Нравственные беседы с подростками. Методическая разработка курса.
методическая разработка (10 класс) по теме

seonick

Данная методическая разработка представляет собой цикл занятий, построенных, в основном, в виде «сократических бесед» на нравственные темы. Методическая разработка явилась следствием занятий-бесед, проводимых автором в течении десяти лет на базе Православной церковно-приходской школы прихода Петра и Павла г.Полевской, а так же встреч со старшеклассниками общеобразовательных школ и техникумов г.Полевской. В зависимости от аудитории те или ные вопросы освещались с различных точек зрения, более понятных учащимся.

 

Актуальность темы духовно-нравственного развития молодежи на современном этапе очевидна – сейчас, когда материальные ценности доминируют над духовными, у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры, за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Разработка различных методик работы со старшеклассниками и студентами по воспитанию духовных и нравственных ценностей как для общеобразовательных школ и лицеев, так и для церковно-приходских школ, видится сейчас очень важной задачей.

Необходимо отметить, что нравственные ценности очень сложно передать сугубо информационным путем, через обычные уроки или лекции, поэтому автором была выбрана форма беседы, как одна из оптимальных форм обучения для избранной тематики. К тому же в подростковом возрасте ребята более всего восприимчивы к подобным формам обучения.

Цель работы – найти оптимальный метод духовно-нравственных занятий с подростками.

Задачи работы – раскрыть методику духовных бесед, как оптимальную для занятий с подростками; создать методическую разработку современного курса бесед о христианской нравственности с подростками, структурировать и последовательно изложить опыт семилетней работы автора.

Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания подростков.

Предмет исследования – эффективность методики уроков-бесед на духовно нравственные темы с подростками.

Социальная значимость состоит в том, что подростки учатся свободно размышлять, ставить и решать нравственные задачи на основании Евангельских заповедей, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки совместного решения задач, а так же нелинейного подхода к жизненным ситуациям.

Предполагаемый результат, как отдельной беседы, так и всего курса – усвоение  детьми христианской нравственности не из внешних лекций, а через собственные выводы; чтобы христианская жизнь стала не навязанной извне, а внутренним выбором. Несмотря на масштабность и труднодостижимость предполагаемого результата, автор считает важным проводить подобные занятия-беседы, которые могут в дальнейшем сыграть важную роль в окончательном формировании личности молодых людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный институт

Факультет социальной работы и социальной педагогики

Кафедра теологии

Методическая разработка курса Нравственных бесед с подростками

Составитель: Заболотнов Никита Владимирович

Полевской

2010


Содержание

Введение.        

Часть 1. Нравственная беседа как средство воспитания подростков.        

Особенности нравственной беседы        

Возможные сценарии и этапы нравственной беседы        

Беседа, построенная вокруг проблемного вопроса:        

Беседа, построенная как обсуждение тезиса или цитаты:        

Беседа, построенная как обсуждение фильма:        

Часть 2. Методическая разработка курса нравственных бесед с подростками.        

Характеристика курса        

Темы занятий.        

Содержание занятий по темам.        

Совместный просмотр фильмов, как важная составляющая нравственных бесед.        

Проблемы и трудности, возникающие в ходе занятий        


Введение.

Данная методическая разработка представляет собой цикл занятий, построенных, в основном, в виде «сократических бесед» на нравственные темы. Методическая разработка явилась следствием занятий-бесед, проводимых автором в течении семи лет на базе церковно-приходской школы прихода Петра и Павла г.Полевской, а так же встреч со старшеклассниками общеобразовательных школ и техникумов г.Полевской.

Актуальность темы духовно-нравственного развития молодежи на современном этапе очевидна – сейчас, когда материальные ценности доминируют над духовными, у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры, за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Разработка различных методик работы со старшеклассниками и студентами по воспитанию духовных и нравственных ценностей как для общеобразовательных школ и лицеев, так и для церковно-приходских школ, видится сейчас очень важной задачей.

Необходимо отметить, что нравственные ценности очень сложно передать сугубо информационным путем, через обычные уроки или лекции, поэтому автором была выбрана форма беседы, как одна из оптимальных форм обучения для избранной тематики. К тому же в подростковом возрасте ребята более всего восприимчивы к подобным формам обучения.

Цель работы – найти оптимальный метод духовно-нравственных занятий с подростками.

Задачи работы – раскрыть методику духовных бесед, как оптимальную для занятий с подростками; создать методическую разработку современного курса бесед о христианской нравственности с подростками, структурировать и последовательно изложить опыт семилетней работы автора.

Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания подростков.

Предмет исследования – эффективность методики уроков-бесед на духовно нравственные темы с подростками.

Социальная значимость состоит в том, что подростки учатся свободно размышлять, ставить и решать нравственные задачи на основании Евангельских заповедей, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки совместного решения задач, а так же нелинейного подхода к жизненным ситуациям.

Предполагаемый результат, как отдельной беседы, так и всего курса – усвоение  детьми христианской нравственности не из внешних лекций, а через собственные выводы; чтобы христианская жизнь стала не навязанной извне, а внутренним выбором. Несмотря на масштабность и труднодостижимость предполагаемого результата, автор считает важным проводить подобные занятия-беседы, которые могут в дальнейшем сыграть важную роль в окончательном формировании личности молодых людей.


Часть 1. Нравственная беседа как средство воспитания подростков.

Особенности нравственной беседы

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические и нравственные беседы.

Нравственная беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Нравственной беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность нравственных бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Преподаватель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать подросткам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают сами. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя также допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы старшеклассники сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу, а  так же во многом от возникновения личностных доверительных отношений как между учителем и учениками, так и между учениками в коллективе.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному, социальному и возрастному опыту подростков. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на нравственные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не должно быть проигнорировано, преподаватель должен проявлять - объективность, справедливость, культуру общения.

6. Правильное руководство нравственной беседой заключается в том, чтобы помочь подросткам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого учителю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами тех старшеклассников, которые сидят перед ним, понимать их позицию и связанные с ней чувства.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по тезису или просмотренному фильму, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению нравственного правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей.

При постановке вопросов в беседах на нравственные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание старшеклассников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы подросткам связать тему занятия с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Нравственные беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

В беседах с подростками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, с участием кого то из присутствующих, которые содержат проблему нравственного выбора.

 Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению нравственного материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

1. Поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое совесть и т.п.;

2. Прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

3. Прежде чем объявить тему, можно вспомнить о каком-то случае из жизни коллектива, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

4. Объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, примеры из жизни или же специально придуманные. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства старшеклассников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.


Возможные сценарии и этапы нравственной беседы

В зависимости от темы и задач беседы сценарии ее развития могут быть различными, приведем несколько примеров:

Беседа, построенная вокруг проблемного вопроса:

*Постановка вопроса

*Высказывание каждым своего мнения по поводу поставленного вопроса

*Сообщение понятия или фактов, касающихся поставленного вопроса.

*Постановка уточняющих и расширяющих тему вопросов

*Обсуждение поставленного вопроса и дополнительных вопросов

*Разбор аргументов и контраргументов, по возможности самими учащимися, с помощью грамотно поставленных преподавателем вопросов

*Рефлексия. Применение темы обсуждения к конкретной личности.

*Примеры из жизни, гипотетические примеры с гиперболизированной стороной жизни, касающейся поставленного вопроса.

*Обсуждение примеров, возможность каждого из учащихся высказать и аргументировать свое мнение.

*Применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей ( Я считаю, что в такой-то ситуации, такой-то человек поступил правильно потому-то…)

*Подведение итогов обсуждения

В качестве практического примера можно рассмотреть составленный автором урок-беседу на тему «Совесть и ее проявления».

Урок № 11

«Совесть и ее проявления»

 Ход урока.

Этапы учебного занятия

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Постановка проблемы

Дается этимология слова совесть: В некоторых языках (греч. συνείδησις, лат. conscientia, фр. conscience, итал. coscienza, англ. conscience, нем. Gewissen) это слово образовано из корня, обозначающего знание (вед), и приставки «с»; это образование указывает на близкую связь, в которую народная мудрость ставит понятия совесть и сознание. Так же и в русском языке со и весть, возможность со ведать , т.е. совместно ведать с Богом.

Задает вопрос: что такое совесть? Выслушивает ответы по возможности всех учащихся.

Каждый высказывает свою точку зрения.

Начало обсуждения и понимания сути проблемы.

Ставятся на обсуждение вопросы: Есть ли совесть у животных? Есть ли абсолютно бессовестные люди? Одинаковая ли у всех совесть?

Выслушиваются все мнения, сначала дается возможность самим учащимся оспорить мнения друг друга, после высказывания различных аргументов преподаватель намеками или дополнительными аргументами, чаще контрпримерами подталкивает к правильным выводам.

Высказываются различные точки зрения, часто противоположные. Попытки аргументации своего мнения, какие то примеры. В конце все приходят к общему мнению.

