Методическая разработка курса «Прогулки по Парижу» (на материале современного кино)
методическая разработка по французскому языку (9 класс) на тему

Никольская Вера Владимировна

Методическая разработка курса «Прогулки по Парижу» представляет собой один из вариантов работы по обширной теме «Париж» как в классах с углубленным изучением предмета, так и в общеобразовательных  при изучении французского в качестве второго иностранного языка, а также данный материал может быть использован как самостоятельный при ведении факультативного или профильного лингвострановедческого курса.  Фрагменты данного курса могут быть использованы на уроках истории, географии, литературы и художественной культуры при изучении соприкасающихся тем 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В современном обществе, в эпоху общеевропейского развития и глобализации меняется и растет статус иностранного языка как учебного предмета. Прогрессирующее развитие международных контактов и связей в политике, экономике, культуре обусловливает последовательную ориентацию современной методики обучения иностранным языкам на реальные условия коммуникации. Стремление к коммуникативной компетенции как конечному результату обучения иностранному языку предполагает не только владение соответствующей иноязычной техникой, но и усвоение огромной неязыковой информации, необходимой для адекватного общения и взаимопонимания, поскольку последнее невозможно без основных сведений общающихся об окружающей действительности. Таким образом, общепризнанным стал вывод об усилении социокультурного подхода как одного из главных принципов обучения иностранному языку.

Являясь составляющей коммуникативной компенции, социокультурная компетенция подразумевает развитие умений адекватного общения и взаимопонимания с носителями языка и складывается среди прочего из страноведческих фоновых знаний и владения реалиями. Незнание социокультурного контекста, в котором функционирует иностранный язык, ведет к интерференции культур и может значительно затруднить процесс общения и адаптации в иной социокультурной среде.

Одной из задач изучения иностранных языков в школе является формирование и развитие социокультурной компетентности учащихся. На уроках иностранных языков уделяется большое внимание расширению  фоновых и  страноведческих знаний учащихся.

Пособие «Прогулки по Парижу» представляет собой один из вариантов работы по обширной теме «Париж» как в классах с углубленным изучением предмета, так и в общеобразовательных  при изучении французского в качестве второго иностранного языка, а также может быть использовано как самостоятельное при ведении факультативного или профильного лингвострановедческого курса.

 Фрагменты данного пособия могут быть использованы на уроках истории, географии, литературы и художественной культуры при изучении соприкасающихся тем.

Главной целью курса является развитие  социокультурной компетентности учащихся. Среди задач можно выделить следующие:

Расширить знания о стране изучаемого языка;

Дополнить знания о достопримечательностях Парижа;

Познакомить с различными представлениями о городе;

Совершенствовать интеллектуальные умения учащихся: сравнение, анализ, обобщение;

Развивать умения совместной работы;

Формировать такие качества как культурная непредвзятость, толерантность и социокультурная наблюдательность, готовность к общению и сотрудничеству.

Школьная программа по французскому языку отличается ярко выраженной социокультурной и страноведческой направленностью и предлагает достаточный объем материала по теме «Париж», но его подача часто характеризуется официальностью и стандарностью представлений об этом городе. Знакомство с кинофильмами разных авторов и жанров позволяют изменить угол зрения на Париж, узнать его разные образы.

Отбор содержания курса проводился с учетом необходимости и достаточности для достижения поставленных целей, с учетом возрастных особенностей учащихся и сферой их интересов. В содержание вошли фильмы: «Париж» (видеопутешествие), «Сена встречает Париж», «Собор Парижской богоматери», «Мулен Руж», «Амели».

В зависимости от языковой подготовки учащихся просмотр конофильмов рекомендуется осуществлять в разных режимах: на французском языке, на французском языке с субтитрами на русском языке, на французском языке с субтитрами на французском языке, дублированный.

Полная продолжительность курса с учетом просмотра фильмов целиком составляет 24 часа.  

Курс включает семь блоков:

  1. Вступительная лекция
  2. Париж (видеопутешествие) часть 1
  3. Париж (видеопутешествие) часть 2
  4. Сена
  5. Собор Парижской Богоматери
  6. Монмартр
  7. Богемный Париж

 

Работа с кинофильмом включает три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный,   последемонстрационный.

