ПРОГРАММА "ШАХМАТЫ В СФЕРЕ ДОСУГА"
рабочая программа по теме

Горячев Леонид Юрьевич

Направленность данной программы – физкультурно-спортивная.

Шахматы – интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина.

Актуальность обучения детей шахматам неоднократно отмечалась заместителем председателя комитета Государственной думы РФ по образованию и науке Валентиной Ивановой, спикером Государственной думы Борисом Грызловым, многими педагогами и психологами.

Педагогическая целесообразность обусловлена дефицитом образовательных программ по шахматам, ориентированных на Отделы дополнительного образования детей на базе средних школ и гимназий (ОДОД) и на школьные спортивные клубы (ШСК). Данная программа специально разработана для реализации в школьном шахматном клубе в рамках ОДОД или ШСК.

Новизна программы в учете специфических особенностей Школьного шахматного клуба и обучающихся в нем детей, в сравнении с другими шахматными структурами и учреждениями.

Основными отличительными особенностями Школьного шахматного клуба являются:

  • многозадачность;
  • изолированность;
  • пониженная мотивация учащихся;
  • наличие сформировавшихся группировок учащихся со сложившимися отношениями;
  • повышенная психологическая утомляемость учащихся.

Многозадачность выражается в необходимости реализации учебных, спортивных, воспитательных и досуговых задач одновременно. В отличии от специализированных спортивных клубов и школ, главной задачей которых является спортивная результативность, детских садов и уроков в младшей школе, где шахматы являются общеразвивающей дисциплиной, и подростковых клубов, где главная задача – обеспечить досуг учащихся, школьный шахматный клуб должен гармонично сочетать все эти направления работы. В зависимости от способностей и потребностей учащихся школьный клуб должен предоставлять возможность всем желающим как интересно провести свободное время, так и обеспечить им условия для дальнейшего спортивного роста.

Еще одной особенностью школьного клуба является высокая степень изолированности. Опыт показывает, что контингент учащихся ограничен учениками школы, привлечь учащихся из других школ удается крайне редко. Это приводит к большим сложностям в реализации спортивных задач, выполнении учащимися разрядов, организации практических занятий. Играя с одними и теми же соперниками, творческий и спортивный рост шахматистов замедляется, а лидеры перестают совершенствоваться, т.к. не имеют соперников своего уровня.

Данная проблема может быть решена организацией регулярных выездных практических занятий и соревнований, участием учеников в районных соревнованиях и фестивалях.

Учащиеся, посещающие занятия, имеют различную мотивацию. Большинство учащихся слабо мотивированы и не ставят перед собой никаких спортивных задач, а приходят за компанию с друзьями или скоротать время в ожидании родителей. От педагога требуется приложить массу усилий, чтобы мотивация учащихся стала позитивной.

Каждый класс в школе является коллективом с уже установившимися психологическими связями. Как правило, в каждом классе формируются одна или несколько малых групп, состоящих из учащихся, более тесно связанных дружбой и общими интересами. Педагогу рекомендуется определить психологических лидеров, заинтересовать их шахматами, что обеспечит сохранность контингента и стабильность в детском коллективе.

Необходимо также учесть, что учащиеся на момент начала занятия уже длительное время находились и общались в школе, в классе, в коллективе, в группе продленного дня. По этой причине у учащихся раньше наступает психологическое утомление, влияющее на поведение, степень освоениение материала, практическую силу. Рекомендуется узнать были ли дети на прогулке, на обеде, на дополнительных занятиях, выполнили ли домашнее задание по основным предметам. Педагогу необходимо учитывать эти обстоятельства при проведении занятий.

 

 

Цель программы: создание посредством шахмат благоприятных условий для развития мышления, творческих и спортивных способностей учащихся, формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

 

Задачи:

Образовательные:

- освоение знаний о шахматной игре, изучение ее истории, правил и законов;

- освоение объема теоретических знаний;

- формирование умений и навыков практической игры;

- выполнение учащимися спортивных разрядов.

Развивающие:

- развитие мышления и творческих способностей;

- развитие логики и памяти;

- развитие решительности и чувства ответственности за принятое решение.

Воспитательные:

- формирование дисциплинированности и целеустремленности;

- воспитание доброжелательного отношения к товарищам, отзывчивости; привитие навыков общения в коллективе и внешней культуры поведения;

- формирование потребности в проведении досуга с пользой, снижение риска асоциального поведения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

____________________________________________

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Принята педсоветом

Протокол № ___

от ___ ___________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор _______________

________________

___ ___________ 20___ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ШАХМАТЫ

Срок реализации: 3 года.

