Роль МКОУ ДОД "Центр детского творчества" в воспитании жизнеспособной личности
статья по теме

Кислицына Татьяна Ивановна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль МКОУ ДОД «Центр детского творчества»

в воспитании жизнеспособной личности

Система дополнительного образования является одним из ведущих факторов воспитания и социализации подрастающего поколения. ЦДТ считает проблему  совершенствования воспитания и развития личности в обновляющейся системе дополнительного образования  одной из ведущих.

Определяющим в реализации учебно-воспитательного процесса  является личностно-ориентированный подход.

Реализация этого подхода предполагает выбор следующих принципов:

  1. принцип субъективности;
  2. принцип творчества и успеха;
  3. принцип выбора;
  4. принцип самореализации.

Целью организации воспитательного процесса в Центре является развитие и воспитание растущей личности, её ценностных ориентиров, раскрытие потенциала и индивидуальности.

Содержание воспитания строится с учетом баланса запросов и интересов детей и родителей.

Конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива Центра является идеальная модель выпускника – он готов к самоопределению, профессиональной самореализации, он раскрывается в творчестве, обладает нравственными, познавательными и коммуникативными качествами.

Механизмом ЦДТ, как воспитательной системы, является совместная деятельность детей и взрослых, которая имеет свою специфику, в соответствии с возрастными особенностями, задатками и способностями воспитанников. Воспитанием занимаемся не только в ходе специально-организованных занятий по определенной программе, но и в процессе подготовки и проведения досуговых мероприятий.

Важной особенностью функционирования ЦДТ является наличие разновозрастных коллективов воспитанников: это театр-студия «Провинция», фольклорный коллектив «Радуга», вокальный коллектив «Непоседы», коллектив «Мечта» и др.

Кроме этого открыты объединения экологической направленности «Экологическая тропинка», экологический клуб, «Юные экологи и исследователи окружающей среды», а также детские объединения юных краеведов.

Особенности разновозрастного общения, групповой и коллективной деятельности содействуют личностному росту воспитанников. А отношения в драматическом, вокальном, фольклорном кружках (там, где от одного человека зависит общее дело) наглядно убеждает в том, что коллективное творчество всегда приносит радость людям.

В Центре широко используются традиционные формы воспитательной деятельности. Среди воспитанников большой популярностью пользуются спектакли, театрализованные представления, конкурсы, смотры, фестивали, утренники, выставки, голубые огоньки, семейные гостиные, концерты. Организационно-массовый отдел предлагает новые формы работы, которые наиболее актуальны и эффективны.

Для решения целей и задач программы развития ЦДТ в объединениях и коллективах проводились мероприятия различной направленности:

  1. патриотической:
  1. встреча с ветеранами ВОВ,
  2. встреча с афганцами «Эхо Афгана будет долгим укором звучать»,
  3. конкурс чтецов «Строка, оборванная пулей»,
  4. районный и областной конкурсы патриотической песни.
  1. духовно-нравственной:
  2. участие в научно-практической конференции «Православное Прииртышье»,
  1. «Рождественские посиделки» - кружок этнографов.
  2. «Праздник Пасхи».
  3. игровая театрализованная программа для детей с ограниченными возможностями «В гостях у Золушки».
  4. участие в областной выставке «Народные ремесла Сибири».
  1. досугово-развлекательной:
  1. конкурсные программы: «Веселая радуга», «Там на неведомых дорожках», «Супер-мама», «Эпидемия любви», новогодние представления, «Сокровища царицы Осени».

В кружках «Мягкая игрушка», ателье «Аленушка», «Мастерица» и других проводятся праздники именинников, которые позволяют членам детского коллектива красиво дарить радость именинникам, а дети, чей это праздник, чувствуют себя значимыми, важными, любимыми.

С целью выявления и поддержки одаренных детей, духовного и патриотического становления личности, развития творческих способностей, Центр детского творчества участвует в областных массовых мероприятиях.

Участие воспитанников и педагогов в областных конкурсах  дает  возможность определить уровень освоения воспитанниками образовательных программ, расширить кругозор по предметной направленности, пережить ситуацию успеха, воспитать такие качества, как  воля к победе, чувство коллектива, желание совершенствования исполнительского мастерства,   уверенности  в себе. Ежегодно призовые  места занимают команда юных автомоделистов в областных соревнованиях «Пионерские автогонки», становятся лауреатами конкурса «Цветочная мозаика» воспитанники кружка флористов, юные вокалисты побеждают в конкурсах патриотической песни, юные исследователи становятся лауреатами областных научно-практических конференций.

