Программа по социализации несовершеннолетних "Семейный очаг"
рабочая программа по теме

 

Данная программа разработана в рамках системы социализации детей и представляет собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие навыков социальной адаптации, необходимых детям в повседневной жизни.

 

Существенной частью этой системы является подготовка детей к будущей семейной жизни, и это особенно актуально для учащихся нашей школы, поскольку большую часть своего времени они проводят в интернате, т.е. вне своей кровной семьи. Кроме того, в большинстве своем – это дети из неблагополучных семей или семей риска, которым зачастую родители не уделяют должного внимания и заботы. Не секрет, что изменение семейных отношений наблюдается во всем мире. Институт семьи утрачивает свою ведущую социальную роль. Отечественная социология также отмечает определённые изменения статуса семейных отношений в России. Продолжается глубокий кризис семьи и семейного воспитания. И тут уже задача педагогов – подготовить детей к будущей жизни во взрослом мире,  научить их любить, понимать и ценить человеческие отношения.

            Совместная деятельность педагога и воспитанников в рамках данной программы носит разноплановый характер, в качестве элементов ее структуры используются различные направления, как во взаимодействии руководителя проекта и воспитанников, так и в самостоятельной работе детей. Все направления взаимосвязаны между собой. При этом возможна одновременная или последовательная работа по разным направлениям, которые объединены одной темой, что можно наглядно проследить при структурировании программы на части-модули: диагностика учащихся, проблемные занятия-размышления, позволяющие детям как бы «проиграть» различные ситуации в семье и определить адекватные способы выхода из сложившихся затруднений, оформление наглядной информации (фотостенды, стенгазеты, коллажи, презентации), праздники, тематические вечера, игры, конкурсы, викторины, экскурсии, творческая деятельность детей – все это помогает детям закрепить полученные представления и понятия.

            И, конечно, важную часть в работе по данной программе имеет взаимодействие ее автора с родителями учащихся: встречи, беседы, консультации, анкетирование, что помогает лучше организовать совместную жизнедеятельность взрослых и детей в семье, укрепить ослабленные семейные контакты. Эффективно организованное сотрудничество даёт импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагает не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Школа и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_semeynyy_ochag.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ «Барско-Городищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Программа по социализации несовершеннолетних

«Семейный очаг»

                                                                        Разработано:

                                                                        социальный педагог

                                                                        Дубовицкая Т.Н.

с. Барское Городище        2012

2

Содержание

  1. Актуальность проблемы………………………………………………………… 3
  2. Цели и задачи программы………………………………………………………  4
  3. Структура программы……………………………………………………………5
  4. Кадровое обеспечение программы и взаимодействие Барско-Городищенской школы-интерната с другими структурами……………………………………   6
  5. Результаты, ожидаемые от реализации программы………………………….   7
  6. Система программных мероприятий………………………………………….   8
  7. Оценка эффективности реализации программы……………………………… 11
  8. Приложения
  • Материальное обеспечение программы………………………………………. 12
  • Диагностика:……………………………………………………………………. 13
  • Кинетический рисунок семьи
  • Дети и родители. Давайте понимать друг друга
  • Моя семья
  • Методика Рене Жиля
  • Методика социализированности учащихся

9. Список использованной литературы…………………………………………… 22

 

3

Актуальность проблемы        

        Родной дом…

        Семейный уют…

        Любовь, взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь – вот залог счастливой семейной жизни. В нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья и, к сожалению, в большей степени – это дети из неблагополучных семей. Родители зачастую не уделяют им должного внимания и не дают им должного воспитания, а ведь излишне говорить, как согревают сердца и как много вмещают в себя понятия семьи и семейного уюта.

        Семья должна быть самым родным, радостным и незыблемым миром для каждого человека. Дети не всегда остаются детьми, они вырастают, создают свои семьи, в которых тоже появляются дети. А как правильно воспитать ребенка, если ты сам не получил должного воспитания в своей семье? Задача взрослых – подготовить детей к будущей  жизни во взрослом мире, научить их любить, понимать, ценить человеческие отношения.

        В этом плане данную программу я считаю особенно актуальной, поскольку в ней рассматривается целый ряд проблем и ситуаций, которые могут возникнуть в семье. Дети как бы «примеряют» эти ситуации на себя, ищут выход из возникших затруднений, зачастую переоценивая ценности жизни; они учатся любить, дорожить семьей, в их сознании постепенно выстраиваются представления о том, что хорошо, а что губительно для семейных отношений.

