Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР» Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовите
рабочая программа на тему
Перспективное планирование
( с описанием оборудования и коррекционных игр)
логопеда
в подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_mikots_2013_-14god.doc | 220.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
( с описанием оборудования и коррекционных игр)
логопеда
на 2013-2014 год
в подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР»
Общие цели на весь учебный год:
|
Содержание коррекционного обучения подготовительного этапа
(вторая половина сентября)
Этап ограничения речевого режима - «молчание», шёпотная речь.
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.
Совершенствование кинетической основы артикуляторных движений.
Снятие патологических мышечных зажимов путём обучения нейропсихологической гимнастике (подгрупповые, а по мере усвоения и фронтальные занятия). Проводятся на протяжении всего учебного года. Проведение мелотерапии
2. Музыкальные релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц. 3. Музыкальные упражнения для коррекции жестов. 4. Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус Подготовка к обучению грамоте: 1. Формирование мотивации к школьному обучению. Формирование основных элементов волевого действия (постановка цели, принятие решения, определение плана действия, его исполнение, оценка резуль¬тата своего действия). 2. Знакомство с понятием предложение. Обучение составлению гра-фических схем предложения (простое двусоставное предложение без предлога, простое предложение из 3-4 слов без предлога, простое пред¬ложение из 3-4 слов с предлогом). 3. Обучение составлению графических схем слогов, слов. 4. Обучение элементарным правилам правописания: раздельное напи-сание слов в предложении, точка (восклицательный, вопросительный знак) в конце предложения, употребление заглавной буквы в начале предложения 5. Знакомство с печатными буквами: (без употребления алфавитных названий).Обучение графическому начертанию печатных букв. | Оборудование и материалы:
Оборудование и материалы: мячи, флажки, обручи, бубен, шнур, контуры-следы, изображающие камешки, следы ног; кубики, мозаика, пирамидки, матрешки, настольный конструктор, внутренние и внешние трафареты, карандаши, коробочки (мисочки) для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус; шнурки и пластиковые карточки (различной формы) с отверстиями для шнуровки; куклы и кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний; рукавички и перчатки с изображениями мордочек животных; игрушки; зеркало (большое настенное и индивидуальные), кольца для игры «Серсо». Конспекты занятий, релаксирующая музыка. | Примерный перечень игр: «Телефон», «Зверюшки на дорожках», «Спрячь игрушку», «Мастерская форм», «Обед для матрешек», «Цветные дома», «Что досталось тебе, дружок?», «Собери букет», «Цветик-семицветик», «Найди клад», «Кто внимательный», «Положи верно», «Картина», «Найди и назови», «Чья это конура?», «Позвони на том же месте», «Поймай меня», «О чем говорит улица?», «Колокол-колокольчик», «Угадай-ка» (сколько раз позвала курица - столько раз пропищали цыплята); «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Расставь по местам», «Прятки с игрушками», «Что за чем звучало?», «Кто за кем пришел?», «У кого такое?», «Ищи и находи», «Построй ворота», «Где такие?», «Лото», «Какого цвета нет?», «Что бывает такого цвета?», «Времена года», «Цвет и форма», «Кто где стоит?», «Положи верно», «Картинка», «Запомни и найди», «Найди и назови», «Что нарисовано?» и т. д. Примерный перечень игр: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Подбрось -поймай», «По узенькой дорожке», «На одной ножке вдоль дорожки», «Лошадки», «Серсо», «Пчела», «Лодочка», «Ладони на столе», «Пальчики здороваются», «Человечек», «Солнечные лучи», «Пассажиры в автобусе», «Замок», «Паук», «Дружба», «Флажок», «Птички», «Двое разговаривают», «Ежик», «Кот», «Волк», «В гости», «Домик», «Зайцы», «Ловкие пальцы», «Ножницы», «Колокол», «Бочонок с водой», «Пожарники», «Птичка летит», «Лакомка», «Пять человечков», «В гости», «Скакалка», «Спичечные коробки», «Курочка-петушок», «Кошки-мышки», «Кулак - кольцо», «Часы», «Топ-хлоп» и т. п., специальные игровые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных фонетических групп звуков).
3. «Зверобика» Б. Савельева, «Улыбка» В. Шаинского, «Хитрая лиса и волк» С. Бодренкова, «Кот и мыши» Т. Ломовой и др.) 4. («Маятник», «Часики» – перенос тяжести тела с одной стороны на другую), «Шалтай-Болтай», «тряпичные куклы» (свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой (левой) рукой и ногой в стороны). Дидактические игры: «Капитаны» (чтение слогов); «Сбор урожая», «Собери букет», «Кто в домике живет», «Кто в домике живет» (место звука в слове), «Звуковые часы», «Найди похожие слова».
