Программа по предупреждению ДТП
методическая разработка по теме
Программа по предупреждению ДТП для учащихся 1-11классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_preduprezhdeniyu_dtp.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано:
Председатель МС
______О.В.Залуцкая
Утверждаю:
Директор МОУ:СОШ д.Согом
_______О.Ф.Леонтьева
Муниципальное общеобразовательное учреждение:
средняя общеобразовательная школа д. Согом
Авторская программа
«Дорожная азбука»
Автор: Вахрушева С.А.
2009-2014 учебные годы
Пояснительная записка
Век стремительно темп набирает,
И обидно, поверьте, вдвойне:
На дорогах народ погибает
В необъявленной странной войне.
(Газета для детей «ДДД» №14, 2007г.)
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Статистика ГИБДД свидетельствует, что наиболее обширную группу риска участников дорожного движения составляют дети в возрасте от 7 до 16 лет, то есть учащиеся средних общеобразовательных учреждений.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования. Особенно трудно ориентироваться в дорожной обстановке детям из сельской местности.
К сожалению, учащиеся из п.Согом, в связи с отдаленностью (изолированностью) от цивилизации, выезжают за пределы посёлка только во время каникул и сразу же в городе становятся участниками дорожного движения (пешеходами, пассажирами). Поэтому, именно, школа должна стать основным звеном системы обучения и воспитания учащихся, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма говорится и пишится немало. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья учащихся. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны постоянно совершенствоваться. Лекции, беседы с детьми и их родителями, различные конкурсы и викторины, соревнования и другие формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма необходимо объединить в целостную систему непрерывного обучения и воспитания. Требуется комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Социальная острота проблемы детского дорожно-транспортного травматизма в России выявила необходимость создания в МОУ:СОШ д.Согом данной программы «Дорожная азбука» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в которой представлены профилактические мероприятия по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей.
Цель программы:
Цель программы – повышение эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма путем формирования у учащихся навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи программы:
Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:
- Активизация познавательной деятельности учащихся в сфере ПДД;
- Закрепление у учащихся имеющихся знаний по ПДД;
- Воспитание культуры поведения учащихся на улице, дороге, в общественных местах и транспорте;
- Укрепление взаимодействия родителей и педагогов в вопросе обучения детей культре поведения на дороге;
Обоснование программы:
Основной причиной аварийности является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения. Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего является: нарушение правил перехода проезжей части; неподчинение сигналам светофора; неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев; игра на проезжей части; неумелое управление велосипедом. В течение года наиболее опасными с точки зрения риска детского дорожно-транспортного травматизма являются апрель-май, а также август и сентябрь. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития учащихся, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
Эффективность направления профилактических мероприятий тесно связана с возрастными особенностями детей. Основой профилактической работы с детьми школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения. Как показал анализ несчастных случаев с детьми, знания одних лишь правил дорожного движения недостаточно для обеспечения безопасности. Каждый учащийся должен знать характеристику окружающей его на улице транспортной среды, типичные дорожные ситуации, в которых возникают несчастные случаи, и уметь избегать их, владеть навыками наблюдения и оценки обстановки на дороге, анализировать закономерности возникновения опасности. В школе необходимо рассматривать формирование у детей навыков безопасного поведения наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания учащихся. Надо научить ребенка не только знаниям и навыкам полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и знаниям и навыкам, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека среде, полной скрытых опасностей.
Программа «Дорожная азбука» предполагает обеспечить активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Новизна программы заключается в принципе регулярности проведения занятий и возможности педагогам, проводящим занятия, в соответствии со своим видением проблемы детского дорожно-транспортного травматизма наращивать объем и усложнять даваемый материал по возрастным особенностям учащихся. Занятия (в любой форме) проводятся в течение учебного года ежемесячно. Система занятий реализуется через разделы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Разделы
профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
• Информационный (формирование комплекса знаний у учащихся по безопасному поведению на улицах и дорогах).
• Развивающий (формирование практических умений и навыков безопасного поведения учащихся на дорогах).
• Воспитательный (воспитание культуры поведения учащихся на дорогах, улицах, транспорте).
• Методический (разработка внеклассных мероприятий, создание сборника методических материалов профилактики ДДТТ).
• Контрольный (мониторинг, тестирование по оценке эффективности внедрения программы «Дорожная азбука» профилактики ДДТТ).
