Интерактивные формы работы специалистов
статья по теме

Борзых Ирина Викторовна

Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней.

Тогда через механизм этой собственной деятельности вместе (или совместно) с другими он будет формироваться под ее влиянием.

Создание определенных педагогических ситуаций, которые удовлетворяют потребности человека в общении, впечатлениях развлекательного и познавательного характера, сопереживании, эмоциональной разрядке – это и есть интерактивная форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnye_formy_raboty_spetsialistov.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Интерактивные формы работы специалистов»

Подготовила: Борзых И.В.,

социальный педагог 7-11 классов

МБОУ «Прохоровская гимназия»,

первая квалификационная категория

Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней.

Тогда через механизм этой собственной деятельности вместе (или совместно) с другими он будет формироваться под ее влиянием.

Создание определенных педагогических ситуаций, которые удовлетворяют потребности человека в общении, впечатлениях развлекательного и познавательного характера, сопереживании, эмоциональной разрядке – это и есть интерактивная форма работы.

Одно из важнейших условий в любой форме активной работы  - эффект Зейгарник (эффект незавершенного действия) – явление, заключающееся в том, что человеком в силу сохраняющегося мотивационного напряжения лучше запоминаются его незавершенные действия, чем завершенные.

Важнейшее условие организации любого педагогического воздействия, когда педагог не доводит идею до конца, а подводит участников к ее пониманию и самостоятельному завершению. В таком случае она воспринимается ими как самостоятельно усвоенная.

Словарь терминов и понятий

Интер… (приставка) – образует существительные и прилагательные с тем же значением, что "между", "меж" (например, интервидение – Международная телевизионная организация).

Активный – деятельный, энергичный, развивающийся, усиленно действующий.

Интерактивный – содержащий активное действие между чем-либо, кем-либо.

Форма – способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением; совокупность приемов и средств произведения (действия и т.д.).

Ин… (приставка) – образует понятие со значением "противоположный".

Интро – (в отличии от "ин" и "интер") – (от лат. Intro) – движение внутрь.

Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие) – термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга и всегда должно предполагать некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

Интерактивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия; организация совместной деятельности людей. Основные виды интеракции – кооперация (объединение усилий участников) и конкуренция (столкновение целей, интересов, позиций, мнений).

Ролевые игры

Это тренинговые занятия, в ходе которых имитируются и разрешаются проблемные ситуации, типичные для реального процесса жизнедеятельности людей как носителей определенных социальных функций.

Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Условия – ситуационны, произвольны. Фактически, условия – те же правила, но временные, вырабатываемые лишь для данной конкретной игровой ситуации.

Независимо от вида игр, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований:

- правила должны быть просты;

- игра должна охватывать всех (не должно быть таких ситуация, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей);

- игра должна быть интересна для всех;

- игра должна быть доступна для всех предполагаемых участников (доступность игры – это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям человека);

- задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех; равенства требует и способ привлечения к выполнению задания.

Ролевые игры предполагают определенное поведение в предлагаемых условиях.

Ролевая игра "Суд над …" - это вид имитационной игры. Она проводится в форме "судебного процесса" над негативными явлениями жизни общества (проституция, наркомания, хулиганство и т.д.), человеческими пороками (жадность, лень, лживость и т.п.), безнравственными поступками (предательство, воровство).

Она призвана содействовать формированию у молодежи осознанного их неприятия, развивать понимание их пагубного влияния на личность, воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства, способствовать становлению навыков нравственного анализа и самоанализа, оценки и самооценки.

Если подойти творчески к переосмыслению вышесказанного, ролевую игру можно проводить не только с молодежью, но и с родителями (особенно молодыми семьями), выбрав соответствующий сюжет (в том числе и семейный).

Ролевая игра требует достаточно длительной и серьезной подготовительной работы, которая состоит в следующем:

- выбор инициативой группы, которая выполняет всю организационную работу;

- выбор проблемы-негатива (явления, качества), которое предстанет в качестве "обвиняемого";

- формулировка темы предстоящего "судебного разбирательства";

- распределение ролей для проведения процедуры "судебного заседания": кто ведет судебный процесс, кто письменно фиксирует аргументы, кто "обвиняемый", "прокурор", "адвокат", "свидетели обвинения и защиты", "присяжные заседатели";

- подготовка ролей, поиск необходимой информации в периодической печати и литературе, отбор ярких и убедительных фактов для выступления с учетом специфики выполняемой роли.

Сам ход ролевой игры имитирует ход судебного заседания (сценарий см. в  книге "Азбука форм воспитательной работы").

