Проведение профилактической работы с семьями риска и несовершеннолетними правонарушителями.
статья по теме

Гапонова Ольга Михайловна

Проведение профилактической работы с семьями риска и несовершеннолетними правонарушителями. Школа имеет дело с самыми разными учениками, поэтому она должна проникнуть в их мир и понять его. Задача школы – воспитывать мыслящего, творческого, эмоционального, смелого человека, не боящегося проблем, которые ставить перед ним жизнь. Только уверенный в себе человек преодолеет неудачи, а если успех достается нелегко, это не испугает. Если он способен мыслить, ладить с другими людьми, ценить красоту, он может почувствовать себя счастливым и полезным обществу. Большего образование не может дать человеку. Остальное зависит от него самого. Когда социализация ребенка проходит неблагополучно, семья нуждается не только в специальной помощи и поддержке, но и в просвещении, и в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл provedenie_profilakticheskoy_raboty.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение профилактической работы с семьями риска и несовершеннолетними правонарушителями.

Работа, с семьями риска и несовершеннолетними, стоящими на всех видах учета, в школе строится на основании ФЗ «Об образовании»,  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,  Закона Мурманской области «Об основах организации комплексной профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма в Мурманской области», на основании  целевых программ «Профилактика правонарушений в ЗАТО Александровск»,  Устава школы, локальных актов, принятых школой.

В МБОУ «СОШ № 276» разработаны подпрограммы «По профилактике правонарушений и безнадзорности на 2011 – 2015 гг.», «По оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Твое здоровье в твоих руках» на 2011 – 2015 гг.,  «Школа для родителей».

В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся. Банк данных включает и информацию о таких категориях детей, как: состоящие на ВШК, состоящие на учете в КДНиЗП, ГДН ОВД. Причиной постановки на учет являются пропуски занятий без уважительной причины, бесконтрольность за воспитанием и обучением со стороны родителей, девиантное поведение, причинение материального ущерба гражданам, появление несовершеннолетних в общественных местах в ночное время суток. С учетом этих данных строится профилактическая и коррекционная работа. На учащихся требующих особого внимания составляются социально-педагогические карты, характеристики и планы индивидуальной работы. Обучающиеся, состоящие на учете, вовлекаются в  участие в КТД, активно задействованы в кружковой работе, с ними проводится индивидуальная и групповая работа. Систематически проводятся профилактические беседы классным руководителем, социальным педагогом, заместителем директора по ВР.

В школе проводятся мероприятия, направленные на законопослушное поведение подростков, укрепление социального благополучия семей, на предупреждение  употребления токсических, наркотических веществ, спиртных напитков, табакокурения: классные часы, беседы: «Моя семья – моя опора», «Мое место в моей семье», «Гостей приглашаем, русским чаем, угощаем», «Подростку нужен друг. В союзе с родителями», «Право, семья и ребенок», «День правовых знаний», «Устав школы – значение в твоей жизни», «Ознакомление с Федеральным законом № 87-ФЗ от 10.06.01 «Об ограничении курения табака», «О вреде курения и алкоголизма». Беседы   в рамках изучения курса ОБЖ, биологии, обществознания. Обучающиеся школы участвуют в интернет-уроках «Имею право знать». В рамках Декады SOS и недели медицинских знаний традиционно проводятся конкурсы санбюллетеней, выставки рисунков  на тему профилактики вредных привычек и негативных социальных явлений. Соревнования по волейболу «Хорошие привычки» между командами обучающихся школы и военнослужащих 24 дивизии АПЛ, спортивные состязания «О спорт, ты мир!».

Школой налажено тесное взаимодействие  с сотрудниками КДНиЗП, ГДН ОВД, руководителями организаций, в которых работают родители учащихся школы. Наши отношения с инспектором по делам несовершеннолетних строятся на основе защиты прав ребенка. Мы вместе занимаемся выявлением неблагополучных семей, проведением работы по их оздоровлению, ведем совместную работу по выявлению и устранению источников отрицательных влияний на несовершеннолетних; совместно проводим работу по исправлению детей и подростков, склонных к совершению правонарушений. Инспектор ГДН участвует в родительских собраниях («Профилактика преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних», «Будущее моего ребенка»  и др.), совместно посещаются семьи с целью оказания поддержки, «семейного» консультирования, а также  выявления фактов противоправного поведения родителей, неисполнения обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей.  

Совместно с центром занятости в период каникул проводятся мероприятия по трудоустройству несовершеннолетних, из числа обучающихся школы. Сотрудники центра занятости оказывают помощь при проведении профориентационной  работы в школе.

Духовное и нравственное состояние семьи является показателем состояния общества, а современное российское общество, на наш взгляд, переживает кризис в духовно-нравственной сфере. Одной из причин кризиса нашего общества являются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи: нарушены семейные связи между поколениями, нравственные представления о браке и семье, практически утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного труда и усилий родителей, направленных на воспитание и установление духовной связи с детьми.

