Классный час "Конвенция о правах ребенка"
методическая разработка (8 класс) по теме

Катышева Ульяна Александровна

Электронная презентация слишком большая для сайта, кого заинтересует работа презентацию вышлю по электронной почте (pusik2816@yandex.ru)

Цель: объяснить понятия права, обязанность и ответственность.

            сравнительный анализ конвенции о правах ребенка и декларации о правах ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход мероприятия.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Учитель раздает учащимся геометрические фигуры с цифрами.

Учащиеся рассаживаются группами в соответствии с цифрой на фигуре.

2.

Постановка темы занятия. (слайд 1, слайд 2)

Постановка темы занятия.

Учащиеся – активный слушатель.

Теоретический блок.

Слайд 3 – Слайд 8.

Рассказ о Конвенции о правах ребенка.

Учащиеся читают по слайдам теоретический блок.

Учащиеся с помощью фигур, полученных на 1 этапе, составляют слова.

3.

Игра лото «Собери цветок»    (приложение 1)   (слайд 9 )

1 группа выбирает права ребенка

2 группа собирают обязанности учащихся

3 группа  изучают,  что такое ответственность

 Раздает задание и контролирует работу групп

Собираю цветок, приклеивая нужные лепестки.

1 группа цветок прикрепляют на доску, зачитывая законы. 2 и 3 группы сдают работу учителю.

4.

Мозговой штурм  «Законы о правах человека»   (приложение 2) (слайд 10)

Вопросы составлены по законам:                                                                Всеобщая Декларация прав человека,  Декларация о правах ребенка, Конвенция о правах ребенка,  Конституция РФ

По вопросу : «Назовите правовые даты (праздники) (слайд 11 – слайд 16)

Раздает вопросы и контролирует ответы

Вытягиваю вопрос, читают его и отвечают

Вывод: Лишь знание законов обеспечивает нам уверенные действия  в сложных ситуациях.

5.

Работа в группах     (приложение 3)     (слайд 17)

  1. Путешествие по сказкам.

Ответь сказочному герою, пользуясь статьями Декларации прав человека

  1. Ситуация из семьи.                                                                              Рассудить ситуацию, используя Конвенцию о правах ребенка
  2. Ситуация с урока.

Контролирует выполнение заданий.

Выполняют задания и выступают

Вывод: Права есть, как у взрослых, так и у детей. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

6.

Наши обязанности   (слайд 18)

Какие обязанности учащихся  вы знаете?

Какой документ определяет обязанности учеников?

Выступает 2 группа  и прикрепляет цветок  на доску

7.

Что такое ответственность?  (слайд 19)

Что обозначают слова: Когда человек отдает себе отчет, что все, что происходит в его жизни, его состояниях, его эмоциях, его событиях на работе и в личной жизни

Лестница ответственности: (слайд 20)

5

4

Высокий

3

Средневысокий

2

Средний

1

Средненизкий

Низкий уровень

Читает слова со слайда

Посмотрите на лестницу ответственности. На какую бы ступеньку вы поставили себя?

Выступает 3 группа и прикрепляют цветок  на доску

Учащиеся заполняют лестницу ответственности

8.

Рефлексия.       (слайд 10)

Нужно ли знать законы и для чего?

У нас получился букет прав, обязанностей и ответственности.

Ответы учащихся

Вывод: Каждый человек должен знать свои права

Заявляя о своих правах, нужно помнить, что они есть и у всех остальных людей.

Но заявляя о своих правах нужно помнить  об обязанностях и ответственности.



Предварительный просмотр:

Ответь сказочному герою, пользуясь статьями                                         Декларации прав человека.

Статья 1

Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от:

- национальности, языка, расы, пола, религии;

- социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;

- величины и мирового значения его страны.

 Статья 3

Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещаются во всех видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.

Статья12

Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.

Статья 15

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 17

Каждый человек имеет право владеть имуществом.

Никого нельзя произвольно лишать его имущества.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование.