После окончания ролевой игры целесообразно провести коллективный ее анализ по вопросам: Что получилось в игре? Почему? Что не получилось? Почему? Согласуется ли Ваше мнение с решением суда? и др.

Примерные сценарии ролевых игр других сюжетов можно найти в книге "50 сценариев классных часов". М., 1999 (Байкова Л.А. Технология подготовки и проведения ролевой игры).

Деловые игры

Это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений. Проведение деловой игры представляет собой развертывание игровой деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. В ходе игры участники анализируют заданные условия и принимают оптимальные решения, выбирают наиболее целесообразный процесс, решают проблемы и т.п. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают: учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные деловые игры.

Драматизация

Это инсценирование, разыгрывание по ролям содержания познавательного материала (как на уроках, так и вне их).

Требования к драматизации: ролями могут наделяться живые персонажи и любые неживые предметы и феномены из любой области знания,

Сценарий драматизации существует, но не является жестким, а служит лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация.

Дискуссия

Способ организации совместной коллективной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи и нахождение правильного ответа.

Дискуссию можно рассматривать и как метод, позволяющий с помощью логических доводов, воздействовать на мнение, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения.

Требования к дискуссии: тема дискуссии объявляется заранее. Участникам необходимо изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе дискуссии каждый имеет право высказывать свою точку зрения.

Дискуссия формирует умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему.

Инверсия

От понятия "переворачивание, перестановка". Организованная деятельность предполагает включение такого приема, как перестановка слов, нарушающая обычный порядок. Возможно и доказательство тезиса противоположного только что доказанному.

Синектика

Коллективная творческая деятельность и учебное исследование, основанные на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Объединение разнородных элементов, построенное на аналогии.

Используются: прямая аналогия (а как решаются подобные задачи?); личная или эмпатическая аналогия (представь, что ты …Что бы ты мог сказать о …); символическая аналогия (выражает суть задачи в виде символов); фантастическая аналогия (как бы эту проблему решили сказочные герои и др.).

Ток – шоу

В переводе с английского языка шоу – смотреть - зрелище (яркое эстрадное представление; нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект), ток – говорить, разговаривать, значит ток-шоу – разговорное представление, разговорное зрелище.

По своей сути ток-шоу – это дискуссия с возможно большим числом участников.

Смысл проведения ток-шоу не сводится к выработке единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Его назначение – включить участников в ситуацию нравственного выбора на основе внутреннего диалога с самим собой, когда необходимо соотнести свои ценностные установки с суждениями сверстников, других участников, с общепринятыми нравственными требованиями.

Процесс подготовки к ток-шоу включает решение следующих организационных задач:

- выявление актуальной нравственной проблемы, Краткая, лаконичная формулировка темы для обсуждения;

- выбор ведущего ток-шоу (можно из числа учащихся, родителей или педагогов), который будет направлять ход обсуждения;

- определение способа ведения дискуссии:

* рассказ человека в маске, "история маски";

* демонстрация фрагмента кино- или видеофильма;

* прочтение содержания ситуации из книги, журнальной  или газетной статьи;

* инсценировка ситуации и т.д.;

- выработка правил ведения дискуссии:

* порядок и последовательность выступлений определяет ыедущий;

* любое мнение должно быть аргументировано фактами, примерами (из жизни, литературы, кинофильмов);

* каждый имеет право на свое особое мнение;

* обсуждаются точки зрения, а не личности и т.д.;

- оформление помещения, где будет проводиться мероприятие

- разработка сценария ток-шоу;

- возможна  формулировка  вопросов для анкетирования, позволяющего предварительно выявить позиции участников по обсуждаемой проблеме;

- возможно разделение участников предстоящего обсуждения на две группы (на основе результатов проведенного анкетирования), определение в каждой из них основного оппонента. Если опрос проводился анонимно, то осуществляется выбор серии острых ситуаций (из жизни, литературы и т.д.), которые будут представлены в ходе проведения ток-шоу в виде инсценировок;

- составление или подбор 3-4 проблемных вопросов для обсуждения непосредственно на самом ток-шоу, с которыми участники предстоящего мероприятия могут быть ознакомлены заранее (выпуск спецплаката, объявления, устная информация и т.о.);

- возможен подбор литературы для самостоятельного прочтения участниками ток-шоу.

При любом варианте проведения ток-шоу следует включать в него следующие структурные компоненты:

- вступительное слово ведущего (ведущих), раскрывающего актуальность рассматриваемый проблемы, значимость ее решения;

- ознакомление присутствующих с выработанными правилами участия в обсуждении;

- предложение аудитории основных дискуссионных вопросов;

- представление разных точек зрения;

- обращение к аудитории с уточняющими, конкретизирующими вопросами с целью внесения ясности в позиции оппонентов;

- анализ целей, мотивов поведения "героев" ситуации, выдвижение различных вариантов выхода из конфликта, способов решения проблемы, поиск оптимального нравственного обоснованного решения.

