Использовании современных коррекционных образовательных технологий
консультация по теме

Булавацкая Ирина Вячеславовна

 

В последние годы в нашу школу - интернат поступают безречевые дети 7-8-летнего возраста с практически полным отсутствием звуков, нарушением фонации, серьёзными нарушениями слоговой структуры слова. В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим я постоянно ищу и осваиваю новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи. Современные технологии логопедического обследования, исправления речевых нарушений и мониторинга речевого развития позволяют добиваться повышения качества логокоррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sovremennykh_tekhnologiy.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Использовании современных коррекционных

 образовательных технологий (техник)

учителем – логопедом Булавацкой Ириной Вячеславовной

Работая логопедом в Государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы – интерната №15 VIII вида Краснодарского края с сентября месяца 2011 года, я часто сталкиваюсь с разнообразием патологий речевого аппарата и мозговых структур, ответственных за порождение речи. Так, в последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. В последние годы в нашу школу - интернат поступают безречевые дети 7-8-летнего возраста с практически полным отсутствием звуков, нарушением фонации, серьёзными нарушениями слоговой структуры слова. В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим я постоянно ищу и осваиваю новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи. Современные технологии логопедического обследования, исправления речевых нарушений и мониторинга речевого развития позволяют добиваться повышения качества логокоррекционной работы.

Исходя из образовательных потребностей учащихся школы - интерната, а также имеющихся в образовательном учреждении условий, я использую следующие современные образовательные технологии: игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; технологию дифференцированного обучения; графического моделирования; технологию деятельностного обучения; метод проектов; технологию интегрированного обучения; ведение ученического портфолио. Применение этих и других педагогических технологий помогает мне не только корректировать речевые нарушения у детей - логопатов, но и развивать, воспитывать, формировать личность учащегося, так как применение мною разнообразных современных образовательных технологий, не дает ученикам привыкнуть к однотипным видам занятий и мотивирует их на получение новых знаний. Организация деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеет ряд особенностей. Нарушение речи при умственной отсталости носит системный характер и входит в структуру дефекта. У детей с таким диагнозом наблюдается замедленный темп речевого развития, качественное своеобразие и большая вариативность нарушений как импрессивной, так и экспрессивной речи. Отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, дисграфии, дислексии, снижение речевой активности.

 Необходимо учитывать специфику развития этих детей в выборе форм и методов работы. В ходе занятия производится частая смена видов деятельности, в результате чего учащиеся - логопаты могут проявить себя при выполнении коллективного, группового либо индивидуального задания.

Чёткое понимание того, что педагогическая технология —  это совокупность специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых коррекционных психолого-педагогических установок, позволяющей воздействовать на процессы   развития, обучения и воспитания ребенка, помогает мне в выстраивании стратегии коррекционного сопровождения каждого учащегося – логопата.

Особое значение имеет использование на уроке компьютерных технологий, которые позволяют решить вопрос наглядности, активизируют деятельность учеников, способствуют повышению мотивации к обучению.   В процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ следует уделять здоровье сберегающим технологиям. Поэтому в урок - занятие включены гимнастика для глаз, физминутка для снятия напряжения с мышц спины и шеи. Благоприятный психологический климат создает игровая ситуация. Роль учителя – логопеда заключается в организации различных форм работы учеников, а при необходимости – в оказании помощи.

Важно отметить, что логопедическая работа с применением современных технологий имеет дифференцированную направленность, которая определяется ведущим нарушением, вторично связанными с ним отклонениями в развитии. Также учитываются сохранные функции и компенсаторные возможности ребёнка.

Мною успешно апробированы и применяются следующие  современные методы: сказкотерапия, сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук, ИКТ, песочная терапия, игровые технологии. В ходе логопедического занятия обеспечивается максимальное включение всех анализаторов. Параллельно с развитием двигательных функций учитывается ведущий тип деятельности ребёнка.  

Опыт показыват, что применение данных технологий целесообразно на всех этапах логопедической работы. Так, например, элементы песочной терапии включаются и для развития мелкой моторики и для создания положительного эмоционального фона на занятии. Использование сказкотерапии продуктивно и на этапах развития фонематических процессов и при постановки звука, его автоматизации, закреплении в связной речи. Применение упражнений с сочетанием  речи и кодированных движений рук позволяет детям приобретать фонетические и графические навыки, проявлять творчество. Также данные упражнения способствует возникновению первичных произносительных навыков, мотивируют речь у безречевых детей.

Особое место в коррекции детей с проблемами в развитии занимают игровые технологии. Ведущий вид деятельности у таких детей является игра. Правильно организованная, дидактическая игра является важнейшей частью всего коррекционного процесса. Использование игры на логопедических занятиях стимулирует детей к познавательной деятельности, вызывает речевую активность. 