4

Цели и задачи программы

Цель:

- способствовать социализации детей в плане подготовки их к семейной жизни

Задачи:

Образовательная:

- расширить диапазон теоретических и практических знаний детей об организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей в семье

Коррекционно-развивающие:

- корригировать наглядно-действенное мышление детей через «проигрывание» различных ситуаций

- развивать умение детей адекватно выражать свои мысли и чувства, правильно оценивать свои и чужие действия

- корригировать внимание детей, используя переключение внимания от проблемных занятий-размышлений к практическим заданиям

- корригировать жизненно-ценностные ориентиры детей

 Воспитывающие:

- воспитывать в детях чувство эмпатии, сопереживания к близким и окружающим людям, воспитывать желание приносить радость своим близким, воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки

5

Структура программы

Педагогическая технология складывается:

  1. Цикл проблемных занятий-размышлений, предлагающих ребенку «проиграть» возможные ситуации в семье, определить адекватные способы поведения в них, найти возможные варианты выхода из сложившихся затруднений.
  2. Другие виды мероприятий: беседы, познавательно-развлекательные игры, викторины, конкурсы, экскурсии, оформление наглядной информации (стенгазеты, фотостенды, коллажи и др.), имеющие своей целью закрепить полученные детьми представления и понятия.
  3. Работа с родителями: встречи, беседы, консультации, анкетирование, что помогает лучше организовать совместную жизнедеятельность взрослых и детей в семье, укрепить ослабленные семейные контакты.

6

Кадровое обеспечение программы и взаимодействие Барско- Городищенской школы с другими структурами

КДН, ПДН                                                                      ОТДЕЛЫ ОПЕКИ И

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ                                  ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА

РОДИТЕЛИ                                                                ВОСПИТАТЕЛИ

РОДСТВЕННИКИ                                                     УЧИТЕЛЯ

УЧАЩИХСЯ                                                             ПСИХОЛОГ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ

ОТДЕЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

7

Результаты, ожидаемые от реализации программы

  1. Расширение диапазона теоретических знаний детей об организации жизнеустройства взрослых и детей в семье (быт, досуг).
  2. Уяснение детьми приоритетного значения семьи как жизненно-ценного ориентира.
  3. Воспитание в детях понимания необходимости взаимоуважения, взаимопомощи, взаимопонимания в семейных отношениях.
  4. Развитие у детей умения правильно оценивать свои и чужие поступки, адекватно выражать свои мысли и чувства.

8

Система программных мероприятий

При разработке системы программных мероприятий особое внимание мною уделялось выбору содержания, форм и методов  деятельности, поскольку хотелось составить оптимальную систему действий, направленных на решение поставленных задач.

Так как деятельность в рамках данной подпрограммы носит разноплановый характер, в качестве элементов её структуры я использовала различные направления, как во взаимодействии руководителя проекта и воспитанников, так и в самостоятельной работе детей. Все направления взаимосвязаны между собой. При этом возможна одновременная или последовательная работа по разным направлениям, которые объединены одной темой, что можно наглядно проследить при структурировании подпрограммы на части-модули:

Диагностика

Дата

Тема

Форма занятия

Количество занятий

1.


2.


3.



4.


5.

Кто я? Знаю ли я себя?


Кинетический рисунок семьи.


Межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.

Социализированность учащихся.


Дети и родители. Давайте понимать друг друга.

Групповая дискуссия.


Анкетирование.


Методика Рене Жиля



Методика М.Рожкова.


Работа в группах.

1


1


3



1


1

Проблемные занятия-размышления

Дата

Тема

Форма занятия

Количество занятий

1.

Милосердие – путь спасения души.

Заседание круглого стола.

1

2.

О.Уайльд «Мальчик-звезда».

Чтение и коллективное обсуждение произведения.

2

3.




4.




5

Семейные праздники.




Нравственные ценности семьи.




В кругу семьи.

Лекция с элементами беседы.



Коллективно-творческая деятельность.


Ток-шоу.

1




2




1

6.

Моя семья. Моя родословная.

Информационно-творческий проект.

4

7.


8.

Фотография из семейного альбома.


«Вернуть нельзя, забыть невозможно. Ценности семьи в фотографиях».

Рассказы детей.


Нравственный урок памяти.

1


1

9.

Дети и родители. Давайте понимать друг друга.

Групповая дискуссия.

2

10.


11.

Взаимоотношения в семье.


Я и моя семья.

Анкетирование.


Работа в группах.

1


12.


13.

Обязанности в семье.


Семья в моей жизни.

Деловая игра.


Ток-шоу.

1


1

14.

Мы строим дом.

Командная игра-соревнование.

1

15.




16.



17.







18.

Семья – это то, что с тобою всегда.




Семья – как много в этом слове…



Семья – это важно.







Моя будущая семья.

Заседание круглого стола.



Заседание круглого стола.