Чтение: «Буква Р» А. Барто; «Сказка о приключениях бук-вы Р» Э. Успенский; «Буква В и двугорбые вер-блюды» М. Аромштам; «Лисенок и лягушонок» Г.Юдин. |
Содержание коррекционного обучения этапа сопряженной и отраженной речи
(каждый этап -4 -5 недель).
Воспитание сопряженного, а затем и отраженного произношения, речевого дыхания удлинение выдоха, мягкой голосоподачи, слитности гласных звуков в звукоподражаниях и словах, просодической стороны речи, подражательности, активности, элементов творчества через обучение правилам игр. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур
Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
Совершенствование навыков понимания вопросов по сюжетной картинке, вопросов по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций). Подготовка к обучению грамоте Продолжать учить детей делать звуковой анализ слов, выделять гласные, твердые и мягкие согласные звуки, определять место звука в слове; закрепить раннее изученные буквы, правильно соотносить их со звуками; продолжать учить читать слогослияния, делить слова на слоги, определять количество слогов; воспитывать внимание, интерес к занятиям, развивать фонематический слух (смотреть календарное планирование) Формирование связной речи Целенаправленное обучение использования сопряженной, а затем и отраженной, речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (при выполнении поручений, в процессе проведения настолько-печатных игр , в режимных моментах д). Обучение распространению предложений за счет однородных членов (по картинкам и по вопросам: «Мама купила в магазине лук... морковь, капусту, огурцы», «Сегодня на улице теплая... солнечная, ясная погода»). Коррекция нарушений фонетической стороны речи
Слоговая структура слова
Работа над интонационной стороной речи
Подготовка к обучению грамоте:
Проведение мелотерапии
| Оборудование и материалы: матрешки 4-х-6-ти составные, конструктор, полоски из плотной бумаги красного и белого цветов по 8 полосок размером 10хЗсм, счетные палочки, доски Сегена, картинки с изображением лексических тем и разрезные картинки (с изображением знакомых предметов, разрезанных по диагонали на 4 части), карточки с изображением квадрата, круга, треугольника, овала, прямоугольника и частей, из которых они могут быть составлены; 4 картинки с изображением последовательных действий с понятным (явным) сюжетом, карточки с изображением различных орнаментов, содержащих пробел, и соответствующие карточки-вкладыши; предметные картинки (по различным тематическим группам), сюжетные картинки, рисунки с изображением точек (разное количество и пространственное расположение), карточки с изображением 3-х квадратов, в каждом по 4 фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма), рисунки с контурным изображением предметов, плоскостные геометрические формы, грибы с шляпками разного цвета, корзиночки, образные игрушки, строительный материал, игрушечная мебель, посуда, одежда, флажки, листья разной формы и цвета, карточки с изображением разных форм и цвета, игрушки и мелкие предметы разной формы и цвета, загадки (с картинками-отгадками). Оборудование и материалы: деревянные ложки, музыкальные игрушки: погремушки, бубен, колокольчик, барабан и т. д.; мяч, счетные палочки, диски Железновой . Оборудование и материалы: Предметные картинки (по различным лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Игрушки», «Деревья», «Домашние и дикие животные», «Птицы» (смотреть календарный план), сюжетные картинки, образные игрушки, настольно-печатные игры. Сюжетные картинки, образные игрушки, настольно-печатные игры. Профили звуков, картинки для артикуляционной гимнастики, метроном. Звуковые замки, кружки трёх цветов, полоски – модели слов. Картинный материал по слоговой структуре слов. Картинки – символы (вопрос, восклицательный знак, точка) | Примерный перечень игр: «Заборчик», «Времена года», «Составь картинки», «Последовательные картинки», «Почини коврик», «Неподходящая картинка», «Найди такое же количество точек», «Назови одним словом», «Сравни, чем похожи», «Сравни, чем отличаются», «Разложи и назови», «Что нарисовано», «По грибы», «Кто где живет», «Кому что дать», «Принеси такие же» Примерный перечень игр: «Дятел», «Телеграфист», «Азбука Морзе», «Ритмическое эхо». Примерный перечень игр: «Правильно ли я сказал?», «Ответь на вопросы», «Соберем урожай», «Назови лишнее слово», «Кому что», «Будь внимательнее», «Найди пару», «Продолжи», «Отгадай-ка», «Объясни», «Подбери слова», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Магазин игрушек», «Зоопарк», «Волшебник», «Веселый мяч», «Один - одна - одно - одни», «Один -много», «Помоги найти маму», «Чего много?», «День рождения», «Хвосты», «Гости», «Исправь ошибку»,, «Мальчик-девочка», «Закончи предложение», «Соедини слова», «Умная стрелка», «Цепочка», «Что прислала почта», «Кто с кем?», «Колобок», «Запомни схему», «Командир», «Угадай», «Услышь ласковое слово», «Дюймовочка», «Помоги Незнайке», «Угадай, кто хозяин», «Повар», «Покажи картинку», «Чем отличаются слова?», «Добавь слово» и т. д. 2. Пропевки, потешки «Из-за леса, из-за гор», «Солнышко, солнышко!», «Под мельницей под вертельницей» и др.. Дидактические игры: «Капитаны»; «Превращалка», «Звук заблудился» (изменение слова одной буквой); «Сложи отгадку из первых букв картинок»; «Составь слово»; решение кроссвордов.