Использование на занятиях компьютера позволяет сделать занятие более насыщенным, интересным, разнообразным.  

В ходе коррекционного воздействия с применением ИКТ, используя компьютерные тренажёры и программы для логопедической работы, стало ясно, что не все упражнения могут оказывать положительное воздействия на учащихся школы VIII вида, поскольку в них не учитываются психофизиологические особенности умственно отсталых детей.

Для решения коррекционных задач, необходима адаптация компьютерных программ для детей с ОВЗ и их правильный подбор. Я использую компьютерные программы «Игры для тигры», «Грамотеи», «Мир звуков и слов».  

Создание специальных условий, позволяющих ребёнку с нарушением интеллекта удовлетворить свою потребность в развитии, овладеть специальными умениями и навыками – основная цель всех участников педагогического процесса, в том числе и логопедов. Логопедическая работа с такими детьми характеризуется большей спецификой, и использование современных технологий логопедического воздействия позволяет создать оптимальные условия для осуществления коррекционной работы.

Разработала, апробировала и использую в своей деятельности комплексную программу по профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью  (рецензия кафедры ККИДППО, отзывы учителей, 2013г.). На основании комплексной программы по профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью,  организуется весь коррекционно – развивающий процесс, взаимодействие всех специалистов, работающих с детьми. Данная программа позволила повысить качество предоставляемых специальных (коррекционных) образовательных услуг, так как у всех детей не только улучшилась речь, но и улучшилось качество знаний по всем предметам образовательной программы, в том числе по письму, чтению, развитию речи.   Мониторинг обученности по основным предметам программы у учащихся, посещающих занятия с учителем – логопедом показал, что качество знаний, умений и навыков повысилось на 12% и составляет:  в 2011 – 2012 учебном году - 50%;   в 2012 – 2013 учебном году – 62%. Повысился уровень коммуникативной компетенции у четверых учащихся начальных классов, в том числе с аутистическим  спектром нарушений сочетанной структуры, имеющих грубое недоразвитие средств языка (практически не говорящих), сформировалось умение вступать в коммуникацию с участниками образовательного процесса.

        Заложенные в основу программы выше перечисленные инновационные образовательные технологии позволили решить вопрос об учебной  мотивации детей – логопатов на логопедических занятиях. Так, если в 2011-2012 учебном году всего было пропущено всеми учащимися, посещающими логопедические занятия, 40 занятий, из них 10% по неуважительной причине, то в 2012 – 2013 учебном году пропущено 20 занятий, из них 2% по неуважительной причине. (Аналитический отчёт работы учителя – логопеда, заверенный руководителем образовательного учреждения.)

В результате коррекционной работы у учащихся 1 – 7 классов (27 человек), посещавших логопедические занятия,  улучшились все психо – речевые процессы: фонематический слух (было - 20%, стало - 85%),  улучшилась общая, мелкая, артикуляционная моторика (было - 30%,  стало - 95%), лексико – грамматические категории (было – 27%, стало – 71%).

       

Создание специальных условий, позволяющих ребёнку с нарушением интеллекта удовлетворить свою потребность в развитии, овладеть специальными умениями и навыками – основная цель всех участников педагогического процесса, в том числе и логопедов. Логопедическая работа с такими детьми характеризуется большей спецификой, и использование современных технологий логопедического воздействия позволяет создать оптимальные условия для осуществления коррекционной работы.

Современные технологии коррекции речевых нарушений

Наименование современных образовательных технологий

Цели применения современных образовательных технологий

Эффекты использования современных образовательных технологий

Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятий.

(Автор Ткаченко Т.А.).

Формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого развития, развитие и активация словаря, формирование грамматического строя речи.

Способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов.

Технология формирования слоговой структуры слова. (Автор Ткаченко Т.А.).

Формирование вербальных средств коммуникации.

Делает речь ребёнка более понятной для окружающих, снимают коммуникативные барьеры.

Авторская технология "Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук".

Формирование первичных произносительных умений, коррекции слоговой структуры слова и голоса у детей с системным недоразвитием речи тяжёлой степени, обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы и нарушениями по типу моторной алалии и дизартрией.

Способствуют возникновению первичных произносительных умений и навыков, формированию мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря у безречевых детей.

Информационно-коммуникативные технологии.

Повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекционной работы.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.

Применение компьютерных технологий является неотъемлемой частью современного урока. В коррекционной школе такие технологии позволяют повысить мотивацию к занятию, подобрать разные варианты преподнесения  информации, используя различные модальности восприятия (зрительную, слуховую,  кинестетическую).

Позволяют разумно сочетать традиционные и современные

средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество

коррекционной работы,

значительно облегчают деятельность учителя-логопеда.

