Методическая разработка курса "Литературные встречи"
методическая разработка (10 класс) по теме

Тимофеева Елена Николаевна

Программа курса, построенная на основе знакомства учащихся с произведениями искусства и личного общения с их авторами, расширяет культурное поле школьников, обогащает духовный опыт, ведет к изменению их самосознания. 

Приобщение к произведениям литературы и искусства, сочетающееся с непосредственными, доверительными отношениями с их авторами – мощный стимул собственной активности учащихся, реализующих свой творческий потенциал в создании эссе, статей, интервью и пр. В этом видится актуальность и педагогическую эффективность рассматриваемого учебного курса.

Высокий эмоциональный настрой, духовная доминанта программы демонстрируют педагогическая значимость и привлекательность данного курса. 

Занятия построены на основе применения элементов проектного обучения, организации самостоятельной работы учащихся. В ходе занятий используются такие формы, как экскурсии, диспуты, семинары, конференция, творческие встречи, мастер-классы, просмотр и анализ кинофильмов, спектаклей и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnye_vstrechi.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Литературные встречи»

(150 часов)

Пояснительная записка

Курс «Литературные встречи» относится к дисциплинам модуля «Экология и культура».

Программа учебного курса, построенная на основе знакомства учащихся с произведениями искусства и личного общения с их авторами, расширяет культурное поле школьников, обогащает духовный опыт, ведет к изменению их самосознания. 

Обогащение личного опыта школьников происходит в ходе размышления о смысле художественного произведения, том, что живет за изображаемым событием, о вечных общечеловеческих ценностях. Пережитое произведение искусства может расширить взгляд на драматизм взаимодействия человека с миром, заставить смотреть на него новыми глазами, обобщать и объединять часто совершенно разрозненные факты. Таким образом, происходит соприкосновение труда писателя, художника и труда читателя, соприкосновение искусства и жизни.

Приобщение к произведениям литературы и искусства, сочетающееся с непосредственными, доверительными отношениями с их авторами – мощный стимул собственной активности учащихся, реализующих свой творческий потенциал в создании эссе, статей, интервью и пр. В этом видится актуальность и педагогическую эффективность рассматриваемого учебного курса.

Высокий эмоциональный настрой, духовная доминанта программы демонстрируют педагогическая значимость и привлекательность данного курса.  

Занятия построены на основе применения элементов проектного обучения, организации самостоятельной работы учащихся. В ходе занятий используются такие формы, как экскурсии, диспуты, семинары, конференция, творческие встречи, мастер-классы, просмотр и анализ кинофильмов, спектаклей и др.

В реализации данной дополнительной образовательной программы  рекомендуется привлекать старшеклассников (11 класс).

Цель курса: 

Обеспечение образовательного процесса современной информацией о культуре человека и общества и ее взаимосвязи с окружающей средой, формирование эстетического вкуса и креативных способностей через приобщение учащихся к творчеству культурной элиты Санкт-Петербурга.

Задачи курса:

  • создать условия для развития общей культуры учащихся на основе информации о культуре человека и общества, взаимосвязи культуры с окружающей средой;
  • обеспечить условия для повышения уровня читательской культуры;
  • способствовать формированию картины мира учащихся на основе экологической ориентации личности применительно к различным вопросам и проблемам культуры человека и общества;
  • способствовать развитию проектировочной, и рефлексивной деятельности учащихся в процессе поиска, обработки и анализа информации для создания отзывов, эссе, статей, интервью и пр.;
  • содействовать формированию коммуникативных компетенций при решении задач проектной деятельности, основанной на поиске и обработке информации о культурной жизни Санкт-Петербурга.

На изучение курса отведено 150 часов (сентябрь – май).

Из них занятий (семинары, индивидуальные и групповые консультации) – 30 ч.

Самостоятельная работа учащихся (работа с научной и художественной литературой, творческие контакты с деятелями литературы и искусства; выполнение индивидуальных проектов при педагогической поддержке) – 105 ч.

Текущий и итоговый контроль – 15 ч.

