Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовительной к школе группе с диагнозом "Заикание"
рабочая программа по теме

Микоц Наталья Владимировна

 

Перспективное планирование

( с описанием оборудования и коррекционных игр)

логопеда

в подготовительной  к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_mikots_2013_-14god.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

( с описанием оборудования и коррекционных игр)

логопеда

на 2013-2014 год

в подготовительной  к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР»

Общие цели на весь учебный год:

  • Закрепить навыки  пользования усвоенными ранее формами речи и овладеть самостоятельной контекстной речью, свободной от заикания;
  •    Работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
  •    Развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;
  •    Осуществлять дальнейшее расширение объема и уточнение предметного (существительные), предикативного (глаголы) и адъективного (прилагательные) словаря импрессивной и экспрессивной речи, проводить работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей;
  •    Совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций;
  •    Совершенствовать навыки связной речи;
  •    Проводить работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, развитию фонематических процессов;
  •    Осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функции;
  •    Формировать мотивацию к школьному обучению, проводить работу по обучению грамоте.

Содержание коррекционного обучения подготовительного этапа  

(вторая половина сентября)

Этап ограничения речевого режима - «молчание», шёпотная  речь.

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.

  1. Воспитание у детей общей произвольной моторики и мышц лица путём использования расслабляющих упражнений, артикуляционной гимнастики, логопедической ритмики; отработка речевого дыхания – продолжительность, плавности выдоха; воспитание слухового внимания и слуховой памяти, зрительного  внимания и зрительной памяти, произвольного поведения путём развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, внимания, подражательности – через обучение играм, правилам игр, элементам творческой игры; работа над фразой (обучение паузации);
  2. Закрепление усвоенных объемных и плоскостных геометрических фигур и форм предметов; Освоение новых объемных и плоскостных фигур (ромб, пятиугольник, трапеция). Обучение зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению и описанию. Совершенствование навыка стереогноза. Обозначение формы геометрических фигур и предметов словом.
  3. Закрепление усвоенных величин и измерений предметов. Обучение упорядочению групп предметов (до 10) по возрастанию и убыванию величин и измерений. Обозначение величины и измерений предметов словом.
  4. Закрепление усвоенных цветов. Освоение новых цветов (фиолетовый, серый) и цветовых оттенков (например, темно-коричневый, светло-коричневый). Обучение различению предметов по цвету и цветовым оттенкам. Обозначение цвета и цветовых оттенков словом.
  5. Обучение классификации предметов и их объединению во множество по 3-4 признакам.
  6. Совершенствование навыка определения пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади), определения расположения предмета по отношению к себе. Обучение определению пространственного расположения между предметами и их частями. Обозначение пространственного расположения предметов словом. Обучение узнаванию контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений. Обучение восприятию и узнаванию предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия словом).
  7. Увеличение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (на материале предметов, предметных картинок (7-8), геометрических фигур, ряда неречевых звуков и слов (5-7).

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.

  1. Дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей. Обучение выполнению сложных двигательных программ, включающих одновременно и последовательно организованные движения (из программных требований раздела «Физическое воспитание»).
  2. Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции. Совершенствование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, составляющих единый двигательный навык.
  3. Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.

       Совершенствование кинетической             основы артикуляторных движений.

  1. Дальнейшее развитие движений мимической мускулатуры по словесной инструкции.
  2. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа (осуществляется преимущественно в работе с детьми, страдающими дизартрией, с учетом локализации поражения, характера и распределения нарушений мышечного тонуса).

Снятие патологических мышечных зажимов путём обучения нейропсихологической гимнастике (подгрупповые, а по мере усвоения и фронтальные занятия).

Проводятся на протяжении всего учебного года.

Проведение мелотерапии

  1. Создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп музыки с темпом движения.

2. Музыкальные релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц.

3. Музыкальные упражнения для коррекции жестов.

4. Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус

Подготовка к обучению грамоте:

1.        Формирование мотивации к школьному обучению. Формирование основных элементов волевого действия (постановка цели, принятие решения, определение плана действия, его исполнение, оценка резуль¬тата своего действия).

2.        Знакомство с понятием предложение. Обучение составлению гра-фических схем предложения (простое двусоставное предложение без предлога, простое предложение из 3-4 слов без предлога, простое пред¬ложение из 3-4 слов с предлогом).

3.        Обучение составлению графических схем слогов, слов.

4.        Обучение элементарным правилам правописания: раздельное напи-сание слов в предложении, точка (восклицательный, вопросительный знак) в конце предложения, употребление заглавной буквы в начале предложения

5.        Знакомство с печатными буквами: (без употребления алфавитных названий).Обучение графическому начертанию печатных букв.