На преддемонстрационном этапе снимаются трудности восприятия кинофильма и трудности понимания его содержания, вводятся лингвострановедческие реалии, формируется социально-психологический фон и содержательные ориентиры для дальнейшего восприятия формы и содержания кинофильма. Каждый блок предваряется обозрением темы (сопровождается презентацией), разъяснением реалий.  Например, просмотру документального фильма «Париж» предшествует информация по истории Парижа (основные даты и события), перед просмотром художественного фильма «Амели» учащиеся получают информацию о  Монмартре, его  истории, легендах, достопримечательностях. Вступительная информация сопровождается компьютерной презентацией, обладающей большой наглядностью.

Перед непосредственным показом фильма учащимся предлагаются предфильмовые ориентиры: вопросы по содержанию, задания на оценку и характеристику содержащейся в фильме информации.

Блок5.Собор Парижской Богоматери

  1. Какие черты готического стиля можно найти в соборе?
  2. Париж XV века, каким он представлен в фильме?
  3. Почему на многих улицах можно увидеть «русло»?
  4. Как заканчивается день в Париже XV века?
  5. Как приводилась в движение «великая Мария»?
  6. Каким практическим целям служат Горгульи?
  7. Каким правом воспользовалась Эсмеральда?
  8. Как воспринимали парижане закрытие дверей Собора?
  9. Преимущественно каким целям служила Гревская площадь?

Демонстрация фильма сопровождается активной учебной деятельностью зрителей – учащихся. Они могут работать по программе управления восприятием фильма в форме аннотации, схемы сценария, тезисов, плана, опорных слов и фраз.  

Например, учащиеся могут делать записи в опорном конспекте к тексту фильма.

Блок 2 Париж (видеопутешествие) часть1.

  1. Париж – океан (Бальзак), общие сведения о городе;
  2. Париж парижан (рынок на улице Муфтар: уголок старины);
  3. Люксембургский сад (здание Люксембургского дворца);
  4. Канал Сен-Мартен;
  5. Музей Орсэ (история создания, кадры вокзала);
  6. Нотр-Дам (краткий рассказ, хорошие виды с разных ракурсов);
  7. Церковь Сент-Эсташ (крестины Ришелье и Мольера; могилы Мольера, Лафонтена и Мирабо);
  8. Площадь Бобур, Центр Жоржа Помпиду (краткий рассказ, внешний вид без интерьеров);
  9. Дом Инвалидов (подробный рассказ о военном музее и могиле Наполеона);
  10. Эйфелева башня (многочисленные виды, рассказ в цифрах);
  11. Дворец Шайо, Трокадеро ( хорошая панорама);
  12. Мосты Мирабо, Гренель, Статуя свободы;
  13. Бато Муш (имитация плавания по Сене)
  14. Площадь Бастилии, Новая опера;
  15. Дефанс (панорама);
  16. Сакре-Кер, Монмартр, площадь Тертр (подробный рассказ, акцент на художниках);
  17. Пале-Руаяль (упоминание о Ришелье и Людовике XIII).

На последемонстрационном этапе проверяется эффективность использования в процессе  просмотра фильма предложенных на преддемонстрационном этапе ориентиров восприятия фильма учащимися, осуществляется контроль понимания содержания и усвоения лингвострановедческого материала и реалий. Используется вопросно-ответная форма, задания на установление контекста и соответствий, выполнение инструкций.

Блок 3 Париж (видеопутешествие) часть2

Найдите  на карте Парижа показанные места. Повторите маршрут фильма. Составьте свой собственный маршрут. Найдите наиболее короткие расстояния между объектами 

Блок 6. Монмартр

Назовите места,  в которых побывала Амели. Найдите их на карте. Попробуйте «повторить» ее путешествие.

Блок 7. Богемный Париж

Найдите на карте Мулен Руж. Как туда можно добраться. Опишите расположение.

Результатом работы становится проект учащихся. Учебный проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая работа, в которой речевое общение вложено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Проектная работа придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает целям коммуникативного обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения иностранному языку по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте. Перед учащимися ставится (или они сами ее формулируют) конкретная цель, направленная на достижение не "языкового", а практического результата. Работа над проектом осуществляется в определенной последовательности и имеет следующие этапы: планирование, подготовка и исполнение, обсуждение и оценка.

Курс «Прогулки по Парижу» апробирован в 2007-08 учебном году в 11 классе с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля на уроках французского языка (второго иностранного) на уроках Civilisation (Цивилизация) «Mode d’emploi» («Инструкция по применению»): Paris: mode d’emploi; Musée: mode d’emploi; Cinéma: mode d’emploi; Château: mode d’emploi (Париж: инструкция по применению; Музей: инструкция по применению; Кино: Инструкция по применению; Замок: инструкция по применению). Курс использовался фрагментарно в качестве дополнительного материала к основному содержанию обучения.

