Программа по предупреждению насилия
рабочая программа по теме

Программа социального педагога по предупреждению насилия в семье нацелена на проведение информационно-просветительской кампании. Целевая удитория: родители учащихся, жители микрорайона школы, педагоги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ средняя общеобразовательная школа №7 города Киржача








Программа информационной, образовательной и воспитательной работы

по предупреждению насилия в семье

на 2012-13 гг.



Автор: социальный педагог Гонышкова Ольга Геннадьевна







Киржач, 2011

Программа информационной, образовательной и воспитательной работы по предупреждению насилия в семье.

Автор программы: социальный педагог Гонышкова О.Г.

Исполнители программы: социальный педагог, классные руководители педагог-психолог.

Цели программы:

- предупреждение и предотвращение насилия в семье;

- оказание своевременной и эффективной помощи детям,  пострадавшим от насилия

Пояснительная записка


В современном мире предотвращение насилия - одна из самых актуальных задач. Насилие в семье, которое  часто остается незамеченным за пределами семьи, требует особого внимания общества  и особенно специалистов, работающих с детьми, занимающихся как воспитанием детей, так и информированием и педагогическим образованием родителей: воспитателей и классных руководителей,  педагогов-психологов и социальных педагогов, логопедов, учителей и педагогов дополнительного образования.

В 2010 г. в  нашей стране начата широкая информационная кампания, нацеленная на предотвращение насилия в семье, которая предполагает  

организацию широкой просветительской работы, направленной на формирование сознательного неприятия случаев домашнего насилия над личностью и их категоричное осуждение, правовое обеспечение решения проблем насилия в семье, расширение и развитие услуг, предоставляемых специализированными учреждениями для несовершеннолетних детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения.

 В нашем районе к кампании активно подключились муниципальные и общественные органы, включая комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав районной администрации, управление образования и органы опеки и попечительства.

В марте 2011 г. состоялось заседание координационного совета под председательством заместителя главы Киржачского района по социальным вопросам, на котором определено общее направление  деятельности по участию в информационной кампании и определена стратегическая задача организации системной работы по данному вопросу в каждом образовательном учреждении, каждым специалистом,  включающимся в решение обозначенной проблемы.

          В связи с актуальностью данной проблемы возникла необходимость разработки  программы работы социального педагога, которая включает мероприятия профилактической направленности по предотвращению насилия и предоставлению комплекса реабилитационных мер для пострадавших.

Содержание проблемы и особенности ее проявления в микросоциуме

Как правило, чаще всего жертвами насилия в семье становятся женщины и дети, подвергающиеся  не только прямым  актам агрессии, но и испытывающие на себе психологическое насилие или, напротив, пренебрежение к ребенку и его потребностям.

Насилие в отношении ребенка, являясь основной причиной нарушения его психического и социального развития, неизменно влечет за собой возникновение детской безнадзорности, наркомании, преступности и суицидов.

Статистика, с помощью которой можно оценивать ситуацию в целом по нашей стране, неутешительна:


СВЕДЕНИЯ О ДЕТЯХ, СТАВШИХ ЖЕРТВАМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
(2007 - 2009 ГОДЫ, в целом по стране)

 

Года


2007

2008

2009

Всего детей, пострадавших от насилия, в т.ч.

398

1041

495

Детей, потерпевших от насильственных преступлений

268

483

287

Детей, здоровью которых причинен тяжкий вред

10

5

5

Детей, потерпевших от сексуальных преступлений

67

279

105

Детей, подвергшихся изнасилованию

13

29

19

Детей, пострадавших от насильственных действий сексуального характера

12

29

31

Половое сношение с лицом, не достигшим 16 лет (чел.)

18

201

41

Детей, в отношении которых были совершены развратные действия

10

15

7


 В 2009 г. в нашей школе впервые был отмечен случай насилия в семье, получивший широкую огласку и  повлекший уголовное наказание матери учащейся. В 2010 г. еще один случай, ограничившийся административным наказанием дедушки ребенка. В этом же году  мерами социально-педагогического  и психологического сопровождения удалось вывести 1  семью из состояния конфликта, в котором в адрес ребенка неоднократно прозвучала угроза от члена семьи о применении жестокого обращения.

 Известно, что для своевременного и эффективного предупреждения жестокого обращения с детьми необходимо выявлять неблагополучные семьи, а также и ситуации, требующие вмешательства педагога, работающего с ребенком,  и других специалистов школы (социального педагога, психолога.

Банк данных семей формируется как в целом по району, так и в школе. Рост семей учащихся нашей школы, отмеченных в банке как социально-неблагополучные, за два последних года  обусловлен прежде всего системностью подхода к изучению семьи и выявлению проблем, динамика роста которых сама по себе год от года становится все более тревожной. Причинами  семейного неблагополучия  по-прежнему  остаются алкоголизм и аномалии  в развитии семей, в том числе отказ от выполнения родительских обязанностей в связи с уходом из семьи одного из родителей или одинокой матери, перекладывающей воспитание ребенка на бабушку или тетю.