Ожидаемые результаты

Учащиеся, изучившие данный курс, должны обладать следующими компетентностями:

  • нахождения, отбора, оценивания источников информации о поэтах, писателях, журналистах и т.д.;
  • проектирования собственной деятельности по изучению курса; выбора способов самостоятельной деятельности для решения учебных и творческих задач;
  • презентации результатов учебной и творческой деятельности;
  • анализа результатов творческой деятельности;
  • коммуникативных и партнерских отношений, организации самостоятельной и коллективной деятельности в ходе поиска, обработки и презентации информации культурной жизни Санкт-Петербурга.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

  • анкетирование; 
  • проверка промежуточных результатов работы (продуктов творческой деятельности: отзывов, эссе, статей, интервью и пр.);

Итоговая аттестация

  • презентация выполненной работы;
  • заполнение рефлексивных листов.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: 

Заключительная конференция.

Учебно-тематический план

Месяц

Тема

Колич. часов

Способ организации учебной деятельности

Методы, формы работы

Контроль

Сентябрь - октябрь

Организация работы курса.

6

Аудиторные, внеаудиторные  занятия

Лекция – беседа

Ресурсы библиотеки истории и культуры П-га фил. № 2 ЦГДБ им. А.С. Пушкина.

5

Внеаудиторные  занятия

Экскурсия по библиотеке. Выставка и обзор книг

Аудиторные  занятия

Анкетирование и анализ анкет

Французский праздник чтения.

3

Внеаудиторные  занятия

Авторская программа «Песня иволги» (русская и французская лирика в исполнении Екатерины Комаровой (Катрин Лорио))

7

Аудиторные  занятия

Консультации по созданию продуктов творческой деятельности (отзывов, эссе, статей, интервью и пр.)

Обсуждение результатов творческой деятельности учащихся (отзывов, эссе, статей, интервью и пр.)

5

Внеаудиторные  занятия, самостоятельная работа

Создание творческих продуктов 

Ноябрь

2

Внеаудиторные  занятия

Творческая встреча с О.И. Молкиной, членом редколлегии журнала «История Петербурга», автором книги «Над нами Красный крест»

2

Аудиторные  занятия

Обсуждение встречи

День рождения журнала для старшеклассников МИГ – 17

5

Внеаудиторная деятельность

Праздник в клубе «SHINE»

Обсуждение результатов творческой деятельности учащихся (отзывов, эссе, статей, интервью и пр.)

7

Аудиторные  занятия

Консультации по созданию продуктов творческой деятельности (отзывов, эссе, статей, интервью и пр.)

5

Самостоятельная работа

Создание творческих продуктов 

Декабрь

Проза Серебряного века

4

 

Спектакль театра «Квадратное колесо» «Сатирикон и сатириконцы»

2

Аудиторные  занятия

Семинар

7

Аудиторные  занятия

Индивидуальные и групповые консультации

Обсуждение результатов творческой деятельности учащихся (отзывов, эссе, статей, интервью и пр.)

5

Самостоятельная работа

Создание творческих продуктов 

Январь

К 65-летию прорыва и снятия блокады Ленинграда «Память о прошлом»

3

Внеаудиторные  занятия

Просмотр фильма «Сорок первый наш год призывной» о поэтах – участниках защиты Ленинграда. Творческая встреча с Н.Н. Сотниковым, одним из авторов фильма

Обсуждение результатов творческой деятельности учащихся (отзывов, эссе, статей, интервью и пр.)

2

Аудиторные  занятия

Обсуждение творческой встречи

8

Аудиторные  занятия

Индивидуальные и групповые консультации

5

Самостоятельная работа

Создание творческих продуктов 

Февраль

Сказочные миры Арины Даур

3

Внеаудиторные  занятия

Встреча с художником. Мастер - класс

5

Аудиторные  занятия

Обсуждение результатов творческой деятельности учащихся (отзывов, эссе, статей, интервью и пр.)