2. Родители имеют право выбирать вид образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

Статья 29

Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

Ответь сказочному герою, пользуясь статьями                                         Декларации прав человека.

Статья 1

Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от:

- национальности, языка, расы, пола, религии;

- социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;

- величины и мирового значения его страны.

 Статья 3

Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещаются во всех видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.

Статья12

Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.

Статья 15

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 17

Каждый человек имеет право владеть имуществом.

Никого нельзя произвольно лишать его имущества.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование.

2. Родители имеют право выбирать вид образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

Статья 29

Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.



Предварительный просмотр:

Декларация - объявление, провозглашения основных принципов, программных приложений не имеет обязательной силы, это только рекомендация. В  1948  году была принята Всеобщая Декларация прав человека. Она имеет 30 статей. В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. Она состоит из 10 принципов. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.

 Конвенция - это  международное соглашение (договор), который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

Декларация - объявление, провозглашения основных принципов, программных приложений не имеет обязательной силы, это только рекомендация. В  1948  году была принята Всеобщая Декларация прав человека. Она имеет 30 статей. В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. Она состоит из 10 принципов. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.

 Конвенция - это  международное соглашение (договор), который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

Декларация - объявление, провозглашения основных принципов, программных приложений не имеет обязательной силы, это только рекомендация. В  1948  году была принята Всеобщая Декларация прав человека. Она имеет 30 статей. В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. Она состоит из 10 принципов. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.

 Конвенция - это  международное соглашение (договор), который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.



Предварительный просмотр:

Конвенция о правах ребенка

 

Сокращённый перечень прав ребёнка:                                

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15.1. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

2. В отношении осуществления данного права  могут применяться ограничения,  в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.                     

Конвенция о правах ребенка

 

Сокращённый перечень прав ребёнка:                                

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. 1. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

2. В отношении осуществления данного права  могут применяться ограничения,  в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.                     



Предварительный просмотр:

5

4

Высокий

3

Средневысокий

2

Средний

1

Средненизкий

Низкий уровень

5

4

Высокий

3

Средневысокий

2

Средний

1

Средненизкий

Низкий уровень

5

4

Высокий

3

Средневысокий

2

Средний

1

Средненизкий

Низкий уровень

5

4

Высокий

3

Средневысокий

2

Средний

1

Средненизкий

Низкий уровень



Предварительный просмотр:

Приложение 1 к классному часу «Права, обязанности и ответственность»

Слова, написанные на лепестках к цветку  1 группы.

Права ребенка:

Право на медицинский уход

Право на воспитание в семье

Право на приемлемый уровень жизни

Право на жизнь

Право на дискриминацию

Право пропускать уроки без уважительной причины

Право на платное начальное образование

Право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды

________________________________________

Слова, написанные на лепестках к цветку  2 группы.

Обязанности учащихся:

Выполнять Устав школы

Беречь школьное имущество

Выполнять домашние задания

Соблюдать порядок и чистоту

Не опаздывать на уроки

Носить школьную форму

Каждую перемену ходить на улицу

Во время урока задавать посторонние вопросы

_________________________________

Слова, написанные на лепестках к цветку   3 группы.

Что такое ответственность:

Понимание последствий

Способность осознания

Умение принимать решения в сложных ситуациях

Выполнять все свои обязанности наилучшим образом

Добросовестность

Контролировать свои действия

Умения играть

Уровень успешности

е

        

Закон  «Об охране окружающей среды»

Закон «Об образовании»

Закон РФ «О налогах на имущество»

         Устав школы

                        Конституция РФ

                 

      Конвенция о правах ребенка

  Всеобщая Декларация прав человека

                             

        Декларация прав ребенка

           Выполнять Устав школы

    Беречь школьное имущество

   Выполнять домашние задания        

    Соблюдать порядок и чистоту

      Не опаздывать на уроки        

       Носить школьную форму

         

     Каждую перемену ходить на улицу

Во время урока задавать посторонние вопросы

        Уровень успешности

          Понимание последствий

          Способность осознания        

Умение принимать решения в сложных ситуациях

Выполнять все свои обязанности наилучшим образом

Добросовестность

Контролировать свои действия

                 Умения играть



Предварительный просмотр:

В каком году была принята  Декларация прав ребенка?

В чем особенность Декларации прав ребенка?

Что обозначает слово «конвенция»?

В каком году была принята Конвенция о правах ребенка?

Когда Конвенция ратифицирована Россией?

Какую силу приобретают права ребенка в Конвенции?

Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка?

В каком году была принята Конституция РФ?

В какой главе Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина?

Назовите правовые даты (праздники)

Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?



Предварительный просмотр:

Приложение 2 к классному часу «Права, обязанности и ответственность»

   Вопросы к  мозговому штурму  «Законы о правах человека»  

В каком году была принята  Декларация прав ребенка?

1959 год

В чем особенность Декларации прав ребенка?

Имеют лишь рекомендательный характер.

Что обозначает слово «конвенция»?

Международное соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

В каком году была принята Конвенция о правах ребенка?

1989год

Когда Конвенция ратифицирована Россией?

1990 год

Какую силу приобретают права ребенка в Конвенции?

Силу норм международного права

Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка?

Каждое человеческое существо, до достижения 18 лет.

В каком году была принята Конституция РФ?

1993 г.

В какой главе Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина?

Во 2-й главе.

Назовите правовые даты (праздники)

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции РФ

Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

С 18 лет.

 



Предварительный просмотр:

Задание 1 группе: Ответь сказочному герою, пользуясь статьями Декларации прав ребенка.

Вопрос

Ответ

1

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»

2

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

3

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».

4

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

5

Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его».

Задание 3 группе

Ситуация с урока

Ситуация

Разъяснение ситуации

Идет контрольная работа.  Вдруг у Пети зазвонил телефон.  Все ученики  повернулись к Пете. Учительница подошла к Пете и забрала телефон.  Кто нарушил права?

Задание 2 группе.                                                                                                                Рассудить ситуацию, используя Конвенцию о правах ребенка

Ситуация

Разъяснение ситуации

Мама – Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын – Мам, у меня контрольная завтра...
Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак...
Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.


Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!
Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном?



Предварительный просмотр:

Приложение 3 к классному часу «Права, обязанности и ответственность»

Задание 1 группе

Вопрос

Ответ

1

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»

Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17

2

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.

3

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».

Козлята…Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.

4

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

Маша:…Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.

5

Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его».

Волчица:… Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3

Задание 3 группе

Ситуация с урока

Ситуация

Разъяснение ситуации

Идет контрольная работа.  Вдруг у Пети зазвонил телефон.  Все ученики  повернулись к Пете. Учительница подошла к Пете и забрала телефон.  Кто нарушил права?

Вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Перед занятием дети обязаны отключить телефон.   Звонки во время урока  отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Поэтому права нарушил Петя.

Задание 2 группе.                                                                                                                Рассудить ситуацию, используя Конвенцию о правах ребенка

Ситуация

Разъяснение ситуации

Мама – Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын – Мам, у меня контрольная завтра...
Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак...
Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.


Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!
Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном?

15 статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Права ребенка"

Презентация к классному часу "Права ребенка"...

Классный час по правам ребенка

Разработка включает в себя знакомство детей с конвенцией о правах детей, и примеры различных ситуаций с нарушением прав детей, которые обсуждаются на классном часе, кроссворд с основными правами детей...

Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»

Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах реб...

классный час по правам ребенка

материалы к классному часу по правам ребенка, конвенция по правам ребенка...

"Я и мои права" Классный час для учеников 5 «а» класса МБОУ СОШ №3 в рамках Всемирного дня прав ребенка. Владикавказ, 2014 год

Ребенок имеет право на семью.Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей....

Классный час «Права ребенка – это ваши права»

На занятии происходит знакомство младших школьников с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «право», «обязанность», а так же - с правами и обязанностями ребенка 1-3 -х классов. Воспитываем правовую...

Классный час о правах ребенка.

Данный материал предназначен классным руководителям для использования на классных часах....