Предмет Искусство в Федеральном государственном стандарте второго поколения
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Прошичева Анна Игоревна

Исследование необходимости изучения предмета "Искусство" в современной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет Искусство в Федеральном государственном стандарте второго поколения

           Зачем изучать Искусство в школе сегодня? Возможно этот предмет устарел в системе современных знаний, в мире новых информационных технологий? Как преподавать предмет Искусство? Думаю, эти вопросы возникают не только у каждого педагога, связанного с этим предметом, но и у родителей, и у учеников.

          Прежде, чем найти ответ на эти вопросы в Федеральном государственном стандарте, хочу обратиться к корифеям педагогики и психологии.  В начале 19 века Песталоцци И.Г. говорил о необходимости изучения искусства, освоении приемов рисования для наиболее быстрого развития личности: «Мир представляется нам в виде переливающегося моря беспорядочных чувственных восприятий; дело обучения и искусства состоит в том, чтобы действительно без ущерба для нас ускорить наше развитие». В своей работе «Психология искусства» Выготский Л.С. подчеркивает важность понимания и восприятия искусства: «Искусство – важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни». В своей работе «Письма о добром и прекрасном» Лихачев Д.С. обращается к молодежи, подчеркивает значение личности каждого россиянина для создания великой страны. «Исправить человечество нельзя, исправить себя просто… Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками». Лихачев подчеркивает значение искусства в воспитании: «Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Оно делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими».

         Изменилось ли понятие значения искусства в современном образовательном процессе? Изменились ли требования к преподаванию искусства? Конечно. Общество всегда находится в развитии, предъявляет новые требования к современному ученику. Выражаясь словами Лихачева: «Каждое обращение к старому в новых условиях всегда было новым». Любое развитие происходит по спирали. Федеральный государственный стандарт второго поколения ориентирован на личностный результат ученика, как и классическая педагогика и психология. Новым в стандарте образования стала четкая структура и совокупность систем требования, нацеленность на результат.

           В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена стандартом как главная ценность обучения.
Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

           Изучение искусства способствует овладению разных приемов деятельности, предлагает изучение современных видов искусств наравне с традиционными (цифровые фотографии, видеофильмы, мультипликация), подчеркивает неотделимость искусства от жизни современного человека и общества.

         Новый стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов. Помимо деятельного подхода к содержанию учебного материала авторы предусматривают требования к информационно-образовательной среде, которая должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Это значительно упрощает и сокращает процесс усвоения нового материала. В результате ученики больше времени посвящают практической деятельности. При этом процесс обучения организуется таким образом, что дети учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, анализировать и оценивать свою работу.

          В итоге преподавание предмета Искусство в рамках ФГОС становиться более глубоким и эффективным. Работы учеников приобретают творческую индивидуальность, оригинальность, многообразие техник выполнения задания. Ученики свободно воспринимают и анализируют произведения искусства, могут оформить и высказать мнение относительно своей работы. Искусство не утратило своей актуальности как в мире, так и в современной школе, оно выражает эмоциональную, нравственную, творческую сторону личности. Без этой стороны человек неполноценен, он превращается в бездушный механизм. Изучение Искусства поможет ребенку взрастить в себе стремление к прекрасному, умение восхищаться и удивляться красоте мира, сохранить любовь к жизни.

           

         

С официальном приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России:  http://www.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения».

ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Это общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей. В договоре чётко прописаны права и обязанности всех участников ...

Сравнительный анализ государственного стандарта второго поколения для начальной школы со стандартами основной школы по русскому языку

Важной частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Главное отличие нового плана – появление в нем в качестве обязательного компонента внеу...

Формирование универсальных познавательных учебных действий по музыке во втором классе государственных стандартах второго поколения.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели .Учитель привить ученикам новые умения. Во – первых , это универсальные учебные действия, которые составляют основу умения уч...

Формирование универсальных познавательных учебных действий по музыке во втором классе государственных стандартах второго поколения.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели .Учитель привить ученикам новые умения. Во – первых , это универсальные учебные действия, которые составляют основу умения уч...

Федеральный государственный стандарт второго поколения.

Федеральный государственный стандарт  второго поколения утверждён  приказом Министерства образования  и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373.С 1 сентября 2011 года все  российские шк...

«Социально-педагогическая поддержка учащихся в условиях перехода на федеральный государственный стандарт второго поколения»

Обоснование поддержки, как целенаправленной педагогической деятельности было осуществлено О.С. Газманом и его сотрудниками (лаборатория проектирования воспитательных систем ИПИ РАО)....