Урок -конференция
методическая разработка на тему

Урок- конференция, посвященная правам ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-konferentsiya_prava_rebenka.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

лицей № 378

Кировского района

Урок – конференция «Права детей-забота государства.»

Выполнила: Социальный педагог

высшей категории

Романова М. И.

Санкт – Петербург

2012

Обоснование выбора формы проведения  мероприятия

  Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе. По существу, именно на уроках осуществляются все педагогические и методические цели и задачи воспитания. Одним из основных условий эффективности урока является, по моему мнению, обеспечение максимальной активности учащихся, повышение готовности учащихся к самообразовательной деятельности.

 Однако для повышения интереса и усиления положительной мотивации учащихся необходимо использовать материал, выходящий за пределы школьной программы, применять нетрадиционные технологии  в обучении, показывать учащимся интеграцию различных школьных дисциплин. Все это позволяет формировать у них познавательные и созидательные способности, которые потребуются им для успешной социализации в обществе.

Одной из таких форм обучения является ролевая игра в виде конференции и пресс-конференции. Представленный «Урок – конференция» проводится во внеурочное время. Внеклассные мероприятия на правовую тематикупомогут продолжить изучение этой важнейшей темы в школе.

Предварительная подготовка к конференции способствует повышению готовности учащихся к самообразовательной познавательной деятельности, позволяет сформировать у школьников потребность самим добывать знания, развивать умение работать с источниками информации.

Полученные в ходе подготовки знания позволяют учащимся в ходе игры аргументировано формулировать и задавать вопросы, отвечать на них, вступать с «коллегами»  в дискуссию, что активизирует всех участников конференции.

Данная форма урока позволяет учащимся продолжить знакомство с целым рядом профессий, что в дальнейшем будет способствовать активной адаптации на рынке труда.

Заявленная в работе тема способствует решению важнейшей задачи правового воспитания учащихся – выработке у них правильных позиций поведения.

 Предварительная подготовка позволяет учащимся в ходе игры свободно и аргументировано задать вопросы, ответить на них, вступать с «коллегами» в дискуссию, что активизирует в их участников конференции. В процессе подготовки к конференции учащимся могут быть предложены задания по оформлению помещения, что способствует развитию творческих способностей ребят.

В ходе конференции « Ученые» отвечают на вопросы «Корреспондентов», все присутствующие « Журналисты» пишут отчёт  о пресс-конференции. Эти материалы оформляются в виде бюллетеней и представляются  по окончанию конференции.

Урок «конференция»

Тема урока: « Права детей – забота Государства.»

Цель урока:

-Способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей,   воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства  собственного достоинства.

Главные умения:

-Работать с литературными источниками, анализировать материал, делать выводы, представлять свою концепцию по решению проблемы, выступать с позиции соответствующей специальности.

Форма проведения: ролевая игра (конференция)

Материальное обеспечение

  •  Тексты нормативных документов                              
  • Персональный компьютер
  • Мультимедиа проектор

Подготовка к проведению урока

Проведению игры предшествует специальная подготовка:

-Учитель определяет круг вопросов, проблем, которые необходимо обсудить на конференции. Намечает последовательность их рассмотрения, в соответствии с задачами данного урока и содержанием изученного материала по теме.

-После определения содержания конференции происходит распределение ролей: в соответствии с желаниями учащихся формируются группы «представителей прессы» и «специалистов». Первые продумывают вопросы, вторые готовятся к выступлениям  с ответами. При этом и те и другие знакомятся с литературой по данной проблеме, посещает ряд учреждений.

Такая подготовка даёт возможность учащимся углубить и расширить свои знания, в ходе игры свободно и аргументировано задавать вопросы, отвечать на них, дополнять «других специалистов», а иногда  ступать с «коллегами» дискуссию, кроме его, она способствует развитию познавательного интереса, активизирует всех участников конференции.

Ход конференции

Ведущий:

Как только ребенок появился на свет, он объявляется гражданином своей страны. Это значит ,что каждый человек с самого рождения наделяется правами. В  детстве нет  забот, становясь взрослей человек начинает чувствовать свои обязанности. Появляются проблемы, которые каждый должен решать самостоятельно. Для  этого необходимо обладать необходимой суммой правовых знаний. Задача нашей конференции способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей,   воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства  собственного достоинства.