Основными формами работы по предупреждению насилия в семье являются индивидуальные и групповые формы, связанные воедино комплексным социально-педагогическим сопровождением семьи  и  ребенка. Алгоритм, в соответствие с которым строится данная работа, а также индивидуальные программы сопровождения в условиях ОУ были выработаны мною ранее и применялись в работе с детьми и родителями данных семей. Время диктует потребность в разработке новых о и программы работы с детьми в кризисных ситуациях. Необходимы новые формы организации работы с родителями и особенно с молодыми, включая возможности общения через интернет, а также с использованием канала кабельного телевидения и местных СМИ.

Ежегодная акция «Я-гражданин России!» может стать трибуной для выступления команды школы (педагог, учащиеся, родители по проблеме предупреждения насилия в семье, дать возможность для работы над социальным проектом по проблеме с публичной его защитой на уровне района, в случае победы на региональном уровне.

В связи с появлением случаев насилия в семье и начавшейся кампанией информационного порядка по предупреждению насилия возникла необходимость  в совершенствовании  блока программ индивидуального сопровождения семьи и ребенка и включения в них  мероприятий, нацеленных на углубленное изучение характеристики семьи, особенностей ребенка  и др. факторов, а также  влияющих на возникновение негативной ситуации в семье, которые приходят из социума (родственники, соседи, друзья семьи.

 СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Реализация Программы рассчитана на 2012 - 2013 годы.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. Выполнение поставленных в рамках Программы задач предусматривает проведение комплекса программных мероприятий, направленных на:          

 - проведение информационно-просветительской кампании среди педагогов и родителей (законных представителей детей    о недопустимости насилия и жестокого обращения;        

 - оказание своевременной и эффективной помощи детям, пострадавшим от насилия;  

- оказание психологической помощи педагогам, работающим с ребенком, пострадавшем от насилия;       

 - повышение квалификации специалистов, оказывающих помощь пострадавшим от насилия и жестокого обращении,  с помощью самообразования и обмена опытом работы.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

 Реализация мероприятий Программы осуществляется основными исполнителями Программы в соответствие с перечнем основных мероприятий Программы.



          В ходе реализации Программы руководство и текущее управление реализацией Программы осуществляет педагогический совет и администрация школы, которая также:

-  обеспечивает координацию деятельности исполнителей, участвующих в реализации Программы;

- разрабатывает в пределах своей компетенции локальные  акты, необходимыеее для реализации Программы.

 Исполнители Программы осуществляют в установленном порядке меры по выполнению мероприятий Программы.










ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 

Реализация Программы позволит к 2014 году:

           - сократить число выявленных случаев жестокого обращения с детьми в семье, в кругу сверстников, в школе и иных учреждениях для детей (до 30%);

 -  увеличить охват детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, оздоровительными мероприятиями (до 100%);  

        - увеличить охват родителей учащихся  информацией о возможных рисках и опасностях в случаях угрозы насилия и преступных посягательств (до 50% в год);    

      - увеличить долю детей, прошедших психолого-педагогическую реабилитацию (до 85%);    

       - увеличить долю социально-педагогического и психологического сопровождения семьям и  детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения (до 50%);  

Для оценки хода реализации и эффективности мероприятий, предусмотренных Программой, используются следующие статистические и качественные показатели эффективности.

Наименование показателя

Ед.
изме-
рения

Значение
показателя
за период,
предшествующий
реализации Программы

Прогнозные
значения
показателей в проц.

2012г

2013г.

Число выявленных случаев жестокого обращения с детьми в семье

2

1

0

Доля выявленных семей, в которых совершено насилие и (или) есть угроза насилия, к общему числу неблагополучных семей

%

2

1

0

Количество внедренных технологий

eд.

0

2

1

Охват населения информацией о профилактике насилия в семье и о деятельности учреждений, оказывающих помощь пострадавшим от насилия

%

20

80

100

Количество человек, принявших участие в библиотечных мероприятиях

20

100

200

Количество человек, получивших социально-педагогическую, включая правовую,  и психологическую помощь

20

100

200

Количество человек, получивших меры социальной поддержки

8

20

30

Доля детей, прошедших психолого - педагогическую поддержку  стрессоустойчивости и по поведению в конфликтных ситуациях , к общему количеству обучающихся  

%

15

30

50

Увеличение доли социально-педагогических мероприятий для детей и родителей  в целях предупреждения  насилия и жестокого обращения

%

0

20

50

Доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и подверженных риску   насилия и жестокого обращения, охваченных оздоровительными мероприятиями, в общей численности оздоровленных детей (лагерь при школе и загородные лагеря и санатории

%

40

70

100

Количество лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, принявших участие в лекциях и др. формах работы  по проблеме домашнего насилия

%

0

100

100

Количество детей, пострадавших от насилия, прошедших социальную реабилитацию

1

Все дети

Все дети  

Количество специалистов, принявших участие в обучающих семинарах и др. формах самообразования

1

22

22

МЕРОПРИЯТИЯ  КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

 НА 2012 - 2013 ГОДЫ

МЕРОПРИЯТИЕ

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Организационные мероприятия  и общественная активность

1.1.

