Адаптация первоклассников
статья по теме

Социально-психологические аспекты адаптации первоклассников к учебному процессу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_pervoklassnikov.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников

Горбачева Е.В. ГБОУ СОШ № 298

 

Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется …
Я. Корчак

Всем известно состояние ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного … Находишься в постоянном напряжении … Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близком человеке), а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидишь на месте, и все валится из рук. Вам знакомо подобное состояние? Тогда вы легче поймете ребенка в трудный период его жизни – переход от дошкольного детства в школьную жизнь. Достигнув 6-7-летнего возраста, ребенок из комфортных условий детского сада попадает в жесткий режим школьной жизни, что отрицательно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии.

У них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Появляются состояние тревоги, капризы, проявляются более ярко любые “шероховатости” характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость,  демонстративность и т.п.. Ребенку трудно.

Он поступает в первый класс, поэтому адаптация ребенка к школе всегда была одной из актуальных проблем начальной школы. Однако,

  • из-за скоротечности видимых взрослому внешних проявлений неоднозначного поведения первоклассника в первые месяцы пребывания в школе,
  • из-за множественности педагогических задач, решаемых учителем в этот же период и т.п.
    процесс адаптации детей в современной школе остаётся не до конца изученным, а, следовательно, часто проблемным.

Поэтому, проблема адаптации детей к условиям обучения в начальной школе в настоящее время приобретает все большую актуальность.

Актуальность обусловлена:

  • постоянно растущим интересом общества к процессу гуманизации образования, личностно-ориентированной его направленности;
  • противоречием между важностью и значимостью реализации психологического сопровождения личностного развития младших школьников;
  • слабой ее теоретической и практической разработанностью.

Целью психолого-педагогической деятельности является изучение особенностей психологического сопровождения личностного развития младших школьников в период адаптации.

В современной психологической науке в последнее время особую популярность приобретает именно идея сопровождения.

  • Психологическое сопровождение — это особая форма осуществления социальной и психологической помощи обучающимся, родителям, педагогам. 

Цель психологического сопровождения школьника в период адаптации достигается за счет последовательного решения следующих задач:

  • Выявление качеств наиболее значимых в структуре психологической готовности к школе с целью совершенствования условий обучения детей и профессиональной деятельности педагогов.
  • Выявление индивидуально-психологических особенностей детей с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
  • Создание системы психолого-педагогической поддержки всем первоклассникам в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
  • Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Методы исследования:

  1. Теоретические:
  • анализ и синтез,
  • сравнение,
  • обобщение,
  • абстрагирование,
  • систематизация,
  • аналогия,
  • моделирование,
  • прогнозирование,
  • идеализация
  1. Эмпирические:
  • изучение литературы и источников, нормативных, инструктивно-методических документов,
  • анализ диагностик,
  • психологическое наблюдение,
  • беседа,
  • опрос,
  • тестирование,
  • обобщение опыта.

Совместная работа педагогов и школьного психолога помогает эффективно изучать и организовывать адаптационный период первоклассников в школе.

Считаем, что педагог-психолог, должен обладать основными навыками: 

  1. Безусловное принятие ребенка — не на словах, а на деле. Ребенок должен быть уверен, что ему хотят помочь, что его присутствие здесь желательно.
  2. Умение слушать — кивать, улыбаться, использовать контакт глаз.
  3. Умение эффективно управлять детским коллективом с помощью логических умозаключений, соглашений, контрактов, групповых методов решения проблем. (Не унижать, не кричать, не стучать, не топать ногами.)

Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов:

  • классный коллектив,
  • личность педагога,
  • изменение режима,
  • непривычно длительное ограничение двигательной активности;
  • появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

По результатам наблюдения делаем вывод, что одни дети легко вливаются в школьную жизнь, а другим требуется время. Как помощь малышу преодолеть эти трудности? Так как дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

Для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития для этого необходимо:

  1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения.
  2. Создать систему психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
  3. Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Выделили три этапа адаптации. Основную деятельность выполняет педагог – психолог (консультирование, анкетирование, обработка диагностики, коррекционно-развивающая работа и т.д.).

Первый этап – поступление ребенка в школу.

Он начинается с мая.