Оборудование и материалы:

  1. Игрушки (образные: кошка, собака, мышка, петушок, мячи разного размера и цвета, кукла.; звучащие: погремушка, бубен, дудочка, барабан, колокольчик; сборно-разборные: пирамида, матрешки 4-х-6-ти-составные, кубики);
  2. Картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые дети используют в своих играх;
  3. Наборы геометрических фигур основных цветов и формы (объемных и плоскостных);
  4. Коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;
  5. Рамки Монтессори с вкладышами;
  6. Мозаика, состоящая из цветных квадратиков и кружков, всего по 12 фигур каждого вида: 2 зеленых, 2 красных, 2 синих, 2 белых, 2 черных, 2 желтых;
  7. Рисунки с лабиринтами, указка или карандаш;
  8. Ленточки разных цветов и размеров (длинные: 25хЗсм, короткие: 12хЗсм, широкие: 8х25см, узкие: 2х25см);
  9. Коробки с крышками разных форм, коробки разного размера с отверстиями, игрушечные зверюшки различного размера, экран, лист бумаги и детали аппликаций, карточки с изображением контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга предметов и т. д.

Оборудование и материалы:

мячи, флажки, обручи, бубен, шнур, контуры-следы, изображающие камешки, следы ног; кубики, мозаика, пирамидки, матрешки, настольный конструктор, внутренние и внешние трафареты, карандаши, коробочки (мисочки) для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус; шнурки и пластиковые карточки (различной формы) с отверстиями для шнуровки; куклы и кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний; рукавички и перчатки с изображениями мордочек животных; игрушки; зеркало (большое настенное и индивидуальные), кольца для игры «Серсо».

Конспекты занятий, релаксирующая музыка.

Примерный перечень игр:

«Телефон», «Зверюшки на дорожках», «Спрячь игрушку», «Мастерская форм», «Обед для матрешек», «Цветные дома», «Что досталось тебе, дружок?», «Собери букет», «Цветик-семицветик», «Найди клад», «Кто внимательный», «Положи верно», «Картина», «Найди и назови», «Чья это конура?», «Позвони на том же месте», «Поймай меня», «О чем говорит улица?», «Колокол-колокольчик», «Угадай-ка» (сколько раз позвала курица - столько раз пропищали цыплята);

«Чего не стало?», «Что изменилось?», «Расставь по местам», «Прятки с игрушками», «Что за чем звучало?», «Кто за кем пришел?», «У кого такое?», «Ищи и находи», «Построй ворота», «Где такие?», «Лото», «Какого цвета нет?», «Что бывает такого цвета?», «Времена года», «Цвет и форма», «Кто где стоит?», «Положи верно», «Картинка», «Запомни и найди», «Найди и назови», «Что нарисовано?» и т. д.

Примерный перечень игр:

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Подбрось -поймай», «По узенькой дорожке», «На одной ножке вдоль дорожки», «Лошадки», «Серсо», «Пчела», «Лодочка», «Ладони на столе», «Пальчики здороваются», «Человечек», «Солнечные лучи», «Пассажиры в автобусе», «Замок», «Паук», «Дружба», «Флажок», «Птички», «Двое разговаривают», «Ежик», «Кот», «Волк», «В гости», «Домик», «Зайцы», «Ловкие пальцы», «Ножницы», «Колокол», «Бочонок с водой», «Пожарники», «Птичка летит», «Лакомка», «Пять человечков», «В гости», «Скакалка», «Спичечные коробки», «Курочка-петушок», «Кошки-мышки», «Кулак - кольцо», «Часы», «Топ-хлоп» и т. п., специальные игровые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных фонетических групп звуков).

  1. Музыкальные этюды, способствующие нормализации настроения (музыка П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М. Глинки, С. Прокофьева и др.).

3. «Зверобика» Б. Савельева, «Улыбка» В. Шаинского, «Хитрая лиса и волк» С. Бодренкова, «Кот и мыши» Т. Ломовой и др.)

4. («Маятник», «Часики» – перенос тяжести тела с одной стороны на другую), «Шалтай-Болтай», «тряпичные куклы» (свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой (левой) рукой и ногой в стороны).

Дидактические  игры:

«Капитаны» (чтение слогов);

 «Сбор урожая»,

«Собери букет»,

«Кто в домике живет»,

«Кто в домике живет»  (место звука в слове),  

«Звуковые часы»,

«Найди похожие слова».

                   

Чтение:

«Буква Р» А. Барто;

«Сказка о приключениях бук-вы Р» Э. Успенский;

«Буква В и двугорбые вер-блюды»  М. Аромштам;

«Лисенок и лягушонок» Г.Юдин.

Содержание коррекционного обучения  этапа  сопряженной и отраженной речи

 (каждый этап -4 -5 недель).

Воспитание сопряженного, а затем и отраженного произношения,

речевого дыхания удлинение выдоха, мягкой голосоподачи, слитности гласных звуков в звукоподражаниях и словах, просодической стороны речи, подражательности, активности, элементов творчества через обучение правилам игр.

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

  1. Развитие произвольности (умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец).
  2. Обучение решению задач не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления о предметах.
  3. Формирование базы для становления словесно-логического мышления и выделение круга понятий за рамки непосредственного детского опыта.
  4. Развитие основных компонентов мыслительной деятельности (интереса к заданию, положительного эмоционального состояния в течение всего занятия, достаточного фонда действенных знаний для решения поставленных задач, навыка самоконтроля и т. д.).
  5. Развитие операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации (формирование умения выражать результат словом), способности устанавливать закономерности на основе зрительного и мыслительного анализа (например, составление 4-х-6-тисоставной матрешки путем примеривания и зрительного соотнесения, конструктор, исключение неподходящей картинки и т. д.).
  6. Формирование наглядно-образных представлений, обучение воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (например, составление целого из частей, «Дорисуй» и т. п.) Развитие способности на основе анализа ситуации устанавливать причинно-следственные зависимости, делать обобщения. 

Формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур

  1. Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведению по образцу и по речевой инструкции (до 5-ти ритмических сигналов, например, //; ///; ////).
  2. Обучение восприятию и оценке неакцентированных ритмических структур, разделенных длинными и короткими паузами, и их воспроизведению по образцу и по словесной инструкции (например, ////;///)
  3. Обучение музыкальному ритму и ритму с движениями на логоритмических занятиях. Занятия проводятся как целиковые (фронтальные и подгрупповые), так и в виде физкультминуток. В тёплое время года занятия проводятся на улице вместе с дыхательной гимнастикой.

Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.

  1. Расширение объема и уточнение предметного, глагольного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.
  2. Усвоение бытового словаря (смотреть календарный план);
  3. Совершенствование понимания вопросов косвенных падежей существительных.
  4. Дифференциация в импрессивной речи форм существительных ед. и мн. числа мужского, женского и среднего рода («Покажи, где гриб, где грибы», «Покажи, где слива, где сливы», «Покажи, где окно, где окна», «Покажи, где зеркало, где зеркала»).
  5. Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме ед. и мн. числа прошедшего времени («Покажи, кто шел, кто шли», «Покажи, кто рисовал, кто рисовали» и т. п.) Обучение пониманию значения глаголов совершенного и несовершенного вида («Покажи, где малыш рисует ракету, где малыш нарисовал ракету», «Покажи, где девочка поливает цветы, где девочка полила цветы» и т. д.).
  6. Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего времени по родам: мужской, женский и средний род («Покажи, кто спал?» (мальчик), «Покажи, кто спала?» (девочка), «Покажи, кто спало?» (животное), «Покажи, кто упал?» (дедушка), «Покажи, кто Упала?» (бабушка), «Покажи, что упало?» (дерево).
  7. Дифференциация в импрессивной речи грамматических форм прилагательных («Покажи, про что можно сказать большой (большая, большое, большие
  8. Совершенствование понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на, под, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за (по картинкам).
  9. Обучение различению предлогов в - из, над - под, к - от, на - с.
  10. Совершенствование навыков понимания значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -ок-, -чик-, -к-, -очк-, -ечк-). Формирование понимания значения менее продуктивных суффиксов (-оньк-, -еньк-, -онок-, -енок-, -ышек-, -ышк-, -ушк-, -ишк-):
  11. Формирование понимания значения приставок: в-, вы-, при-, на- и их различения (в - вы-, на - вы-, вы - при-):

Совершенствование навыков понимания вопросов по сюжетной картинке, вопросов по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций). 

        Подготовка к обучению грамоте

Продолжать учить детей делать звуковой анализ слов, выделять гласные, твердые и мягкие согласные звуки, определять место звука в слове; закрепить раннее изученные буквы, правильно соотносить их со звуками; продолжать учить читать слогослияния, делить слова на слоги, определять  количество слогов; воспитывать внимание, интерес к занятиям, развивать фонематический слух (смотреть календарное планирование)

Формирование связной речи

Целенаправленное обучение использования сопряженной, а затем и отраженной, речи  в специально организованных коммуникативных ситуациях (при выполнении поручений, в процессе проведения настолько-печатных игр , в режимных моментах д). Обучение распространению предложений за счет однородных членов (по картинкам и по вопросам: «Мама купила в магазине лук... морковь, капусту, огурцы», «Сегодня на улице теплая... солнечная, ясная погода»).

Коррекция нарушений фонетической стороны речи

  1. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза: губных, губно-зубных, заднеязычных, переднеязычных/Т/, / Т'/, /Д/, /Д'/, /Н/, /Н'/ (формирование правильного артикуляторного уклада и их закрепление в различном фонетическом контексте).
  2. Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях (свистящие, шипящие, сонорные звуки).
  3. Формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем - звуков, включавшихся в коррекционный процесс.
  4. Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова: например, Аня, аист, осы, утро, иней и т. д.; выделение звука из слова: например, звук /С/: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата', определение последнего и первого звука слов: например, мак, топор, палец и т. д.).
  5. Обучение проведению фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (АУ, УА, ИА) и слов (мы, да, он, на, ум и т. п.) с учетом поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину).
  6. Формирование фонематических представлений (подбор слова на заданный звук).
  7. Знакомство с понятиями «слово» и «слог» (как часть слова).

Слоговая структура слова

  1. Обучение правильному воспроизведению звуко-слоговой структуры слов (предъявляемых изолированно и в контексте): двухсложных без стечения согласных (например, мука, мячик); трехсложных слов без стечения согласных (например, машина, котенок); односложных со стечением согласных (например, лист, стул); двухсложных слов со стечением согласных в начале слова (например, кроты, клубок), в середине слова (например, ведро, полка), в конце слова (например, радость, жалость); трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (например, крапива, светофор), в середине слова (например, конфета, калитка).

Работа над интонационной стороной речи

  1. Формирование общих представлений о выразительности речи. Ознакомление с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, средствами их выражения и способами обозначения с последующей дифференциацией интонационных структур предложений в импрессивной речи.
  2. Обучение правильному использованию и дифференциации различных интонационных структур в экспрессивной речи.