План реализации программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма .
| Мероприятия | Сроки гг. |
1 | Разработка внеклассных мероприятий для проведения занятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма | 2009-2014 |
2 | Разработка наглядных материалов, создание презентаций для проведения мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма | 2009-2014 |
3 | Создание информационной рубрики в детской школьной газете «Школьный звонок» по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. | 2009 |
4 | Организация выпуска и распространения информационных материалов (буклетов, листовок, плакатов) по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. | 2010-2012 |
5 | Организация совместной деятельности с школьной библиотекой по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма | 2009-2014 |
6 | Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание ПДД | 2009-2014 |
7 | Изготовление макета «Я – пешеход» для изучения ПДД | 2010 |
8 | Проведение акций, выставок, массовых мероприятий во время школьных каникул по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма | 2009-2014 |
9 | Проведение тематических классных часов, бесед по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма | 2009-2014 |
10 | Привлечение родителей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. | 2009-2014 |
11 | Проведение инструктажей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма | 2009-2014 |
12 | Проведение занятий с классными руководителями для изучения организации работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. | 2009-2011 |
13 | Проведение мониторинга, тестирования, анкетирования по внедрению программы «Дорожная азбука» и доведение результатов до педагогического состава образовательного учреждения, родителей, учащихся. | 2009-2014 |
14 | Обобщение опыта работы школы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма (изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, по разработке примерных планов общешкольных мероприятий по профилактике ДДТТ, проведению тестов, мониторингов, создание сборника, альманаха «Дорожная азбука») | 2014 |
Срок реализации программы «Дорожная азбука»: 2009-2014годы (5 лет).
Предполагаемый результат работы по программе «Дорожная азбука»:
1этап – подготовительный (1год 2009-2010г.):
- Теоретическое изучение проблемы;
- Подбор необходимой научно-методической литературы для педагогов;
- Проведение вводных занятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
- Проведение тестирования учащихся на знание ПДД;
- Выпуск альманаха «Дорожная азбука».
2этап – практическая деятельность (3года: 2010-2013год):
- Использование всех форм, методов для реализации программы «Дорожная азбука» по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
- Проведение профилактических мероприятий педагогами по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
- Формирование способности учащимися самостоятельно анализировать и оценивать ситуации на улицах и дорогах в процессе ролевых игр;
- Изучение технологии тестирования, мониторинга учащихся по результатам внедрения программы «Дорожная азбука»;
- Анкетирование учащихся, родителей;
- Анализ работы педагогами по программе «Дорожная азбука»;
- Проведение мониторинга, тестирования учащихся, педагогов, родителей по реализации программы «Дорожная азбука».
3этап – заключительный (обобщающий) (1год: 2013-2014год):
- Обобщение опыта работы школы по программе «Дорожная азбука» по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
- Выступление на МО классных руководителей, педсовете, родительском собрании по итогам работы по программе «Дорожная азбука»;
- Создание сборника по итогам работы по программе «Дорожная азбука»;
Ожидаемый результат:
- Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дороге, улице, в транспорте;
- Наличие у учащихся необходимого объема знаний, умений по ПДД;
- Используя знания по ПДД, учащиеся не станут участниками ДТП.
Литература:
- Дорожная безопасность:Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений/Под ред.В.Н.Кирьянова – М., 2005.-80с.
- Мы – пешеходы, мы – пассажиры: Учебно-методическое пособие для учителей нач.школы/ автор-состав.М.Н.Плесовских.-Ханты-Мансийск, 2006.-76с.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/Под ред.В.Н.Кирьянова.-М.,2007.-56с.
- Дружим с азбукой дорог:Метод.рекомендации по организации в школах работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, 1997г.
- В лучах светофора/Ред.-сост.Л.И.Жук, 2003.-128с.
- О работе по пропаганде безопасности дорожного движения и по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, Оренбург, 2003.
- Комлева Л.А. Дети и дорога.-Каменск-Уральский:Калан, 1997.
- Правила дорожного движения РФ.-М:Издательский Дом Третий Рим.
- Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей «Добрая Дорога Детства». №4,2008г; №14,2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по предупреждению насилия
Программа социального педагога по предупреждению насилия в семье нацелена на проведение информационно-просветительской кампании. Целевая удитория: родители учащихся, жители микрорайона школы, педагоги...
Программа по предупреждению вредных привычек у детей.
Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах (фактически это тематический семинар с элементами группового тренинга).Программа способствует профил...
Программа по предупреждение и коррекции нарушений речевого развития будущих первоклассников в условиях обучения на подготовительных курсах при общеобразовательных школах.
Данная программа составлена для будущих первоклассников с сохранным интеллектом. Программа рассчитана на кратковременный период подготовительного обучения при общеобразовательных шко...
Рабочая программа по предупреждению аутодиструктивного поведения и вторичной профилактике суицидов среди несовершеннолетних
Рабочая программа основана на книге М. А. Алимова "Суицыдальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция". Программа разработа в связи с участившимися случаями суицидов среди подрост...
Программа "Меры предупреждения травм на занятиях спортивной гимнастики"
Рабочая программа по работе с мерами предупреждения травм на занятиях спортивной гимнастики...
Программа по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних
Программа по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних Содержание.Паспорт ПрограммыПояснительная записка.Понятия, употребляемые ...