Логопед использует:

- компьютерные on-line игры с логопедической направленностью;

- лицензионные компьютерные игры;

- презентации занятий, созданные в PowerPoint;

- занятия, созданные для использования на интерактивной доске;

- компьютерные тесты, разработанные в Microsoft Office Excel;

- видеофрагменты, с образцом речи учащихся до начала занятий и после определенного периода обучения….

Игровые технологии.

Более успешная социализация, формирование социально-активной

личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Стимулирует детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы.

Одной из основных задач коррекционного обучения является создание необходимых условий для успешной социализации учащихся. Для неговорящих учащихся подбирается набор определенных жестов-обозначений, которыми ученики могут оперировать в различных ситуациях. Тем ученикам, которые могут использовать речь для коммуникации, предлагаются речевые шаблоны, используемые по ситуации.

Помочь школьникам в освоении этих приемов передачи информации можно в моделированных ситуациях. Так, для развития диалогической речи создаются ситуации, в которых персонажи общаются друг с другом вынужденно (Магазин, Поликлиника, Транспорт …). Но на ранних этапах диалогическая речь формируется на материале сказок: заучиваются реплики, воспроизводятся по ролям. Такие занятия сопровождаются повышенной мотивацией и эмоциональной окрашенностью.

Песочная терапия в логокоррекционной

работе.

Коррекция мелкой

моторики, развитие мотивации общения,

коррекция различных сторон речи

Стимулируют детей

к учебной деятельности, вызывают, интерес и потребность общения, развивают тактильные ощущения и мелкую моторику.

Традиционное   обучение.

Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения.

Логопедические занятия проводятся по единому годовому плану, составленному по результатам речевой диагностики. Варианты занятий могут быть индивидуальными и групповыми (дети с одинаковыми патологиями и, примерно, одного возраста).  Каждая логопедическая группа обучающихся занимается по своему, специально разработанному маршруту (на учебный год), изменяясь только по необходимости (результаты промежуточной диагностики). Расписание логопедических занятий является постоянным. Работой на занятии руководит учитель-логопед и он же оценивает результаты каждого ученика. В конце учебного года логопед принимает решение о возможности снятия обучающихся с логопедического учета, или о зачислении в логопедическую группу на следующий учебный год. Учитель – логопед может задавать домашнее задание, если считает это целесообразным.

Технология развивающего обучения.

Разработано Л.В. Занковым и строится на 5 принципах.

1. Принцип обучения на высоком уровне трудности.

2. Ведущая роль теоретических знаний.

3.Обучение быстрым темпом.

4. Осознание школьниками процесса учения.

5. Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых.

Задания на логопедических занятиях планируются таким образом, чтобы учащимся нужно было приложить некоторые усилия для их выполнения. Сначала все упражнения выполняются совместно с учителем, постепенно роль учителя заключается только в периодической помощи, и, наконец, самостоятельное выполнение  упражнений. (Понятие «Зона ближайшего развития» введено в начале 1930-х гг. Л.С.Выготским.)[3]

При постановке звуков для учащихся очень важны знания о строении речевого аппарата. Эти знания преподносятся в игровой форме с использованием демонстрационных игрушек. И, конечно, такие занятия проводятся перед зеркалом. Постепенно вводятся графические обозначения  произношения отдельных звуков.

На каждом занятии повторяется ранее изученный материал и немного добавляется нового. Таким образом, весь материал является актуализированным. При длительном отсутствии учащегося на занятиях (по болезни) усвоенный ранее материал утрачивает свою актуальность и полученные знания тускнеют. Очень показательным в данном случае является период летних каникул. В начале учебного года у многих учеников наблюдается значительное снижение сформированных речевых навыков. Следовательно,  знания, подаваемые быстрым темпом,  усваиваются лучше, если переносятся в реальную жизнь.

Мотивированные к учению школьники  активнее и работают на занятиях, успешнее запоминают и применяют на практике полученные знания. Логопед может делать вид, что  не понимает, о чем спрашивает ученик (если учащиеся не используют навыков правильного произношения). Это побуждает школьников более внимательно относиться к собственной речи и всем занятиям с логопедом.

Развитие речи тесно связано с развитием всех высших психических функций. Логопедические занятия строятся таким образом, что внимание уделяется всем учащимся (разнообразные приемы, материал, разработанный с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника). Более сильные ученики помогают более слабым, могут выступать в качестве «Маленького учителя».

Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.  

