Педагогический проект «Семейное воспитание как относительно социально контролируемая социализация в процессе стихийной социализации»
проект на тему

Коптик Елена Сергеевна

Данный материал адресован психологам, социальным педагогам. Возможно, эта статья заинтересует классных руководителей. Разработала учитель музыки ( педагог-психолог ) Коптик Е.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_semeynoe_vospitanie_kak.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Семейное воспитание как относительно социально контролируемая социализация в процессе стихийной социализации»

Выполнила:

Учитель музыки МБОУ МО

 г.Нягань СОШ №14 Коптик

Елена Сергеевна

Нягань, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                3

Глава 1. Социализация как социально-педагогическое явление                5

1.1. Понятие и сущность социализации                                                5

1.2. Составляющие процесса социализации                                        6

1.3. Классификация и общая характеристика факторов социализации        8

Глава 2. Семейное воспитание как компонент относительно контролируемой социализации                                                                10

2.1. Семья как фактор воспитания                                                10

2.2. Социализирующие функции семьи                                                13

2.3. Пути повышения воспитательных возможностей семьи                16

Общие выводы по двум главам                                                                23

Заключение                                                                                        24

Литература                                                                                        26


Введение

Актуальность исследования. Воспитание представляет собой исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества по использованию материальных, финансовых, духовных, человеческих ресурсов общества для планомерного создания условий удовлетворения важнейшей социальной потребности — развития членов общества.

Семейное воспитание как социальный институт возникло для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм.

От стихийной и направляемой социализации семейное воспитание принципиально отличается тем, что в его основе лежит социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное на разрешение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Проблема исследования. Анализ литературы, касающейся аспектов разделения процессов и понятий «воспитания» и «социализация» показывает, что в настоящее время недостаточно внимание уделено вопросам разделения данных научных категории, часто их используют синонимично, и как следствие не изучен детально такой процесс социализации как семейное воспитание являющееся одним из ее видов.

Гипотеза исследования: Если в процессе стихийной социализации рассматривать семейное воспитание на определенном этапе развития конкретной семьи, то процесс воспитания становиться относительно автономным и превращается в относительно социально контролируемую социализацию.

Объект исследования – семейного воспитания в процесс стихийной социализации.

Предмет исследования - семейное воспитание как составная часть относительно социально контролируемой социализации.

Цель исследования – изучение семейного воспитания как относительно социально контролируемую социализацию в процессе стихийной социализации.

Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ педагогической и психологической учебной литературы по теме работы.
  2. Определить понятие и сущность социализации.
  3. Выявить составляющие процесса социализации.
  4. Провести классификацию и дать общую характеристику факторов социализации.
  5. Оценить эффективность семьи как фактора воспитания.
  6. Изучить социализирующие функции семьи.
  7. Предложить пути повышения воспитательных возможностей семьи.

Теоретико-методологической базой исследования стали:

исследования Л.В. Мардахаева, Т.А. Куликовой, С.А. Смирновой М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой в которых раскрываются основные понятия семьи как фактора воспитания, а так же пути повышения воспитательных возможностей семьи;

исследования А.В. Мудрика, В.А. Сластенина посвящены изучению социализации, процессам и факторам социализации.

Теоретический метод: анализ литературы по проблеме исследования и обобщение теоретических данных.

Практическая значимость: материалы, представленные в исследовании, могут быть использованы педагогами-психологами и социальными педагогами образовательных учреждений в работе с семьей и влияние на процесс семейного воспитания, т.е. на относительно социально контролируемую социализация.


Глава 1. Социализация как социально-педагогическое явление

1.1. Понятие и сущность социализации

В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

До становления теории социализации в качестве самостоятельной области исследования шли в рамках других, традиционных проблем человекознания (о задачах воспитания, о формировании и развитии личности и общества, о межпоколенной передаче культуры и др.). С появлением в научном обиходе понятия «социализация» произошла переориентация этих работ в новое русло, и к середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Пирсоне.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.

Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. [7, С. 8-9]

1.2. Составляющие процесса социализации

Таким образом, сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Французский социолог Э. Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Естественно, содержание этих идеалов значительно отличается в зависимости от исторических традиций, особенностей развития, социального и исторического строя общества. Но в то же время в современных условиях социализация имеет много характеристик, общих или более-менее сходных для различных обществ.

Содержание процесса социализации зависит от заинтересованности общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), могли бы и хотели компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), создали прочную семью (семейная социализация), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д. Требования к человеку в отношении его социализации предъявляет не только общество в целом, но и конкретные группы и институты социализации. Содержание этих требований зависит от возраста и социального статуса человека. [6, С. 7]

Процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих (табл. 1). [7, С. 15]

социализация

Стихийная социализация

Относительно направляемая социализация

Относительно социально контролируемая социализация - воспитание

  • стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;
  • относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);
  • относительно социально контролируемой социализации - планомерного создания обществом и государствомправовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека (воспитания);
  • более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

Воспитание отличается от стихийной и относительно направляемой социализации, как минимум, двумя основными характеристиками.

Во-первых, от стихийной и относительно направляемой социализации воспитание принципиально отличается тем, что в его основе лежит социальное действие. Немецкий ученый Макс Вебер, который ввел это понятие, определял его: как действие, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; как действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Во-вторых, стихийная социализация - процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т.е. ограничено определенными местом и временем.

Попутно заметим, что на ранних стадиях существования любого общества воспитание и социализация синкретичны (слиты, нерасчлененны).

Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда оно приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме.

1.3. Классификация и общая характеристика факторов социализации

Социализация осуществляется в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности.

Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: [9, С. 43-44]

- макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);

- мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

- микрофакторы - социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, учебные, профессиональные, общественные и др.).

В контексте изучаемой темы работы интересует и мы рассмотрим более подробно только микрофакторы.

Общество осуществляет социализацию через различные институты социализации - общепринятые социальные нормы, традиции, обычаи, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации. Влияние институтов социализации противостоит стихийным социальным взаимодействиям, которые можно «просчитать», спрогнозировать, направить по какому-то определенному пути.

Стихийные и управляемые процессы взаимодействуют, влияя на результаты друг друга. В рамках функционирования того или иного института социализации имеют место оба процесса. Воспитывающее, целенаправленное воздействие может не привести ни к каким результатам или даже обусловливать отрицательные, незапланированные «воспитывающие» результаты.

В следующей главе рассмотрим более детально специфику семейного воспитания как прцесса и семью как микрофактор социализации.


Глава 2. Семейное воспитание как компонент

относительно контролируемой социализации

2.1. Семья как фактор воспитания

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры: демографический - структура семьи; социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе; технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша. Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь, от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.

Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи, а с другой (и главным образом), такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний.

Одна из важнейших характеристик - отношение старших к младшим и к их воспитанию как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей, гувернеров.

Таким образом, личностные ресурсы, в частности уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний, влияют на цели и стиль семейного воспитания.

Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.

Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с множеством промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинируя младших и формируя у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой стороны - может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - демократична).

Так, есть семьи, в которых мать стремится не столько «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям.

Определенную роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие у младших персональной территории в жилище, соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удовлетворения различных интересов предметов. [7, С. 90-91]

Эффективность реализации функций семьи в процессе стихийной социализации человека и в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг.

Жилище семьи становится домашним очагом в том случае, если ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями. Естественно, что основным условием превращения жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье.

2.2. Социализирующие функции семьи

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому опишем основные социализирующие функции семьи.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью или фемининностью. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты, или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты.

Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. Это те семьи, в которых дети не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяет их развитие. По статистическим данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют правонарушителей.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. [7, С. 87-88]

Что же касается воспитания в семье как относительно социально контролируемой социализации, то, по некоторым данным, его в состоянии осуществлять не более 60% российских семей.


2.3. Пути повышения воспитательных возможностей семьи

Повышение воспитательных возможностей семьи включает решение ряда проблем. Необходимо выявить типичные проблемы и ошибки родителей в воспитании детей и определить те направления деятельности, которые могли бы способствовать повышению их воспитательных возможностей.

