воспитания, либо на себя самого (аутоагрессия).    Аутоагрессия – это агрессия, направленная индивидом на самого себя и проявляющаяся в склонности к самообвинению, нанесению себе телесных повреждений (вплоть до суицида), психосоматическим заболеваниям и саморазрушительному поведению (алкоголизму, наркомании, выбору экстремальных видов спорта и профессий, сопряженных с опасностью и риском для здоровья и жизни).

         Следует отметить, что любое  проблемное поведение обычно называют девиантным, отклоняющимся. Однако нестабильное эмоциональное состояние, и нарушения поведения и  психологические трудности очень часто встречаются у подавляющего большинства подростков. Все это — закономерная часть развития.             Психологи в повседневной педагогической практике нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. С точки зрения  самого подростка,  его поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, считается «нормальным», отражает стремление к приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного.  X. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.

            Следовательно, придерживаясь мнения М.Ю. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой, Н.И. Озерецкого, полагаем, что девиантом можно называть того подростка, который «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», носящее социально-негативный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения детей

Материал по теме "Социально - педагогическая профилактика и реабилитация детей с девиантным поведением"...

Проблемы девиантного поведения детей и подростков в системе образования

Проблемы девиантного поведения детей и подростков в системе образования....

Программа коррекции агрессивного поведения у детей подросткового возраста

Данная программа помогает снинизть агрессивность  у детей подросткового возраста через освоение ими способов конструктивного взаимодействия    со сверстниками и взрослыми. Пр...

Проблема девиантного поведения подростков.

Девиантное поведение  (лат. deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся обществен...

Доклад на тему: «Проявление агрессивности в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста.»

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем....

Доклад на тему: « Методы коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с ОВЗ»

     Причиной агрессии может явиться отсутствие внимания со стороны родителей, их занятость: «пусть лучше отчитают, отругают, чем не заметят».Если мы не обращаем вним...

ПРОГРАММА «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ» по раннему выявлению и сопровождению детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению

Программа "Ценность жизни направлена на организацию работы с участниками образовательных отношений (педагоги, родители (законные представители), обучающиеся по раннему выявлению и сопровождению д...