Организация и проведение социального проекта по профилактике насилия в семье «Мир дому моему!»

Декабрь 2011-март 2012 гг.

Социальный  педагог

1.2.

Участие команды школы (учащиеся, педагоги, родители и представители общественности  в акции «Я –гражданин России» с представлением итогов работы над проектом «Мир дому моему!»

Февраль 2012 г.

Социальный педагог

1.3.

Акция «Мы- соседи» по информированию населения о телефонах доверия и возможности обращения в случаях насилия в семье

Март 2012 г., ноябрь 2012 г.

Март 2013 г., ноябрь 2013 г.

Социальный педагог, классные руководители

1.4.

Организация мини-сайта социального педагога в социальных сетях по проблеме и  создание интернет- сообщества учащихся и их родителей по проблеме

Январь 2012

Социальный педагог

1.5.

Организация выступлений специалистов и педагогов школы по кабельному телевидению и подготовка видеоматериалов, нацеленных на профилактику насилия в семье, выступления по школьному радио

В течение всего периода

 Социальный педагог, педагог-организатор

1.6.

Разработка, издание и распространение среди родителей буклетов по проблеме насилия в семье, предупреждения конфликтов, выбора стиля воспитания без наказаний.

ежеквартально

Социальный педагог

1.7.

Оформление уголка социального педагога и психолога по выбору действий учащихся в случае насилия в семье

Не реже 1 раза в месяц

Социальный педагог, педагог-психолог

2.

Работа с родителями  учащихся

2.1.

Выявление семей с неблагополучным бытом и организация их комплексного социально-педагогического сопровождения детей из данных семей и родителей

В течение всего периода

Классные руководители, социальный педагог

2.2.

Включение родителей из семей, находящихся в социально-опасном положении в классные и общешкольные мероприятия

В течение всего периода

Классные руководители, социальный педагог

3.

Работа клуба семьи «Доверие»

3.1.

Цикл занятий клуба, направленных на предупреждение насилия в семье

В течение всего периода

Социальный педагог

3.2.

Работа секции молодых родителей по изучению стиля общения в семье без конфликтов и насилия

В течение всего периода

Педагог-организатор

3.3.

Тренинг по профилактике насилия в семье

Май 2012 г.Ноябрь 2012 г.

Май 2012 г., Ноябрь 2012 г.

Педагог-психолог

4.

Родительский всеобуч

4.1.

Цикл занятий (лекции, «круглый стол», др. формы по проблеме

В течение всего периода

Классные руководители

(методическое обеспечение –социальный педагог

5.

Работа с учащимися:

5.1.

Организация практикума для учащихся по углубленному изучению комплекса прав ребенка и действиям в ситуациях жестокого обращения

Февраль 2012, ноябрь 2012

Февраль 2013, ноябрь  2013

Социальный педагог

5.2.

Проведение цикла внеклассных мероприятий по профилактике насилия в семье (анкетирование, классные часы, «круглый стол» с участием специалистов

В течение всего периода

Классные руководители

6.

Программно-методическое обеспечение,

6.1.

Разработка и реализация новых реабилитационных программ социально-педагогического сопровождения учащихся и родителей семей, находящихся в социально-опасном положении и детей, подвергшихся насилию в семье

В течение всего периода

Социальный педагог

6.2.

Разработка новых технологий работы по профилактике конфликтов в школьном коллективе, связанных с отклоняющимся поведением, природа которых– в семье.

В течение всего периода

Социальный педагог

6.3.

Организация и проведение проблемного семинара для классных руководителей и педагогов дополнительного образования.

Февраль 2012 г

Социальный  педагог

6.4.

Обобщение опыта работы школы и специалистов по проблеме на районном и региональном уровнях

2013 г.

Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог

7.

Итоги

7.

Проведение общешкольного родительского собрания по итогам реализации программы

Ноябрь 2013 г.

Выступление социального педагога

7.2.

Публикация итогов выполнения программы на сайте школы, в др. источниках информационного обеспечения

Социальный педагог

@Гонышкова О.Г.Киржач, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по предупреждению ДТП

Программа  по предупреждению ДТП для учащихся 1-11классов....

Предупреждение насилия над несовершеннолетними

Доклад на тему "Предупреждение насилия над несовершеннолетними"...

Программа по предупреждению вредных привычек у детей.

Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах (фактически это тематический семи­нар с элементами группового тренинга).Программа способствует  профил...

Предупреждение насилия в школе или воспитанием милосердия

Данная презинтация используется для педагогического совета в школе....

предупреждение насилия в школе

на мероприятие дети обсуждают и ищут решения из различных жизненных ситуаций...

Классный час по предупреждению насилия

Классный час по предупреждению насилия,5,6,7 класс....

Профилактическое мероприятие для обучающихся 6-9 классов в рамках программы "Школа без насилия" - "Психологическое и физическое насилие в школе"

Данная методическая разработка знакомит обучающихся с социально-рсихологическим особенностями подросткового возраста, с понятиями "Буллинг", "психологическое насилие", "физическое насилие". А также со...