Программа по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних
рабочая программа

Логинова Анна

Программа по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних

 

Содержание.

  1. Паспорт Программы
  2. Пояснительная записка.
  3. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  4. Цели и задачи Программы.
  5. Срок реализации Программы.
  6. Механизм реализации Программы.
  7. Ожидаемые результаты.
  8. Система организации и контроля.
  9. Приложения.

 

 

 

1.Паспорт   Программы.

Наименование Программы

 Программа по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних «Не отнимай у себя завтра»

Цель Программы

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие.  

Основные задачи Программы.

  1. Формировать у обучающихся знания и систему

представлений о правовом и политическом устройстве   общества.

2. Создавать условия для обучения учащихся приемам

безопасного и ответственного поведения.

3. Формировать у обучающихся толерантность.

4. Принимать меры общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих

развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время.

5. Оказывать социально-психологическую и

педагогическую помощь несовершеннолетним.

6. Выявлять несовершеннолетних, находящихся в

социально-опасном положении.

7. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

8. Противодействовать экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде.

Сроки реализации Программы

2019-2022 гг.

Основные участники Программы.

1. Педагогический коллектив школы.

2. Обучающиеся 1-11 классов.

3. Родители (законные представители) обучающихся

4. Муниципальные учреждения и ведомства системы профилактики.

Нормативно-правовое обеспечение Программы.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Семейный кодекс РФ.

4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО

5. Закон РФ «Об образовании».

6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120.

9.Муниципальный регламент межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних.

10. Устав МБОУ «СОШ №23».

11. Локальный акт «Положение о постановке учащихся и семей на внутришкольный  учет».

12. Локальный акт «Положение о правилах внутреннего распорядка обучающихся».

13. Локальный акт «Положение о Совете профилактике».

Кадровое обеспечение Программы.

  • директор МБОУ «СОШ №23 г. Рубцовск»
  • заместитель директора по ВР;
  • педагоги;
  • совет Профилактики;
  • методическое объединение классных руководителей;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог:
  • педагог-организатор,
  • органы ученического самоуправления;
  • руководители кружков и секций;
  • родители (законные представители);
  • библиотекарь;
  • участковый, инспектор ОДН;
  • родительские комитеты школы;

Ожидаемые результаты Программы.

  1. Высокий уровень медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы.
  2. Отсутствие факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде.
  3. Исключение фактов постановки на учет в КДН и ЗП подростков с девиантным поведением.
  4. Активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, форумах, семинарах, круглых столах.
  5. Сформированный образ выпускника школы, как личности, отличающейся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем, имеющей высокое самосознание, ориентированное на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами.

Система организации контроля

за исполнением Программы.

Контроль за реализацией Программы осуществляют её разработчики и основные исполнители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пояснительная записка.

 

Человек не может жить на свете,

Если у него нет впереди ничего радостного.

Истинным стимулом человеческой жизни

Является завтрашняя радость.

 

Макаренко А.С.

 

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная ситуация, и   прежде всего то, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и правонарушения. Преступность молодеет. И такая криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия.

             Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является социальная неустроенность несовершеннолетних, неблагополучие в семьях, отсутствие материальных средств и возможности трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных    факторов:

  • социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.);
  • медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
  • социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с повторным браком и сводными детьми);
  • социально-психологические факторы (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями   супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
  • наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение   социальных отклонений в   поведении детей,   рождают беспризорность   и   преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания    всех субъектов  профилактики.

          Сегодняшний подросток находится в плену романтического ореола блатной «карьеры», поэтому взрослым главное не закрывать на это глаза. В поединке с рекламой, призывающей к роскоши, и блатным шансонам, педагог выйдет победителем и спасет жизнь ребенка, если поймет: рассказать – значит показать, а вести за собой – значит являться хорошим наставником и знающим другом, за которым хочется  идти. Очень важно не быть дидактом, который буквально отрицает девиантное поведение, а стать знающим собеседником, который может многое сказать подростку, даже уже идущему по пути к девиантному  образу жизни.

           Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему,   во многих школах   создаются программы   по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди обучающихся.  Каждое   учебное заведение старается найти свой подход в решении данной проблемы,  использовать  те   методы,    которые будут эффективны  для  данной школы.

            Проблема  правового  воспитания  ребенка  остается  актуальной   в  современной  школе. Именно   здесь  происходит   становление  интересов  и  ценностных  ориентаций  человека. Особое внимание  необходимо  уделить  детям  подросткового   возраста, так  как  в  этом  возрасте   активно  формируется  мировоззрение, ребенок  подвержен  влиянию  окружающих  его  людей. Этот  факт  подтверждает  и  статистика,  поскольку   в  волну   преступности   чаще   всего  оказываются  втянутыми   несовершеннолетние.

            Данная  программа  направлена  на  работу   со  всеми  обучающимися  школы, предполагает   как  первичную  профилактику, так  и работу   с  детьми  девиантного  поведения.

           Представленная нами программа имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления.

3. Понятия, употребляемые в работе по профилактике

безнадзорности и правонарушений.

 

В программе применяются следующие понятия:

  • несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет;
  • безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей;
  • беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места

пребывания;

  • несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо,

которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

  • семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей,

находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или

иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих

обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;

  • индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
  • асоциальное поведение – поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных и противоправных норм;
  • девиантное поведение -  отдельный поступок или система поступков, активно направленных на нарушение норм и требований социальных институтов;
  • просоциальное поведение - деятельность человека, которая осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Является противоположностью антисоциальному поведению;
  • аддиктивное поведение – пагубная привычка, пристрастие поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, до возникновения психической и физической зависимости.

4. Цели и задачи Программы.