Представление гостей

Ведущий:

Я представляю участников сегодняшней игры – наших экспертов: заместителя министра образования РФ, юриста по защите прав человека, заместителя министра труда РФ, инспектора по охране прав несовершеннолетних. И самая многочисленная группа участников игры – зрители, которые в ходе игры могут представлять свою точку зрения, дополнять выступления друг друга и задавать уточняющие вопросы экспертам.

Выступление специалистов          

Правовед

Когда говорят о законах общества, имеют в виду либо правовые (юридические), либо моральные правила. Человечество, по новейшим представлениям, существовало миллионы лет. Государство же и право – сравнительно недавнее изобретение людей: возраст того и другого исчисляется всего тысячелетиями. При первобытнообщинном строе не было никакого права, как не было и государства. Порядок обеспечивался только моральными правилами поведения, направленными на ограждение жизни человека, его телесной неприкосновенности, здоровья и т.п.

Эти правила создавались обычаями и соблюдались преимущественно добровольно. Их авторитет опирался на силу традиций: «Так поступали наши деды». А к тем, кто нарушал обычаи, применялись различные средства воздействия. Важно иметь в виду, что какими бы эти средства ни были – смертная казнь, изгнание из племени и т.п. – они всегда исходили из общества в целом. Это объяснялось единством интересов всех его членов. В их сознании еще не сформировались понятия «мое», «твое».

После того, как на смену общей пришла частная собственность, общество разделилось на классы. Так появились эксплуатирующее меньшинство и эксплуатирующее большинство. Интересы обоих классов не только не совпадали, но были прямо противоположными. Для защиты своих интересов эксплуататоры создали рабовладельческое государство и право. Право возникло с возникновением государства.

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью социальных норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Тесная неразрывная связь с государством – основное отличие права от других социальных норм (например, морали, обычаев, правил, общежития). Эта связь права с государством не означает, что право есть продукт его свободной воли. Право обусловлено экономическим строем общества, его социально-политической структурой. Сильное влияние оказывает на право также исторические традиции, идеология и некоторые другие факторы. Не последнюю роль здесь играет и государственная власть, которая придает социальным нормам и социальным отношениям юридический характер, обеспечивает в случае необходимости их поддержания имеющийся в распоряжении государства принудительный аппарат.

Поскольку государственная власть в обществе принадлежит группам, партиям, классам, право закрепляет и охраняет те имущественным отношения и модели поведения, которые отвечают их интересам. Характерной чертой цивилизованных систем права является то, что они, как правило, декларируются от имени народа и выражают его волю. Нормы права общеобязательны, но не следует понимать это в смысле, что во всех случаях любая правовая норма соблюдается под воздействием принуждения. Абсолютное большинство людей добровольно соблюдает законы, и если представить себе, что завтра их отменят, то люди и тогда не перестанут выполнять обязанности, налагаемые на них правом.

Выступление инспектора по охране прав несовершеннолетних

С рождением ребенка родители вступают в новые правовые отношения – отношения родителей и детей, приобретают права и обязанности родителей. Родители имеют следующие права и обязанности:

- определять имя, отчество и фамилию, гражданство и национальность своих детей;

- представлять своих детей, то есть защищать их права и интересы, пока они недееспособны;

- воспитывать своих детей, давать им образование.

Эти права сохраняются за ними до тех пор, пока их собственное поведение и отношение к своим родительским обязанностям соответствует требованиям морали и права. Увы, моральный облик некоторых родителей никак не укладывается в рамки норм нашего общежития. Родительских прав лишаются те родители, которые уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Лишая безответственных родителей родительских прав, государство устраняет явно неблагоприятное, вредное влияние их на детей. Конвенцией о правах ребенка (ст. 9) предусмотрено, что ребенок не должен разлучаться со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Член комитета по правам человека в Российской Федерации

С 1990 г. Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. (Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. №45, ст. 955).

