Как вызвать у неуспевающих учащихся желание учиться?
статья по теме

Голубева Елена Александровна

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас.  Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе.  Но школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МАОУ «Куровская средняя общеобразовательная школа №6»

Сообщение

на педсовете на тему:

«Как   вызвать   у   неуспевающих   учащихся

желание учиться ?».

                                                                                                   Выполнила: учитель                 русского языка и литературы:

                                                                                                  Голубева Елена Александровна

                                                                                                   

Куровское

2013-2014 учебный год

    Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причем беспокоит не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Причины недостаточной успешности учения у каждого ребёнка свои. Выявление этих причин – дело трудоёмкое. Конечно, педагогическому коллективу без поддержки психологов трудно определить истинные причины неуспеваемости и смотивировать учащихся на успех. Но одной из причин слабой успеваемости учащихся является несформированность учебной мотивации.

     Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на получение знаний. Это – комплексная система, которая образована мотивами, целями, реакциями на неудачу и успех, и установками ученика.

     Мотивация – хрупкое образование, которое нельзя сформировать навсегда, а нужно поддерживать постоянно.

     Планируя урок, необходимо чётко представлять себе не только цели и задачи урока, но и какими способами и при каких условиях будет получать эти знания отдельный ученик. Древняя китайская поговорка гласит: «Для человека, не знающего, куда плыть, ни один ветер не будет попутным». Чтобы знать, куда плыть, нужно знать, откуда.

     Желание что-то делать появляется лишь тогда, когда уверен, что можешь сделать. Ребёнку нужно чувствовать себя   успешным. Успех – понятие индивидуальное. Главное, что при этом важен не столько объективный успех, сколько ощущение успешности. Ощущение успешности создаёт учитель или другой значимый взрослый. Когда  мы  комментируем  процесс и результат деятельности ребёнка, его способности и возможности, мы программируем  его. Хвалить полезнее, чем критиковать. Важно, как вы объясняете успехи и неудачи ребёнка.

     Успех нужно объяснять способностями и усилиями ребёнка. Тогда у него сложится уверенность в повторении успешной ситуации. Не нужно говорить, что ему повезло или материал лёгкий.

     Неудачу нужно объяснять недостатком старательности или другими временными факторами. «Ты просто быстро сдался. К сожалению, ты поторопился. Ты сегодня был невнимательным». Т.е. нужно акцентировать внимание на временности неудач. Любой человек должен иметь свою зону успешности, иначе он постоянно будет находиться в состоянии депрессии. А каждый маленький успех позволяет  нам расти в своих глазах и вселяет в нас уверенность в себе.

     Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

     Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

     Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

     Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. 
    Опирайтесь на желания! Чего хочет ученик- главный вопрос для учителя. Когда мы намерены поймать мышь, мы кладём в мышеловку не спелую вишню, а кусочек сыра, учитывая не наши собственные вкусы, а вкусы грызуна. И так достигаем своих целей. Давайте постараемся найти кусочки сыра для ребёнка.
 
    Нужно подталкивать ребёнка к нормальным человеческим желаниям, оформлять их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определённые стимулы для мобилизации усилий.
    Жизнедеятельность ребенка в школе складывается не только из учебной работы, но и из общения, интереса к отдельным людям, внеклассной деятельности, спорта и так далее. Поэтому важно знать с каким настроением дети идут в школу, что их радует, а что, как они говорят, напрягает.
 
    Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения, поэтому каждый учитель должен уметь формировать у учащихся положительную "Я-концепцию". Что же представляет собой эта концепция? "Я-концепция"-это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.
    В школьные годы "Я-концепция" - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная мажорная "Я-концепция" (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная "Я-концепция" (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. Для того, чтобы сформировать положительную "Я-концепцию" необходимо:

  1. видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;
  2. создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!";
  3. исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка;
  4. понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я-концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок").
  5. предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").
    Знания положительной "Я-концепции" необходимо для каждого учителя.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как вызвать у неуспевающих учащихся желание учиться ? Выполнила : учитель русского языка и литературы Голубева Е.А. МАОУ «Куровская средняя общеобразовательная школа №6»

Слайд 2

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причем беспокоит не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться.

Слайд 3

Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся.

Слайд 4

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на получение знаний. Это – комплексная система, которая образована мотивами, целями, реакциями на неудачу и успех, и установками ученика. Мотивация – хрупкое образование, которое нельзя сформировать навсегда, а нужно поддерживать постоянно.

Слайд 5

Ребёнку нужно чувствовать себя успешным. Ощущение успешности создаёт учитель или другой значимый взрослый. Хвалить полезнее, чем критиковать. Важно, как вы объясняете успехи и неудачи ребёнка. Успех нужно объяснять способностями и усилиями ребёнка. Тогда у него сложится уверенность в повторении успешной ситуации.

Слайд 6

Опирайтесь на желания! Чего хочет ученик- главный вопрос для учителя. Когда мы намерены поймать мышь, мы кладём в мышеловку не спелую вишню, а кусочек сыра, учитывая не наши собственные вкусы, а вкусы грызуна. И так достигаем своих целей. Давайте постараемся найти кусочки сыра для ребёнка.

Слайд 7

«Я-концепция»- основа внутреннего стимулирующего механизма личности Положительная мажорная "Я -концепция" (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная "Я-концепция" (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Слайд 8

Чтобы сформировать положительную "Я-концепцию" необходимо: видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее; создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!"; исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, " Я-концепции " ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок"). предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").

Слайд 9

Спасибо за внимание. Успехов Вам в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутришкольный семинар " Неуспевающие учащиеся. Как им помочь"

Выступление завуча с элементами практического задания для педагогов+памятки для работы с "неуспевающими"...

План работы с неуспевающими учащимися по математике

В работе   выполнена в виде  таблицы, которая иллюстрирует работу учителя математике и классного руководителя учащихся, имеющих неудовлетворительные отметки по математике( алгебра и гео...

5. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и...

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

Выступление на педсовете школы о работе со слабыми учащимися....

Как вызвать у неуспевающего ученика желание учиться.

В данной презентации рассматривается личность педагога в современной школе и условия эффективного обучения. ...

Как вызвать у неуспевающих учащихся желание учиться?

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех: и учителей, и учащихся. Совершенно очевидно, что нет ни одного ученика, который бы хотел плохо учиться. Причины недостаточной успешности учения у каждо...