 

Целью Программы является создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление  системы социально значимых образов  реализации человека в обществе, а также выработке  стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие.  

 

Программа направлена на решение следующих задач:

  1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.
  2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
  3. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
  4. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
  5. Оказывать помощь в формировании морально-волевых качеств обучающихся.
  6.  Создать благоприятный психолого-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.
  7. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека.
  8. Научить обучающихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
  9. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и психологическую поддержку семьям.
  10. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.
  11. Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Срок реализации Программы.

 

Название этапа

Срок реализации

I этап – Подготовительный.

Разработка программы.

 

2018-2019  учебный год.

- совершенствование нормативно – правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности
– укрепление межведомственного сотрудничества;
–обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
– разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленного на профилактику правонарушений;
– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.

 

II этап – Внедрение концепции Программы.

 

2018-2020 учебные годы.

-оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

–использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.

 

III этап- Рефлексия.

 

2020-2021  учебный год.

-обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами
– определение перспектив развития школы в этом направлении.

 

 

 

 

 

 

6. Механизм реализации Программы.

 

Комплексный характер социально-педагогического сопровождения несовершеннолетнего заключается    в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч, социальную помощь, педагогическую поддержку, психологическое сопровождение индивидуального развития, социальное воспитание, обучение навыкам социальной компетентности. При этом сопровождение ребенка, как система социально - педагогической помощи, предполагает:

  • сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;
  • междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;
  • широкий спектр различных видов деятельности, направленных   как на решение актуальных проблем развития ребенка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;
  • особый вид помощи ребенку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но и в других важных сферах жизнедеятельности.

Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций

( блоков):

Надпись: Организационная работа. 
Работа с педагогическим коллективом.
Надпись: Диагностическая работа.Надпись: Профилактическая работа с обучающимися.Надпись: Профилактическая работа с родителями (законными представителями).image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно - профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов,

общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных профилактических бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности подростка.  Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.

Профилактическая работа с родителями (законными представителями) предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

Календарный план мероприятий по проекту программы

 

№ п\п

 

Содержание работы

 

Классы

 

Сроки

 

Ответственные

 

1. Организационные мероприятия

1

 

Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы.

1-9

 

сентябрь

 

Кл. рук. 1-11 кл.

 

2

Выявление детей «группы риска», детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей

1- 9 

сентябрь

 

Кл. рук.1- 11кл,

соц. педагог

 

3

 

Организация заполнения в классах социальных паспортов

 

1- 9

 

сентябрь

 

Кл. рук.1-11 кл.

 

4

 

Составление банка данных и социального паспорта школы

 

1- 9

 

До 01.10

 

Соц. педагог, зам дир. по ВР

 

5

 

Планирование и корректировка мероприятий по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с КДН и ОДН

1- 9

 

сентябрь- октябрь

 

Секретарь КДН, Инспектор ОДН, зам. дир по ВР, соц. педагог

7

Анкетирование уч - ся с целью выявления склонности к правонарушениям

 

5- 9

 

сентябрь

 

Педагог- психолог

 

9

Вовлечение «трудных» уч - ся в работу кружков и секций.

 

2- 9

 

Сентябрь

октябрь

 

Кл. руководители

 

10

Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:

а) индивидуальные беседы;

б) посещение семьи;

1- 9

По мере необхо­димости

Соц. педагог, Зам дир. ВР

11

 

Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся «группы риска» в неблагополуч- ные семьи.

 

1- 9

 

1 разв четверть

 

Администрация школы, соц. педагог, педагог психолог

 

12

 

Сверка документации школы и ОДН района по уч-ся, стоящим на учете в ОДН. 

5-9 

 

сентябрь

Соц. педагог

2. Работа с учащимися.

1

 

Оказание учащимся информационно - правовой помощи, защита их интересов:

а) работа лектория правовых знаний (по отд. плану);

б) сектора дисциплины и порядка;

 

7-9 

 раз в месяц

педагог - психолог

Зам. дир. по ВР, приглашение специалисты

 

2

 

Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе

 

1-9

 

По мере необхо­димос­ти.

 

соц. педагог психолог

3

 

Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода

 

1-5

 

сент.

окт.

 

педагог психолог

 

4

 

Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование специалистов

1-9

 

Постоянно

 

педагог психолог

5

 

Организация досуга учащихся

(по плану воспитательной работы школы)

 

1-9

 

Постоянно

 

Зам. дир. шк. по ВР,

кл. руководители

 

6

 

Изучение федеральных, региональных и ло­кальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонару­шений несовершеннолетних.

 

6-9

 

В течение уч. года

 

Соц педагог, учитель обществознания.

7

 

Обучение учащихся способам разрешения конфликтов:

а) через работу сектора дисциплины и порядка

б) тренинговые занятия со специалистами;

в) «круглые столы»

 

5-9

 

В течение

года

 

Администрация школы, педагог психолог, кл. рук.

 

8

 

Охват организованным отдыхом и трудом учащихся «группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года.

 

1-9

 

В течение года

 

Пед. коллектив школы

 

9

 

Контроль за посещаемостью уроков,

поведением детей «группы риска».

1-9

 

Ежедневно

 

Администрация школы,  кл. рук.

 

3. Работа с семьей

1

 

Изучение социального положения семей уча­щихся школы.

 

1- 9

 

сентябрь

 

кл. рук., соц педагог, зам. дир по ВР

 

2

 

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.

 

 1-9

 

сентябрь

 

Соц. педагог, классные руководители

 

3

 

Работа педагогического лектория для родителей (по отдельному плану)

 

1-9 

1 разв четверть

 

Администрация

Кл. руководители

 

4

 

Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

 

  1. 9

 

постоянно

 

кл. рук.