Права ребенка отражены в Конвенции, принятой 20 ноября 1989 года на заседании Ассамблеи ООН. Этот документ должны знать все дети мира. Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают – из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ребенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох – вступает в жизнь.

Учитель. Сейчас я вам зачитаю небольшой перечень прав ребенка, признанный Конвенцией. Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.6). С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства (ст.7). Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13). Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14). Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16). Ребенок имеет право на образование (ст.28). Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинства видам обращения и наказания (ст.37). Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31).                                                                               

Выступления заместителя министра образования РФ

 В современных условиях в регионах России идет активное реформирование системы образовательных учреждений для детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Получают развитие и распространение, новые виды учреждений ведомственной подчиненности: психолого-медико-педагогические службы, центры семейного воспитания, центры социальной помощи семье, реабилитации детей; центры усыновления, опеки и попечительства, психолого-педагогические консультации, социальные приюты, кризисные центры, социальные гостиницы и так далее, которые работают с наиболее неблагополучными семьями и детьми «группы риска». Для Детей сирот открываются малокомплектные детские дома, детские дома семейного типа. В школах-интернатах создаются семейные группы. Организуется опека над детьми хотя бы по выходным, создаются приемные семьи.

Выступление юриста

Если ребенок оказался в трудной жизненной ситуации, стал жертвой плохого к нему отношения, физической, сексуальной или эмоциональной, то он должен знать, что на его стороне ст. 37 Конвенции о правах ребенка: ни один ребенок не должен подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство выдам обращения или наказания.

Если ребенок оказался жертвой жестокости родителей, то помощь он может получить со стороны социальной службы. В России существует «горячая телефонная линия» для жертв насилия – телефон доверия.

Однако существуют ситуации, когда дети сами проявляют жесткость. И их жертвами становятся другие дети, учителя, взрослые. В таком случае несовершеннолетние дети должны знать, что в случае совершения ими преступлений против свободы, чести и достоинства личности, то есть в случае оскорбления, клеветы или же совершения преступления, они несут уголовную ответственность и наказание согласно Уголовному кодексу РФ.

Однако не следует забывать, что каждый ребенок, который нарушил уголовное законодательство, имеет следующие гарантии:

- презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону;

- полное уважение его личной жизни на всех стадиях разбирательства;

- содержание под стражей отдельно от взрослых;

- право поддерживать связь со своей семьей, за исключением особых обстоятельств.

Каждый ребенок, который нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека.

Выступление заместителя министра труда Российской Федерации

Права ребенка защищает не только известная вам Конвенция о правах ребенка, но и внутренние национальные законы, например, тот же Трудовой кодекс. Несовершеннолетние должны знать, что Трудовой кодекс предоставляет им довольно большой список льгот. У них короче рабочий день (в 15-16 лет – 24 часа в неделю, в 17-18 лет – 36 часов в неделю), длиннее отпуск, который может быть использован ими в любое удобное для них время года. Они не должны работать в ночную смену, в выходные дни, даже временно командироваться на тяжелые работы. Если они учатся, то их рабочий день сокращается.

Ведущий:

Уважаемые корреспонденты, вы можете задать свои вопросы присутствующим на конференции специалистам.

Вопросы корреспондентов

Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?

Лицо, до достижения 18 лет.

Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и свобод граждан?

Президент.

Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?

Человек, его права и свободы.

Как вы думаете, какой орган при ООН занимается правами ребенка?

Детский фонд.                                 

Нецензурная брань учащегося в школе – это издержки воспитания или противоправное деяние?(Ко АП, статья 158, мелкое хулиганство.)

Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (УК, статья 20.)

Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в школе?(УК, статья 20.)

До какого возраста человек является ребенком (До 18 лет.)

С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства? (СК, статья 57, с 10 лет.)

Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – мать или отец (СК, статья 61, равенство прав родителей.)

Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения?(СК, статья 60, с согласия родителей.)

Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка? (Охранять и защищать права детей.)

На кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей? (На родителей.)

Ведущий:

Будут ли вопросы к специалистам  у учащихся, присутствующих на конференции?