Условия результативности ток-шоу:

- наличие у участников реальной потребности в решении конкретной нравственной проблемы. Задача педагога  в том, чтобы ее актуализировать, сформулировать и предложить участникам для обсуждения;

- создание доверительной, благожелательной атмосферы в процессе обсуждения;

- сотрудничество педагога и участников (детей, родителей) при планировании, подготовке, проведении ток-шоу и анализе его результатов;

- соответствие рассматриваемой нравственной проблемы уровню актуального развития детей (родителей), их жизненному опыту.

Театр-экспромт

Театр-экспромт называется так потому, что в нем на глазах у зрителей может разыграться спектакль неожиданного содержания, с элементами импровизированной игры. Никто из участников до самого представления не знает, кто будет исполнять какие роли, Узнают об этом только на самом мероприятии.

Театр-экспромт снимает страх и психологическую скованность воспитанников (их родителей), способствует улучшению психологического климата в коллективе (детском, семейном и др.).

Во время подготовки инициативная группа составляет сюжет театрального представления и карточки с обозначением на них всех ролей предстоящего спектакля.

При проведении мероприятия карточки раздаются (или распределяются по жребию) присутствующим. Актеры, получившие роль, поочередно приглашаются за кулисы.

Сюжет, предложенный для театрального экспромта, должен содержать в себе множество действий и взаимодействий персонажей и зрителей. Могут разыгрываться сказки, детективные истории, легенды, притчи, отрывки фантастических историй, бытовые сюжеты.

Составленный  заранее текст произносится "за кадром". Слыша текст, актеры выходят на сцену и играют роль.

Эта форма может использоваться как элемент мероприятия или иметь самостоятельное значение.

По принципу театра-экспромта может быть организован интерактивный театр и интерактивный музей. Разница состоит только в отсутствии текста "за кадром". В интерактивном театре идет активное экспромт-вовлечение зрителей в действия, а в интерактивном музее происходит экспромт-разыгрывание исторических (или сказочных, если музей сказок) сюжетов с использованием доступных для этого экспонатов.

Аукцион

Как известно, аукцион – это публичная продажа, в процессе которой вещи приобретаются теми, кто предложит большую плату.

Как интерактивную форму, аукцион можно проводить не только в молодежном коллективе, но и в родительском. При этом, аукцион может быть педагогический, психологической, правовой и т.д.

Аукцион направлен:

- на выявление у участников интереса к знаниям на заданную тему;

- на формирование умения обоснованно и точно высказывать свою мысль;

- на развитие способности слушать окружающих и вносить существенные дополнения в их ответ (мысли).

Немаловажное значение этой формы работы также и в том, что она позволяет углубить знания присутствующих, содействовать развитию интеллекта молодежи, их стремления к самообразованию.

Дух соперничества и соревнования на аукционе вынуждает каждого его участника быть уважительным, собранным, осмотрительным и лаконичным в мыслях и ответах, учит основам полемического мастерства.

Методика подготовки и проведения аукциона:

- коллектив заранее готовится к аукциону, оргкомитет заранее готовит "вещи на продажу" (интеллектуальные, предметные и т.п.);

- выбирается ведущий – аукционист; результат игры и интерес в ходе ее проведения в значительной степени обеспечивается ведущим, который должен уметь ярко, красочно или предложить каждую вещь, расхваливая ее достоинства, или поставить вопрос, стимулируя при этом желание у присутствующих участвовать в своеобразном соревновании интеллекта;

- ведущий (аукционист) располагается за столом (кафедрой), в руках у него молоток. Он по очереди представляет присутствующим вещь, которая разыгрывается, или объявляет тему вопросов. Участники предлагают свои варианты (версии) ответов. Когда варианты исчерпаны, ведущий считает до трех, сопровождая каждую цифру ударом молотка, Победителем становится тот, кто дал правильный ответ до третьего удара молотка. Он получает выставленную на продажу "вещь" (это может быть рецепт кулинарный, педагогический, психологический; решение любой проблемной ситуации в семье; модель детского новогоднего платья или сценарий детского семейного праздника и т.п.). Затем ведущий представляет следующую "вещь", и все повторяется снова в принятом для этой игры порядке.