 

5

 

Консультирование родителей:

а) педагогами школы;

б) приглашенными специалистами

 

1-9

 

По мере необхо­димости

 

Пед. коллектив, психолог, медик

6

 

Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.

7-9

 

 ноябрь

 

Администрация школы.

 

7

 

Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми «группы риска»;

а) на «круглых столах»;

б) на классных и общешкольных родительских собраниях.

 

1-9

 

1 раз в четверть

 

Классные рук., Администрация школы

 

4. Правовой всеобуч учащихся.

1

 

Проведение бесед, кл. часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.

 

1- 9

 

по  воспита-тельным планам  

Кл. руководители

 

2

 

Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие, нарушение правил поведения в школе, в обществе)

 

1-9

 

В дека­ды ЗОЖ

Администрация школы, классные рук, педагог психолог, соц. педагог.

 

5. Профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании.

1

 

Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.

 

5-9 

Начало, конец учеб-ного года

Зам. дир.  по ВР, психолог

 

2

 

Привлечение узких специалистов ЦРБ для профилактики вредных привычек.

 

6 - 9

 

1 разв четверть

 

Зам. дир.шк. по ВР,

Педагог - психолог

 

3

 

Проведение акций «За здоровый образ жизни»

(по отдельному плану)

 

1-19

 

В течение года

Зам. дир. шк. по ВР, классные рук.

 

4

 

Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях лектория правовых знаний для учащихся.

 

5 - 9

 

По плану лекто­рия

 

Уполномоченный по правам ребенка, кл. рук.

       
 

 

 

 

 

6.Ожидаемые результаты.

 

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия;
  • улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
  • создать условия для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
  • снижение /отсутствие количества безнадзорных и беспризорных детей и подростков.

1 блок.

  • отсутствие семей обучающихся, состоящих в муниципальном и областном  едином банке социально-опасных семей;
  • создание условий для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

2 блок.

  • получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;
  • получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;
  • получение информации о состоянии здоровья учащихся;
  • высокий уровень воспитанности обучающихся 1-11 классов.

3 блок.

  • устойчивая положительная  жизненная  позиция  несовершеннолетних;
  • отсутствие или уменьшение количества обучающихся, имеющих вредные привычки;
  • увеличение количества детей, участвующих в социально-ориентированных проектах, добровольческих акциях, волонтёрском движении, молодежных форумах и слетах;
  • отсутствие или уменьшение количества детей, поставленных на внутриклассный и Внутришкольный контроль, на учёт в КДН;
  • высокая активность обучающихся в организации и проведении мероприятий, способствующих повышению правовой компетентности.

4 блок.

  • создание приоритетного родительского воспитания;
  • организация педагогического просвещения родителей; 
  • построение демократической системы отношений детей и взрослых;
  • отсутствие или уменьшение социально-неблагополучных семей;
  • высокая активность участия родителей в профилактических мероприятиях, организуемых педагогическим коллективом.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Система организации и контроля.

  • Классно-обобщающий и тематический контроль.
  • Изучение документации Совета Профилактики.
  • Изучение результатов диагностирования «Уровень воспитанности обучающихся».
  • Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся «группы риска».
  • Анализ проведённых акций, мероприятий.
  • Протоколы классных и общешкольных родительских собраний.
  • Акты обследования неблагополучных семей, семей обучающихся, состоящих на внутри школьном контроле  и учёте в КДН.
  • Количество разработанных и реализованных социально - ориентированных проектов, добровольческих акций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

План работы Совета профилактики

МБОУ «СОШ №23»

на 2019/2020 учебный год

 

Цель:

  • закрепить созданные условия педагогического воздействия на учащихся «группы риска» и  вовлечения их в учебную и внеурочную деятельность.
  • изучить, контролировать и корректировать поведение, учебу и взаимоотношения с родителями и сверстниками детей девиантного поведения.

Задачи:

  1. Создание условий по развитию гуманистических отношений учителя и ученика, педагога и родителя, родителя и ребенка.
  2. Регулярное выявление детей социального риска и групп асоциального поведения.
  3. Рассмотрение проблем во взаимоотношениях  отдельных учеников в коллективе и вне его.

 

№ заседания

Повестка дня

Сроки

Ответственные

1

Социально-педагогическая деятельность

1. Коррекция плана работы Совета профилактики.

2. Профилактическая работа с неблагополучными семьями, обучающимися и воспитанниками по докладным классных руководителей, воспитателей.

3. О снятии/ постановке обучающихся, воспитанников/ семей на учет ВШК.

4. «О повышении родительской ответственности за воспитание детей»

сентябрь

Члены Совета профилактики

Социальный педагог

Председатель Совета профилактики

2

1. Профилактическая работа с обучающимися, воспитанниками по докладным классных руководителей, воспитателей.

2. Проблемы во взаимоотношениях участников образовательного процесса.

3. Результаты анкетирования подростков

октябрь

Члены Совета профилактики

Социальный педагог.

педагог- психолог

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Работа классных руководителей по изучению личностных особенностей обучающихся

2. Соблюдение прав детей, находящихся на опеке.

3. Соблюдение правил поведения обучающимися, воспитанниками, состоящими на различных видах профилактического учета.

4. О снятии/ постановке обучающихся, воспитанников/ семей на учет ВШК.

5. Заседание совета №1

ноябрь

Члены Совета профилактики

Председатель Совета профилактики

Социальный педагог

Классные руководители

4

1. Индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на внутришкольном учете и учете инспекции, с учениками, чьи семьи находятся в социально-опасном положении.

2. Родительский лекторий «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек»», «Проблемы семейного воспитания»».

3. Заседание Совета профилактики. 

4.    Посещение уроков с целью – «Работа с трудными учащимися на уроке».

