«Социально-педагогическая поддержка учащихся в условиях перехода на федеральный государственный стандарт второго поколения»
статья

Овчинникова Светлана Робертовна

 

Обоснование поддержки, как целенаправленной педагогической деятельности было осуществлено О.С. Газманом и его сотрудниками (лаборатория проектирования воспитательных систем ИПИ РАО).

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Роль поддержки растущего человека выделялась многими педагогами и психологами (К.Д. Ушинский, АС. Макаренко, И.П. Иванов, Ш.А. Амонашвили. А.В. Мудрик и др.). Обоснование поддержки, как целенаправленной педагогической деятельности было осуществлено О.С. Газманом и его сотрудниками (лаборатория проектирования воспитательных систем ИПИ РАО).

Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессиональных педагогов по оказанию помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

Ключевым понятием, характеризующим содержание «педагогической поддержки», являются проблемы ребенка.

Для организации эффективной педагогической поддержки нами были выделены следующие основополагающие педагогические принципы ее осуществления:

  1. ПРИНЦИП УЧЕТА ВОЗРАСТНОГО  ПЕРИОДА

Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Особенности возрастного периода обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

  1. ПРИНЦИП УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ

Проблемой являются различия в развитии, уже в дошкольном возрасте около 8% детей имеют «разброс» физиологического развития по показателям биологического возраста в 2-3 года, а также проблемы, связанные с социальными условиями развития ребенка в семье.

С приходом в школу ребенок переживает кризис, связанный с объективным изменением социальной ситуации развития. Новая ситуация требует от ребенка ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Это отражается не только на физическом состоянии, здоровье, но и на поведении ребенка. Поэтому, всю деятельность, будь то учитель, социальный педагог или психолог, нужно совершать только через призму возрастных особенностей учащихся, а так же его индивидуальных особенностей

Определяя место педагогической поддержки «между» воспитанием и обучением можно полагать, что: 1) педагогическая поддержка направлена на то, чтобы определить проблемы ребенка; 2) помочь ребенку приобрести опыт действия в проблеме; 3) увидеть собственный смысл во взаимодействии с взрослым; 4) построить свою линию поведения, которая признается ребенком как значимая и необходимая для него.

Педагогическая поддержка может и часто использует средства обучения и воспитания, но характер ее деятельности принципиально развивающий, форма отношений с ребенком - договорная, а результат - выбор ребенком того пути, который он считает правильным и который готов пройти, беря на себя ответственность.

Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий.

  1. Согласие ребенка на помощь и поддержку.
  2. Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем.
  3. Совместность, сотрудничество, содействие.
  4. Соблюдение принципа конфиденциальности.
  5. Доброжелательность и безоценочность.
  6. Защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни.

Иногда используется опосредованная поддержка. К числу опосредованных может быть отнесена групповая форма поддержки. Сюда входят:

1. Работа всего педагогического коллектива в периоды адаптации учащихся к условиям школьной жизни. Это может быть начало учебного года, после каникулярное время.

2. Деятельность учителей, работающих в «переходных» классах (первый, пятый, десятый).

В эти периоды у учащихся меняются социальное окружение (новый состав класса, учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация).

Суть педагогической поддержки можно выразить тремя словами: «проблема»; «защита»; «самостоятельность».

Успех и эффективность педагогической поддержки учащихся в современных условиях во многом зависит от правильного понимании специалистами и педагогами существа их профессионального взаимодействия, а также их тесного сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность обновления содержания воспитательной работы в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт.

Статья предназначена для заместителей директора по воспиатетльной работе по работе с ФГОС....

Федеральный государственный стандарт второго поколения.

Федеральный государственный стандарт  второго поколения утверждён  приказом Министерства образования  и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373.С 1 сентября 2011 года все  российские шк...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....

Перспективы развития ГСКОУ школа V вида №26 в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и роль педагога в этом процессе

Новый стандарт задает высокую планку качества школьного образования. Он ориентирован на новые результаты: личностные, метапредметные и предметные, что требует совершенствования обеспечения системы шко...

Предмет Искусство в Федеральном государственном стандарте второго поколения

Исследование необходимости изучения предмета "Искусство" в современной школе....