Типичные проблемы, обусловливающие негативное воспитательное воздействие родителей на ребенка в семье.

  1. «Близорукость» воспитательных представлений (недостаточность знаний, представлений о воспитании, воспитательных ситуациях на различных этапах возрастного развития ребенка). Как следствие — неумение создавать и использовать возможности воспитательной ситуации; появление необоснованных для ребенка требований, вызванных завышенными ожиданиями родителей, нереализованность значимых целей воспитания. Этот феномен условно назван «эффектом самоусиления сопротивления». Он возникает чаще всего в новой социальной среде, при изменении воспитательных требований, когда цели воспитания отличаются или противоречат прежним. Ребенок не понимает, что от него хотят родители, и упорно сопротивляется их воспитательному воздействию.
  2. «Фальстарт в воспитании» или нехватка терпения, выдержки перед началом активного этапа воспитательного процесса. Активность многих родителей, возникшая после рождения ребенка (ведение дневника, замеры физиологических данных, тенденции развития речи и т.п.), часто резко падает к 1,5-2 годам. К 2,5-3-летнему возрасту ребенка у них наблюдается своего рода последствия «фальстарта» — преждевременно истраченные силы, известный уровень усталости, переходящий в беспечность и устранение от воспитания. Прозрение, наступающее к 4-5 годам, подтверждает, что время упущено.
  3. Воспитание детей «по образу и подобию» своего детства — это наиболее распространенная форма воспитательной деятельности родителей. Такой опыт бывает далеко не лучшим, но он трансформируется родителями с большим упорством, которые не замечают негативных последствий.
  4. Противопоставление родительских отношений к детям. Оно возникает: при длительном отсутствии одного из родителей в семье в силу каких-либо причин; самоустранении одного из родителей от воспитания детей; амбициозности родителей (одного из родителей) и др. Часто мать занимается воспитанием одна, что способствует формированию у нее особой привязанности к ним. Со временем ее потребность во взаимной исключительной привязанности ослабевает. Включение в процесс воспитания супруга нередко сопровождается повышением претензий к детям. Возникает «ревность» в отношении к ним. Все это способствует формированию отношений противопоставления между детьми и родителями, что негативно сказывается на их воспитании.
  1. Потворствующая гиперпротекция как отражение хронического «синдрома маленького ребенка» или предпочтение видения в подростке детских качеств. Родители как бы игнорируют взросление детей, чрезмерно опекают их в различных жизненных ситуациях. Рассматривая подростка как «еще маленького и беззащитного», они проявляют к нему чрезмерную жалость и опеку, чем снижают уровень требований, сдерживая его развитие, стимулируя инфантилизм (сохранение в психике и поведении взрослеющего человека особенностей, присущих детскому возрасту). Чем дольше по времени насильно удерживается внимание ребенка на этом образе, тем далее отодвигается процесс обращения его внимания на себя, идентификацию своих половых, возрастных и гражданских качеств в процессе социализации.
  2. Атрибутивная (от лат. attributum — придавать, снабжать — определенный, относящийся к определению, употребляющийся в качестве определения) проекция — проектирование чего-либо на другого человека. Она является следствием развитого у родителя эффекта «проекции на подростка собственных нежелаемых качеств». В результате проявляется эмоциональное отвержение или жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в подростке родитель видит черты характера, которые чувствует, но не признает в себе. Это могут быть агрессивность, упрямство, несобранность, протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими истинными или мнимыми качествами у подростка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Он при этом нередко навязывает подростку статус «неисправимого», «психа», «недотепы» и т.п. Борьба с нежелаемыми истинными или воображаемыми качествами подростка помогает отцу верить, что у него самого данного качества нет.

7.        Снисходительная гиперпротекция (пониженный уровень требований к ребенку).  Причинами могут быть: воспитательная неуверенность родителей; умение подростка найти к своему родителю (своим родителям) подход, при котором создается ситуация — «минимум требований — максимум прав». Типичная ситуация в такой семье — бойкий, уверенный в себе подросток, смело предъявляющий требования, и неуверенный, нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком родитель.

  1. Доминирующая гиперпротекция. Она проявляется как чрезмерная опека и мелочный контроль. Чаще всего это вызывается фобией утраты ребенка вследствие перенесения им тяжелого заболевания, особенно если оно было длительным. Страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить его (потворствуя гиперпротекции), в других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).
  2. Эмоциональное отвержение родителем сына или дочери. Оно проявляется в виде неприятия одним из родителей одного из детей по различным причинам. Чаще всего это происходит в связи с установкой по отношению к полу ребенка. Происходит это на основе предпочтения родителем мужских или женских качеств. При этом имеет место потворствующая гиперпротекция. Отношение к подростку со стороны родителя обусловливается не его особенностями, а теми чертами, которые приписываются его полу, т.е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, например, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие подростка мужского пола. В таком случае наиболее характерны стереотипные отрицательные высказывания о мужчинах вообще.
  1. Гиперпротекция и жесткое обращение. Причинами такого подхода могут быть: недостаток опеки, контроля, истинного интереса и внимания родителей к ребенку; неразвитость родительских чувств, превратившаяся в эмоциональное отвержение, жесткое обращение; отторжение самого родителя в детстве его родителями (дефицит родительского тепла и любви); гипертрофированная потребность родителя в профессиональном самоутверждении (с возрастом она может ослабеть); для женщин часто это связано со стремлением (с желанием) любым путем «устроить свою жизнь» и др. Проявлением такого обращения может быть, подавление и ограничение возможностей развития ребенка, перекладывание на него значительной части родительских обязанностей, а иногда и раздражительно-враждебного отношения.
  2. Избирательная гиперпротекция. Она имеет место при воспитании двух и более детей и проявляется в виде покровительства, благосклонного отношения, как правило, к младшему ребенку. Она возникает как следствие неадекватности родительских чувств к детям и, в частности, обостренности симпатий к одному из них. Очевидно, что со временем родители начинают проще относиться к организации воспитания каждого последующего ребенка в отличие от первого. Причиной этого может быть то, что при воспитании первого ребенка родители используют преимущественно чужой опыт, младшего же — собственный. В нем все воспринимается с симпатией, даже отклонения в поведении, не простительные для других. Старший сын (дочь) стремятся самостоятельно «ставить на место любимчика».

Дети постоянно находятся в конфликтных отношениях. При их разрешении родители симпатизируют младшему, у старшего активизируется эмоциональное отвержение малыша и одновременно снижается восприимчивость воспитательных воздействий. Узел затягивается, и проблема становится как бы тупиковой.

12. Трансформация психогенных расстройств родителей на детей. Психогении — расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм (интенсивного, но кратковременного или относительно слабого, но длительного воздействия). Отклонениями такого типа могут быть:

приобретенные в браке вследствие нарушения супружеских отношений между родителями (развод, смерть одного из родителей, длительная разлука, тяжелая болезнь, грубость мужа и т.д.), ведущие к воспитательной неуверенности, предпочтению в подростке детских качеств, нарушениям структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности ребенка в семье, фобиям утраты ребенка и пр.; некритического отношения к своей воспитательной деятельности и усвоения негативного опыта воспитания детей, что приводит к чрезмерной самоуверенности; исключительной привязанности, эротического отношения к родителю: ревность, детская влюбленность и т.д., у родителя возникает страх перед самостоятельностью растущего ребенка, появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции. Сразу это не осознается родителем, а проявляется в поведении ребенка позднее (чаще в неадекватном ожидании родителя);

приобретенные родителями во время их детства вследствие: неправильной постановки воспитания при наличии «фактора противопоказания», не способствующего благоприятному развитию личности ребенка (семья, состоящая из представителей одного пола; неполная семья; невростеническая семья; отсутствие родителей; отвержение родителями самого ребенка и пр.); негативной среды семьи (пьянство, драки, грубость, жестокость; негативные привычки, интересы, стремления и пр.); отрицательного опыта родителей в воспитании детей — будущих воспитателей; акцентуации характера ребенка. В этом возрасте они нередко обостряются и выступают в тесной взаимосвязи с нарушениями в семье. При этом наблюдается не просто «сложение» неблагоприятных факторов, но и значительное усиление связанных с этим воспитательных воздействий неблагоприятного характера (понятие, введенное К. Леонгардом).