5.   Подготовка к проведению добровольного анонимного информированного тестирования.

6.   Анкетирование учащихся 8-9 классов с целью выяснения их занятости во внеурочное время.

 

  декабрь

Классные руководители

Педагог - психолог

5

1. Взаимодействие школы с другими субъектами профилактики.

2. Занятость подростков группы риска в летний период

3. Профилактическая работа с обучающимися, воспитанниками по докладным классных руководителей, воспитателей.

4. О снятии/ постановке обучающихся, воспитанников/семей на учет ВШК

январь

Члены Совета профилактики

Председатель Совета профилактики

Социальный педагог

Классные руководители

6.

1. Рейды в семьи.

2. Классные родительские собрания.

3. Индивидуальные семейные консультации (с родителями учащихся, находящихся в социально-опасном положении).

4. Планирование работы с учащимися на зимних каникулах.

5. Заседание Совета профилактики. № 2

6. Распространение буклетов «Детский закон».

7. Беседа инспектора ОДН «Петарды омраченный праздник»

8. Беседа инспектора ГИБДД «Чем опасны зимние дороги»

февраль

Члены Совета профилактики

Председатель Совета профилактики

Социальный педагог

Классные руководители

7.

1. Педсовет-практикум «Педагогические ситуации». Как избежать беды (суицид).

2. Посещение уроков с целью «Работа с трудными учащимися на уроке».

3. Классные родительские собрания. Родительский лекторий «Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?»

 

Март

 

Члены Совета профилактики

Председатель Совета профилактики

Социальный педагог

Классные руководители

8.

1. Беседа инспектора ОДН «Закон на защите детства».

2.Участие в ярмарке рабочих и учебных мест.

3. Организация трудоустройства подростков.

5. Заседание Совета профилактики №3

 

Апрель

 

Члены Совета профилактики

Председатель Совета профилактики

Социальный педагог

Классные руководители

9.

1. Проведение итогов работы Совета профилактики (анализ).

2. Заседание совета профилактики. Отчеты классных руководителей по индивидуальной работе с «трудными» учащимися.

3. Составление плана работы Совета на следующий год.

4. Организация трудоустройства подростков.

5. Итоговые родительские собрания во всех классах.

6. Беседа инспектора ГИБДД «Профилактика ДТП».

7. Беседа инспектора ОДН «Безопасное лето».

 

май

 

Члены Совета профилактики

Председатель Совета профилактики

Социальный педагог

Классные руководители

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

профилактической работы по профилактики правонарушений и

 безнадзорности учащихся, МБОУ «СОШ №23»

на 2019-2020 уч. год

  1. Организационная работа.

 

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Сверка списка обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШУ. Формирование банка данных на этих учащихся.

Сентябрь

Социальный педагог

2.

Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на учет

В течение года

Социальный педагог

3.

Выявление и учет обучающихся, требующих повышенного педагогического внимания (группа риска)

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог.

4.

Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета

Перед каникулами (в течение года)

Социальный педагог, зам. директора по ВР

5.

Рейды по неблагополучным семьям, семья учащихся группы риска. Обследование условий жизни опекаемых детей

В течение года

Зам. директора по ВР, инспектор ПДН, участковый, социальный педагог, педагоги, классные руководители

6.

Заседания совета по профилактики

По мере необходимости

Члены Совета профилактики

7.

Организация работы по правовому просвещению обучающихся

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог

8.

Контроль за посещением занятий

Ежедневно

Социальный педагог, педагог-психолог

9.

Организация диагностической и коррекционной работы

В течение года

Социальный педагог.

10.

Участие в формировании банка данных детей и семей, находящихся в социально опасном положении

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог

 

 

 

  1. Индивидуальная профилактическая работа с учащимися,

состоящими на разных формах учета.

 

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Изучение личности и составление дневников педагогического наблюдения учащихся, состоящих на различных видах контроля

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог.

2.

Индивидуальные профилактические беседы с подростками

В течение года

Социальный педагог, классные руководители, педагоги психологи

3.

Организация встреч с инспектором ПДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики

В течение года

Зам. директора по ВР, инспектор ПДН, социальный педагог

4.

Работа по изучению личностных особенностей обучающихся и выявлению причин:

- неадекватного поведения,

- дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости.

Изучение семейных взаимоотношений; социального окружения учащихся

В течение года

 Социальный педагог, педагоги психологи.

5.

Контроль над посещением и подготовкой к урокам

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

6.

Вовлечение обучающихся, состоящих на разных формах учета, в кружки, факультативы

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

7.

Вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность через реализацию программ и программных мероприятий

В течение года

Классные руководители, зам. директора по ВР,

 

8.

Индивидуальные консультации социального педагога,  педагога психолога инспектора ПДН, зам. директора по ВР

В течение года

Социальный педагог, инспектор ПДН

9.

Рассмотрение персональных дел на заседаниях Совета профилактики правонарушений

В течение года

Члены Совета профилактики

 

 

1.3. Профилактическая работа с родителями.

 

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Посещение учащихся на дому целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьей и ребенком, оказания помощи семье

В течение года

Социальный педагог,  педагог психолог, классные руководители.

2.

Проведение цикла профилактических бесед, лекториев об ответственности родителей за воспитание детей.

Во время рейдов, родительских собраний

Социальный педагог, зам. директора по ВР

3.

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении. Формирование банка данных по семьям.

В течение года

Социальный педагог

4.

Привлечение родителей к проведению общественно - значимых мероприятий, экскурсий, походов и поездок учащихся

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

 

  1. Работа с педагогическими кадрами

 

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Индивидуальное консультирование педагогов

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог психолог

2.

Учебно-просветительская работа

В течение учебного года

Зам. директора по ВР

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних

Содержание.