В связи с тем, что во многих современных семьях наблюдается частичная утрата традиционных культурных ценностей и уклада семейной жизни, не каждая семья стала способной самостоятельно решать задачи духовно-нравственного воспитания ребенка.

Когда социализация ребенка проходит неблагополучно, семья нуждается не только в специальной помощи и поддержке, но и в просвещении, и в образовании. Речь, понятно, идет не о курсах, лекциях, семинарах. Нужно начать с того, что помочь взрослым осознать проблемы своей семьи, ее достоинства и ограничения, помочь получить навыки оптимального взаимодействия родителей со своими детьми – ведь многие просто не умеют общаться с ними.

 В этом призвана помочь «Школа для родителей», которая  создана с целью повышения уровня социально-педагогической грамотности родителей. Группа для занятий формируется из числа тех родителей, чьи дети состоят на внутришкольном учете и контроле, на учете в ПДН ОВД, КДНиЗП, чьи дети имеют социально-педагогические проблемы. Занятия проводятся один раз в месяц.

В «Школе для родителей» используются различные формы работы для активизации родительской позиции: беседы, тренинги, деловые и ролевые игры. В содержание занятий включены вопросы детско-родительских взаимоотношений, психологических особенностей детей среднего и старшего школьного возраста.

Не стоит ожидать, что под влиянием этих занятий родители группы риска непременно быстро изменятся. Не стоит ждать быстрых результатов. Кропотливый труд, общение, помощь, непременно приведут к успеху.
          Работа педагогического коллектива по предупреждению безнадзорности и правонарушений и наркопрофилактике  среди учащихся школы – часть здоровьесберегающего образования школьников. На это направлена подпрограмма «По профилактике правонарушений и безнадзорности на 2011 – 2015 гг.»

Противостоять негативным факторам, влияющим на уровень безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, школа может через укрепление социальных связей между ней и ее социальным окружением. Сама школа представляет собой среду, которая может влиять на поведение личности. Мы стараемся сформировать такой уклад школьной жизни, который исключает асоциальное поведение учащихся. Цели программы:

  1. Сдерживание проявлений правонарушений среди учащихся школы
  2. Сохранений здоровья учащихся школы
  3. Создание обстановки безопасности для жизнедеятельности каждого члена коллектива школы
  4. Воспитание личностно развитого человека, способного справляться с жизненными проблемами адекватными способами.

В результате работы подпрограммы мы ожидаем повысить уровень правовой информированности сотрудников, родителей и обучающихся школы, активизировать роль семьи в плане воспитания законопослушного, успешного и ответственного человека, умеющего противостоять негативным влияниям окружающей среды.

Одной из составляющих  в профилактической работе с обучающимися является воспитание потребности в здоровом образе жизни. На это направлена подпрограмма «Твое здоровье в твоих руках».  В  ее рамках проводятся мероприятия направленные на воспитание сознательного отношения к своему здоровью: индивидуальные беседы и беседы в рамках  классных часов, уроков биологии, ОБЖ («Модно быть здоровым», «Слагаемые здоровья» «Здоровье женщины – здоровые дети», «Вредные привычки» и др.)

Ведется  непрерывный контроль за посещаемостью и успеваемостью несовершеннолетних, состоящими на различных видах учёта. Предупреждаются родители  и учителя о негативных тенденциях в поведение того или иного подростка, о последствиях, которые его ожидают, если тот не изменит своего поведения.

В школе  есть дети, которые склонны пропускать уроки без уважительной причины. С этими  учащимися ежедневно проводится работа: классными руководителями и социальным педагогом  проверяется присутствие  учащиеся на уроках, выясняется причина отсутствия каждого ребенка. По факту пропуска немедленно информируются родители.  Учителя-предметники знают детей,  склонных к пропускам занятий, поэтому ни один пропуск не остается без внимания.  Если такого ребенка нет по неизвестной причине на уроке, то учителя-предметники информируют  классного руководителя, социального педагога, администрацию школы.

Учащихся, склонных к пропускам уроков без уважительной причины, классные руководители стараются максимально привлечь к внеклассной деятельности. На уроках и во внеучебной деятельности создается «ситуация успеха».

Школа имеет дело с самыми разными учениками, поэтому она должна проникнуть в их мир и понять его. Задача школы – воспитывать мыслящего, творческого, эмоционального, смелого человека, не боящегося проблем, которые ставить перед ним жизнь. Только уверенный в себе человек преодолеет неудачи, а если успех достается нелегко, это не испугает. Если он способен мыслить, ладить с другими людьми, ценить красоту, он может почувствовать себя счастливым и полезным обществу. Большего образование не может дать человеку. Остальное зависит от него самого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении

Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении...

Методические рекомендации по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ...

Дневник индивидуально-профилактической работы с семьей

Дневник индивидуально-профилактической работы с семьей...

Мастер -класс с педагогами и специалистами образовательных организаций «Современные подходы в организации профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе применения «Навигатора профилактики».

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происход...