Подготовка к обучению грамоте:

  1. Подготовка к обучению грамоте
  2. Продолжать учить детей делать звуковой анализ слов, выделять гласные, твердые и мягкие согласные звуки, определять место звука в слове; закрепить раннее изученные буквы, правильно соотносить их со звуками; продолжать учить читать слогослияния, делить слова на слоги, определять  количество слогов; воспитывать внимание, интерес к занятиям, развивать фонематический слух (смотреть календарное планирование)
  3. Знакомство с печатными буквами: (без употребления алфавитных названий).Обучение графическому начертанию печатных букв.

Проведение мелотерапии

  1. Упражнения для развития чувства темпа и ритма (прохлопать руками и протопать ногами ритмический рисунок песни).
  2. Упражнения для развития координации речи и движения с постепенным усложнением темпа и ритма
  3. .Пропевание песен с усложнением темпо-ритмических характеристик (текст: хорей – ямб – дактиль).
  4. Упражнения, в которых под музыку ритм отбивается руками, постепенно ускоряется темп, каждый удар ладони приходится на гласную («Андрей-воробей, не гоняй голубей»).

Оборудование и материалы:

матрешки 4-х-6-ти составные, конструктор, полоски из плотной бумаги красного и белого цветов по 8 полосок размером  10хЗсм, счетные палочки, доски Сегена,  картинки с изображением лексических тем и разрезные картинки (с изображением знакомых предметов, разрезанных по диагонали на 4 части), карточки с изображением квадрата, круга, треугольника, овала, прямоугольника и частей, из которых они могут быть составлены; 4 картинки с изображением последовательных действий с понятным (явным) сюжетом, карточки с изображением различных орнаментов, содержащих пробел, и соответствующие карточки-вкладыши; предметные картинки (по различным тематическим группам), сюжетные картинки, рисунки с изображением точек (разное количество и пространственное расположение), карточки с изображением 3-х квадратов, в каждом по 4 фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма), рисунки с контурным изображением предметов, плоскостные геометрические формы, грибы с шляпками разного цвета, корзиночки, образные игрушки, строительный материал, игрушечная мебель, посуда, одежда, флажки, листья разной формы и цвета, карточки с изображением разных форм и цвета, игрушки и мелкие предметы разной формы и цвета, загадки (с картинками-отгадками).

Оборудование и материалы:

деревянные ложки, музыкальные игрушки: погремушки, бубен, колокольчик, барабан и т. д.; мяч, счетные палочки, диски Железновой .

Оборудование и материалы:

Предметные картинки (по различным лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Игрушки», «Деревья», «Домашние и дикие животные», «Птицы» (смотреть календарный план), сюжетные картинки, образные игрушки, настольно-печатные игры.

Сюжетные картинки, образные игрушки, настольно-печатные игры.

Профили звуков, картинки для артикуляционной гимнастики, метроном.

Звуковые замки, кружки трёх цветов, полоски – модели слов.

Картинный материал по слоговой структуре слов.

Картинки – символы (вопрос, восклицательный знак, точка)

Примерный перечень игр:

«Заборчик», «Времена года», «Составь картинки», «Последовательные картинки», «Почини коврик», «Неподходящая картинка», «Найди такое же количество точек», «Назови одним словом», «Сравни, чем похожи», «Сравни, чем отличаются», «Разложи и назови», «Что нарисовано», «По грибы», «Кто где живет», «Кому что дать», «Принеси такие же» 

Примерный перечень игр:

«Дятел», «Телеграфист», «Азбука Морзе», «Ритмическое эхо».

Примерный перечень игр:

«Правильно ли я сказал?», «Ответь на вопросы», «Соберем урожай», «Назови лишнее слово», «Кому что», «Будь внимательнее», «Найди пару», «Продолжи», «Отгадай-ка», «Объясни», «Подбери слова», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Магазин игрушек», «Зоопарк», «Волшебник», «Веселый мяч», «Один - одна - одно - одни», «Один -много», «Помоги найти маму», «Чего много?», «День рождения», «Хвосты», «Гости», «Исправь ошибку»,, «Мальчик-девочка», «Закончи предложение», «Соедини слова», «Умная стрелка», «Цепочка», «Что прислала почта», «Кто с кем?», «Колобок», «Запомни схему», «Командир», «Угадай», «Услышь ласковое слово», «Дюймовочка», «Помоги Незнайке», «Угадай, кто хозяин», «Повар», «Покажи картинку», «Чем отличаются слова?», «Добавь слово» и т. д.

2. Пропевки, потешки «Из-за леса, из-за гор», «Солнышко, солнышко!», «Под мельницей под вертельницей» и др..

Дидактические игры:

«Капитаны»;

«Превращалка»,

«Звук заблудился» (изменение слова одной буквой);

 «Сложи отгадку из первых букв картинок»;

«Составь слово»;

решение кроссвордов.

           

Чтение:

«День поросенка» Г. Юдин;

«Приключения буквы П»

С. Погореловский;

«Енот» Я. Аким;

«Нелетающий зонт» Г. Юдин; «Телезритель Тимка»

 Г. Юдин;

«Буквоедовская сказка»

М. Аромштам

Дидактические игры:

«Восстанови букву»,

«Строители»,

«Цепочка изменений»,

«Мишкины подарки»,

решение кроссвордов, ребу-сов, занимательных задач.