  1. Паспорт Программы
  2. Пояснительная записка.
  3. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  4. Цели и задачи Программы.
  5. Срок реализации Программы.
  6. Механизм реализации Программы.
  7. Ожидаемые результаты.
  8. Система организации и контроля.
  9. Приложения.

1.Паспорт   Программы.

Наименование Программы

 Программа по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних «Не отнимай у себя завтра»

Цель Программы

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие.  

Основные задачи Программы.

  1. Формировать у обучающихся знания и систему

представлений о правовом и политическом устройстве   общества.

2. Создавать условия для обучения учащихся приемам

безопасного и ответственного поведения.

3. Формировать у обучающихся толерантность.

4. Принимать меры общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих

развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время.

5. Оказывать социально-психологическую и

педагогическую помощь несовершеннолетним.

6. Выявлять несовершеннолетних, находящихся в

социально-опасном положении.

7. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

8. Противодействовать экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде.

Сроки реализации Программы

2019-2022 гг.

Основные участники Программы.

1. Педагогический коллектив школы.

2. Обучающиеся 1-11 классов.

3. Родители (законные представители) обучающихся

4. Муниципальные учреждения и ведомства системы профилактики.

Нормативно-правовое обеспечение Программы.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Семейный кодекс РФ.

4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО

5. Закон РФ «Об образовании».

6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120.

9.Муниципальный регламент межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних.

10. Устав МБОУ «СОШ №23».

11. Локальный акт «Положение о постановке учащихся и семей на внутришкольный  учет».

12. Локальный акт «Положение о правилах внутреннего распорядка обучающихся».

13. Локальный акт «Положение о Совете профилактике».

Кадровое обеспечение Программы.

  • директор МБОУ «СОШ №23 г. Рубцовск»
  • заместитель директора по ВР;
  • педагоги;
  • совет Профилактики;
  • методическое объединение классных руководителей;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог:
  • педагог-организатор,
  • органы ученического самоуправления;
  • руководители кружков и секций;
  • родители (законные представители);
  • библиотекарь;
  • участковый, инспектор ОДН;
  • родительские комитеты школы;

Ожидаемые результаты Программы.

  1. Высокий уровень медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы.
  2. Отсутствие факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде.
  3. Исключение фактов постановки на учет в КДН и ЗП подростков с девиантным поведением.
  4. Активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, форумах, семинарах, круглых столах.
  5. Сформированный образ выпускника школы, как личности, отличающейся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем, имеющей высокое самосознание, ориентированное на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами.

Система организации контроля

за исполнением Программы.

Контроль за реализацией Программы осуществляют её разработчики и основные исполнители.

2. Пояснительная записка.

Человек не может жить на свете,

Если у него нет впереди ничего радостного.

Истинным стимулом человеческой жизни

Является завтрашняя радость.

Макаренко А.С.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная ситуация, и   прежде всего то, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и правонарушения. Преступность молодеет. И такая криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия.

             Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является социальная неустроенность несовершеннолетних, неблагополучие в семьях, отсутствие материальных средств и возможности трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных    факторов:

  • социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.);
  • медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
  • социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с повторным браком и сводными детьми);
  • социально-психологические факторы (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями   супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
  • наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение   социальных отклонений в   поведении детей,   рождают беспризорность   и   преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания    всех субъектов  профилактики.

          Сегодняшний подросток находится в плену романтического ореола блатной «карьеры», поэтому взрослым главное не закрывать на это глаза. В поединке с рекламой, призывающей к роскоши, и блатным шансонам, педагог выйдет победителем и спасет жизнь ребенка, если поймет: рассказать – значит показать, а вести за собой – значит являться хорошим наставником и знающим другом, за которым хочется  идти. Очень важно не быть дидактом, который буквально отрицает девиантное поведение, а стать знающим собеседником, который может многое сказать подростку, даже уже идущему по пути к девиантному  образу жизни.

           Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему,   во многих школах   создаются программы   по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди обучающихся.  Каждое   учебное заведение старается найти свой подход в решении данной проблемы,  использовать  те   методы,    которые будут эффективны  для  данной школы.

            Проблема  правового  воспитания  ребенка  остается  актуальной   в  современной  школе. Именно   здесь  происходит   становление  интересов  и  ценностных  ориентаций  человека. Особое внимание  необходимо  уделить  детям  подросткового   возраста, так  как  в  этом  возрасте   активно  формируется  мировоззрение, ребенок  подвержен  влиянию  окружающих  его  людей. Этот  факт  подтверждает  и  статистика,  поскольку   в  волну   преступности   чаще   всего  оказываются  втянутыми   несовершеннолетние.

            Данная  программа  направлена  на  работу   со  всеми  обучающимися  школы, предполагает   как  первичную  профилактику, так  и работу   с  детьми  девиантного  поведения.

           Представленная нами программа имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления.

3. Понятия, употребляемые в работе по профилактике

безнадзорности и правонарушений.

В программе применяются следующие понятия:

  • несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет;
  • безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей;
  • беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места

пребывания;

  • несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо,

которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

  • семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей,

находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или

иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих

обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;

  • индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
  • асоциальное поведение – поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных и противоправных норм;
  • девиантное поведение -  отдельный поступок или система поступков, активно направленных на нарушение норм и требований социальных институтов;
  • просоциальное поведение - деятельность человека, которая осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Является противоположностью антисоциальному поведению;
  • аддиктивное поведение – пагубная привычка, пристрастие поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, до возникновения психической и физической зависимости.

4. Цели и задачи Программы.

Целью Программы является создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление  системы социально значимых образов  реализации человека в обществе, а также выработке  стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие.  