На логопедических занятиях используются такие приемы, как создание проблемной ситуации – предоставленные для учащихся данные не в полном объеме позволяют справится с поставленной задачей. Например:

- подбери картинки  под каждое предложение (но количество картинок меньше, чем предложений);

- измени предложение так, чтобы оно соответствовало графической схеме (в схеме больше слов, чем в начальном предложении);

- откройте учебники и прочитайте задание № 5 (ученики вскоре  спросят: «На какой странице?»);

- задания «Что изменилось?», «Что перепутал художник?», «Чем отличаются?», «Составь рассказ по схеме»…

Проблемные задания или все занятие, посвященное какой-либо проблеме, способствует развитию творческого потенциала учащихся и активизирует процесс мышления.

Технология активного (деятельностного) обучения.

Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998).

Логопедическая работа направлена на коррекцию, развитие и формирование всех сторон речи: звукопроизношение, лексико-грамматический строй, связная речь, диалогическая речь, просодический компонент,..

Любое занятие начинается с развития правильного речевого дыхания, артикуляционной гимнастики, развития дыхательной и голосовой функции. Присутствует и вопросно-ответная речь (диалогическая), помогая ученику формулировать свои высказывания и передавать мысли, желания, потребности.

Технология разноуровневого обучения

Это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах А, Б, С…, что дает возможность каждому ученику овладеть учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Учащиеся с умеренной умственной отсталостью очень разные по уровню овладения речью (от невозможности использовать речь для коммуникации, до самостоятельной фразовой речи).  Следовательно, работа проводится с каждым учащимся на доступном уровне (но в рамках  программы).  Заканчивая определенный период обучения, кто-то из учеников может самостоятельно выражать свои мысли фразовой речью, а кто-то – только при помощи жестов, показов, лепетных звукокомплексов. Однако, понимание обращенной речи более развито, чем оречевление (это связано не только со способностью воспроизводить речь, но строением артикуляторного аппарата).

Технология учения через обучение.

Учение через обучение — методика обучения, разработанная и впервые применённая на практике профессором Айхштеттского университета доктором  Жан-Полем Мартаном. Суть её заключается в том, чтобы научить школьников учиться и передавать свои знания своим одноклассникам. Педагог является в данном случае лишь режиссёром, который направляет деятельность учащихся.

Часто на логопедических занятиях для закрепления изученного материала может применяться методика «Маленький учитель». В коррекционной школе трудно, а часто и невозможно, организовать занятие так, чтобы «маленький учитель» проводил занятие целиком, но подготовить учащихся (несколько) для выполнения  конкретного задания – вполне  возможно.  Таким образом, более развитые ученики лучше усваивают материал, а у более слабых появляется для этого стимул.

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Их можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Логопедические занятия проводятся с соблюдением требований по сохранению здоровья учащихся (как и все остальные занятия). Каждое занятие содержит две динамические паузы (пальчиковую гимнастику и упражнение на укрепление общей моторики), и, конечно, артикуляторную и мимическую гимнастику. Если на занятии ученики много пишут (или работают с компьютером), то проводится контроль за правильной осанкой учащихся и гимнастика для глаз. Помимо этого, здоровью могут быть посвящены занятия целиком (Королева Зубная щетка, Наши ушки, Береги зрение, …).

Актуализируя  и обогащая знания школьников о здоровье, школа способствует  успешной адаптации учащихся в социуме.

На современном этапе развития логопедической практики не вызывает сомнений необходимость поиска специфических средств коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью. Намечая новые направления логопедической работы, необходимо исходить из оптимальной формулировки цели. Также опыт показывает, что эффективность применения коррекционных программ с использованием современных технологий во многом зависит от их разумного сочетания с традиционными средствами.

Вывод: Применение современных образовательных и коррекционных технологий помогает мне решать коррекционно - педагогические задачи и я в дальнейшем буду применять их на логопедических занятиях.

Resource id #1364

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект Использование современных интерактивных образовательных технологий на уроках ФК и во внеурочной деятельности как механизм развития универсальных учебных действий учащихся основной школы

   В наше  время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт, ко...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Представление о современных технологиях в обучении нельзя свести только к применению компьютера, средств мультимедиа и внедрению электронных учебников. Максимальный педагогический эффект достигается л...

Использование современных электронных образовательных ресурсов и Интернет-технологий на уроках русского языка и литературы для обучающихся с ОВЗ

Статья посвящена использованию современных инновационных технологий на уроках русского языка в школе для детей с ОВЗ....

Конспект занятия с использованием современных коррекционных технологий по программе "Изумрудный мир" по теме: "Травянчик-живая игрушка"

Авторская разработка конспекта занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с использованием совремеенных коррекционных технологий ( гарденотерапия)....

Использование современных коррекционно-логопедических технологий

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности....

Использование современных, информационных, сдоровьесберегающих технологий в образовательных технологий

Использование современных, информационных, сдоровьесберегающих технологий в образовательных технологий...