Определение.

Совесть – нравственное сознание человека, внутренняя оценка, осознание добра и зла. Способность человека осознавать свой долг и ответственность перед Богом и другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам.

Дается под запись определение совести.

Записывают определение.

Рефлексия

Для обсуждения предлагаются вопросы: было ли в жизни чтобы шли против совести? Возможно ли управлять или пренебрегать совестью? Как мы переживаем муки совести? А зачем вообще нужна совесть? Что бы было, если бы совести не было в человеке?

Преподаватель призывает детей к большей откровенности, делится своими переживаниями связанными с муками совести. Вопросы предлагаются конкретным учащимся. Беседа сводится к теме функции совести в жизни человека.

Отвечают на конкретные вопросы, кто то дополняет ответ другого.

Практика

В качестве примера берется кто то из присутствующих и придумывается ситуация

  1.  совесть говорит ясно и четко – обсуждается ситуации когда человек послушал свою совесть и когда проигнорировал ее.
  2. совесть уже заглушена привычкой, говорит слабо.
  3. Голос совести сознательно заглушается доводами разума.

Учитель приводит несколько дискуссионных примеров, начинается обсуждение действий героев и возможного действия совести.

Учувствуют в обсуждении приведенных примеров, возможно приводят реальные примеры из своей жизни.

Рефлексия

Ставится вопрос практических взаимоотношений с совестью: что такое муки совести и как они проявляются? что нужно делать когда мучает совесть? Было бы мне лично лучше, если бы только у меня совести не было совсем?

Подводится вывод что муки совести очень часто гораздо страшнее физической боли. Физическую боль можно приглушить, обезболить, боль души обезболить невозможно. Рассказывается, что ад это состояние близкое к мукам совести, только гораздо более сильное и нескончаемое, потому что нет возможности что-либо изменить.

Выслушиваются все мнения, сначала дается возможность самим учащимся оспорить мнения друг друга, после высказывания различных аргументов преподаватель намеками или дополнительными аргументами, чаще контрпримерами подталкивает к правильным выводам.

Высказываются различные точки зрения, часто противоположные. Попытки аргументации своего мнения, какие то примеры. В конце все приходят к общему мнению.

Окончание. Итоги.

Вся дискуссия подводится к теме покаяния, без которого невозможна полноценная жизнь по совести (это тема следующей беседы). Кратко проговариваются все те выводы, к которым пришли на занятии, для этого преподаватель помечает себе самые интересные выводы ребят.

Заканчивает занятие, подводит итоги, обязательно хвалит тех, кто активно учувствовал в обсуждениях. Подводит беседу к теме следующего занятия.

Домашнее задание.

Предлагается дома подумать что такое покаяние, в чем разница исповеди и покаяния, выписать в тетрадь определение покаяния.

Записывают домашнее задание.

Важно отметить, что в ходе проведения беседы те или иные этапы могут занимать различные временные отрезки урока в зависимости от темы беседы, напряженности обсуждения, активности учеников, а так же направления обсуждений тех или иных вопросов.

Беседа, построенная как обсуждение тезиса или цитаты:

Такая беседа чаще всего является продолжением беседы, построенной вокруг проблемного вопроса, и основывается на тех выводах, которые были сделаны в ходе предыдущих бесед.

*Краткое обсуждение выводов предыдущих занятий

*Сообщение тезиса или цитаты для обсуждения

*Высказывание каждым своего мнения по поводу поставленного вопроса

*Высказывание преподавателем возможных дополнительных смыслов тезиса или цитаты, не высказанных учащимися

*Постановка уточняющих вопросов

*Обсуждение дополнительных вопросов

*Разбор аргументов и контраргументов, по возможности самими учащимися, с помощью грамотно поставленных преподавателем вопросов

*Примеры – применение тезиса к различным жизненным ситуациям.

*Обсуждение примеров, возможность каждого из учащихся высказать и аргументировать свое мнение.

*Применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей ( Я считаю, что в такой-то ситуации, такой-то человек поступил правильно потому-то…)

*Рефлексия. Применение темы обсуждения к конкретной личности.

*Подведение итогов обсуждения

В качестве практического примера можно рассмотреть составленный автором урок-беседу на тему «Смысл жизни. Рассуждения на тему».

Урок № 9

«Смысл жизни. Рассуждения на тему»

Ход урока.

Этапы учебного занятия

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Повторение.