Программа направлена на решение следующих задач:

  1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.
  2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
  3. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
  4. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
  5. Оказывать помощь в формировании морально-волевых качеств обучающихся.
  6.  Создать благоприятный психолого-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.
  7. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека.
  8. Научить обучающихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
  9. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и психологическую поддержку семьям.
  10. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.
  11. Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

5. Срок реализации Программы.

Название этапа

Срок реализации

I этап – Подготовительный.

Разработка программы.

2018-2019  учебный год.

- совершенствование нормативно – правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности
– укрепление межведомственного сотрудничества;
–обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
– разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленного на профилактику правонарушений;
– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.

II этап – Внедрение концепции Программы.

2018-2020 учебные годы.

-оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

–использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.

III этап- Рефлексия.

2020-2021  учебный год.

-обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами
– определение перспектив развития школы в этом направлении.

6. Механизм реализации Программы.

Комплексный характер социально-педагогического сопровождения несовершеннолетнего заключается    в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч, социальную помощь, педагогическую поддержку, психологическое сопровождение индивидуального развития, социальное воспитание, обучение навыкам социальной компетентности. При этом сопровождение ребенка, как система социально - педагогической помощи, предполагает:

  • сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;
  • междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;
  • широкий спектр различных видов деятельности, направленных   как на решение актуальных проблем развития ребенка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;
  • особый вид помощи ребенку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но и в других важных сферах жизнедеятельности.

Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций

( блоков):

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно - профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов,

общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных профилактических бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности подростка.  Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.

Профилактическая работа с родителями (законными представителями) предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

Календарный план мероприятий по проекту программы

№ п\п

Содержание работы

Классы

Сроки

Ответственные

1. Организационные мероприятия

1

 

Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы.

1-9

 

сентябрь

 

Кл. рук. 1-11 кл.

 

2

Выявление детей «группы риска», детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей

1- 9 

сентябрь

 

Кл. рук.1- 11кл,

соц. педагог

 

3

 

Организация заполнения в классах социальных паспортов

 

1- 9

 

сентябрь

 

Кл. рук.1-11 кл.

 

4

 

Составление банка данных и социального паспорта школы

 

1- 9

 

До 01.10

 

Соц. педагог, зам дир. по ВР

 

5

 

Планирование и корректировка мероприятий по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с КДН и ОДН

1- 9

 

сентябрь- октябрь

 

Секретарь КДН, Инспектор ОДН, зам. дир по ВР, соц. педагог

7

Анкетирование уч - ся с целью выявления склонности к правонарушениям

 

5- 9

 

сентябрь

 

Педагог- психолог

 

9

Вовлечение «трудных» уч - ся в работу кружков и секций.

 

2- 9

 

Сентябрь

октябрь

 

Кл. руководители

 

10

Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:

а) индивидуальные беседы;

б) посещение семьи;

1- 9

По мере необходимости

Соц. педагог, Зам дир. ВР

11

 

Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся «группы риска» в неблагополуч- ные семьи.

 

1- 9

 

1 разв четверть

 

Администрация школы, соц. педагог, педагог психолог

 

12

 

Сверка документации школы и ОДН района по уч-ся, стоящим на учете в ОДН. 

5-9  

 

сентябрь

Соц. педагог

2. Работа с учащимися.

1

 

Оказание учащимся информационно - правовой помощи, защита их интересов:

а) работа лектория правовых знаний (по отд. плану);

б) сектора дисциплины и порядка;

7-9  

 раз в месяц

педагог - психолог

Зам. дир. по ВР, приглашение специалисты

 

2

 

Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе

 

1-9

 

По мере необходимости.

 

соц. педагог психолог

3

 

Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода

 

1-5

 

сент.

окт.

 

педагог психолог

 

4

 

Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование специалистов

1-9

 

Постоянно

 

педагог психолог

5

 

Организация досуга учащихся

(по плану воспитательной работы школы)

 

1-9

 

Постоянно

 

Зам. дир. шк. по ВР,

кл. руководители

 

6

 

Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних.

 

6-9

 

В течение уч. года

 

Соц педагог, учитель обществознания.

7

 

Обучение учащихся способам разрешения конфликтов:

а) через работу сектора дисциплины и порядка

б) тренинговые занятия со специалистами;

в) «круглые столы»

 

5-9

 

В течение

года

 

Администрация школы, педагог психолог, кл. рук.

 

8

 

Охват организованным отдыхом и трудом учащихся «группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года.

 

1-9

 

В течение года

 

Пед. коллектив школы

 

9

 

Контроль за посещаемостью уроков,

поведением детей «группы риска».

1-9

 

Ежедневно

 

Администрация школы,  кл. рук.

 

3. Работа с семьей

1

 

Изучение социального положения семей учащихся школы.

 

1- 9

 

сентябрь

 

кл. рук., соц педагог, зам. дир по ВР

 

2

 

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.

 

 1-9

 

сентябрь

 

Соц. педагог, классные руководители

 

3

 

Работа педагогического лектория для родителей (по отдельному плану)

 

1-9 

1 разв четверть

 

Администрация

Кл. руководители

 

4

 

Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

 

  1. 9

 

постоянно

 

кл. рук.

 

5

 

Консультирование родителей:

а) педагогами школы;

б) приглашенными специалистами

 

1-9

 

По мере необходимости

 

Пед. коллектив, психолог, медик

6

 

Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.

7-9

 

 ноябрь

 

Администрация школы.

 

7

 

Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми «группы риска»;

а) на «круглых столах»;

б) на классных и общешкольных родительских собраниях.

 

1-9

 

1 раз в четверть

 

Классные рук., Администрация школы

 

4. Правовой всеобуч учащихся.

1

 

Проведение бесед, кл. часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.

 

1- 9

 

по  воспита-тельным планам  

Кл. руководители

 

2

 

Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие, нарушение правил поведения в школе, в обществе)

 

1-9

 

В декады ЗОЖ

Администрация школы, классные рук, педагог психолог, соц. педагог.

 

5. Профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании.

1

 

Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.

 

5-9 

Начало, конец учеб-ного года

Зам. дир.  по ВР, психолог

 

2

 

Привлечение узких специалистов ЦРБ для профилактики вредных привычек.

 

6 - 9

 

1 разв четверть

 

Зам. дир.шк. по ВР,

Педагог - психолог

 

3

 

Проведение акций «За здоровый образ жизни»

(по отдельному плану)

 

1-19

 

В течение года

Зам. дир. шк. по ВР, классные рук.

 

4

 

Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях лектория правовых знаний для учащихся.

 

5 - 9

 

По плану лектория

 

Уполномоченный по правам ребенка, кл. рук.

6.Ожидаемые результаты.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия;
  • улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
  • создать условия для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
  • снижение /отсутствие количества безнадзорных и беспризорных детей и подростков.

1 блок.

  • отсутствие семей обучающихся, состоящих в муниципальном и областном  едином банке социально-опасных семей;
  • создание условий для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

2 блок.

  • получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;
  • получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;
  • получение информации о состоянии здоровья учащихся;
  • высокий уровень воспитанности обучающихся 1-11 классов.

3 блок.

  • устойчивая положительная  жизненная  позиция  несовершеннолетних;
  • отсутствие или уменьшение количества обучающихся, имеющих вредные привычки;
  • увеличение количества детей, участвующих в социально-ориентированных проектах, добровольческих акциях, волонтёрском движении, молодежных форумах и слетах;
  • отсутствие или уменьшение количества детей, поставленных на внутриклассный и Внутришкольный контроль, на учёт в КДН;
  • высокая активность обучающихся в организации и проведении мероприятий, способствующих повышению правовой компетентности.

4 блок.

  • создание приоритетного родительского воспитания;
  • организация педагогического просвещения родителей; 
  • построение демократической системы отношений детей и взрослых;
  • отсутствие или уменьшение социально-неблагополучных семей;
  • высокая активность участия родителей в профилактических мероприятиях, организуемых педагогическим коллективом.

8. Система организации и контроля.

  • Классно-обобщающий и тематический контроль.
  • Изучение документации Совета Профилактики.
  • Изучение результатов диагностирования «Уровень воспитанности обучающихся».
  • Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся «группы риска».
  • Анализ проведённых акций, мероприятий.
  • Протоколы классных и общешкольных родительских собраний.
  • Акты обследования неблагополучных семей, семей обучающихся, состоящих на внутри школьном контроле  и учёте в КДН.
  • Количество разработанных и реализованных социально - ориентированных проектов, добровольческих акций.

Приложение

План работы Совета профилактики

МБОУ «СОШ №23»

на 2019/2020 учебный год

Цель:

  • закрепить созданные условия педагогического воздействия на учащихся «группы риска» и  вовлечения их в учебную и внеурочную деятельность.
  • изучить, контролировать и корректировать поведение, учебу и взаимоотношения с родителями и сверстниками детей девиантного поведения.

Задачи:

  1. Создание условий по развитию гуманистических отношений учителя и ученика, педагога и родителя, родителя и ребенка.
  2. Регулярное выявление детей социального риска и групп асоциального поведения.
  3. Рассмотрение проблем во взаимоотношениях  отдельных учеников в коллективе и вне его.

 

№ заседания

Повестка дня

Сроки

Ответственные

1

Социально-педагогическая деятельность

1. Коррекция плана работы Совета профилактики.

2. Профилактическая работа с неблагополучными семьями, обучающимися и воспитанниками по докладным классных руководителей, воспитателей.

3. О снятии/ постановке обучающихся, воспитанников/ семей на учет ВШК.

4. «О повышении родительской ответственности за воспитание детей»

сентябрь

Члены Совета профилактики

Социальный педагог

Председатель Совета профилактики

2

1. Профилактическая работа с обучающимися, воспитанниками по докладным классных руководителей, воспитателей.

2. Проблемы во взаимоотношениях участников образовательного процесса.

3. Результаты анкетирования подростков

октябрь

Члены Совета профилактики

Социальный педагог.

педагог- психолог

3

1. Работа классных руководителей по изучению личностных особенностей обучающихся

2. Соблюдение прав детей, находящихся на опеке.

3. Соблюдение правил поведения обучающимися, воспитанниками, состоящими на различных видах профилактического учета.

4. О снятии/ постановке обучающихся, воспитанников/ семей на учет ВШК.

5. Заседание совета №1

ноябрь

Члены Совета профилактики

Председатель Совета профилактики

Социальный педагог

Классные руководители

4

1. Индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на внутришкольном учете и учете инспекции, с учениками, чьи семьи находятся в социально-опасном положении.

2. Родительский лекторий «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек»», «Проблемы семейного воспитания»».

3. Заседание Совета профилактики. 

4.    Посещение уроков с целью – «Работа с трудными учащимися на уроке».

5.   Подготовка к проведению добровольного анонимного информированного тестирования.

6.   Анкетирование учащихся 8-9 классов с целью выяснения их занятости во внеурочное время.

  декабрь

Классные руководители

Педагог - психолог

5

1. Взаимодействие школы с другими субъектами профилактики.

2. Занятость подростков группы риска в летний период

3. Профилактическая работа с обучающимися, воспитанниками по докладным классных руководителей, воспитателей.

4. О снятии/ постановке обучающихся, воспитанников/семей на учет ВШК

январь

Члены Совета профилактики

Председатель Совета профилактики

Социальный педагог

Классные руководители

6.