8

Аудиторные  занятия

Индивидуальные и групповые консультации

5

Самостоятельная работа

Создание творческих продуктов 

Март

Тема детей в современной отечественной литературе

2

Внеаудиторные занятия

Встреча с писателем Е. Мурашовой, автором книги «Класс конференции». Обсуждение книги

8

Аудиторные  занятия

Индивидуальные и групповые консультации

5

Самостоятельная работа

Создание творческих продуктов 

Заполнение рефлексивных листов

Апрель

«Вечные вопросы» на страницах книг и журналов

3

Внеаудиторные занятия

Встреча с писателями, журналистами

2

Аудиторные  занятия

Семинар

8

Аудиторные  занятия

Индивидуальные и групповые консультации

Обсуждение результатов творческой деятельности учащихся (отзывов, эссе, статей, интервью и пр.)

5

Самостоятельная работа

Создание творческих продуктов 

Май

Подведение итогов работы по курсу

3

Внеаудиторные занятия

Подготовка отчетов

Анкетирование

8

Аудиторные занятия

Консультации

2

Аудиторные занятия

Заключительная конференция

Основное содержание

Творческие встречи (с писателями, журналистами, художниками, музыкантами Санкт-Петербурга).

Классическая и современная литература. Связь литературы с другими видами искусства. Основные требования к написанию публицистических статей, очерков.  Развитие устной и письменной речи.

Искусство как вид знания. Проблема синтеза искусств. Слово и «музыка» в лирическом стихотворении. Ритм как категория живописного и поэтического произведения. Симметрия и искусство орнамента.

Понятия «чувство природы», «чувство родины» в русской культуре. Поэты блокадного Ленинграда.

Культурно – экологический потенциал народного слова. Единый принцип гармонии: природа, искусство. Свобода творчества, традиции и новаторство в искусстве.

Взаимосвязь науки и искусства в истории человечества.

Основные понятия

Поэзия серебряного века; документальное кино (о поэтах-блокадниках); орнамент; ритм; гармония; традиционное и новаторское искусство; лирическое стихотворное произведение; основы театрального искусства, его связь с отечественными  культурно-историческими традициями; общечеловеческие ценности в литературных произведениях.

Организация самостоятельной работы

  • работа с научной и художественной литературой, средствами изобразительного искусства и музыкальными произведениями как источниками информации;
  • участие в творческих встречах с деятелями литературы и искусства;
  • подготовка презентаций (в том числе с применением мультимедиа) по обучения курсу.

Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Даур Арина
  2. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М., 1997.
  3. Молкина О.И. Над нами Красный крест.
  4. Мурашева Е.В. Класс коррекции повесть [для сред. и ст. шк. возраста]/ Екатерина Мурашова. – Москва: Самокат, 2007. – 192 с. – (серия «Вечное движение»).
  5. Сборник стихов о Ленинграде. – Ленинград: Лениздат, 1967.
  6. Чехов А.П. Три сестры. Любое издание.  
  7. http://slova.org.ru/ (поэты Серебряного века)
  8. http://www.deti.spb.ru/glory_days/27_jan/list_stihi (региональный сайт детских библиотек; стихи о блокаде)

Дополнительная:

  1. Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу: Пособие-тетрадь по литературному моделированию. – М., 1999.
  2. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично». – СПб., 2000. с. 73 – 80.
  3. Романичева Е.С. Сочинение в нетрадиционном жанре / Богданова О.Ю. и др. Экзамен по литературе. – М., 1997.
  4. Черноземова Е.Н. Словесность: пособие по развитию навыков письменной речи. – М., 1998.
  5. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX – XX вв. – М., 1998.
  6. http://www.pushkinlib.spb.ru/personspb.html (Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина; поэты Ленинграда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»

Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА музыкально-литературной композиции «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!»

Воспитание учащихся гражданами своей Родины - России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края....

Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции "Дорогами войны".

Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции "Дорогами войны"....

Методическая разработка музыкально - литературной композиции "9 мая. День Славы! День памяти..."

Данная разработка рекомендуется для проведения внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Победы....

Методическая разработка краткого литературного курса в рамках дополнительного образования

Краткий литературный курс (пять занятий) для учащихся 5-9 классов с подробными конспектами уроков и примерами творческих заданий....