"Вещь" может быть представлена ведущим как в прямом (кулинарный рецепт новогоднего торта), так и в завуалированном смысле (документ, отражающий намерения специалиста …). В качестве "платы" могут выступать ответы присутствующих на заранее продуманные по теме мероприятия интеллектуальные вопросы (например, как реагировать молодой маме на демонстративный крик ее ребенка в транспорте?). Следует напомнить, что у ведущего должны быть под рукой свои заранее подготовленные правильные ответы на эти вопросы во избежание казусов при подведении итогов.

Агитбригада

Это самодеятельное клубное объединение, выполняющее специфические функции. Её назначение – откликаться в агитационной и художественно-агитационной форме на события внутренней, местной и международной жизни. Сфера ее работы – агитация.

Характерная черта агитбригады и условия  успеха в ее деятельности:

- повседневная тесная связь с коллективами (учащихся, педагогов и т.п.);

- опора на местный материал, конкретные факты.

Художественные средства агитбригады – юмор, сатира - весьма остры и требуют от всех участников агитбригады самого осторожного  бережного отношения к фактам и характеру их подачи.

Выступления агитбригады отличаются динамичностью, оперативностью, мобильностью.

В основе выступления – документальный сценарий. Документ и факт – активные и убедительные средства агитбригады.

Требования к агитбригаде:

- определить цель предстоящих выступлений;

- выбрать темы, актуальные для данного коллектива;

- тщательно продумать и осуществить монтаж;

- определить драматургический ход, развивающий действие;

- программа агитбригады носит характер обозрения, поэтому в ней может быть ряд эпизодов и соответственно ряд конфликтов;

- каждый эпизод обязательно должен быть законченным;

- нарастание действия выражается в том, что более острые и значительные факты размещены ближе к концу выступления;

- необходима лаконичность языка сценария (в небольшой интермедии, куплете, пантомиме надо сказать о многом, и так, чтобы не потерять образное начало);

- самое сложное – решение образа положительного героя, это в сценарии – наиболее уязвимое звено;

- программа агитбригады должна иметь точны адрес. Насмешка ради развлечения – недостаток программы, сатира теряет свою остроту и социальную значимость; для передачи сатирического материала используются такие жанры, как интермедии, монологи, сценки, куплеты, частушки, танцы, а также разновидности комического: шутки, комический намек, насмешка, острота;

- исполнители в агитбригаде должны быть "многоликими" - темпераментными, задорными, владеющими широким арсеналом сценических приемов, умеющими петь, танцевать, хорошо читать текст, обладающими отличной дикцией, По количеству – от 10 до 15 человек;

- возможно использование музыки, которая несет различную смысловую нагрузку, а также технических средств – кино и видеопроекции, слайдов, световых эффектов  и т.д.;

- декорации агитбригады должны быть предельно лаконичными и мобильными;

- важна и предварительная реклама-оповещение о выступлении агитбригады.

"Три кита" агитбригады: накопление фактов (напитка); взрыв творческой интуиции (замысел); реализация замысла.

Механизм агитбригады: факт – замысел – решение (различны только исходные данные, характеристики замысла, выразительные средства).

Интерактивность агитбригады в том, что исполнители постоянно обращаются к зрителям и ждут от них ответной реакции. Зритель – это партнер исполнителей в агитбригаде, соучастник происходящего на сцене.

В основе любой интерактивной формы работы лежит сценарий. Создание сценария и его воплощение – процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен обладать действенностью и зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим.

Известно, что там, где кончаются знания, начинаются мнения. Особенно ощутимо это в подростковой и юношеской среде. Обмен мнениями с такими же, как и ты, выводы, подкрепленные суждениями авторитетных людей, которые не учат, а рассуждают вместе с тобой, - намного действенней назидательных бесед с примерами из художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей

 Значимость рассматриваемой проблемы определяется тем, что сегодня на фоне «жизненного потенциала» семьи отмечается тенденция падения ...

Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Обобщение педагогического опыта работы за четыре годо по формированию ключевых компетенций школьников по истории и обществознанию....

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Обобщение опыта работы "Интерактивные формы работы с семьей"

Современному классному руководителю школы необходимо активнее применять интерактивные способы работы с семьей, менять подходы к постановке задач, к структурированию содержания уже известных метод...

"Формы работы специалиста дефектолога с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ".(Выступление на городском методическом обьединении)

Работа специалиста с семьей, имеющего ребенка с ОВЗ начинается с установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений, которое требует тактичного, корректного поведения, умения поставить себя н...

Выступление на тему:"Формы работы специалистов с родителями с использованием информационных технологий"

Выступление на тему: "Формы работы специалистов с родителями с использованием информационных технологий"...

Методы и формы работы специалистов СРЦН

Методы и формы работы, способствующие социальной адаптации воспитанников СРЦН....