         

             Чтение:

«Лесная буква по имени Фи-лимон» М. Аромштам;

«Как буква Н отправилась гу-лять» М. Аромштам;

«Буква Ш поселившаяся в ка-мышах» М. Аромштам;

«Наш друг Пишичитай» Е.Агранович;

«Кто живет в часах?»

«Как мыша шалил»,

«Фокусник Федя»,

«Буратиний нос» Г. Юдин.

Дидактические игры:  

«Клоун», «Пирамида», «Кар», «Ель», «Превращалка», «Озорной котенок», разгады-вание ребусов, кроссвордов.

                 Чтение:

«Сказка про злую колдунью, которую учили читать»,

«Дорожный указатель с весе-лым язычком» М. Аромштам;

«Верблюжонок  Бюль – Бюль» Г. Юдин;

«Буква Ю» М. Хаткина;

«Ёжик и ёршик» Г.Юдин.

Содержание коррекционного обучения этапа  вопросно – ответной  речи

 ( 8-10 недель ).

Воспитание свободной речи во время произнесения диалогов и ответов на вопрос.

1 этап: ребенок отвечает на вопрос полной фразой,

2 этап: ответ начинается со слов спрашивающего.

  1. Воспитание правильной манеры общения: (зрительная ориентировка на участника диалога, правильное использование движений и затормаживание ненужных сопутствующих движений).
  2. Точное употребление жестов, мимики, умение выслушать собеседника и ответить только после его вопроса или самому задать вопрос только тогда, когда окончил говорить товарищ.
  3.  Обучение отвечать одним, двумя словами, (приближенно к разговорной манере общения).

Обучение релаксации.

Последовательное освоение всех упражнений по релаксации (смотреть конспекты). Переход к следующему упражнению осуществляется после полного усвоения предыдущих.

Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, нарушений дыхательной и голосовой функции.

  1. Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений. Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому.
  2. Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.
  3. Формирование речевого дыхания. Обучение умению производить спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плеч) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения (например, «Снежинки», «Задуй свечу», «Загони мяч в ворота» и т. д.) и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных (/Ф/, /X/, /С/, /Ш/, /Щ/), слогов с согласными звуками. Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем -многослоговых, сначала - с ударением на первый слог, затем - с изменением места ударения). Постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы (например: Птицы; Птицы летят; Птицы летят высоко; Птицы летят высоко в небе).
  4. Развитие основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях (в работе с детьми, страдающими дизартрией, — снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче путем отработки произвольных движений нижней челюсти).
  5. Формирование мягкой атаки голоса.

Формирование связной речи

  1. Целенаправленное обучение диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе проведения настолько-печатных игр , во время проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных заданий).
  2. Обучение включению в повествование элементов описаний действующих лиц, природы, диалогов героев рассказа с соблюдением последовательности рассказывания.
  3. Постепенное введение инсценировок и творческих рассказов. 
  4. Обучение пересказу сначала  хорошо знакомых, а затем незнакомых сказок и рассказов с помощью наводящих вопросов. Постепенное обучение самостоятельному составлению описательных рассказов (по игрушке, по картинке), используя наглядную опору.

Формирование грамматического словоизменения и словообразования в экспрессивной речи

  1. Совершенствование навыков употребления форм ед. и мн. числа существительных мужского и женского рода в им. падеже с окончанием -ы (шар - шары), (кошка - кошки), (дом - дома).
  2. Обучение употреблению форм ед. и мн. числа среднего рода в им. падеже с окончанием -а (зеркало - зеркала, окно - окна).
  3. Совершенствование навыков изменения существительных мужского и женского рода ед. числа по падежам (без предлогов и с предлогоами).
  4. Обучение изменению существительных среднего рода ед. числа по падежам (без предлогов, например: «В домике дядюшки Тыквы нет чего? (окна)» и с предлогами, например: «От чего отъехала машина? (от дерева)», «Где растет гриб? (под деревом)», «На чем растут листья? (на дереве)»
  5. Обучение изменению одушевленных и неодушевленных существительных мужского, женского рода и существительных среднего рода множественного числа по падежам.
  6. Обучение правильному употреблению несклоняемых существительных (пальто, кино, лото, домино, какао )
  7. Совершенствование навыков употребления глаголов в форме повелительного наклонения 2 лица ед. числа настоящего времени, глаголов в форме изъявительного наклонения 3 лица ед. и мн. числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени.
  8. Обучение правильному употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида (например: рисовал - нарисовал)
  9. Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского и женского рода ед. числа в именительном и косвенных падежах.
  10. Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода мн. числа в именительном и косвенных падежах (например, голубые шары, голубых шаров и т. д.).
  11. Обучение согласованию прилагательных существительными среднего рода ед. и мн. числа в именительном и косвенных падежах (например, большое окно, больших окон и т. д.).
  12. Обучение правильному употреблению словосочетаний: количественное числительное (два и пять) и существительное (два шара, пять шаров; две пчелы, пять пчел; два окна, пять окон; два пера, пять перьев).
  13. Совершенствование навыков правильного употребления предложных конструкций с предлогами: в, из, на, под, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за и навыка различения предлогов: в - из, над - под, к — от, на - с.
  14. Совершенствование навыков употребления словообразовательных моделей:
  • существительных, образованных с помощью продуктивных и менее продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -ок-, -чик-, -к-, -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -онок-, -енок-, -ышек-, -ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк-),
  • звукоподражательных глаголов (ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, петух кукарекает, курица кудахчет),
  • глаголов, образованных от существительных (отыменное образование глаголов: мыло -мылит, краска -красит, учитель -учит, строитель - строит и т. п.),
  • глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-),
  • притяжательных прилагательных, образованных с помощью продуктивного суффикса: -ин- ( например, мамина кофта, папина газета и т. п.), и с помощью менее продуктивного суффикса: -ий- (без чередования), например, лисий, рыбий и т. п.,
  • относительных прилагательных с суффиксами: -ов, -ев, -н, -ан, -енн- (например, шерстяной, банановый, грушевый, соломенный, железный).
  1. Совершенствование навыка самостоятельного употребления отработанных грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей.

Коррекция нарушений фонетической стороны речи.

  1. Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях.
  2. Формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков.
  3. Совершенствование навыка осуществления простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова; выделение звука из слова; определение последнего и первого звука слов).
  4. Совершенствование навыка проведения фонематического анализа и синтеза звукосочетаний  и слов (смотри календарный план работы(.
  5. Формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа (определение местоположения звука в слове: начало, середина, конец; последовательности и количества звуков в слове)
  6. Обучение проведению фонематического синтеза.
  7. Совершенствование фонематических представлений (по картинкам и по представлениям.
  8. Формирование осознания принципа слогового строения слова (на материале слов, произношение и написание которых совпадает), умения слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов: двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (например, лиса, Маша), из от крытого и закрытого слогов (например, замок, лужок), трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (например, малина, канава), односложные слова (например, сыр, дом).

Формирование ССС

  1. Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звуко-слоговой структуры (изолированных и в условиях фонетического контекста) без стечения и с наличием одного стечения согласных звуков.
  2. Обучение правильному воспроизведению звуко-слоговой структуры слов (предъявляемых изолированно и в контексте): двух- и трехслоговых с наличием нескольких стечений согласных звуков (например, клумба, кружка, смуглый, спутник, снежинка, крыжовник, отвертка и т. п.); четырехслоговых слов без стечения согласных звуков (например, пуговица, кукуруза, паутина, поросенок, жаворонок, велосипед и т. п.).
  3. Совершенствование навыка осознанного использования различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи (в различных ситуациях общения, театрализованных играх).

Подготовка к обучению грамоте

Продолжать учить детей делать звуковой анализ слов, выделять гласные, твердые и мягкие согласные звуки, определять место звука в слове; закрепить раннее изученные буквы, правильно соотносить их со звуками; продолжать учить читать слогослияния, делить слова на слоги, определять  количество слогов; воспитывать внимание, интерес к занятиям, развивать фонематический слух (смотреть календарное планирование)

Мелотепапия

  1. Дирижирование песен, музыкальных пьес.
  2. Упражнения на формирование речевого дыхания (пропевание звуков, слоговых рядов, фраз).
  3. Упражнения для выработки мягкой атаки голоса (музыкальный руководитель показывает, как это делать в удобном для детей диапазоне).
  4. Упражнения для снижения напряжения голосовых связок. Пропевание гласных в последовательности: А, О, У, И, Э, А – содержит резонирование как высоких, так и низких тонов. О, У – резонирование низких тонов. И, Э – резонирование высоких тонов. Упражнение «Большой паровоз гудит «У..» (низкий тон). Маленький паровозик гудит «у...» (высокий тон). Предлагаем пропевать гласные с разной интонацией – вопрос, ответ, удивление, передавать различные эмоциональные состояния в пропевании гласных – радость, печаль, удивление.

Оборудование и материалы:

снежинки из папиросной бумаги, кусочки ваты на ниточке, свеча, мыльные пузыри, дудочка, губная гармошка, флюгер, бумажные кораблики, стакан с водой и трубочка, бумажные бабочки на цветке, дерево с листьями из папиросной бумаги, воротики и легкий пластмассовый шарик, фигурки бумажных человечков, карандаши (гладкие и с граненой поверхностью), игрушки на развитие дыхания (по типу «Язычок», и т. д.), предметные картинки, зеркало.

Примерный перечень игр:

«Больной пальчик», «Снежинки», «Горячий чай», «Задуй свечу», «Вода кипит», «Забей мяч в ворота», «Бабочка летит», «Потянем резиночки», «Тихо - громко», «Высоко - низко», «Укладываем куклу спать», «Дровосек», «Трубач», «Аня поет», «Немое кино, «Зоопарк», «Ворона», «Корова», «В лесу», «Эхо», «Ступеньки», «Игра на пианино», «Сова», «Гром», «Часы», «Воробышки», «Вопрос - ответ», «Три медведя» и т. д.

Дидактические игры:

 «Домики», «Восстанови бук-ву», «Преодолей вершину», «Строители», «Преодолей вершину», разгадывание ребу-сов, кроссвордов.

       

         Чтение:

«Сказка про прекрасную дочь звездочета и про корень зла» М. Аромштам;

«Мохнатая азбука»

Воспитание подготовленной самостоятельной речи на материале пересказа.

Воспитание самостоятельной речи на материале рассказа.

Переход к свободной речи (до конца года)

Воспитание речевых навыков, свободных от заикания:

  1. Работа на материале пересказа: обучение дословному пересказу подготовленного текста с последующей драматизацией, пересказу событий, действий по материалам различных игр, воспитание активности, самостоятельности, произвольного поведения во всех видах игр. Рассказ составляется по образцу рассказа логопеда. Используется прием  сравнительного описания двух предметов. Вначале отмечаются признаки сходства, затем – различия. Далее осуществляется переход к обучению описательному рассказу по серии картинок и по одной картинке. Сначала дается совместное описание по одной сюжетной картинке, а далее – индивидуальное задание каждому ребенку. Сравниваются описания детей по описанию, включается описание по памяти, сюжеты картинок берутся соответственно лексическим темам данного периода.
  2. Воспитание самостоятельной речи на материале рассказа . Виды работ: обучение описательному рассказу, рассказу по памяти, творческому рассказу. Обращать внимание детей на выделение самого главного в рассказе, учит их составлению сначала короткого, сжатого рассказа, затем более распространенного. Используется ранее проработанный материал и вводится новый.  

Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, нарушений дыхательной и голосовой функций.

  1. Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, нарушений дыхательной и голосовой функций
  2. Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений. Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому при выполнении одновременно организованных движений.
  3. Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания. Формирование речевого дыхания. Обучение умению производить спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плеч) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем - многослоговых, сначала - с ударением на первый слог, затем - с изменением места ударения).
  4. Постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы (например, Птицы; Птицы летят; Птицы летят высоко; Птицы летят высоко в небе; Птицы летят высоко в голубом небе).
  5. Совершенствование основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи (в работе с детьми, страдающими дизартрией, необходимо снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче).
  6. Закрепление мягкой атаки голоса.

Подгтовка к обучению грамоте

  1. Составление, печатание и чтение:

-        сочетаний из двух букв, обозначающих гласные звуки (ау),

- сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (ут),

  • сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (ма),
  • односложных слов по типу СГС (кот),
  • двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (папа, Алиса),
  • двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытого и закрытого слогов (замок, паук, паучок),

  • двухсложных слов со стечением согласных' (шутка),
  • трехсложных слов со стечением согласных (капуста),

-        предложений из 2-4 слов без предлога и с предлогом (Ира мала; У Иры шар; Рита мыла раму; Жора и Рома играли).

  1. Обучение навыку послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.
  2. Обучение правилу правописания буквы И после букв Ш, Ж, употребления заглавной буквы в именах собственных.

Работа над ССС:

Отработка всех видов слоговой структуры на материале предложений и чистоговорок. Темп соблюдается согласно речевым возможностям детей.

Завершение формирования предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи

  1. Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств. Семантизация лексики (раскрытие смысловой стороны слова не только с опорой на наглядность, но и через уже усвоенные слова).
  2. Закрепление в словаре экспрессивной речи числительных один, два, три, четыре, пять и введение в словарь числительных шесть, семь, восемь, девять, десять.
  3. Обучение умению подбирать слова с противоположным (например, сильный - слабый, стоять - бежать, далеко — близко и т. п.) и сходным значением (например, веселый - радостный, прыгать - скакать, грустно — печально и т. п.).
  4. Обучение использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса, резина и т. д.).
  5. Обучение осмыслению образных выражений в загадках, объяснению смысла поговорок.
  6. Обучение употреблению слов, обозначающих личностные характеристики (например, честный, честность, скромный, скромность, хитрый, хитрость, ленивый,лень и т. п.).
  7. Обучение пониманию и употреблению многозначных слов (например, ножка стула - ножка гриба, ушко ребенка-ушко иголки, песчаная коса — длинная коса девочки и т. д.).
  8. Совершенствование навыков употребления форм ед. и мн. числа существительных мужского, женского и среднего рода в им. падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом).
  9. Закрепление правильного употребления в экспрессивной речи несклоняемых существительных.
  10. Совершенствование навыков употребления глаголов в форме изъявительного наклонения ед. и мн. числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида. Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов (моет -моется, одевает - одевается, причесывает - причесывается и т. п.).
  11. Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода ед. и мн. числа в именительном и косвенных падежах. Совершенствование навыков употребления словосочетаний, включающих количественное числительное (два и пять) и существительное.
  12. Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи предлогов: за - перед, за - у, под - из-под, за - из-за, около - перед, из-за - из-под и предлогов со значением местоположения и направления действия.
  13. Обучение правильному употреблению существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов (-ниц-, -инк-, -ник-, -ин-, -ц-, -иц-, -ец). Совершенствование навыка дифференциации в экспрессивной речи существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».
  14. Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-, по-, пре-, до-).
  15. Совершенствование навыков употребления притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ин-, -ий- (без чередования) и относительных прилагательных с суффиксами: -ов-, -ев-, -н-, -ан-, -енн-. Обучение правильному употреблению притяжательных прилагательных с суффиксом -ий- (с чередованием, например, волк - волчий, заяц - заячий, медведь - медвежий и т. п.).
  16. Обучение употреблению качественных прилагательных, образованных с помощью суффиксов: -ив-, -чив-, -лив-, -оват-, -еньк- (например, красивый, улыбчивый, дождливый, хитроватый, беленький.).
  17. Обучение употреблению сравнительной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ее-(-ей-), -е-: белее (белей), выше) и аналитическим способом (при помощи слов более или менее: более чистый, менее чистый).
  18. Обучение употреблению превосходной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: высочайший, умнейший) и аналитическим способом (при помощи слов самый, наиболее: самый высокий, наиболее высокий).
  19. Обучение подбору однокоренных слов (например, зима - зимний, зимовье, перезимовать, зимующие, зимушка и т. п.).
  20. Обучение образованию сложных слов (снегопад, мясорубка, черноглазый, остроумный и т. п.).
  21. Совершенствование навыка самостоятельного употребления грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей.

Формирование синтаксической структуры предложения

  1. Совершенствование навыка правильно строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  2. Обучение употреблению сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов потому что, если, когда, так как

Подготовка к обучению грамоте

Учить читать слова и предложения; развивать внимание, умение работать самостоятельно, умение слушать и выполнять задания в отведенное время; воспитывать любознательность, интерес, желание учиться читать.

Продолжать учить читать слоги, слова и предложения; закреплять умение находить нужный звук в слове, проводить звукобуквенный анализ слов; закреплять умение решать кроссворды, последовательно заполнять все клеточки, находить и читать искомое слово; из данного слова уметь составлять новые слова; развивать внимание, умение работать самостоятельно, умение слушать и выполнять задание в отведенное время, воспитывать желание учиться читать, любознательность, интерес к занятиям.

Оборудование и материалы:

снежинки из папиросной бумаги, кусочки ваты на ниточке, свеча, мыльные пузыри, дудочка, губная гармошка, флюгер, бумажные кора- • блики, стакан с водой и трубочка, бумажные бабочки на цветке, дерево с листьями из папиросной бумаги, воротики и легкий пластмассовый шарик, фигурки бумажных человечков, карандаши (гладкие и с граненой поверхностью), игрушки на развитие дыхания (по типу «Язычок» и т. д.), игрушки, предметные картинки, зеркало.

Примерный перечень игр:

«Назови лишний предмет», «Что нужно?», «Найди картинку», «Отгадайка», «Угадай профессию», «Узнай, о чем я говорю», «Чудо-дерево», «Живое - неживое», «Вопрос - ответ», «Кто больше», «Летает - ползает — прыгает», «Кто что может делать», «Подбери слова», «Дополни предложение», «Волшебные картинки», «Назови нужное слово», «Скажи наоборот», «Найди слова-неприятели», «Назови похожие слова», «Назови по порядку», «Слова-близнецы», «Продолжи словесный ряд», «Один - много», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Лишнее слово», «Ловкий мяч», «Экскурсия», «Кто кого обгонит?», «Рыболов», «Прятки», «Желание», «Угадай по листику дерево», «Подскажи словечко», «Найди хозяина», «Доктор Айболит», «Кто чем защищается», «Исправь ошибку», «Закончи предложение», «Вставь пропущенное слово», «Скажи одним предложением», «Соедини слова», «Опиши предмет», «Посчитай», «Назови сколько?», «Я, мы, он, она - вместе дружная страна», «С чем корзинка?», «Полезные животные», «Солнечный зайчик», «Запомни схему», «Найди картинку», «Потерянное слово», «Любопытная Варвара», «Ласково - неласково», «Два медведя», «Волшебник», «Комарики слон», «Ждем гостей», «Помоги Незнайке», «Рассеянный ученик», «У кого какая шуба», «Мастера - умельцы», «Что общего», «Найди начатое слово», «Цирк», «Сложные слова», «Создай новое слово», «Похожие слова», «Назови лишнее слово», «Слова-родственники» и т. д.

Примерный перечень игр:

«Больной пальчик», «Снежинки», «Горячий чай», «Задуй свечу», «Вода кипит», «Забей мяч в ворота», «Бабочка летит», «Потянем резиночки», «Тихо - громко», «Высоко - низко», «Укладываем куклу спать», «Дровосек», «Трубач», «Аня поет», «Немое кино, «Зоопарк», «Ворона», «Корова», «В лесу», «Эхо», «Ступеньки», «Игра на пианино», «Сова», «Гром», «Часы», «Воробышки», «Вопрос - ответ», «Три медведя» и т. д.

Дидактические игры:

«Лестница»,

«Цепочка изменений»,

«Зеркало»;

решение ребусов, чайнвордов, кроссвордов.

           

Чтение:

«Веселая азбука» С. Маршак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Перспективный календарно-тематический план комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности ДОУ.

Перспективный календарно - тематический план комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности  ДОУ....

Перспективное планирование логопеда на 1 квартал в подготовительной к школе группе

Представлено перспективное планирование коррекционно-логопедической работы на 1 квартал...

Перспективное планирование логопеда на 2 квартал в подготовительной к школе группе

Автор представил подробный план работы для работы с детьми с ОВЗ...