Результатом работы учащихся по данному курсу стали учебные проекты:

  1. Мой Париж;
  2. Экскурсия по Парижу;
  3. Музеи Парижа;
  4. Хочу в Париж (Приложение 1).

Таким образом, использование кинофильма на уроках позволяет познакомиться с социокультурной и лингвострановедческой информацией, способствует погружению в инокультурную среду и  формированию культурной непредвзятости, социокультурная наблюдательности, а так же придает процессу обучения более живой характер, что способствует, кроме прочего, стимулированию мотивации учащихся.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

блок

фильм

содержание

кол-во

часов

1

Париж -…

-

Вступительная лекция

1

2

Париж

 (видеопу

тешествие)

часть1

Документальный фильм «Париж» часть 1

История Парижа Основные даты и события

Париж – океан (общие сведения о городе; Париж парижан (рынок на улице Муфтар); Люксембургский сад (здание Люксембургского дворца); Канал Сен-Мартен; Музей Орсэ (история создания, кадры вокзала); Нотр-Дам (краткий рассказ); Церковь Сент-Эсташ (крестины Ришелье и Мольера; могилы Мольера, Лафонтена и Мирабо); Площадь Бобур, Центр Жоржа Помпиду (краткий рассказ); Дом Инвалидов;

Эйфелева башня; Дворец Шайо, Трокадеро; Мосты Мирабо, Гренель, Статуя свободы; Бато Муш ; Площадь Бастилии, Новая опера; Дефанс; Сакре-Кер, Монмартр, площадь Тертр; Пале-Руаяль.

3

3

Париж

 (видеопу

тешествие)

часть 2

Документальный фильм «Париж»

часть 2

Пантеон (Холм Святой Женевьевы); Площадь Вогезов ; Башня Монпарнасс (панорама); Евродиснейленд; Елисейские Поля (история);

Триумфальная арка; Мост Александра III; Комплекс Большого и Малого дворцов; Улица Монтень;  Площадь Соглавия  ; Церковь Марии Магдалены (Мадлен); Вандомская площадь; Площадь Карузель; Площадь Шатле; Городская ратуша (Гревская площадь); Версаль (Людовик XIV, сады, Зеркальная галерея и галерея военных сражений, Большой фонтан, Бассейн Нептуна); Уличные кафе; Галери Лафайет; Мулен Руж, Лидо (сцены из спектаклей (ограничение по возрасту)); Вечерний город (все в огнях).

2

4

Сена

Документальный фильм «Сена встречает Париж»

Эйфелева башня, Мост Александра III, площадь Согласия, Тюильри, Лувр, острова Сите и Сен-Луи. Сена и ее роль в жизни города.

3

5

Собор

Парижской Богоматери

Художественный фильм «Собор Парижской Богоматери»

История строительства Собора Парижской Богоматери. Особенности архитектуры

5

6

Монмартр

Художественный фильм «Амели»

Монмартр. История. Легенды. Сакре-Кер. Площадь Тертр.

5

7

Богемный

Париж

Художественный фильм «Мулен Руж»

Монмартр. Мулен Руж.

5

Итого:

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Путешествие по Парижу" с использованием мультимедийной презентации

Использование мультимедийных презентаций на уроках иностранного языка     Если ученик в школе не научился сам  ничего творить, то и в жизни он  всегда будет только подражать, ...

Методическая разработка урока "Путешествие в Париж"по программе "МИМИО".

Урок "Путешествие в Париж"можно проводить по программе "МИМИО",которая позволяет выполнять задания со свободно конструируемыми ответами,записываемыми учениками прямо на доске или мониторе компьютера....

Методическая разработка урока "Прогулка по литературному Прихоперью"

Перед современной школой стоит трудная задача - воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь...

Методическая разработка образовательной прогулки по теме: «Старый» город в «новые» времена» для учащихся школы

Методическая разработка для проведения доп. занятий по ознакомлению с Санкт-Петербургом.Данное занятие предполагает 2 этапа: 1) занятие в классе, 2)выход в город. При выезде, педагог является тол...

Методическая разработка виртуальной прогулки "Невский проспект - от начала до конца"

Внеурочное занятие с использованием видео материала и интернет-ресурса. Подходит как для проведения занятия в учебной аудитории так и на дистанционном обучнииСсылка на видео: https://vk.com/...

Методическая разработка образовательной прогулки по теме: «Старый» город в «новые» времена» для учащихся школы»

Методический материал с приложением для интерактивной прогулки с учащимися...