Возраст учащихся: 7-14 лет.

Составители:

педагоги доп. образования

Горячев Л.Ю.

Санкт-Петербург

2012


Пояснительная записка

        

Направленность данной программы – физкультурно-спортивная.

Шахматы – интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина.

Актуальность обучения детей шахматам неоднократно отмечалась заместителем председателя комитета Государственной думы РФ по образованию и науке Валентиной Ивановой, спикером Государственной думы Борисом Грызловым, многими педагогами и психологами.

Педагогическая целесообразность обусловлена дефицитом образовательных программ по шахматам, ориентированных на Отделы дополнительного образования детей на базе средних школ и гимназий (ОДОД) и на школьные спортивные клубы (ШСК). Данная программа специально разработана для реализации в школьном шахматном клубе в рамках ОДОД или ШСК.

Новизна программы в учете специфических особенностей Школьного шахматного клуба и обучающихся в нем детей, в сравнении с другими шахматными структурами и учреждениями.

Основными отличительными особенностями Школьного шахматного клуба являются:

  • многозадачность;
  • изолированность;
  • пониженная мотивация учащихся;
  • наличие сформировавшихся группировок учащихся со сложившимися отношениями;
  • повышенная психологическая утомляемость учащихся.

Многозадачность выражается в необходимости реализации учебных, спортивных, воспитательных и досуговых задач одновременно. В отличии от специализированных спортивных клубов и школ, главной задачей которых является спортивная результативность, детских садов и уроков в младшей школе, где шахматы являются общеразвивающей дисциплиной, и подростковых клубов, где главная задача – обеспечить досуг учащихся, школьный шахматный клуб должен гармонично сочетать все эти направления работы. В зависимости от способностей и потребностей учащихся школьный клуб должен предоставлять возможность всем желающим как интересно провести свободное время, так и обеспечить им условия для дальнейшего спортивного роста.

Еще одной особенностью школьного клуба является высокая степень изолированности. Опыт показывает, что контингент учащихся ограничен учениками школы, привлечь учащихся из других школ удается крайне редко. Это приводит к большим сложностям в реализации спортивных задач, выполнении учащимися разрядов, организации практических занятий. Играя с одними и теми же соперниками, творческий и спортивный рост шахматистов замедляется, а лидеры перестают совершенствоваться, т.к. не имеют соперников своего уровня.

Данная проблема может быть решена организацией регулярных выездных практических занятий и соревнований, участием учеников в районных соревнованиях и фестивалях.

Учащиеся, посещающие занятия, имеют различную мотивацию. Большинство учащихся слабо мотивированы и не ставят перед собой никаких спортивных задач, а приходят за компанию с друзьями или скоротать время в ожидании родителей. От педагога требуется приложить массу усилий, чтобы мотивация учащихся стала позитивной.

Каждый класс в школе является коллективом с уже установившимися психологическими связями. Как правило, в каждом классе формируются одна или несколько малых групп, состоящих из учащихся, более тесно связанных дружбой и общими интересами. Педагогу рекомендуется определить психологических лидеров, заинтересовать их шахматами, что обеспечит сохранность контингента и стабильность в детском коллективе.

Необходимо также учесть, что учащиеся на момент начала занятия уже длительное время находились и общались в школе, в классе, в коллективе, в группе продленного дня. По этой причине у учащихся раньше наступает психологическое утомление, влияющее на поведение, степень освоениение материала, практическую силу. Рекомендуется узнать были ли дети на прогулке, на обеде, на дополнительных занятиях, выполнили ли домашнее задание по основным предметам. Педагогу необходимо учитывать эти обстоятельства при проведении занятий.

Цель программы: создание посредством шахмат благоприятных условий для развития мышления, творческих и спортивных способностей учащихся, формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Задачи:

Образовательные:

- освоение знаний о шахматной игре, изучение ее истории, правил и законов;

- освоение объема теоретических знаний;

- формирование умений и навыков практической игры;

- выполнение учащимися спортивных разрядов.

Развивающие:

- развитие мышления и творческих способностей;

- развитие логики и памяти;

- развитие решительности и чувства ответственности за принятое решение.

Воспитательные:

- формирование дисциплинированности и целеустремленности;

- воспитание доброжелательного отношения к товарищам, отзывчивости; привитие навыков общения в коллективе и внешней культуры поведения;

- формирование потребности в проведении досуга с пользой, снижение риска асоциального поведения.

Сроки реализации, интенсивность освоения.

Срок реализации программы – 3 года.

Программа предусматривает 2 уровня интенсивности: базовый – 2 занятия в неделю по 2 часа (по 144 часа на каждый учебный год) и повышенный 3 занятия по 2 часа или 2 занятия по 3 часа в неделю (216 часов на каждый год)

Учащиеся.

Программа рассчитана на учащихся возраста 7-14 лет. Учащиеся занимаются в группе от 10 до 15 человек, в зависимости от года обучения. Возрастные особенности учащихся должны учитываться педагогом при выбре формы и способов подачи материала и организации занятий.

Принципы обучения.

Принципами обучения данной прогаммы являются доступность, наглядность, систематичность. Прогамма построена циклично, план каждого учебного года состоит из 6 разделов, которые изучаются последовательно, усложняясь ежегодно.

        Формы и режим занятий.

Занятия проводятся в комбинированной форме, и могут включать теоретическую и практическую части (игру и разбор партий) или быстрые шахматы в равном соотношении.  Учитывая большую важность практики, учащимся рекомендуется регулярно проводить практическую самоподготовку, играя в свободное время с различными соперниками, и участвовать в соревнованиях. Режим занятий должен соответствовать санитарным нормативам для образовательных учреждений. Желательно равномерное распределение учебной нагрузки втечение недели.

Методы и приемы обучения.

Для проведения теоретической части занятия педагогом используется словесный и наглядный методы, на практической части занятия – практический метод организации занятия.

Деятельность детей на теории носит разнообразный характер и может изменяться от слушателя до исследователя. На практической части – деятельность детей исследовательская в парах.

        Основные приемы на теории: устный рассказ, показ материала на демонстрационной доске, показ материала на проекторе, самостоятельное решение учащимися аналогичных задач.

        На практике основными приемами является игра в шахматы и разбор сыгранных учащимися партий.

Материально-техническое оснащение.

Для проведения занятий необходимо помещение, оборудованное столами и стульями, 15 комплектов шахмат и демонстрационная шахматная доска. Для проведения соревнований необходимо 10 шахматных часов. Желательно наличия компьютера и проектора.

Ожидаемый результат.

В результате освоения материала программы учащиеся должны овладеть необходимыми теоретическими знаниями и навыками практической игры.

Диагностика результативности выполнения образовательных задач проводится в форме тест-заданий и оценки итогов выступлений учащихся в соревнованиях.

Диагнотика результативности выполнения развивающих и воспитательных задач проводится в форме опроса родителей, классных руководителей и учителей, а также в форме анкетирования учащихся.

         

К концу первого года обучения учащиеся должны

знать:

- правила игры, ценность фигур;

- легенду возникновения и историю развития шахматной игры (на уровне начальной школы)

- понятия шах, мат, пат;

- владеть шахматной нотацией;

- постановку мата одинокому королю;

- стадии шахматной партии и основные задачи для каждой стадии.

уметь:

- ставить мат в 1 ход разными фигурами;

- ставить мат ферзем, ладьей, линейный мат;

- ставить «детский мат» и защищаться от него;

- играть и записывать партию.

К концу второго года обучения учащиеся должны

знать:

- чемпионов мира по шахматам;

- тактические приемы (нападение, защита, двойной удар, связка, уничтожение защиты, отвлечение)

- понятие комбинации;

- 2-3 открытых дебюта;

- простейшие окончания;

- пешечные структуры (слабые и сильные)

- хорошие и плохие поля для расположения фигур;

- правила игры в соревнованиях;

уметь:

- ставить мат в 2 хода разными фигурами;

- проводить пешку с помощью короля;

- находить простые тактические удары и комбинации;

- играть в силу 5 разряда;

К концу третьего года обучения учащиеся должны

знать:

- спортивные звания в шахматах, рейтинги и выдающихся шахматистов;

- 2-3 классические партии;

- тактические приемы (завлечение, перекрытие, блокировка, освобождение пространства, рентген)

- 4-5 открытых дебютов, 4-5 полуоткрытых и закрытых дебютов;

- теоретические окончания пешка против фигуры, фигура против фигуры и пешки.

- сильные и слабые поля;

- построение простых планов игры.

уметь:

- ставить мат в 3 хода;

- находить 2-3 ходовые удары и комбинации;

- играть в силу 4 разряда.