Негативные последствия воспитания нередко обусловливают типичные ошибки семейного воспитания — действия (бездействия), которые осуществляют родители в интересах воспитания ребенка. При этом сами родители негативной роли «воспитательной деятельности» не осознают или делают вид, что не осознают. К таким ошибкам относятся: недооценка роли личного примера родителей; отсутствие единства требований в воспитательной деятельности родителей; отстранение детей от посильного домашнего труда; неумение пользоваться методами воспитания, особенно поощрением и наказанием; применение физического наказания; отсутствие такта в отношении с ребенком; ссоры родителей в присутствии детей; неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство, скандалы); переоценка родителями своих воспитательных возможностей; неоправданная идеализация своих детей («мой ребенок самый умный, талантливый, необыкновенный») и т.п. [5, С. 155-161]

Повышению воспитательных возможностей семьи способствует:

а) подготовка молодых людей к семейной жизни.

Такая подготовка включает комплекс мер:

- формирование педагогических знаний у будущих родителей: понимание важности авторитета родителя; общие представления о воспитании ребенка (подростка); психология половых различий для развития половой идентичности детей, различия мужчин и женщин для нормализации супружеских отношений; причины ранних отклонений (если они есть у ребенка); особенности личности ребенка и их проявления; границы дозволенного поведения детей разного возраста и др.;

- овладение родителями средствами и методиками воспитательной работы с ребенком на разных этапах его возраста (воспитание трудом в семье, педагогика детских поручений, воспитание игрой);

- формирование у родителей опыта создания педагогически целесообразных отношений с ребенком;

б)        поддержание нравственного климата в семье;

в)        психологическая и нравственная подготовка к рождению ребенка;

г)        обеспечение взаимодействия семьи, детского сада, школы;

д)        обеспечение единства и согласованности воспитательных усилий родителей;

е)        формирование критического подхода родителей к своей педагогической деятельности, разумного поиска путей совершенствования воспитания детей и др.

Родителям необходимо понять важность воспитания и определить цели и задачи воспитательной деятельности, свое место в ней. Воспитание детей — важнейшая из всех других задач. Его нельзя перенести на другое время.

Важнейший критерий оценки воспитанности ребенка — единство сознания и поведения. Это, по мнению Макаренко, наиболее полно выражается в таком явлении, как «поступок наедине». Ребенок проявляет себя наиболее полно и естественно, когда он один и ему не надо приспосабливаться к обстановке, лицемерить.


Общие выводы по двум главам

Семейное воспитание, рассматриваемое в контексте стихийной социализации, имеет определенные возможности влиять на позитивный характер относительно социально контролируемой социализации конкретного человека, а именно:

  • воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает просоциальные нормы и ценности, не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные установки и поведенческие сценарии;
  • воспитание имеет определенные возможности создать условия для просоциальной самореализации себя человеком как субъекта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте;
  • воспитание может создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, т.е. в той или иной мере минимизировать степень становления его жертвой социализации;
  • воспитание имеет некоторые возможности предотвратить столкновение человека с теми или иными опасностями стихийной социализации, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия случившихся столкновений, т.е. уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

Заключение

Итак, социализация — процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание — процесс дискретный. Процессы социализации и воспитания целесообразно рассматривать во взаимосвязи, взаимообусловленности. В условиях модернизации российского общества изучение проблем социализации и воспитания имеет важное значение для уяснения возникающих противоречий, и для нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения.

