Проблема самоуправления в наследии А.С. Макаренко
статья по теме

Литвинова Тамара Алексеевна

Макаренко и его социально-педагогическое наследие – прошлое нашей школы и педагогики,- это её будущее. Статья посвящена вопросам самоуправления в процессе становления детского коллектива. Антон Семёнович рассматривал ученическое самоуправление как средство подготовки подрастающего поколения к жизни, труду и общественным делам. Самоуправление – не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания активных, умелых организаторов, воспитания у каждого члена  коллектива ответственности за общее дело, самодисциплины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы самоуправления

в наследии А. С. Макаренко

                                         

   

   Многогранность и широта, открытость и диалектичность взглядов Макаренко создают то широкое дискуссионное поле, которое притягивает исследователей. Макаренко и его социально-педагогическое наследие – прошлое нашей школы и педагогики,- это её будущее.

     Для того чтобы очень хорошо и правильно представить себе детское самоуправление Макаренко, поставьте себя на место Макаренко с теми юношами и девушками, которых он описал в «Педагогической поэме».

    Макаренко знал, что положительного эффекта в деле создания  коллектива он добьётся лишь в том случае, если  вовлечет  своих  воспитанников в дела.

      Вы поймете главное: вся сила в ребятах, в их энергии и слаженности. Вот это и будет нашей первой педагогической задачей.

      Антон Семенович писал: «… независимо от того, какие меры могут быть ко мне применены, я  продолжаю быть уверенным в правильности моего варианта детской организации. Я считаю и теперь, что в колонии им. Горького настоящий советский соцвос, основными моментами которого являются:

   1. Организация первичных коллективов по производственному принципу (отряды, а не школьные группы).

   2. Самоуправление, основанное не только на выборности, но и на назначении».

   Принимая такие условия, молодой  человек, с одной стороны подчёркивал добровольность своего выбора, с другой - принимал ценности новой для него группы  людей. И впоследствии, такой добровольный отказ от элементов потенциально способствующих разложению группы, способствовал созданию развитого коллектива. Такой коллектив впоследствии становился эффективной  и действенной силой воздействия на  личность, оказывая на неё благотворное  влияние.

    В  коммунах  Макаренко первичный коллектив назывался отрядом, во главе  которого  стоял  командир, который избирался на срок от  трёх  до  шести  месяцев.   Из  существующего множества вариантов и принципов, на которых возможно построение  первичного  коллектива, Антон  Семенович  выбрал  возрастной  и  производственный.  Но после, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные  отряды. Уделяя внимание первичному  коллективу, он отмечал необходимость воспитания и через общий  коллектив,  главным  условием  существования  которого  была возможность совместного собрания.      

      Антон Семёнович рассматривал ученическое самоуправление как средство подготовки подрастающего поколения к жизни, труду и общественным делам.            

     Самоуправление, без которого Макаренко не мыслил развитие детского управления, существовало в коммуне не на бумаге. Никто не мог отменить решения общего собрания. Именно оно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека.

    Одна из наших сегодняшних бед в том, что мы стараемся делить коллектив на взрослых и детей, а Макаренко старался соединять всех в единый коллектив, с едиными устремлениями, вкусами, задачами и интересами.

     Макаренко никогда не разграничивал: мы — педагоги, а они воспитанники. У него было только мы — вместе.

     Самоуправление – не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания активных, умелых организаторов, воспитания у каждого члена  коллектива ответственности за общее дело, самодисциплины.

          Совет командиров – это единственный орган управления, который работал не по заранее составленному плану, а решал текущие вопросы, возникающие каждодневно, сиюминутно, это очень подвижная организация и Антон Семенович  собирал совет  постоянно, ежедневно или еженедельно.

      Как руководителю воспитательного учреждения, Макаренко необходимо было помнить такие правила:

     - нельзя подменять органы самоуправления и решать вопросы, подлежащие ведению этих органов;

     - ошибочные решения не отменять, а обратиться к общему собранию для их рассмотрения;

     - не загружать органы самоуправления различными мелочами, которые можно решить в текущем порядке;

     - четко наладить учет работы органов самоуправления, этим может заниматься, например, секретарь коллектива.

      С членами актива необходимо было постоянно работать: собирать их для обсуждения предстоящих дел, советоваться, беседовать о том, какие трудности в работе и т. п. Но Макаренко не пугали трудности: он их все преодолевал несмотря ни на что.

      Как руководитель коллектива, Макаренко соблюдал правило: командиры отрядов, старшие, члены актива и органов самоуправления лучше всех должны были выполнять правила жизни учреждения и нести повышенную ответственность  за нарушение правил.  