Занятия с будущими первоклассниками проводим с целью:

• сокращения адаптационного периода детей;
• создания групповых и индивидуальных консультаций родителям будущих первоклассников с целью сообщения родителям полезной информации по организации жизни ребенка перед началом школьных занятий;
• групповая и индивидуальная консультация педагогов и специалистов, которые будут работать с будущими первоклассниками.

В цикл первого этапа входит:

• знакомство детей со школой и ее территорией (экскурсия);
• знакомство с учителями и специалистами через занятия;
• развитие мелкой и крупной моторики (специальные занятия и упражнения);
• физкультурные занятия (в спортивном зале);
• развитие интеллектуальных способностей;
• сохранение эмоционального благополучия и психического здоровья детей.

Во время занятий детям предоставляется возможность быть успешными: задания подбираются в соответствии с возрастными интересами (игра, рисование, лепка).

Занятия строятся на сочетании индивидуальных и групповых приемов. Индивидуальное собеседование позволяет определить уровень развития ребенка.

Групповое – определить уровень готовности ребенка, принять нормы и правила школьной жизни.

Второй этап – адаптация детей в школе.

Без преувеличения мы можем этот период назвать самым сложным для родителей и самым ответственным для детей.

Этот этап начинается 1 сентября и заканчивается 1 января.

В рамках данного этапа:

1. Педагогическая поддержка школьников в урочное и во внеурочное время. Основной формой ее проведения являются различные игры, которые помогают детям:

  • быстрее узнать друг друга,
  • настроиться на предъявляемую школой систему требований,
  • снять чрезмерное психическое напряжение и др.

2. Организация методической работы педагогов, направленная на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленные в ходе наблюдения за детьми в первые недели обучения.

3. Консультирование и просвещение родителей первоклассников, знакомство взрослых с основными трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.

Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, имеющими повышенный, высокий уровни тревожности.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса.

Цель: выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

1. Организация групповой коррекционно-развивающей работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками. При мониторинге психического здоровья отслеживаются наиболее значимые признаки, влияющие на отклонение поведения:

  • агрессивность;
  • самооценка;
  • тревожность.

2. Просвещение и консультирование школьным психологом педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками.

3. Назначение индивидуальных и групповых консультаций, просвещение родителей по результатам отслеживания адаптации первоклассников.

В рамках психолого-педагогической работы по созданию условий для успешной адаптации первоклассников осуществляем следующие направления деятельности:

  • изучение преемственности педагогического подхода к ребенку на различных уровнях: детский сад - начальная школа;
  • психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление индивидуально-психологических особенностей детей;
  • консультативная работа с педагогами и родителями;
  • коррекционно-развивающая психологическая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации.

Самым значимым человеком для первоклассника является учитель. Поэтому неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации является тесное взаимодействие администрации, школьного психолога с учителем.

Схематически это можно представить так:

Считаем, что полноценной адаптации способствует гармоничное развитие личности. Эти школьники характеризуются:

  • достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций,
  • стойкой мотивацией к учебной деятельности,
  • имеют устойчивый тип личности, (общительность, стабильность и высокий самоконтроль).

В первое время поведение и самочувствие детей большей частью меняется в худшую сторону. Это замечают и учителя и родители. Некоторые малыши становятся беспокойными, или, наоборот, вялым, сонливым, плаксивым, раздражительными, жалуются, что болит головка, плохо едят, с трудом засыпают. Все это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребенка к новым условиям обучения и воспитания, и, конечно, не проходит бесследно для самочувствия. Но проходит 1–2 месяца, и большинство ребят становятся более спокойными и дисциплинированными, чувствуют себя уже школьниками, успешно усваивают программу.

Чтобы помочь младшему школьнику приобрести навыки работы в классе, умение принять учебную задачу, самостоятельную деятельность, актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт, возникает необходимость в проведении развивающих занятий. Занятия организует педагог - психолог.

Цель занятий: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников.

Задачи:

  1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения; а также социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
  3. Создание ситуации эмоционального принятия членов группы.
  4. Создание условий для эффективного взаимодействия членов группы и формирования коммуникативных умений.
  5. Активизирование процессов самопознания и самораскрытия членов группы.

Главным условием проведения занятий является:

  • создание ситуации успеха для ребенка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;
  • развертывание алгоритма способов саморегуляции во всех видах деятельности.

Занятия способствуют:

  • развитию эмоционально волевой сферы будущего первоклассника (прежде всего произвольного поведения),
  • высших психических функций: памяти, внимания, различных форм мышления (наглядно – образного, наглядно – действенного, словесно – логического),
  • мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, планирования).

Очень важно научить детей не бояться ошибаться, для этого используем мотивационные беседы и самопроверку с последующим обсуждением основных ошибок.

Всю информацию, полученную о ребенке и особенностях его адаптации, педагог - психолог использует для разработки коррекционных мероприятий, часть которых осуществляется учителем и родителями.

Чтобы знать интересы и увлечения обучающихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка применяем психолого-педагогические методы изучения личности младшего школьника:

  • наблюдение;
  • беседу;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • деловые игры;
  • тренинги;
  • материалы детского творчества;
  • мини сочинения;
  • графическо-рисуночные тесты.

Диагностика проходит индивидуально с каждым ребенком, что позволяет выявить не только тот уровень, на котором находится ребенок в данный момент, но и «зону его ближайшего развития», то есть то, что ребенок может сделать с помощью взрослого. Это позволяет сделать заключение о таком важном компоненте готовности к школе, как обучаемость, то есть способность к усвоению знаний.

В работе применяем следующие диагностики:

  • уровень воспитанности;
  • самооценка личности;
  • межличностные отношения («Дом, в котором я живу», «Круги на воде», «Необитаемый остров», «Социометрия» и т.д.)
  • методики изучения личности учащегося («Десять моих - Я», «Что у меня на сердце», «Краски», «Настроение», «Цветик-семицветик», «Самохарактеричстика» и т.д.);
  • отношение к своему здоровью (режим дня);
  • определение уровня тревожности и т.д.

При работе с диагностическими методиками, стараемся придерживаться следующих правил:

  • Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
  • Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
  • Любые результаты исследования должны анализироваться компетентными людьми
  • Результаты диагностического исследования должны служить не во вред обучающимся и родителям, а во благо.
  • По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.

По итогам обследования школьный психолог составляет рекомендации родителям и нам педагогам.

До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена, на основе произвольных усилий ребенка. Следует отметить так же и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы “навязан” ему сверху. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе.

Психологическая поддержка во время школьного обучения — проблема важная и большая. Мы много говорим о психологической готовности ребенка к школе, отодвигая или считая само собой разумеющимся фактор готовности родителей к новому, школьному этапу жизни их ребенка.

Главная забота родителей — поддержка и развитие стремления учиться, узнавать новое. Искреннее участие и интерес родителей должен положительно сказаться на развитии познавательных способностей ребенка. Эти способности родители должны ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем. В помощь родителям даются памятки.
На первом родительском собрании родители заполняют специальные анкеты, для того чтобы получить сведения о детях, которые помогают учителю в установлении контактов с ними.

В августе перед школой родители знакомятся с особенностями первого этапа адаптации. Цель этой встречи:

  • помочь родителям правильно организовать режим дня ребенка,
  • правильно строить свои с ним отношения в этот напряженный период,
  • знать о возможных проявлениях, чтобы вовремя заметить неблагополучные симптомы.

Оказывая ребёнку эмоциональную и инструментальную поддержку, родители способствуют успешности совладения ребёнка с жизненными трудностями, а, следовательно, помогают ему легче и быстрее адаптироваться к изменяющимся социальным условиям. Не принимая участия в решении трудностей и проблем детей, родители создают дополнительные препятствия, что не может не отражаться на успешности его социальной адаптации.

И так, вывод может быть только один: не давление (чтобы «скорее привык к учению»), а максимально бережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых – только этим мы можем помочь ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

справка по итогам адаптации первоклассников

материал  полезен для начинающих заместителей  по УВР...

Проблемы адаптации первоклассников

Статья, посвящённая проблемам адаптации первоклассников. Может быть полезна учителям первых классов, психологам, классным руководителям....

Адаптация первоклассников к школе

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с шести, и с семи лет....

Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...

Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”

Одним из наиболее значимых моментов в жизни человека является начальное обучение в школе. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьн...