статья Формирование осознанного отношения к роли родителей
статья по теме

Тригубенко Елена Викторовна

Данная статья содержит рекомендации социальным педагогам по работе со старшеклассниками с целью формирования осознанного отношения к роли родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у старшеклассников осознанного отношения к роли родителей.

 Проблемы демографии ("демографическая яма", длящаяся несколько лет), потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей под влиянием средств массовой информации, возвышение "законов" криминальной структуры (желание, в особенности мужского населения, соответствовать новым "героям"), снижение образованности населения, алкоголизация семей и подрастающего поколения – факторы, которые не позволяют ребенку получить знания, умения и навыки нормальных взаимоотношений между людьми.

          В то же время, общество встает на новый путь переосмысления ценностей: вновь становятся важными понятия патриотизма, гуманизма, аксиологии. Гуманизация нашего общества немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и женщиной в семье. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы соответствовал социально-нравственным нормам. Научить молодежь элементарному этикету в семье, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений, формировать навыки общения в среде сверстников – одни из главных задач психолого-педагогического сопровождения старшеклассников.

                            В социальной структуре общества важное место принадлежит семье. В социологии семья исследуется как социальный институт и как малая социальная группа.

                         Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

                     Семья - особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

                    Причиной, побуждающей людей объединяться в семейные группы, выступают потребности человека.

                        Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А.Маслоу, делится на:

1.                 Физиологические и сексуальные потребности;

2.                 Потребности в безопасности своего существования;

3.                 Социальные потребности в общении;

4.                 Престижные потребности в признании;

5.                 Духовные потребности в самореализации.

                 Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям.  Сегодня происходит кризис семьи. Перед обществом стоит цель способствовать формированию у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.
               
Скорлупкина Татьяна Александровна, педагог-психолог, учитель английского языка , предлагает курс «Этика и психология семейной жизни», который основан на программе И.В. Гребенникова "Основы семейной жизни" (1991), допущенной Государственным комитетом СССР по народному образованию, и методических рекомендациях Л.М. Панковой к курсу "Этика и психология семейной жизни" (1991).

Виды занятий в рамках данного курса предлагаются:

  1. Урок-лекция. Преимущество этого урока в том, что он отличается четкостью, логичностью. Недостатком является неучастие учеников: им предлагается принять к сведению определенную информацию, их мнение об этой информации и то, насколько близко они ее принимают, - неизвестно.
  2. Урок-беседа. Его преимущество в наличии обратной связи, активности учеников, доверительности. Недостатком является относительно малый объем информации, который можно вместить в одну беседу, а также избыточная эмоциональность, порой даже неуправляемая.
  3. Урок-консультация. Приглашение специалистов – врач, юрист, психолог. Профессионально грамотную консультацию специалиста ничем заменить нельзя. Рекомендуется учет владения специалистами педагогических навыков.
  4. Открытый урок. Не рекомендуется присутствие посторонних в силу специфичности курса. Эффективен, когда приглашаются родители учеников. В этом случае одновременно идет воспитание и учеников, и родителей, тем самым несколько корректируются семейные взаимоотношения.
  5. Урок-семинар. Достоинством урока является активность учеников, недостатком – воздействие учителя на формирование тех или иных позиций учеников. Учитель вмешивается в урок только по требованию ведущего.
  6. Практические занятия - проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов, предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями; для полного проявления личности каждого учащегося, необходимого для их самосознания и саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Формирование положительного отношения и интереса школьников к урокам физической культуры и самостоятельным занятиям"

АКТУАЛЬНОСТЬ.Подвижные игры на уроках физической культуры, младшие школьники.В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, ориентации. Подвижные игры позволяют ...

План - программа по формированию осознанного отношения к здоровью у детей с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Приобщение детей к здоровому образу жизни, имеющих заболевание опорно-двигательного аппарата,  является важнейшим аспектом работы учителя физической культуры....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.

Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...

Статья "Формирование толерантных отношений в поликультурной среде учащихся на уроках географии"

Статья знакомит с темами  уроков, которые рассматривают общие теоретические вопросы толерантности и понимания того, что   Россия – многонациональное государство и многонациональность – специ...