Чтение: «День поросенка» Г. Юдин; «Приключения буквы П» С. Погореловский; «Енот» Я. Аким; «Нелетающий зонт» Г. Юдин; «Телезритель Тимка» Г. Юдин; «Буквоедовская сказка» М. Аромштам Дидактические игры: «Восстанови букву», «Строители», «Цепочка изменений», «Мишкины подарки», решение кроссвордов, ребу-сов, занимательных задач.
Чтение: «Лесная буква по имени Фи-лимон» М. Аромштам; «Как буква Н отправилась гу-лять» М. Аромштам; «Буква Ш поселившаяся в ка-мышах» М. Аромштам; «Наш друг Пишичитай» Е.Агранович; «Кто живет в часах?» «Как мыша шалил», «Фокусник Федя», «Буратиний нос» Г. Юдин. Дидактические игры: «Клоун», «Пирамида», «Кар», «Ель», «Превращалка», «Озорной котенок», разгады-вание ребусов, кроссвордов. Чтение: «Сказка про злую колдунью, которую учили читать», «Дорожный указатель с весе-лым язычком» М. Аромштам; «Верблюжонок Бюль – Бюль» Г. Юдин; «Буква Ю» М. Хаткина; «Ёжик и ёршик» Г.Юдин. |
Содержание коррекционного обучения этапа вопросно – ответной речи
( 8-10 недель ).
Воспитание свободной речи во время произнесения диалогов и ответов на вопрос. 1 этап: ребенок отвечает на вопрос полной фразой, 2 этап: ответ начинается со слов спрашивающего.
Обучение релаксации. Последовательное освоение всех упражнений по релаксации (смотреть конспекты). Переход к следующему упражнению осуществляется после полного усвоения предыдущих. Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, нарушений дыхательной и голосовой функции.
Формирование связной речи
Формирование грамматического словоизменения и словообразования в экспрессивной речи
Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
Формирование ССС
Подготовка к обучению грамоте Продолжать учить детей делать звуковой анализ слов, выделять гласные, твердые и мягкие согласные звуки, определять место звука в слове; закрепить раннее изученные буквы, правильно соотносить их со звуками; продолжать учить читать слогослияния, делить слова на слоги, определять количество слогов; воспитывать внимание, интерес к занятиям, развивать фонематический слух (смотреть календарное планирование) Мелотепапия
| Оборудование и материалы: снежинки из папиросной бумаги, кусочки ваты на ниточке, свеча, мыльные пузыри, дудочка, губная гармошка, флюгер, бумажные кораблики, стакан с водой и трубочка, бумажные бабочки на цветке, дерево с листьями из папиросной бумаги, воротики и легкий пластмассовый шарик, фигурки бумажных человечков, карандаши (гладкие и с граненой поверхностью), игрушки на развитие дыхания (по типу «Язычок», и т. д.), предметные картинки, зеркало. | Примерный перечень игр: «Больной пальчик», «Снежинки», «Горячий чай», «Задуй свечу», «Вода кипит», «Забей мяч в ворота», «Бабочка летит», «Потянем резиночки», «Тихо - громко», «Высоко - низко», «Укладываем куклу спать», «Дровосек», «Трубач», «Аня поет», «Немое кино, «Зоопарк», «Ворона», «Корова», «В лесу», «Эхо», «Ступеньки», «Игра на пианино», «Сова», «Гром», «Часы», «Воробышки», «Вопрос - ответ», «Три медведя» и т. д. Дидактические игры: «Домики», «Восстанови бук-ву», «Преодолей вершину», «Строители», «Преодолей вершину», разгадывание ребу-сов, кроссвордов.
Чтение: «Сказка про прекрасную дочь звездочета и про корень зла» М. Аромштам; «Мохнатая азбука» |
Воспитание подготовленной самостоятельной речи на материале пересказа.
Воспитание самостоятельной речи на материале рассказа.
Переход к свободной речи (до конца года)
Воспитание речевых навыков, свободных от заикания:
Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, нарушений дыхательной и голосовой функций.
Подгтовка к обучению грамоте
- сочетаний из двух букв, обозначающих гласные звуки (ау), - сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (ут),
- предложений из 2-4 слов без предлога и с предлогом (Ира мала; У Иры шар; Рита мыла раму; Жора и Рома играли).
Работа над ССС: Отработка всех видов слоговой структуры на материале предложений и чистоговорок. Темп соблюдается согласно речевым возможностям детей. Завершение формирования предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи
Формирование синтаксической структуры предложения
Подготовка к обучению грамоте Учить читать слова и предложения; развивать внимание, умение работать самостоятельно, умение слушать и выполнять задания в отведенное время; воспитывать любознательность, интерес, желание учиться читать. Продолжать учить читать слоги, слова и предложения; закреплять умение находить нужный звук в слове, проводить звукобуквенный анализ слов; закреплять умение решать кроссворды, последовательно заполнять все клеточки, находить и читать искомое слово; из данного слова уметь составлять новые слова; развивать внимание, умение работать самостоятельно, умение слушать и выполнять задание в отведенное время, воспитывать желание учиться читать, любознательность, интерес к занятиям. | Оборудование и материалы: снежинки из папиросной бумаги, кусочки ваты на ниточке, свеча, мыльные пузыри, дудочка, губная гармошка, флюгер, бумажные кора- • блики, стакан с водой и трубочка, бумажные бабочки на цветке, дерево с листьями из папиросной бумаги, воротики и легкий пластмассовый шарик, фигурки бумажных человечков, карандаши (гладкие и с граненой поверхностью), игрушки на развитие дыхания (по типу «Язычок» и т. д.), игрушки, предметные картинки, зеркало. Примерный перечень игр: «Назови лишний предмет», «Что нужно?», «Найди картинку», «Отгадайка», «Угадай профессию», «Узнай, о чем я говорю», «Чудо-дерево», «Живое - неживое», «Вопрос - ответ», «Кто больше», «Летает - ползает — прыгает», «Кто что может делать», «Подбери слова», «Дополни предложение», «Волшебные картинки», «Назови нужное слово», «Скажи наоборот», «Найди слова-неприятели», «Назови похожие слова», «Назови по порядку», «Слова-близнецы», «Продолжи словесный ряд», «Один - много», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Лишнее слово», «Ловкий мяч», «Экскурсия», «Кто кого обгонит?», «Рыболов», «Прятки», «Желание», «Угадай по листику дерево», «Подскажи словечко», «Найди хозяина», «Доктор Айболит», «Кто чем защищается», «Исправь ошибку», «Закончи предложение», «Вставь пропущенное слово», «Скажи одним предложением», «Соедини слова», «Опиши предмет», «Посчитай», «Назови сколько?», «Я, мы, он, она - вместе дружная страна», «С чем корзинка?», «Полезные животные», «Солнечный зайчик», «Запомни схему», «Найди картинку», «Потерянное слово», «Любопытная Варвара», «Ласково - неласково», «Два медведя», «Волшебник», «Комарики слон», «Ждем гостей», «Помоги Незнайке», «Рассеянный ученик», «У кого какая шуба», «Мастера - умельцы», «Что общего», «Найди начатое слово», «Цирк», «Сложные слова», «Создай новое слово», «Похожие слова», «Назови лишнее слово», «Слова-родственники» и т. д. | Примерный перечень игр: «Больной пальчик», «Снежинки», «Горячий чай», «Задуй свечу», «Вода кипит», «Забей мяч в ворота», «Бабочка летит», «Потянем резиночки», «Тихо - громко», «Высоко - низко», «Укладываем куклу спать», «Дровосек», «Трубач», «Аня поет», «Немое кино, «Зоопарк», «Ворона», «Корова», «В лесу», «Эхо», «Ступеньки», «Игра на пианино», «Сова», «Гром», «Часы», «Воробышки», «Вопрос - ответ», «Три медведя» и т. д. Дидактические игры: «Лестница», «Цепочка изменений», «Зеркало»; решение ребусов, чайнвордов, кроссвордов.
Чтение: «Веселая азбука» С. Маршак |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971
Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовительной к школе группе с диагнозом "Заикание"
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр)логопедав подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР»...
Перспективное планирование коррекционной работы с детьми с ОНР в средней группе
В помощь начинающим логопедам...
Перспективный календарно-тематический план комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности ДОУ.
Перспективный календарно - тематический план комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности ДОУ....
Перспективное планирование логопеда на 1 квартал в подготовительной к школе группе
Представлено перспективное планирование коррекционно-логопедической работы на 1 квартал...
Перспективное планирование логопеда на 2 квартал в подготовительной к школе группе
Автор представил подробный план работы для работы с детьми с ОВЗ...
Перспективное планирование логопеда на 3 квартал в подготовительной к школе группе
Автор представил подробный план работы сдетьми с ОВЗ...