Развитие культурно-гигиенических навыков у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Методические разработки для педагогических работников (по развитию культурно-гигиеничес
методическая разработка по теме

Кокшарова Татьяна Васильевна

Развитие культурно-гигиенических навыков у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Методические разработки для педагогических работников (по развитию культурно-гигиеничес

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие культурно-гигиенических навыков у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Методические разработки для педагогических работников (по развитию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста).

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков у детей занимались такие известные педагоги, как Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, А.Р.Малер, Л.М. Шипицына. Среди зарубежных деятелей науки можно выделить У. Кристен, Л. Нюканен, Х. Рюкле.

Создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних является необходимым условием для эффективного развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников. Особенно это необходимо для детей, поступивших в учреждение из неблагополучных семей, где взрослые не придавали значения чистоте, гигиене и самостоятельному уходу.

 Развитие навыков и привычек у детей должно осуществляться под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий своевременности начала этой работы, эмоционального отношения воспитанника к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.

 Развитие культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от воспитанников точного и чёткого выполнения действий из правильной последовательности.

В условиях развития современного общества до сих пор остается актуальным проблема формирования и развития культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, особенно находящихся в статусе оставшихся без попечения родителей. В условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних центральное место отводится не только соблюдению режимных моментов (организации питания, реализации здоровьесберегающих технологий и учебно-воспитательного процесса), но и развитию необходимых навыков, таких как культурно-гигиенические.

В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, важно научить воспитанников правильно, легко и быстро выполнять их. Необходимо добиваться того, чтобы воспитанники социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних соблюдали все гигиенические нормы и правила, с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. Поэтому значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья необходимо разъяснять детям в доступной форме.

 На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности окружающих людей, отражаются на содержании детских привычек. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения воспитанника, упражнений в определенных действиях.

В результате проведения первичной диагностики( по следующим критериям: быстро и правильно умывается, сухо вытирается, пользуется только индивидуальным полотенцем, самостоятельно чистит зубы, умеет полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользуется носовым платком, следит за своим внешним видом,пользуется расчёской, быстро раздевается и одевается, развешивает одежду в определённом порядке и месте, следит за чистотой одежды и обуви.) обычно  получены данные, показывающие низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у поступивших  воспитанников.

 В связи с тем, что воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в социально-реабилитационном центре, на основании результатов анализа контингента воспитанников были созданы условия и разработаны мероприятия, направленные на развитие культурно-гигиенических навыков (см. фрагмент тематического планирования).

Фрагмент тематического планирования:

Умывание каждый день»        

Закрепить навыки детей в умывании, в знании туалета и их значении; воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание быть всегда чистым, аккуратным, уважительно относиться к своему телу.Беседа.Чтение художественной литературы.

Тема:«Доброе утро, расчёска»        

Закрепить навыки пользования расчёской и ухода за ней.Беседа.Чтение художественной литературы.Практическая работа.        

Тема:«Личная гигиена»        

Познакомить детей с понятием «гигиена» (уход за лицом, руками, ртом, ногтями, телом, волосами, за интимными местами) и учить выполнять правила гигиены.        Беседа-диалог.        

Тема:«Чистое помещение – залог здоровья»        

Развивать у воспитанников практические навыки санитарии и гигиены, прививать навыки здорового образа жизни, закрепить основные правила поддержания чистоты в группе, формировать убеждение, что чистое помещение-это залог здоровья. Беседа-диалог.        

Тема:«Правила ухода за телом»        

 Привить навыки здорового образа жизни, привычки правильного ухода за телом.Закрепить основные правила мытья тела, рук и ухода за волосами. Беседа-практикум.        

 Тема:«Уход за зубами».Закрепить основные правила ухода за зубами. Прививать навыки личной гигиены.        Беседа-практикум.        

Для достижения высоких результатов работы, в ходе реализации данных мероприятий использовались различные формы работы: беседы, викторины, дидактические игры, игры, конкурсы, чтение художественной литературы и фольклора, упражнения в действиях, развлечения, экскурсии.

Использование в профессионально-педагогической деятельности различных форм, приемов и методов работы, применение средств поощрения и наглядных средств оказало существенное влияние на повышение заинтересованности воспитанников к формированию культурно-гигиенических навыков и побудило к активному участию детей на занятиях. В результате реализации занятий, как правило, намечается положительная динамика в развитии культурно-гигиенических навыков у детей.

Анализ результатов профессиональной деятельности показывает, что  большинство детей младшего школьного возраста после внедрения и реализации программ формирования культурно-гигиенических навыков умеют быстро и правильно умываться, сухо вытираться, пользоваться индивидуальным полотенцем, развешивать одежду в определенном порядке и месте, пользоваться расческой. Многие умеют полоскать рот утром и после приема пищи, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом., быстро одеваться и раздеваться, самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой своей одежды и обуви.