Коллективно-творческая деятельность, создание совместных проектов.



Дискуссия, групповая работа.

1




1



1







1

Оформление наглядной информации

Дата

Тема

Форма занятия

Количество занятий

1.

Путешествуем всей семьей по заповедным местам Владимирской Руси.

Фотостенд

1

2.

«Улыбка в доме»

Презентация семейных альбомов.

1

3.

Семья – это важно.

Фотостенд

1

10

Праздники, тематические вечера

Дата

Тема

Форма занятия

Количество занятий

1.

Семья – это то, что с тобою всегда

Концерт, посвященный дню Семьи.

1

2.



3.

«Сердце матери лучше солнца греет»



Моя семья – моё богатство!

Вечер, посвященный дню Матери.


Семейный вечер

1



1

Творческая деятельность

Дата

Тема

Форма занятия

Количество занятий

1.

Подарки в жизни человека.

Изготовление открыток и сувениров для родственников к праздникам.

3

2.

«Дом моей мечты»

Коллаж

1

3.

Умелые руки не знают скуки

Совместная выставка творческих работ детей и родителей.

1

4.



5.


6.


7.

Моя будущая семья.



Увлечения моей семьи.


Традиции моей семьи.


«Гордость семьи», «Самый замечательный праздник», «Веселые истории».

Составление семейных проектов (мини-сочинения).


Выставка.  


Стенгазета.  


Письменные рассказы.      

1



1


1


3

Игры, конкурсы, викторины

Дата

Тема

Форма занятия

Количество занятий

1.

«Семья вся вместе – и душа на месте»

Работа с пословицами, поговорками, сказками о семье.

1

2.

Семейный досуг.

Игры и занятия

2

3.

Наша дружная семья.

Командная игра-соревнование.

1

11

Оценка эффективности реализации программы

        Для оценки эффективности реализации подпрограммы «Семейный очаг» мною используется мониторинг как системный сбор данных о реализации программы, который позволяет легче анализировать успешность выполнения мероприятий программы по основным показателям.

        Прежде всего, это количественные показатели: подпрограмма рассчитана на 4-9 классы (47 конкретных мероприятий). Учитывая, что в группе (классе) воспитанников, включенных в реализацию программы, в среднем 7-10 человек (мальчики и девочки),  охват клиентов данной программой социальной реабилитации получается около 35-45 детей за год. Считаю, что это существенный показатель.

        Далее учитываются показатели социального развития личности, как то: снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности детей, что подтверждается тем фактом, что большинство детей после окончания школы продолжает учиться в ПУ или работать, постепенно создавая  базу для содержания будущей семьи, а не заключая скоропалительных браков.

        К  показателю общественного мнения можно отнести слова благодарности в адрес школы и лично руководителя проекта от ряда родителей и родственников учащихся в связи с положительной динамикой развития внутрисемейных отношений, а также положительные отзывы о занятиях по программа коллег по работе и энтузиазм и увлеченность детей на групповых и индивидуальных занятиях.

22

Литература

  1. Конвенция ООН о правах ребенка. М., 2003.
  2. Закон. Семья, родители и я. Владимир, 2001.
  3. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. М., 2000.
  4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2006.  
  5. Журнал «Классный руководитель», 2006, № 3; 2007, № 5.
  6. Нечаев М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе. Москва 2008.
  7. Тестирование детей. Ростов-на-Дону, 2005.
  8. Педагогическая диагностика. Волгоград, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития " Социализация личности как одно из условий модернизации образования"

В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации обр...

программа по социализации воспитанников в условиях детского дома

Данная программа разработана социальным педагогом и педагогом -психологом ГКОУВО "Муромский детский дом № 2" Серовой И.Е. и Солдаткиной Л.Н. Данную программу в своей работе с детьми детского дома...

Программа по социализации "Мы вместе"

Программа воспитания и социализации направлена на формирование пространства для духовно-нравственного развития школьников на основе их приобщения к национальным ценностям, ценностям семьи, своей...

Программа "Зеркало" - Программа по социализации и адаптации учащихся.

Социальная дезаптация школьников часто взаимосвязана со снижением темпов реализации их интеллектуальных и эмоционально-волевых способностей и ухода из реальной жизни в различные подростковые формирова...

Программа по социализации «Секреты кулинарии»

Занятия по «Кулинарии» направлены на практическую подготовку воспитанниц социальной гостиницы к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптаци...

Программа по социализации школьников "Ступени совершенства"

Основаня цель программы: духовно-нравственное воспитание на основе семейных ценностей и традиций....

Программа по социализации обучающихся при изучении географии «С географией по жизни»

Программа по социализации обучающихся при изучении географии «С географией по жизни»...