Поставленная нами гипотеза в начале, подтвердилась в процессе исследования. Воспитание (относительно социально-контролируемая социализация) автомизируется от исторически первичной стихийной социализации тогда, когда на определенном этапе социально-экономического развития того или иного общества (семьи) подготовка к жизни его членов выделяется в относительно самостоятельную сферу. Постепенно воспитание становится специальной функцией общества и государства, т.е. оформляется в специфический социальный институт.

Семейное воспитание отличается от стихийной социализации в первую очередь, тем, что в его основе лежит социальное действие. Это понятие ввел Макс Вебер, который относил к социальным действия человека, направленные на разрешение проблем и сознательно ориентированные на ответное поведение партнеров. Социальное действие предполагает субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Таким образом, основанием отделения процесса семейного воспитания от процесса стихийной социализации является его осмысленность и наличие в нем определенной осознанной цели.

Социальный статус семьи как института социализации определен однозначно: быть базовым фактором социализации. Наиболее принятым определением семьи является характеристика ее как общности, основанной на общесемейной деятельности, связанной узами супружества — родительства — родства, осуществляющей воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи.

Существование семьи как социальной общности и как места рождения и социализации детей основано на массовой потребности людей в семейном образе жизни. Семья на протяжении длительной истории человечества остается основной формой организации воспроизводства обществ. Именно семья остается главной, исторически сложившейся формой личностного удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения.

Основными мотивирующими факторами образования семьи выступают: стремление избежать одиночества, желание иметь детей, реализация потребности в эмоциональном контакте, в понимании, создание психологической «ниши», поиск способов и механизмов психологической защиты.

Семья как институт социализации претерпевала и продолжает претерпевать существенные изменения. Основными трансляторами социальных и культурных ценностей, главными «фигурами», влияющими на решение задач воспитания и социализации, были и остаются родители ребенка. Однако реальная ценность производимых ими воздействий находится в прямой зависимости от социальной, гражданской позиции и включенности в жизнедеятельность не только семьи, но других социальных групп.

Следовательно, в каждой семье складываются неповторимая психологическая структура семейного воспитания, специфическая система воздействий. Культивирование в каждой семье ценностного отношения к каждому ее члену, его индивидуальным проявлениям, соблюдение прав и свобод, создание условий для творческой самореализации, формирование личной ответственности за все происходящее в семье могут превратить ее в личностно-развивающее пространство.


Литература

  1. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младших школьников // Вопросы психологии. – 2006. - № 3. – С. 67-77.
  2. Борисенко Ю.Р. Проблемы отцовства в современном обществе // Вопросы психологии. – 2006. - № 3. – С. 122-130.
  3. Ефимова Н. Моя семья: программа для родителей // Школьный психолог. – 2006. - № 5. – С. 18-28.
  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
  5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.
  6. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М.: Издательская фирма «Сентябрь», 1997. – 96 с.
  7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
  8. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
  9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / под ред. С.А. Смирнова – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с.
  10. Рожков М.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.
  11. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
  12. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 768 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально педагогический проект "Семейный клуб"

Социально педагогический проект...

Значение социальных способностей школьника в процессе его социализации

В условиях современного развития отечественного образования процесс школьного обучения ставит и развивает новые рамки и аспекты формирования личности. Современный школьник – это социально направленная...

Педагогический проект "Семейный альбом"

Проект направлен на взаимодействия педагогов, детей и родителей, на то,чтобы дети и родители как можно больше участвовали в совместнойдеятельности.Дети знакомятся с семьей как с явлением общественной ...

Типы семейного воспитания и деятельность социального педагога

Говорить о неблагополучии семьи с педагогической точки зрения можно тогда, когда имеются явные дефекты воспитания, хоть это не единственный критерий определения неблагополучной семьи. Дефекты воспитан...

Влияние семейного воспитания на формирование социально-личностных качеств у детей с нарушениями интеллекта

 В семьях детей с легкими формами  умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, т. е. сами страдают интеллектуальной...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль предмета социально-бытовой ориентировки в процессе социализации воспитанников школы-интерната»

В данном материале раскрывается значение предмета  "Социально-бытовая ориентировка" по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни....