ЕГЭ глазами учителя. ЕГЭ глазами ученика.
методическая разработка по теме

Рогова Светлана Биктимировна

Как показывает практика, в период подготовки и сдачи экзаменов родители и учителя зачастую сами создают атмосферу эмоционального напряжения, ведь многие воспринимают успешность чада на экзаменах, как показатель своей родительской или профессиональной успешности. Если ребёнок хорошо сдал экзамены – я, как родитель, состоялся, а я, как учитель, выполнил свою задачу.

Для достижения цели у родителей все средства хороши: напоминания в виде приказов, обрисовка в ярких красках картинок ужасных последствий его провала, обещания сделать с ним что-нибудь «эдакое» или лишить чего-то «такого», что для него ценно, и т.д. и т.п.

К процессу «психологической подготовки» присоединяются учителя, пророча своим воспитанника мрачное будущее на задворках жизни. В итоге, до экзамена ещё далеко, а у ребёнка (да и УЧИТЕЛЯ) уже стресс.

Давайте подумаем, как мы с вами можем помочь нашим детям подготовиться к экзаменам и благополучно их сдать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ege_glazami_uchitelya._ege_glazami_uchenika.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЕГЭ глазами учителя. ЕГЭ глазами ученика.

Терпение – это искусство надеяться

Л.Вовенарг

Цель образования –

подготовить молодых к тому,

 чтобы они всю жизнь занимались самообразованием.

Роберт Мейнард Хатчинс

Педагоги, работающие с подростками в период их подготовки к выпускным экзаменам, должны понимать, насколько важно в это время создать условия, чтобы выпускник смог:

  • осознать, от чего же зависит успешность сдачи ЕГЭ;
  • выявить область знаний с наибольшими пробелами;
  • повысить уверенность в своих силах;
  • научиться управлять своими эмоциями.

Как показывает практика, в период подготовки и сдачи экзаменов родители и учителя зачастую сами создают атмосферу эмоционального напряжения, ведь многие воспринимают успешность чада на экзаменах, как показатель своей родительской или профессиональной успешности. Если ребёнок хорошо сдал экзамены – я, как родитель, состоялся, а я, как учитель, выполнил свою задачу.

Для достижения цели у родителей все средства хороши: напоминания в виде приказов, обрисовка в ярких красках картинок ужасных последствий его провала, обещания сделать с ним что-нибудь «эдакое» или лишить чего-то «такого», что для него ценно, и т.д. и т.п.

К процессу «психологической подготовки» присоединяются учителя, пророча своим воспитанника мрачное будущее на задворках жизни. В итоге, до экзамена ещё далеко, а у ребёнка (да и УЧИТЕЛЯ) уже стресс.

Давайте подумаем, как мы с вами можем помочь нашим детям подготовиться к экзаменам и благополучно их сдать.

Наверняка многие помнят свои ощущения и переживания о процессе подготовки и сдачи экзаменов (или современной аттестации). С уверенностью можно сказать, что не многие сохранили о нём (о ней) приятные воспоминания.

Далеко не каждый школьник в состоянии успешно справиться с волнением и страхом, тревогой и нервозностью. Очень часто эмоциональное напряжение и переживания вызывают головные боли, нарушения сна и пищеварения, повышенное потоотделение и т.д. И в этой ситуации мы снова произносим магическое слово «СТРЕСС», которое прочно вошло в нашу жизнь. Оно звучит с обречённостью приговора, который нельзя ни обжаловать, ни отменить.

Очевидно, что страх потерпеть неудачу и отсутствие перспектив могут вызвать у любого ученика состояние тревоги. В свою очередь это состояние  будет источником  новых проблем. Начинают работать эмоции: с одной стороны – гнев, а с другой – ощущение беспомощности. Эти эмоции приводят ко многим нежелательным поведенческим реакциям, в частности, к потере интереса к учёбе и школьной жизни. Вот почему умение снять состояние тревожности помогает и нам, и ученикам, улучшая климат во всей школе.

МЫ НЕ СМОЖЕМ ПОМОЧЬ УЧЕНИКАМ СПРАВИТЬСЯ С ИХ ТРЕВОГАМИ, ЕСЛИ НЕ УМЕЕМ СПРАВИТЬСЯ СО СВОИМИ.

Для того, чтобы помочь ученикам снять состояние тревожности, мы должны, прежде всего, преодолеть своё беспокойство. Если мы этого не сделаем, то очень велик шанс, что передадим своё беспокойство ученикам. Дети часто оказываются жертвами НАШИХ эмоций, вызванных нашим раздражением и беспокойством.

Когда ученик испытывает состояние тревоги, мы должны быть исключительно заботливыми и очень спокойными. Мы просто не должны поддаваться эмоциям, наша задача – играть роль стабилизатора.