Через приобщение к истокам воспитывается чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма. Работают этнографический и фольклорный кружки. На основе регионального компонента обновляется творческий репертуар за счет экспедиций, собирательной работы. С целью приобщения детей к народной культуре родного края силами педагогов Центра создан мини-музей  «Уголок русской избы», собраны предметы русского быта (лопаты, ухваты, гончарные изделия, прялки и т.д.), снят фильм, обобщающий работу педагога дополнительного образования – руководителя фольклорного коллектива «Рушничок» Кольдюшевой О.А.

Особый интерес в деятельности ЦДТ представляет реализация комплексно-целевой программы «Каникулы». Внимание общества направлено на организацию свободного времени детей.

Помощь взрослых  неоценима  и задача педагогов сделать так, чтобы отдых был привлекательным, дети получали новые впечатления.

 «Хрустальный Мир» - еще одно направление деятельности ЦДТ, социализация детей в общественных объединениях. Ежемесячно проводятся семинары со старшими вожатыми, проведена общественная экспертиза социальных проектов руководителей  ДОД.

Проводятся мероприятия: районный осенний экологический сбор детского актива; районный слет юных краеведов; районный экологический фестиваль «Большереченская рябина»; районный конкурс драматических коллективов «Театральная весна»; районный фольклорный праздник  «Весенние переливы»; районный слет детских общественных объединений.

В современном многополярном мире особое значение приобретает воспитание человека, способного осознать свою самоценность и самобытность, умеющего ориентироваться в социуме, наполненном различными культурными смыслами. Очень важно, чтобы наш воспитанник уже сейчас чувствовал себя участником культурных, социальных, экономических процессов, происходящих вокруг него, - в образовательном учреждении, дома, в социуме, был способен и к диалогу со сверстниками, педагогами, родителями, старшим поколением, и к творчеству, и к созидательному труду.

Сегодня практически в каждом образовательном учреждении стремятся использовать новые педагогические технологии, направленные на развитие опыта социальной адаптации личности, особенно в системе дополнительного образования детей. Обществу нужны успешные люди, способные продолжить и получить качественное образование, активно включиться в активные преобразования в своем поселке, городе, области, направленные на реализацию новых стратегических направлений в регионе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Онтогенез.Жизнеспособность личности.

В данной статье нами предпринята попытка осмыслить и обобщить основное понятие Концепции – «жизнеспособность личности», обозначить некоторые его характеристики, рассмотреть это явление в контексте обр...

Онтогенез.Жизнеспособность личности.

В данной статье нами предпринята попытка осмыслить и обобщить основное понятие Концепции – «жизнеспособность личности», обозначить некоторые его характеристики, рассмотреть это явление в контексте обр...

Формирование социально- адаптированной личности учащихся с ОВЗ посредством участия в выставках детского творчества

Регулярное участие детей с ОВЗ в конкуосных мероприятиях, в том числе и выставках детского творчества - неотъемлемая часть педагогического процесса,способствующего формирванию гармоничной,социально- а...

Анализ деятельности МКОУ ДОД "Центр детского творчества" за 2012 год

В материале изложена подробная информация о деятельности ЦДТ в 2012 году...

Взаимодействие МКОУ ДОД "Центр детского творчества" с семьей

Информация о совместной работе педагогов учреждения дополнительного образования и семьи...

Знакомство с личностью писателя как непременный элемент развития интереса к его творчеству и побудительная причина реализации детского творчества

Коллеги! В этом материале вы найдёте разработку урока по поэзии Лермонтова в 7 классе, некоторые моменты внеклассных мероприятий, посвящённых юбилеям поэтов, писателей. Ещё я познакомлю Вас с такой не...

ВОСПИТАНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В ДУХЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. ГИЛЯЗОВА «В ПЯТНИЦУ, ВЕЧЕРОМ»

Перед школой стоит задача – повернуть учащихся лицом к своим корням, обычаям, не забывать о своей религии, сохранять самобытность татарского народа. Все это воспитывает у учащихся такие качества, как ...