В связи с тем, что культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, профессионально-педагогическая деятельность должна быть направлена на приучение воспитанниками выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. К основным культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Целенаправленная работа по развитию навыков личной гигиены позволяет воспитанникам быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде и самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Очень важно, чтобы  дети, оставшиеся без попечения родителей, знали элементарные правила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть грязные руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей.

 Реализация профессионально-педагогической деятельности по развитию культурно-гигиенических навыков способствует положительной динамике в своем развитии, а именно: овладению детьми правилами личной, общественной гигиены, умению детей вести себя в разных местах, усвоению информации о том, что нельзя сорить не только в групповой комнате, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте. Таким образом, в ходе систематической и целенаправленной работы произходят качественные и количественные изменения показателей уровня развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников.

 Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей является первоосновой всей дальнейшей работы и основой для развития физически крепкого ребенка. Культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, которые являются первой ступенью и основой для трудового воспитания.

Организация систематической работы по формированию (развитию) культурно-гигиенических навыков. Необходимо помнить, что только систематическая и повседневная работа может способствовать развитию и совершенствованию необходимых навыков. Выполнение требований воспитателя не только в условиях группы, но и в общественных местах (на улице, в транспорте, в школе, на экскурсиях, праздничных мероприятиях и т.д.).

Ухоженный внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в дошкольном и младшем школьном возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Организация различных поручений. Например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.

Применение в профессиональной деятельности разнообразных методов работы. Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и в игровых ситуациях.

Соблюдение единых требований всех сотрудников  учреждения. В этой связи необходимо выработать общие критерии в оценке отдельных действий и установить порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Постоянное закрепление культурно-гигиенических навыков. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

Формирование у ребенка положительного отношения к существованию культурно-гигиенических навыков. Мотивация ребенка на успех, создание благоприятных условий и получение радостных эмоций будут являться важным условием для развития гигиенических навыков в системе.

Развитие самостоятельности у детей. Очень важно предоставлять ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Высокое качество выполнения одного действия приносит воспитаннику с ограниченностью здоровья удовлетворение и позволяет перейти к другому. Именно поэтому ребенок сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например, в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнять, то потом мотивом становится сама потребность выполнять действие.

Создание благоприятных условий. Необходимо учитывать правильно подобранную, удобную и привлекательную для выполнения заданий мебель, оборудование, соответствующие росту детей; закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования. Использование индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом его уровня развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками, будет способствовать эффективному усвоению детьми необходимых норм и правил. Важным условием является безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований и правильная организация режимных моментов.

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические умения превращаются в привычки-действия (навыков), выполнение которых становится потребностью. Необходимыми условиями развития является выполнение требований личной и общественной гигиены, проявляющихся в разных жизненных ситуациях. Постепенное возрастание сознательного отношения к своему поведению и контролю за ним способствует полноценному развитию и становлению личности ребенка.

Список литературы

Конина Е.Ю.Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. – Айрис-пресс, 2007-12 с.

 Мартынова Я.Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе: игры, викторины, праздники – Волгоград: Учитель, 2007-207с.

 Названова Л. Чтобы зубки блестели // Дошкольное образование.-2004-№14-13-17с.

 Программа воспитания и обучения в детском саду. // Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой – М. Мозаика-Синтез, 2007-240с.

 Прокопенко В.И. Волошина Л.Н., Громыко Ю.И. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях и школах. Учеб-метод. Пособие – 2002-334с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема: «Развитие культурно – гигиенических навыков у воспитанников среднего возраста с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната».

Формирование здоровье - сберегающих условий в ОУ интернатного типа для детей с ОВЗ, оказание им разносторонней помощи в психологической и социальной адаптации....

Экспериментальное исследование нарушений в развитии мышления и внимания у воспитанников "Социально-реабилитационного центра" младшего школьного возраста

Экспериментальное исследование нарушений в развитии  мышления и внимания у воспитанников "Социально-реабилитационного центра" младшего школьного возраста...

Причины нарушений в развитии мышления и внимания у воспитанников "Социально-реабилитационного центра" младшего школьного возраста

Причины нарушений в развитии мышления и внимания у воспитанников "Социально-реабилитационного центра" младшего школьного возраста...

Методическая разработка «Планирование педагогической работы по развитию жизненно важных практических навыков и умений у детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста»

В настоящей методической разработке представлено планирование работы с детьми с ограниченными возможностями от 3-х до 7 (8)-ми лет по развитию у них жизненно важных практических навыков и проведению п...

Роль педагога в привитии навыков культурного поведения у воспитанников социально – реабилитационного центра

В настоящее время наше общество находится на пути становления новой альтернативной модели отношений педагога и ребёнка. Педагогическое творчество - непременное условие современного процесса воспитания...