Повторение выводов предыдущих занятий

По своим записям учитель повторяет выводы

Могут дополнить преподавателя

Постановка проблемы

В качестве цитаты приводится высказывание Ницше: «Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК»

Дается цитата, пишется на доске и в тетрадях. Выслушивает ответы, по возможности, всех учащихся.

Записывают в тетради цитату. Каждый высказывает свою точку зрения.

Уточнение

Смысл цитаты в логической связи смысла жизни и ее содержания, отношения к обстоятельствам жизни. От целеполагания в жизни зависит и отношение личности к ней.

Уточняет смысл цитаты, если это требуется.

Начало обсуждения и понимания сути проблемы.

Ставятся на обсуждение вопросы: Если иметь смысл жизни, можно ли  не отчаиваться в любых обстоятельствах? Какой именно смысл жизни может помочь «вынести любое КАК»? Чем для личности грозит потеря смысла жизни? Может ли быть смысл В жизни без Бога?

Выслушиваются все мнения, сначала дается возможность самим учащимся оспорить мнения друг друга, после высказывания различных аргументов преподаватель намеками или дополнительными аргументами, чаще контрпримерами подталкивает к правильным выводам.

Высказываются различные точки зрения, часто противоположные. Попытки аргументации своего мнения, какие то примеры. В конце все приходят к общему мнению.

Примеры.

Человек в тюрьме или концлагере. Борцы за идею. Христианские мученики.

Приводятся примеры, происходит их обсуждение.

Обсуждают приведенные примеры.

Рефлексия

Для обсуждения предлагаются вопросы: смогу ли я вынести тяжелые жизненные обстоятельства? Какой мне нужно иметь смысл жизни, чтобы «вынести любое как»? Можно ли чего то достичь в жизни без преодоления трудностей?

Преподаватель призывает детей к большей откровенности, делится своими мыслями. Вопросы предлагаются конкретным учащимся.

Отвечают на конкретные вопросы, кто то дополняет ответ другого.

Окончание. Итоги.

Вся дискуссия подводится к теме зависимости смысла жизни и отношения к жизни.

Заканчивает занятие, подводит итоги, обязательно хвалит тех, кто активно учувствовал в обсуждениях.

Домашнее задание.

Предлагается дома в тетрадях сформулировать ответ на вопрос: для чего я живу? Какой смысл в моей жизни?.

Записывают домашнее задание.

Беседа, построенная как обсуждение фильма:

*Совместный просмотр фильма

*Высказывание каждым своего мнения по поводу фильма: понравилось то-то, не понравилось то-то (поверхностный анализ)

*Постановка основных вопросов для обсуждения, касающихся смысла и содержания фильма

*Обсуждение поставленных вопросов

*Постановка уточняющих вопросов

*Разбор конкретных эпизодов фильма

*Обсуждение дополнительных вопросов и эпизодов

*Разбор аргументов и контраргументов, по возможности самими учащимися, с помощью грамотно поставленных преподавателем вопросов

*Рефлексия. Применение темы обсуждения к конкретной личности.

*Подведение итогов обсуждения

В качестве практического примера можно рассмотреть составленный автором урок-беседу на тему «Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение».

Урок № 8

«Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение»

Ход урока.

Этапы учебного занятия

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Основа.

Просмотр фильма

Старается комментировать непонятные моменты

Смотрят фильм

Начало обсуждения

Возможность высказать первое впечатление, что больше всего запомнилось, поразило.

Дает возможность каждому высказать свое впечатление

Высказывают первые впечатления.

Постановка проблемы

Ставятся вопросы: о чем фильм? Можно ли сказать что это фильм о любви, о смысле жизни? Разбор положительных и отрицательных качеств героя. Обсуждение каждого качества. Восприятие мира «по-детски» это хорошо или плохо? О словах Христа «будьте как дети».

Выслушиваются все мнения, сначала дается возможность самим учащимся оспорить мнения друг друга, после высказывания различных аргументов преподаватель намеками или дополнительными аргументами, чаще контрпримерами подталкивает к правильным выводам. Качества героя пишутся на доске и в тетради в две колонки.

Каждый высказывает свою точку зрения. Записывают в тетради качества героя.

Разбор эпизодов.

Разбор смысловых линий и конкретных эпизодов. Любовная линия в фильме. Успех и удача в жизни героя. Отношение к друзьям, отношение к богатству и славе. Простота героя и отношение других людей к нему. Что главное в жизни героя? Нужен ли сейчас человек, выходящий за рамки общественных стереотипов?

 Дает возможность каждому высказать свое впечатление. Происходит обмен мнениями.

Высказывают свое мнение по каждому поставленному вопросу, обсуждают их.

Форест Гамп – это очень упрощенный голливудский аналог шедевра русской литературы, произведения Ф.М.Достоевского «Идиот». Попытка развить интерес учащихся к прочтению произведения или просмотру сериала В.Бортко

Пытается развить интерес к произведению.

Рефлексия

Для обсуждения предлагаются вопросы: кто бы из вас хотел выйти замуж за человека, подобного герою? Вы бы хотели иметь такого друга, брата, отца? Кто из вас может хотя бы иногда поступать так же как герой?  

Преподаватель призывает детей к большей откровенности, делится своими мыслями. Вопросы предлагаются конкретным учащимся.

Отвечают на конкретные вопросы, кто то дополняет ответ другого.

Связь с курсом.

Проводится сравнение: герой, вышел за рамки общепринятых норм, живет не как все, по меркам людей «не нормальный», «идиот» - человек, стремящийся к святости, так же выходит за рамки обыденных отношений с Богом и с ближними, у него другие приоритеты и ценности. Если мы хотим жить по заповедям Христовым, с точки зрения мира мы ненормальные.

В основном учитель лично излагает материал, в конце возможно обсудить некоторые аргументы.

Окончание. Итоги.

Подводятся итоги занятия, общие выводы записываются в тетрадь.

Заканчивает занятие, подводит итоги, обязательно хвалит тех, кто активно учувствовал в обсуждениях. Выводы записываются в тетради.

Записывают выводы в тетрадь.


Часть 2. Методическая разработка курса нравственных бесед с подростками.

Характеристика курса

Курс занятий-бесед построен на свободном общении и обсуждении темы урока, модератором бесед всегда выступает преподаватель. У преподавателя есть общий план тем на определенный период, от которых, тем не менее, периодически приходится отходить, в связи с обсуждением насущных проблем в группе (молодой человек расстался с девушкой) или теме, особо интересной всей группе (часто учащиеся предлагают актуальную тему сами в неформальной беседе или в начале занятия).

В курсе обязательно затрагиваются современные увлечения подростков (фильмы, сериалы, музыкальные коллективы, социальные сети), преподаватель старается давать христианскую оценку жизни современного общества, популярным течениям, особенно неформальным (готы, эмо).

Основой для обсуждения всегда являются открытые вопросы, поставленные преподавателем, ответы на которые находят учащиеся в процессе дискуссии и обсуждения аргументов и контраргументов. При необходимости преподаватель, выступающий в роли модератора дискуссии, задает дополнительные вопросы для обсуждения, освещая те моменты обсуждаемой темы, которые оставались вне внимания учащихся.

Сложность проведения занятий-бесед состоит в том, что всякая дискуссия идет не линейно и заранее полностью предугадать ход и направление развитие беседы очень сложно. Соответственно преподаватель должен умело направлять дискуссию в нужном направлении, но одновременно давать учащимся самим придти к тем или иным выводам.

Во время проведения занятий-бесед необходима максимальная концентрация внимания, учет нескольких точек зрения, тактичность при аргументации и опровержении аргументов учащихся. Важно уважать участвующих в беседе подростков, с терпением относится к их неопытности и резкости суждений.

Преподаватель всегда должен помнить, что то или иное утверждение, которое для него может быть уже постулатом, для участвующих в дискуссии старшеклассников может являться «чужым» мнением, поэтому необходимо терпеливо аргументировать утверждение, выстраивая логическую связь между теми или иными понятиями.

Возраст детей:

Данная методическая разработка рассчитана на учащихся 14 –17 лет.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год, занятия проходят один раз в неделю в течение 90 минут.

Формы и режим занятий:

Традиционными видами занятий являются:

- беседа;

- игра,

- просмотр кинофильмов, их обсуждение;

- ролевые игры;

-        совместное обсуждение выделенной проблемы в коллективе;

Форма работы – коллективная, групповая, индивидуальная.


Темы занятий.

  1.  О нравственности.
  2. Человек. Дух, душа, тело.
  3. Человек. Чувства.
  4. Личность. Что же такое я?
  5. Счастье.
  6. Счастье. Разбор примеров.
  7. Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение.
  8. Смысл жизни. Постановка вопроса.
  9. Смысл жизни. Рассуждения на тему.
  10. Смысл жизни. Открытый вопрос.
  11. Совесть и ее проявления.
  12. Совесть. Что такое грех.
  13. Совесть. Покаяние.
  14. Главные страсти и борьба с ними.
  15. Главные страсти и борьба с ними. Продолжение.
  16. Дружба.
  17. Любовь и влюбленность.
  18. Любовь и влюбленность. Продолжение.
  19. Настоящая любовь.
  20. Целомудрие. Разговор на чистоту.
  21. Смерть и ее уроки.

