Главные вкладки

    конспект открытого занятия "Музыкальный Санкт-Петербург"
    материал по теме

    Конспект открытого занятия "Музыкальный Санкт-Петербург" для воспитанников интерната.О композиторах, живших и творивших музыку в Ленинграде   до и после ВОВ. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл k_o_n_s_p_e_k_t_oz_muz_spb_sergeeva.docx25.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    К О Н С П Е К Т

    Открытого занятия на тему:

    «Музыкальный Санкт-Петербург»

    Цели:

    1. Формировать элементарные представления о  музыкальных направлениях, композиторах, чье музыкальное творчество посвящено городу Санкт-Петербургу.
    2. Корректировать мыслительную деятельность, развивать интерес к различным направлениям в музыке.
    3. Воспитывать эстетическое восприятие музыки любого жанра.

    Оборудование: аудиотехника, аккордеон, проигрыватель, пластинки, иллюстративный материал.

    План занятия:

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы занятия

    II.Основная часть

           1. Прослушивание музыки

           2.Вступительное слово педагога. Общее представление о городе Санкт-Петербург, его архитектуре.

           3.Беседа

           4. Упражнение на коррекцию мыслительной деятельности

           5.Прослушивание музыкальных произведений

           6. Совместное обсуждение, сравнение ( эстрадное исполнение, классическое, в т.ч. к балету, симфонии).

           7. Упражнение на дифференциацию

           

    III. Заключительная часть

    Подведение итогов. Оценка деятельности воспитанниц

    Этапы занятия

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанниц

    I.Организационный момент

    Звучит музыка в исполнении В.Леонтьева

    Сообщение темы занятия

    II.Основная часть

    Вступительное слово педагога

    Рассказ педагога

    Беседа

    Задания на коррекцию мыслительной деятельности

    Рассказ педагога

    Звучит «Гимн» Р.Глиэра

    Звучит музыка С.Прокофьева

    Звучит 3-я и 4-я прелюдии к фильму «Овод» Д.Д.Шостаковича

    Звучит фрагмент балета «Спящая красавица»

    Задание на коррекцию мыслительной деятельности

    Чтение стихотворения

    III. Заключительная часть

     

    Сегодня мы поговорим о музыке, о той, которую мы знаем и слушаем и о той, с которой  познакомимся поближе.

    Тема занятия: «Музыкальный Санкт-Петербург»

    Наш город Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира.

    Вспомните, в  каком году он был основан и кем?

    Правильно. Его основал Петр I, поэтому и назван  Санкт-Петербургом.

    После смерти В.И.Ленина город Санкт-Петербург был переименован в г. Ленинград. Сейчас наш город получил свое прежнее название.

    В Санкт-Петербурге живет более 4млн. человек. Здесь жили и продолжают жить и работать талантливые люди, которые сделали Санкт-Петербург таким красивым.

    Когда мы с вами были на экскурсии в городе, мы видели красивые здания Исаакиевского, Казанского соборов, Эрмитажа, различных музеев, парки, проспекты, мосты и площади.

    Красоту этих сооружений придумали архитекторы, памятники великим, талантливым людям сделаны скульпторами. Кроме них в городе жили и продолжают жить люди, музыкальные произведения которых знают во всем мире.

    Как называются люди, сочиняющие музыку?

    Музыка имеет несколько жанров

    Перед началом занятия мы с вами прослушали музыку. Какая она?

    Какую музыку вы еще знаете ?

    Какую музыку вы любите слушать больше всего?

    Какие музыкальные группы вы знаете?

    Каких исполнителей вы слушаете чаще всего?

    Хорошо. Музыка  звучит по радио, телевидению, в театре, используется в кинофильмах. Музыка сопровождает праздники, народные гулянья, младенцу поют колыбельные песни. Можно сказать, что музыка сопутствует человеку всю жизнь.

    Мы с вами на предыдущих занятиях говорили о музыке, композиторах. А вот как развивалась музыкальная жизнь нашего города ?

    Мы с вами  немного выяснили, как развивалась музыкальная жизнь Санкт-Петербурга.

    Кроме эстрадной музыки есть классическая. Это серьезная музыка, ее нужно слушать, под нее не танцуют, ее можно слушать, закрыв глаза. Классическая музыка выражает настроение, чувства. Она помогает передать мысли и состояние души.

    Всем известен гимн Великому городу. О нем мы с вами говорили на наших занятиях.

    Где он звучит?

    Правильно. Этот Гимн сочинил Р.Глиэр. Он прославляет наш город, в его звуках мы услышим торжественность, величие и красоту нашего города.

    Постарайтесь при прослушивании вспомнить места, где мы бывали и мысленно их представить

    Что вы представили? Что напомнила вам музыка? Какое вызвало настроение?

    В нашем городе жили и сочиняли  классическую музыку много талантливых композиторов, среди них С.Прокофьев.

    Кто расскажет об этом великом композиторе?

    В нашем городе жил также великий композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

    Кто сможет рассказать о нем?

     Шла война. Был август 1941 года. Он писал симфонию, которая помогла выстоять ленинградцам и выжить в эти тяжелые годы войны. К сожалению, мы не сможем прослушать его симфонию. Чтобы понять мысли композитора, давайте прослушаем его другую музыку.

    Какая музыка по ритму. Какое, на ваш взгляд, передано настроение?

    В нашем городе жил и творил еще один великий композитор П.И.Чайковский.

    Кто о нем расскажет?

    Кто-нибудь из вас смотрел балет ? Балет-это праздник для глаз. Он выражает события, разные ситуации. Одно из самых известных произведений П.И.Чайковского балет «Спящая красавица». Он написан по сказке Ш.Перро.

    В королевстве у короля с королевой родилась дочь. Все были очень рады. Слуги рассказали всему королевству о радостном событии. В честь рождения ребенка король устраивает праздник и приглашает на этот праздник всех, кроме злой колдуньи Карабос.Узнав об этом, Карабос собирается в королевство, чтобы отомстить королю.

    Сейчас мы прослушаем содержание и вы постарайтесь представить эту картину перед собой.


    В музыке передано настроение. Каким вы его  чувствуете ?

    Музыка советских композиторов, посвятивших свое творчество военной теме, продолжает звучать и в наше время. Один из них В.П.Соловьев-Седой.

    Кто о нем расскажет?

    Давайте все вместе споем песню В.П.Соловьева-Седого «Город над вольной Невой».

    Число ленинградских композиторов продолжает Исаак Осипович Дунаевский. В семье Дунаевского любили музыку, часто устраивали вечера, где постоянным слушателем был Исаак. Уже в 4.5 года он подбирал по слуху мелодии вальсов и маршей. В Середине 30-х годов на экранах появляются фильмы с музыкой Дунаевского И.О. Всем известна его песни «Ну-ка, солнце, ярче брызни!», «А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер!»

    Давайте все вместе споем одну из них.

    Каких композиторов нашего времени, живущих в Санкт-Петербурге, вы знаете?

    Немало и стихотворений сложено в честь нашего города.

    Кто прочтет стихотворение?

    В заключение давайте все вместе споем песню о нашем городе И.О.Дунаевского «Ленинград»

    Мы с вами познакомились с направлениями в музыки. Слушали классическую музыку, познакомились  творчеством композиторов, творивших в Ленинграде и Санкт-Петербурге, молодых композиторах нашего времени.

    Наше занятие окончено.

    Спасибо!

    Петром I , в 1703 году

    Композиторы

    Эстрадная

    Народную, музыку к фильмам, зарубежную

    Эстрадную

    «Блестящие», «Стрелки»

    Буланову, Салтыкову, Киркорова, Леонтьева

    Музыкальная жизнь города начала развиваться с момента основания Санкт-Петербурга. В начале 18 в. В С.Петербурге выступали иностранные артисты. Потом стали появляться музыкальные училища, классы, театральные школы. В Петербурге возникли театры. Большой интерес возник к домашней музыке, народной песне.

    Этот гимн производят куранты Петропавловской крепости.

    Он звучит на Московском вокзале при прибытии и отправлении поезда «Красная стрела», а также во время пуска фонтанов в Петергофе.

    Представили как мы гуляем в городе по Невскому проспекту. Музыка вызывает чувство гордости за наш город

    Сергей Прокофьев 13-летним юношей сдавал экзамен в Петербургскую консерваторию. С самого начала его пути у него были успехи и неудачи. Во время выступления люди вставали с мест и уходили, говорили «от такой музыки с ума сойдешь». Лишь через 10 лет слушатели искупят свистки аплодисментами.

    Жизнь и творчество Д.Д.Шостаковича связаны с Санкт-Петербургом. В 13 лет он поступает в Ленинградскую консерваторию. Он пишет много музыкальных произведений. Каждому известна его 7-я Ленинградская симфония. Она посвящена блокаде Ленинграда.

    Музыка протяжная, иногда быстрая. Передана тревога.

    Жил в нашем городе удивительный человек, ходил по улицам, по которым ходим мы, бывал в домах, которые и сейчас живут своей жизнью и помнят его. И любил он Неву, белые ночи, Летний сад, Невский проспект.

    Радость, поездка колдуньи, тревога короля

    В.П.Соловьев-Седой родился в Петербурге. Вся его жизнь прошла в любимом городе на Неве. Маленьким мальчиком он ездил к своей няне в Кудрявцево, где ходил в лес, собирал грибы и ягоды. Возвращался из леса с волосами совсем белыми от солнца. Отец его ласково называл «седеньким», «седым», а мальчишкам во дворе кличка «седой» понравилась и они его с тех пор так и стали называть. В 1941 году В.П.Соловье-Седой уезжает из Ленинграда и пишет песню «Прощай любимый город». Он написал 400 песен, больше о Ленинграде, в том числе «Город над вольной Невой». В песне о Ленинграде звучит нежная грусть.

    Поют

    Поют «А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер!»

    Число композиторов, продолжают известные в наше время Сергей Баневич, Валерий Гаврилин, Борис Тищенко. Всем известна детская песня А.Витлина «Водичка, водичка, умой мое личико!»

    «Странный город»-читают стих

    Поют песню

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

    Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

    Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»

    Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»...

    Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

    Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

    Конспект урока о Санкт-Петербурге

    Урок о Санкт-Петербурге, разработанный для учащихся из Германии....

    Конспект урока "Достопримечательности Санкт-Петербурга"

    Данный урок был разработан с целью повысить мотивацию к изучению английского языка и показать обучающимся практическую значимость предмета "Английский язык" на примере знакомства с достоприм...

    День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург» Открытое внеурочное мероприятие для 4-х классов «ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО САНКТ- ПЕТЕРБУРГУ»

    День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург»Открытое мероприятие для 4-х классов Внеурочная деятельность. Английский язык.«ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО С...

    План-Конспект занятия "Улицы Санкт -Петербурга"

    Закреплять и расширять знания детей о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.Вызвать у детей интерес к жизни родного города.Закрепить представления о Санкт-Петербурге – городе морском, го...