1. Рейды в семьи.

2. Классные родительские собрания.

3. Индивидуальные семейные консультации (с родителями учащихся, находящихся в социально-опасном положении).

4. Планирование работы с учащимися на зимних каникулах.

5. Заседание Совета профилактики. № 2

6. Распространение буклетов «Детский закон».

7. Беседа инспектора ОДН «Петарды омраченный праздник»

8. Беседа инспектора ГИБДД «Чем опасны зимние дороги»

февраль

Члены Совета профилактики

Председатель Совета профилактики

Социальный педагог

Классные руководители

7.

1. Педсовет-практикум «Педагогические ситуации». Как избежать беды (суицид).

2. Посещение уроков с целью «Работа с трудными учащимися на уроке».

3. Классные родительские собрания. Родительский лекторий «Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?»

Март

Члены Совета профилактики

Председатель Совета профилактики

Социальный педагог

Классные руководители

8.

1. Беседа инспектора ОДН «Закон на защите детства».

2.Участие в ярмарке рабочих и учебных мест.

3. Организация трудоустройства подростков.

5. Заседание Совета профилактики №3

Апрель

Члены Совета профилактики

Председатель Совета профилактики

Социальный педагог

Классные руководители

9.

1. Проведение итогов работы Совета профилактики (анализ).

2. Заседание совета профилактики. Отчеты классных руководителей по индивидуальной работе с «трудными» учащимися.

3. Составление плана работы Совета на следующий год.

4. Организация трудоустройства подростков.

5. Итоговые родительские собрания во всех классах.

6. Беседа инспектора ГИБДД «Профилактика ДТП».

7. Беседа инспектора ОДН «Безопасное лето».

май

Члены Совета профилактики

Председатель Совета профилактики

Социальный педагог

Классные руководители

ПЛАН

профилактической работы по профилактики правонарушений и

 безнадзорности учащихся, МБОУ «СОШ №23»

на 2019-2020 уч. год

  1. Организационная работа.

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Сверка списка обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШУ. Формирование банка данных на этих учащихся.

Сентябрь

Социальный педагог

2.

Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на учет

В течение года

Социальный педагог

3.

Выявление и учет обучающихся, требующих повышенного педагогического внимания (группа риска)

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог.

4.

Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета

Перед каникулами (в течение года)

Социальный педагог, зам. директора по ВР

5.

Рейды по неблагополучным семьям, семья учащихся группы риска. Обследование условий жизни опекаемых детей

В течение года

Зам. директора по ВР, инспектор ПДН, участковый, социальный педагог, педагоги, классные руководители

6.

Заседания совета по профилактики

По мере необходимости

Члены Совета профилактики

7.

Организация работы по правовому просвещению обучающихся

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог

8.

Контроль за посещением занятий

Ежедневно

Социальный педагог, педагог-психолог

9.

Организация диагностической и коррекционной работы

В течение года

Социальный педагог.

10.

Участие в формировании банка данных детей и семей, находящихся в социально опасном положении

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог

  1. Индивидуальная профилактическая работа с учащимися,

состоящими на разных формах учета.

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Изучение личности и составление дневников педагогического наблюдения учащихся, состоящих на различных видах контроля

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог.

2.

Индивидуальные профилактические беседы с подростками

В течение года

Социальный педагог, классные руководители, педагоги психологи

3.

Организация встреч с инспектором ПДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики

В течение года

Зам. директора по ВР, инспектор ПДН, социальный педагог

4.

Работа по изучению личностных особенностей обучающихся и выявлению причин:

- неадекватного поведения,

- дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости.

Изучение семейных взаимоотношений; социального окружения учащихся

В течение года

 Социальный педагог, педагоги психологи.

5.

Контроль над посещением и подготовкой к урокам

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

6.

Вовлечение обучающихся, состоящих на разных формах учета, в кружки, факультативы

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

7.

Вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность через реализацию программ и программных мероприятий

В течение года

Классные руководители, зам. директора по ВР,

8.

Индивидуальные консультации социального педагога,  педагога психолога инспектора ПДН, зам. директора по ВР

В течение года

Социальный педагог, инспектор ПДН

9.

Рассмотрение персональных дел на заседаниях Совета профилактики правонарушений

В течение года

Члены Совета профилактики

1.3. Профилактическая работа с родителями.

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Посещение учащихся на дому целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьей и ребенком, оказания помощи семье

В течение года

Социальный педагог,  педагог психолог, классные руководители.

2.

Проведение цикла профилактических бесед, лекториев об ответственности родителей за воспитание детей.

Во время рейдов, родительских собраний

Социальный педагог, зам. директора по ВР

3.

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении. Формирование банка данных по семьям.

В течение года

Социальный педагог

4.

Привлечение родителей к проведению общественно - значимых мероприятий, экскурсий, походов и поездок учащихся

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

  1. Работа с педагогическими кадрами

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Индивидуальное консультирование педагогов

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог психолог

2.

Учебно-просветительская работа

В течение учебного года

Зам. директора по ВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Правила жизни".

Цели программы:обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать   условия   для   эффективного...

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении.

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении....

Механизм взаимодействия педагогического коллектива по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

Не подлежит сомнению тот факт, что школа является важнейшим звеном в системе государственных институтов по предупреждению и профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся.Важнейшей задаче...

алгоритм деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

действия субъектов образовательного процесса по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

Алгоритм деятельности классного руководителя по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Алгоритм деятельности классного руководителя по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

«Межведомственное взаимодействие по предупреждению правонарушений, преступлений и антиобщественных действий несовершеннолетних»

Основным звеном  в работе учреждения закрытого типа по предупреждению правонарушений, преступлений и антиобщественных действий несовершеннолетних   является межведомственное взаимодейст...