Общеизвестно, что проблемы есть у всех. Все знают, что проблемы обычно решаются («всё пройдёт, пройдёт и это»). Эти общие комментарии нужны ученикам, чтобы дать им надежду и помочь преодолеть своё состояние тревоги.

Вот некоторые рекомендации ВСЕМ взрослым, находящимся рядом с выпускником:

  • Не стоит ежеминутно беспокоиться об оценке, которую он может получить, это может повысить его тревожность накануне экзаменов.
  • Повышайте уверенность ребёнка в себе: подбадривайте, хвалите его за то, что у него хорошо получается. Помните, что чем больше он боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.
  • Контролируйте режим подготовки, не допускайте перегрузок. Объясните, что работа обязательно должна чередоваться с отдыхом.
  • Перед экзаменом лучше хорошо выспаться. Экзамен – своего рода борьба. А уставший воин – не воин.
  • Будьте спокойны накануне экзамена. Детям всегда передаётся волнение взрослых. Если и мы не можем справиться со своими эмоциями, то  ребёнок может эмоционально «сорваться».
  • Не критикуйте ребёнка после экзамена. Оценка не является совершенным измерением возможностей человека.  

Срывы на экзаменах являются распространенным проявлением волнения, тревоги и даже страха. Эти срывы зависят не от теоретической, а от психологической подготовки.

Выпускникам очень важно помочь обрести спокойствие и уверенность в себе, снизить тревожность, раздражительность, агрессивность.

Советы ВЫПУСКНИКАМ:

  • Не позволяйте негативным чувствам, воспоминаниям о прошлом, ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМ о будущем овладеть Вами. Действительное положение дел часто лучше Вашего прогноза!
  • Используйте внушающие формулировки «Я могу!», «Я способен добиться цели!»
  • Свободное время отдавайте занятиям, которые приносят Вам удовольствие. У Вас не должно оставаться пустого времени на переживания и беспокойство. Будьте постоянно заняты.
  • Активное действие – главное, что отличает ПОБЕДИТЕЛЯ от неудачника.
  • Используйте любую возможность для того, чтобы увеличить знания по предметам.
  • Делитесь своими проблемами с друзьями, советуйтесь с теми, кто был в подобной ситуации и вышел из неё.
  • Рассматривайте предстоящий экзамен как подаренную судьбой возможность проверить свои силы, лучше узнать свои самые сильные стороны, обратите внимание на то, что ещё предстоит улучшить, совершенствовать.

УЧИТЕЛЯ, НАПОМНИТЕ себе: всё, чему я мог научить этих детей, я уже сделал. Мои ученики находятся на этапе саморазвития, самосовершенствования. Чем я на самом деле могу им быть полезным сейчас? Сейчас выпускники больше всего нуждаются в ПОДДЕРЖКЕ и ЛЮБВИ. Дарите ВЕРУ в свои силы всеми возможными способами.

Спокойно проанализируйте возможные варианты развития их судьбы (как они видятся сегодня).

Реалистично определите: экзамен – это конец света? Нет, у ребёнка обязательно есть БУДУЩЕЕ!

Ваше собственное спокойствие и уверенность – самые надёжные помощники для Вашего ученика.

Цель обучения, конечно же, научить учиться. А проверяя знания, мы хотим узнать, во-первых, насколько хорошо ученики усвоили материал и, во-вторых, насколько хорошо мы их научили.

Учитель-МАСТЕР знает, что и при обучении, и при контроле знаний надо быть на стороне ученика. Нельзя создавать ситуацию «мы против них», ценнее партнёрские отношения «мы вместе».

Надо быть уверенным, что ученики знают, что наша ДВЕРЬ всегда открыта. Многие найдут дорогу к этой двери, если будут знать, что мы обязательно примем их, когда они придут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Учитель в произведениях писателей и глазами учеников"

Урок внеклассного чтения по литературе " Учитель в произведениях писателей и глазами учеников" строится на произведениях  Макаренко "Педагогическая поэма", В. Быкова  "Обелиск", Ч. Айтматов ...

ВР глазами учеников родителей учителей

В помощь учителю диагностика класса...

Современный урок глазами учеников и учителей.

Каким должен быть современный урок в действительности.Какие требования у современных учеников к урокам в целом....

Современный учитель глазами учеников

Научно - исследовательская работа "Современный учитель глазами учеников"...

Классный час: "Учитель глазами учеников"

Презентация, подготовленная  к началу учебного года, представляет собой анкетирование учащихся по вопросам отношения к педагогам и учёбе в целом....

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения  компетентности ученика)...

Классный час. Современный учитель глазами ученика. 8 класс

Классный час "Современный учитель глазами ученика" 8 класс. Материал классного часа нацелен на воспитание уважения учащихся к профессии учителя, развитие коммуникабельности, творческих спосо...