Содержание занятий по темам.

  1. О нравственности.

Что такое нравственность, понятия о добре и зле, бывает ли относительная нравственность. Основные концепции христианской нравственности на основе Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа. Разбор жизненных примеров и их нравственная оценка.

  1. Человек. Дух, душа, тело.

Что такое человек, понятия о человеке, и его делении на дух, душу и тело. Отличие человека от всего остального тварного мира. Данность и заданность в природе человека. Понятие о первородном грехе и поврежденной природе.

  1. Человек. Чувства.

Какие есть чувства, сильные и слабые чувства. Поврежденность чувств и последствия этого. Как мы можем контролировать свои чувства. Есть ли возвышенные чувства.

  1. Личность. Что же такое я?

Понятие о личности. Что же такое я? Образ Божий в человеке. Заданность личности. Маски, за которыми мы прячемся. Какова моя маска и каков я на самом деле? Правда ли что весь мир театр?

  1. Счастье.

Что такое счастье? Какое оно бывает? Счастье для всех одинаковое или различное? Счастье как цель и как состояние. Определения счастья. Личное счастье и несчастье ближнего.

  1. Счастье. Разбор примеров.

Что мне нужно для счастья? Будет ли оно полным? Погоня за счастьем или путь в никуда? Примеры: человек достигший полного материального благополучия; человек достигший вершины власти; человек на вершине славы; человек, который осуществил свою мечту; безответная любовь; взаимная любовь и семья; служение на благо ближних; жертва за других.

  1. Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение.

Что запомнилось и поразило? О чем фильм? Разбор положительных и отрицательных качеств героя. Жизненные ценности в фильме и отношения к ним героя? Человек, выходящий за рамки общественных стереотипов, нужен ли такой сейчас? Форест Гамп как упрощенный голливудский «идиот».

  1. Смысл жизни. Постановка вопроса.

Зачем искать смысл в жизни? Жизнь как путь, и ее смысл как конечный пункт. В чем может быть смысл нашей жизни? «Проклятые вопросы» и личностный ответ на них. Зачем жить каждый решает сам.

  1. Смысл жизни. Рассуждения на тему.

Рассуждение на тему высказывания Ницше: Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как. Зависимость смысла жизни и отношения к ней.

  1. Смысл жизни. Открытый вопрос.

Провокационные вопросы. Почему люди не хотят думать о смысле своей жизни? Иметь смысл жизни это большая ответственность. Философия вседозволенности – живем один раз, надо взять от жизни всё. Отношение к ней с точки зрения христианской нравственности.

  1. Совесть и ее проявления.

Что такое совесть? Разбор понятия. Зачем нужна человеку совесть? Муки совести. Разбор примеров работы совести. Наши взаимоотношения с совестью. Что делать когда мучает совесть?

  1. Совесть. Что такое грех.

Что такое грех? Почему мы грешим? Падшая природа и склонность ко греху. Понятия добра и зла. Понятия греха и страсти. Грех как болезнь человеческого рода и каждой личности. Святоотеческий принцип развития греха от мысли к делу (по прп.Иоанну Лествичнику). Есть ли люди, которые совсем не грешат?

  1. Совесть. Покаяние.

Что такое покаяние? Разница между исповедью и покаянием. Понятие покаяния. Разбор примера греха и покаяния. Как правильно каяться? Как готовиться к исповеди? Покаяние – единственный путь спасения.

  1. Главные страсти и борьба с ними.

Понятия об основных страстях: чревоугодие, блуд, печаль, уныние, гнев, тщеславие, гордость и сребролюбие. Переход от греха к страсти. Страсть ослепляет человека, делает его своим рабом. Как бороться со страстями.

  1. Главные страсти и борьба с ними. Продолжение.

Как бороться со страстями. Страсти и добродетели. Радость свободы от страстей. Что такое аскетика.

  1. Дружба.

Что такое дружба? Зачем нужно дружить? Без чего дружбы не бывает? В чем разница между другом и товарищем? Примеры из жизни. Друг познается в беде. Как научиться дружить? Предательство – пусть разрушения дружбы.

  1. Любовь и влюбленность.

Что же такое любовь? Что такое влюбленность? А как это когда кого то любишь? Неразделенная любовь. Свойства любви. Бывает ли безрассудная любовь? Я люблю … маму, кошку, шоколадку – разница в понятиях. Оттенки любви – греческие слова, обозначающие любовь.

  1. Любовь и влюбленность. Продолжение.

Влюбленность и ее основные свойства. Розовые очки влюбленности и серость реальности. Как из влюбленности вырастает любовь? А за что же все таки любят? Проверка чувств. А люблю ли я?

  1. Настоящая любовь.

Можно ли никого не любить? Любовь, согревающая сердце. Любовь к Богу, к ближнему, к себе. Любовь как наивысшая добродетель.

  1. Целомудрие. Разговор на чистоту. Раздельное занятие с мальчиками и с девочками.

Что такое целомудрие? Зачем нужно хранить целомудрие до брака? Седьмая заповедь закона Моисеева. Любовь или секс. Отношения без любви путь в никуда. Основа крепкой семьи.

  1. Смерть и ее уроки.

Что такое смерть? Нужно ли бояться смерти? Все мы умрем, но никто не хочет об этом думать. Смерть это итог жизни. Перед смертью все равны. Нужно ли быть готовым к смерти? Если мы здесь жили с Богом, то и после смерти будем с Ним.

Совместный просмотр фильмов, как важная составляющая нравственных бесед.

Не всегда просто выйти на беседу на ту или иную нравственную тему. Иногда начиная говорить и ставить вопросы, можно не найти интереса у подростков. Это может быть обусловлено различными причинами, но важно помнить, что не пробудив в учащемся живой интерес к теме, очень сложно втянуть его в беседу и тем более преподать нравственные уроки.  

Хорошим подспорьем для начала интересного разговора может служить современный фильм, на примере которого можно «зацепить» подростка и провести очень живую, запоминающуюся для него беседу.

Преподавателю необходимо подбирать для совместного просмотра фильмы, где представлены яркие запоминающиеся образы, есть возможность для четкой нравственной оценки поступков героя, психологические моменты, касающиеся тем нравственных бесед.

Современный кинематограф, как и любое искусство, обладает возможностью погружения в иные чувства, передачу эмоционального состояния; может наглядно показать причинно-следственную связь поступков и принятых решений.

Эффективность данного метода зависит от ряда условий:

  1. Просмотр обязательно должен быть совместным с преподавателем.
  2. В ходе просмотра полезно несколько раз остановить фильм, чтобы заострить внимание на какой либо детали фильма или же пояснить культурный и исторический контекст, неизвестный подросткам.
  3. В ходе просмотра не давать превратить серьезный фильм в комедию, постоянными шутками над героем, смехом над серьезными местами фильма.
  4. После просмотра дать 2-3 минуты на «переваривание» увиденного и только потом начинать занятие-беседу.
  5. По возможности усилить впечатление от фильма сообщением дополнительных фактов о герое фильма или его прототипе, подобных исторических событиях.
  6. Проводить совместный просмотр фильмов не чаще одного раза в течении четырех занятий.

Фильмы, рекомендованные к просмотру и обсуждению.

  1. Форрест Гамп. США. 1994.
  2. Побег из Шоушенка. США. 1994.
  3. Жизнь прекрасна. Италия. 1997.
  4.  Хатико: Самый верный друг. США, Великобритания. 2009.
  5. Шоу Трумана. США. 1998.
  6.         Трасса 60. США, Канада. 2002.
  7. Эквилибриум. США. 2002.
  8.         Догвилль. Германия. 2003. (только для старших подростков, не для всех)
  9. Матрица. США. 1999.
  10. Кейт и Лео. США. 2001.
  11. Спеши любить. США. 2001.
  12. Повелитель мух. США. 1990.
  13. Щенок. Россия. 2009.
  14. И через тысячу лет. Россия. 2008. (короткометражный фильм)
  15. 12. Россия. 2007.
  16. Андрей Рублев. СССР. 1966. (не для всех)
  17. Любовь и голуби. СССР. 1984.
  18. Чучело. СССР. 1983.

Существует много прекрасных фильмов, на примере которых можно проиллюстрировать ту или иную тему нравственных бесед, автор представил список фильмов, большинство из которых он просматривал и обсуждал вместе с подростками. Фильмы, представленные выше, послужили хорошим поводом и иллюстрациями к проведению нравственных бесед с подростками.

Стоит особо отметить, что перед совместным просмотром преподавателю необходимо внимательно посмотреть фильм самостоятельно, примерно продумать план беседы и основные моменты, на которых стоит заострить внимание подростков.


Проблемы и трудности, возникающие в ходе занятий

Как уже было отмечено выше, подростковый возраст довольно сложен и противоречив, поэтому при обсуждении многих тем возникали трудности, которые можно весьма примерно выделить в следующие виды:

*Не понимание материала, не восприимчивость к терминам и понятиям. Такая проблема вставала когда при объяснен6иях или обсуждениях приходилось опираться на элементарные философские понятия, которых у многих старшеклассников пока нет. Проблема, конечно, касается и возможности педагога объяснить некоторые философские понятия доступным подросткам языком. Тем не менее при обсуждении некоторых тем приходилось давать философскую терминологию и пояснять ее.

*Споры. Иногда, в процессе обсуждения возникают споры, где каждая из сторон страстно отстаивает свое мнение. Если во время не вмешаться в спор, то он может перерасти в настоящий конфликт с обидами. Здесь преподавателю очень важно тактично и четко увести обе стороны от спора, постараться вместе вычленить все аргументы и контраргументы, перевести эмоциональный спор в русло дискуссии. Не в коем случае нельзя сразу же принимать одну из сторон, даже если преподаватель с ней полностью согласен. Всегда нужно точно объяснить почему именно та или иная точка зрения считается преподавателем верной, опираясь как на логические аргументы, так и на примеры.

Преподаватель должен сам обладать культурой дискуссии и эту культуру в той или иной форме преподать учащимся. Только так возможно успешное проведение занятий-бесед, в противном случае каждое занятие будет грозить превратиться в бессмысленный эмоциональный спор, где важным будет не поиск правильного решения, а победа в споре той или иной стороны.  

*Споры с преподавателем. Более трудную задачу представляют возникающие споры с преподавателем. Т.к. нравственное учение не является точной наукой, где все можно измерить и точно посчитать, по некоторым вопросам могут возникнуть серьезные разногласия между учащимися (или же одним учащимся) и преподавателем. Здесь очень важно не «давить авторитетом» и тем более не высмеивать спорящего подростка.

Преподаватель должен с самого начала занятий-бесед с уважением относится к мнению своих учащихся и тот или иной спор, возникающий во время бесед, приписывать своему неумению четко и понятно объяснить и малоопытности подростков. Здесь нужно проявить такт, смекалку, возможно, чувство юмора, направленное не на оппонента, а на саму ситуацию. Важно понять действительно ли в ходе беседы преподаватель столкнулся с принципиально другой нравственной позицией или полным непониманием со стороны подростка; нет ли в споре мотивов протеста против излишнего давления, излишнего «догматизма»(когда еще не уясненные подростками постулаты, ставятся как изначально неоспоримые аксиомы), навязывания преподавателем своей позиции без должных разъяснений.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Курс "Гид переводчик"

Данный курс создан как дополнительный материал к практическому пособию для изучения достопримечательностей Санкт-Петербурга автора М.А. Гацкевич "Санкт-Петербург тексты и упражнения"....

Методическая разработка курса «Прогулки по Парижу» (на материале современного кино)

Методическая разработка курса «Прогулки по Парижу» представляет собой один из вариантов работы по обширной теме «Париж» как в классах с углубленным изучением предмета, так и в общеобразовательных...

Методическая разработка курса "Литературные встречи"

Программа курса, построенная на основе знакомства учащихся с произведениями искусства и личного общения с их авторами, расширяет культурное поле школьников, обогащает духовный опыт, ведет к изменению ...

Учебно-методическая разработка курса факультативных занятий для учащихся 5-7 классов "Художественная отделка швейных изделий". Специальная (коррекционная школа) VIII вид

Учебно-методическая разработка курса факультативных занятий для учащихся 5-7 классов "Художественная отделка швейных изделий"...

Методическая разработка курса "Юный модельер" 9-11 классы блок 1

Курс "Юный модельер" расчитан на 3 года для 9-11 классов. содержит в себе три блока.Блок 1Модуль1 Общие сведения об одежде, ее классификации, о требованиях, предъявляемых к одежде (потребите...

Методическая разработка курса "Юный модельер" 9-11 классы блок 2

Курс "Юный модельер" расчитан на 3 года для 9-11 классов. содержит в себе три блока.Блок 2 Модуль1. Учебный материал включает вопросы о морфологических признаках фигур - об анатомическо...

Методическая разработка курса "Юный модельер" 9-11 классы блок 3

Курс "Юный модельер" расчитан на 3 года для 9-11 классов. содержит в себе три блока.Блок3 модуль1. Учебный материал раскрывает понятия о выборе модели при проектировании одежды, о компо...