    Если говорить об опыте самоуправления в воспитательных учреждениях, руководимых А.С Макаренко, — колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, — то оно охватывало нее основные виды коллективной деятельности: учебную, общественно-политическую, трудовую, клубную, физкультурно-спортивную.  

     Важным элементом, который будет  проглядываться  и  у  многих  других моделей «воспитательного коллектива» была демократия: руководили  жизнью коммуны  именно  воспитанники  учреждения  посредством  чёткой  внутренней организации и чётких внутренних правил.  Демократия  закреплялась  в  статье изданного коммуной нормативного акта:  «…заведующий  не  имел  и  не  имеет права  провести  то  или  иное  мероприятие  без утверждения   его   общим собранием».  

      Высшим исполнительным органом в коллективе являлся совет командиров. Труднее всего ясно представить себе, что в практике А. С. Макаренко совет командиров, будучи самой настоящей властью, был, прежде всего, игрой, но игрой серьезной, полной большого общественного и человеческого смысла. Вот это неразрывное слияние в жизни самого серьезного дела с игрой и делало совет командиров одним из самых могучих рычагов педагогической системы А. С. Макаренко.

       Однако Макаренко очень тактично избегал присвоения ему этого высокого, светлого звания. Только в отчаянных положениях там, в Наркомпросе, он бывал вынужден указывать на то, что в деятельности совета командиров есть элементы игры, чтобы успокоить разъяренных противников. Они, на время удовлетворенные, затихали, так как под игрой подразумевали любую ерунду, все несерьезное, не заслуживающее внимания и недостойное их гнева или милости.

        У нас теперь принято называть самоуправление в детских учреждениях детским.

      Люди, отдающие свой труд и душу детям, должны пользоваться глубочайшим уважением, и для этого их, прежде всего надо считать такими же членами коллектива, как и детей.

      Нам ясно только одно: что высший орган коллектива детского учреждения сегодня должен состоять из самых лучших людей коллектива, взрослых и детей

      Итак, сегодня мы предлагаем говорить не о детском самоуправлении, а об участии детей в управлении. Об участии не формальном, показном, а самом настоящем, правомочном, полноправном, ответственном и решающем.

       Педагогический коллектив нашего колледжа пришел к выводу, что стать самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личностью, сознающей ответственность перед собой, семьёй, обществом и государством можно только опираясь на структуру общеколледжного самоуправления — основу организации коллектива и воспитания личности.

     Органом самоуправления студентов  Зерноградского педагогического колледжа является студенческий совет. Студенческий совет создан в целях повышения творческой и социальной активности студентов, поддержки общественно-значимых инициатив студентов.

      Основными направлениями деятельности студенческого совета являются:

  1. Отслеживание текущей успеваемости;
  2. Организация помощи отстающим студентам;
  3. Участие в проведении общеколледжных и межотделенческих праздников;
  4. Организация экскурсий, посещение кинотеатров, музеев, выставок;
  5. Проведение спортивных мероприятий, соревнований;
  6. Организация дежурства в колледже;
  7. Проведение трудовых акций, экологических десантов;
  8. Проведение рейдов по проверке санитарного состояния общежития;
  9. Выпуск стенгазет, газеты «Созвездие»;
  10. Участие в проведении олимпиад и мн. др.

 Проходят годы, сменяются поколения, а идеи А. С. Макаренко живут до сих пор и по-прежнему близки учителям, вдохновляют их на новые педагогические свершения, на педагогический поиск.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРА. ПРОБЛЕМЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ.

основы и принципы воспитания лидера, авторитет, создание органов самоуправления...

Проблемы сохранения и популяризации историко-культурного и природного наследия Восточного Мурмана на примере старинного поморского становища Рында

Становище Рында……    Что кому говорит это название? Скорее всего, ухо поймает  название морского колокола рында и удивится, почему же поселение в устье реки так назвали. Но потом в...

Разработка проблемы подготовки молодежи к семейной жизни в отечественном философском и психолого – педагогическом наследии конца ХIХ начала ХХ века

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11349198","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 349px; height: 480px; float: left;","width":"349"}}]]Введение.«...

Ессе "Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления"

Ессе "Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления"...

Уклад жизни семьи, как один из главных факторов воспитания по А. С. Макаренко. Опыт использования наследия А.С. Макаренко в работе с семьей.

Данная статья основана на опыте  использования идей и работ величайшего педагога Антона Семеновича Макаренко в работе с родителями....

Развитие мотивации учащихся к изучению проблемы сохранения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга на уроках краеведения

Статья посвящена особенностям мотивации учащихся на уроках истории и культуры Санкт-Петербуга в целом, и к изучениб проблемы сохранения историко-культурного наследия в частности. Предлагается мет...