Вопросы учащихся присутствующих на конференции

Вопрос: Мне бы хотелось узнать, какие основные права я имею как учащийся?

Ответ: Получение образования в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами; получение впервые бесплатного начального, основного общего, полного среднего образования; бесплатное пользование библиотечным фондом; получение дополнительных (в том числе и платных образовательных услуг, участие в управлении образовательным учреждением; свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; добровольное привлечение к труду, не предусмотренного образовательной программой; добровольное вступление в любые общественные организации; защиту от применения методов физического и психического насилия; условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

Вопрос: Кто несет ответственность за получение мной среднего образования – родители или школа?

Ответ: В законе записано, что ответственность за получение среднего образования ребенком несут родители.

Вопрос: Могу ли я заниматься самообразованием и потребовать после этого, чтобы меня аттестовали и выдали аттестат?

Ответ: Да, можешь. Такая форма аттестации называется экстернат, также форма семейного образования.

Вопрос: Обязан ли я посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом?

Ответ: Нет, не обязан. Но не спеши сразу же отказываться от посещения этих мероприятий. Не исключено, что они могут понравиться и принести много полезного. Может именно после такого мероприятия у тебя появятся друзья и новые интересы.

Вопрос: У меня есть товарищ, осужденный к условной мере наказания. Может ли администрация школы исключить его за то, что он осужден? Его часто этим пугают.

Ответ: Исключить из школы твоего знакомого администрация не может. Основание для исключения учащихся из образовательных школ перечислены в Законе РФ «Об образовании» и расширительному толкованию не подлежит исключение возможно за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения. Исключение лиц, не имеющих основного общего образования, то есть 9 классов, возможно, лишь с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, а если исключаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, то с согласия органов опеки и попечительства.

Вопрос: Могут ли меня не допускать к занятиям, если мои родители не пришли в школу по вызову администрации?

Ответ: Нет, такие действия не правомерны, поскольку в этом случае не соблюдаются гарантии прав несовершеннолетних на образование. Возможны другие методы воздействия на твоих родителей, которые уклоняются от явки в школу.

Вопрос: Один из учителей нашей школы ущемляет права учеников, и мы написали на него жалобу директору. Можем ли мы, учащиеся, участвовать в проверке, которая проводится по этой жалобе?

Ответ: В соответствии с Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ученики (кроме тех, кто учится в начальной школе) вправе ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении этого учителя с участием выборных представителей учащихся. Но речь идет не о праве делегировать своего представителя для проведения дисциплинарного расследования – ходатайство может быть удовлетворено, но может быть и отклонено. Если ученики с решением администрации не согласны, они вправе обратиться за помощью в уполномоченные органы образованием или к специалистам по охране прав детей.

Вопрос: С какого возраста можно привлекать к административной ответственности?

Ответ: К административной ответственности можно привлекать с 16 лет.

Вопрос: Какие виды наказаний за совершение административных правонарушений могут применяться в отношении несовершеннолетнего?

Ответ: Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. По закону могут быть следующие виды наказаний: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Вопрос: Влияют ли на назначение административного наказания обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение?

Подведение итогов

Ведущий:

Мы сегодня достаточно много говорили о правах детей. Надеюсь, что каждый из вас, ознакомившись с законодательными актами о правах ребенка, понял, что каждый ребенок имеет, не только права, но и обязанности перед обществом. Помните «золотое правило морали», или правило Конфуция: никогда не делай того, что не пожелал бы себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."

презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...

Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

урок истории в 11 классе. Урок-конференция «Столыпин: палач или спаситель России?»

На уроке были заявлены следующие цели:Изучить реформы, проведенные Столыпиным в начале 20 века в России и выяснить роль преобразований в истории развития российского государства.Определить, какие урок...

Конспект урока - конференции по географии в 10 классе по теме: "Урбанизация". Презентация учителя к уроку.

Форма проведения урок - конференция с использованием игровой, ИКТ технологий и технологии проблемного обучения....

Урок по теме Великой Отечественной Войны (ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”). (УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ).

Тема:”ВОЙНА И ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ”.(ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”)....