Общий учебный план (в часах).

Теория

Практика

Всего

Базовый

уровень

интенсивности

1 год обучения

36

108

144

2 год обучения

36

108

144

3 год обучения

36

108

144

Всего

108

324

432


1-ый год обучения

Учебно-тематический план

№ раздела и темы

Название разделов и тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Правила игры. Контрольные занятия. Итоговое занятие.

4

12

16

2.

История шахмат

4

12

16

3.

Понятие дебюта. Прнципы игры в дебюте. Ошибки в дебюте. Миниатюры.

4

12

16

4.

Понятие окончания. Стратегические задачи. Матование одинокого короля.

4

12

16

5.

Понятие середины игры. Стратегические задачи.

10

30

40

6.

Шахматная тактика. Решение творческих заданий.

10

30

40

 Итого:           36                108                144              

Содержание занятий.

1. Правила игры, Вводные, контрольные, итоговые занятия, теория - 4 часа, практика 12 часов.

Теория: шахматная доска, поля, фигуры, ходы фигур. Ценность фигур.

Практика: Простые игры с фигурами, лабиринты, взятия фигур, «часовые».

2. История шахмат, теория - 4 часа, практика 12 часов.

Теория: легенда возникновения шахматной игры, древние шахматы, путешествие шахмат по миру, шахматы в жизни Петра 1, Пушкина и других Великих людей.

Практика: игра без записи.

3. Понятие дебюта. Прнципы игры в дебюте. Ошибки в дебюте. Миниатюры, теория - 4 часа, практика 12 часов.

Теория: буквы, цифры, поля, запись позиции, запись партии.

Практика: игра с записью, разбор.

4 Понятие окончания. Стратегические задачи. Матование одинокого короля, теория - 4 часа, практика 12 часов.

Теория: линейный мат, мат ферзем, ладьей, двумя слонами.

Практика: игра с записью, разбор.

5. Понятие середины игры. Стратегические задачи, теория - 10 часов, практика 30 часов.

Теория: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, главные задачи каждой стадии с примерами.

Практика: игра с записью, разбор.

6. Решение творческих заданий теория - 10 часов, практика 30 часов.

Теория: решение задач на мат в 1 ход (120 заданий)

Практика: игра с записью, разбор.


Поурочный план 1 года обучения.

Тема занятия

1

шахматная доска

2

фигуры

3

ходы и взятия фигур

4

ценность фигур

5

легенда возникновения шахматной игры

6

древние шахматы

7

путешествие шахмат по миру

8

шахматы в жизни Петра 1, Пушкина и других Великих людей

9

буквы, цифры, поля

10

запись позиции

11

запись партии -1

12

запись партии -2

13

линейный мат

14

мат ферзем

15

мат ладьей

16

мат двумя слонами

17

дебют

18

развитие фигур

19

рокировка

20

миттельшпиль

21

улучшение позиции

22

создание атаки

23

размены

24

эндшпиль

25

проведение пешек

26

остановка пешек

27

решение задач - 1

28

решение задач - 2

29

решение задач - 3

30

решение задач - 4

31

решение задач - 5

32

решение задач - 6

33

решение задач - 7

34

решение задач - 8

35

решение задач - 9

36

решение задач - 10


2-ой год обучения

Учебно-тематический план

№ раздела и темы

Название разделов и тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Правила игры в соревнованиях.

4

12

16

2.

Чемпионы мира по шахматам.

4

12

16

3.

Открытые дебюты.

4

12

16

4.

Простейшие окончания.

4

12

16

5.

Пешечные структуры (слабые и сильные) Хорошие и плохие поля для расположения фигур

10

30

40

6.

Тактические приемы (нападение, защита, двойной удар, связка, уничтожение защиты, отвлечение) Итоговое занятие.

10

30

40

Итого:           36                108                144            

Содержание занятий.

1. Правила игры в соревнованиях теория - теория - 4 часа, практика 12 часов.

Теория: системы проведения шахматных соревнований: нокаут, круговая, швейцарская. Особенности различных шахматных соревнований. Правила игры в соревнованиях.

Практика: игра с записью, разбор.

2. Чемпионы мира по шахматам теория - теория - 4 часа, практика 12 часов.

Теория: «Некоронованные чемпионы» - П.Морфи, А.Андерсен. Чемпионы мира В.Стейниц, Э.Ласкер, Х.Р.Капабланка, А.Алехин, М.Ботвинник, В.Смыслов, М.Таль, Т.Петросян, Б.Спасский, Р.Фишер, А.Карпов, Г.Каспаров, В.Крамник. Чемпионы мира по нокаут-системе. Практика: игра с записью, разбор.

3. Открытые дебюты теория - теория - 4 часа, практика 12 часов.

Теория: Королевский гамбит, Итальянская партия, Шотландская партия. Игра с записью, разбор.

4. Простейшие окончания теория - теория - 4 часа, практика 12 часов.

Теория: король с пешкой против короля. Пешка против пешки.

Практика: игра с записью, разбор.

5. Пешечные структуры (слабые и сильные) Хорошие и плохие поля для расположения фигур теория - 10 часов, практика 30 часов.

Теория: правила расположения фигур и пешек на доске. Понятие плана игры.

Практика: игра с записью, разбор.

6. Тактические приемы (нападение, защита, двойной удар, связка, уничтожение защиты, отвлечение) теория - 10 часов, практика 30 часов.

Теория: элементарные тактические приемы, понятие комбинации. Решение двухходовых комбинаций.

Практика: игра с записью, разбор.


Поурочный план 2 года обучения.

Тема занятия

1

шахматная доска фигуры ходы и взятия фигур ценность фигур

2

системы проведения шахматных соревнований

3

особенности различных шахматных соревнований

4

правила игры в соревнованиях

5

легенда возникновения шахматной игры древние шахматы путешествие шахмат по миру шахматы в жизни Петра 1, Пушкина и других Великих людей

6

 «Некоронованные чемпионы» - П.Морфи, А.Андерсен Чемпионы мира В.Стейниц, Э.Ласкер, Х.Р.Капабланка, А.Алехин

7

М.Ботвинник, В.Смыслов, М.Таль, Т.Петросян, Б.Спасский, Р.Фишер, А.Карпов, Г.Каспаров

8

В.Крамник. Чемпионы мира по нокаут-системе.

9

буквы, цифры, поля, запись позиции, запись партии

10

Королевский гамбит

11

Итальянская партия

12

Шотландская партия

13

линейный мат, мат ферзем, мат ладьей,

14

мат двумя слонами

15

король с пешкой против короля..

16

пешка против пешки

17

развитие фигур, рокировка, пешечный центр

18

расположение короля

19

расположение коней

20

расположение слонов

21

расположение ладей

22

расположение ферзя

23

расположение пешек

24

улучшение (ухудшение) фигур

25

улучшение (ухудшение) пешек

26

размены

27

решение задач - 1

28

решение задач - 2

29

решение задач - 3

30

решение задач - 4

31

решение задач - 5

32

решение задач - 6

33

решение задач - 7

34

решение задач - 8

35

решение задач - 9

36

решение задач - 10


3-ой год обучения

Учебно-тематический план

№ раздела и темы

Название разделов и тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Основы судейства и классификации, спортивные звания в шахматах, рейтинги и разряды.

4

12

16

2.

Классические партии

4

12

16

3.

Полуоткрытые и закрытые дебюты

4

12

16

4.

Теоретические окончания пешка против фигуры, фигура против фигуры и пешки

4

12

16

5.

Сильные и слабые поля,

построение простых планов игры

10

30

40

6.

Тактические приемы (завлечение, перекрытие, блокировка, освобождение пространства, рентген, сочетание приемов) Итоговое занятие.

10

30

40

Итого:           36                108                144  

Содержание занятий.

1. Основы судейства и классификации, спортивные звания в шахматах, рейтинги и разряды: теория - 4 часа, практика 12 часов.

Теория: система современных спортивных разрядов и званий. Международный рейтинг шахматистов. Выдающиеся исторические личности, игравшие в шахматы, выдающиеся шахматисты.

Практика: игра с записью, разбор.

2. Классические партии теория - 4 часа, практика 12 часов.

Теория: самые известные партии в истории: Морфии – Консультанты, Андерсен – Кизирицкий и др.

Практика: игра с записью, разбор.

3. Полуоткрытые и закрытые дебюты теория - 4 часа, практика 12 часов.

Теория: Скандинавская защита, французская защита, сицилианская защита, ферзевый гамбит, староиндийская защита.

Практика: Игра с записью, разбор.

4. Теоретические окончания пешка против фигуры, фигура против фигуры и пешки теория - 4 часа, практика 12 часов.

Теория: конь, слон, ладья, ферзь против пешки.

Практика: игра с записью, разбор.

5. Сильные и слабые поля, построение простых планов игры теория - 10 часов, практика 30 часов.

Теория: выбор плана игры и его реализация. Использование сильных и слабых полей.

Практика: игра с записью, разбор.

6. Тактические приемы (завлечение, перекрытие, блокировка, освобождение пространства, рентген, сочетание приемов) теория - 10 часов, практика 30 часов.

Теория: сложные тактические приемы. Сочетания тактических приемов. Решение трехходовых комбинаций.Практика: игра с записью, разбор.

Список литературы для педагога.

  1.  Лисицын Г.М. Первые шаги в шахматном искусстве. Лениздат, 1960 год.
  1.  В.А.Пожарский Шахматный учебник. 1996.
  2.  Журавлев Н.И. Шаг за шагом. ФиС, 1986.
  3.  Эстрин Я.Б., Панов В.Н. Курс дебютов. ФиС, 1982.
  4.  Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества. ФиС, 1982.
  5.  А.Н.Костьев. Уроки шахмат. ФиС,1984.
  6. Х.Р.Капабланка. Учебник шахматной игры. ФиС, 1980.
  7.  А.А.Алехин. Триста избранных партий. ФиС, 1989.
  8. А.В.Котов. Как стать гроссмейстером. ФиС, 1984.
  9.  О.В.Чеботарев. Уроки шахматной стратегии. Воениздат, 1981.
  10. Д.И.Бронштейн. Международный турнир гроссмейстеров. ФиС, 1980.
  11.  Энциклопедия шахматных миттельшпилей. Белград, 1980.
  12. А.Н.Ройзман.400 миниатюр. Берлин, 1980.
  13.  Малая дебютная энциклопедия. ФиС, 1985.
  14. М.М.Ботвинник. Аналитические и критические работы (1-4 том). ФиС, 1986.
  15.  М.И.Дворецкий. Искусство анализа. Прогресс, 1992.
  16.  Л.Портиш, Б.Шаркози. 600 окончаний. ФиС, 1979.
  17.  Энциклопедия шахматных окончаний. Белград,1980.
  18. Ю.Л.Авербах. Шахматные окончания. ФиС, 1981.
  19.  М.И.Шерешевский. Стратегия эндшпиля. ФиС, 1988.

        

        

Список литературы для учащихся.        

        

  1. Иващенко «Учебник шахматных комбинаций»
  2. Журавлев Н.И. Шаг за шагом. ФиС, 1986.
  3. В.А.Пожарский Шахматный учебник. 1996.
  4. Лисицын Г.М. Первые шаги в шахматном искусстве. Лениздат, 1960 год.

Список компьютерных программ для педагога.

  1. Динозавры учат шахматам.
  2. Шахматная тактика для начинающих.
  3. Шахматная школа для начинающих.
  4. Шахматы в сказках.
  5. Энциклопедия комбинаций.
  6. Свисс – жеребьевка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИГРОВОГО ДОСУГА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Игра социальна по своей природе и по непосредственному насыщению. В процессе игры человек удовлетворяет целый ряд потребностей в самовыражении и самоутверждении. Игра удовлетворяет также познавательны...

Самостоятельная работа по геометрии. Тема ""Сфера. Уравнение сферы. Площадь сферы", 11 класс

Самостоятельная работа составлена на базовом и профильном уровнях. В каждом уровне два варианта. Работа для 11 класса по учебнику Атанасяна....

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СФЕРЕ ДОСУГА

Наиболее сложно процесс социализации  протекает в подростковом возрасте, так как происходят большие изменения и в организме, и в сознании.Появляется большое разнообразие отношений (дружба, вражда...

организация досуга детей спортивного направления в сфере дополнительного образования

организация досуга детей спортивного направления в сфере дополнительного образования...

Программа досуговой деятельности учащихся "Шахматы в сфере досуга на 2017-2021 гг"

Реализация Программы системы дополнительного образования детей  призвана способствовать: расширению возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его проектов;2. Р...

Динамика результативности достигаемых результатов освоения дополнительной образовательной программы "Шахматы в сфере досуга"

Цель программы:  укрепление и сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся при помощи организации отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.Главная задача - создан...

Метапредметный урок "Досуг. Почему спрос на досуг ниже, чем предложения? Die Muße. Das Freizeitangebot übersteigt die Nachfrage. Warum passiert es so?"

Учебник:  Немецкий язык. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Л. М. Санникова и др.]Тип урока: урок комплексного применения предметных и метапред...