Работа социального педагога по профилактике межнациональных конфликтов
опыты и эксперименты на тему

Запорожец Алена Владимировна

Выступление на методическом объединении посвящается организации профилактики межнациональных конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_rabota_sots_ped_po_mezhnatsionalnym_konfl.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Работа социального педагога по профилактике межнациональных конфликтов

Из опыта работы социального педагога МБОУ «Гимназия №2» г. Нижневартовска А.В.Запорожец

Российская Федерация - многонациональное государство, в котором живет более ста народов. Развитие их отношений между собой и с другими народами мира обуславливает цели и содержание воспитания культуры межнационального общения у молодежи и всего наследия страны.

Эта задача четко определена в Концепции Государственной национальной политики Российской Федерации. В ней подчеркивается необходимость обеспечить реализацию в системах дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, в воинских коллективах, программ и курсов по вопросам воспитания культуры межнационального общения, ознакомления детей, молодежи, населения с духовными богатствами народов России.

В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям.

ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира и дружбы между народами как важнейшую цель системы воспитания и образования. Во Всеобщей декларации прав человека ООН сказано, что образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Проблема понимания и принятия другого всегда неразрывно связана с проблемой понимания себя. Проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений в школе.

Межнациональное общение - это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и морали.

Культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности представителей различных наций, в их общении и недопущении какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

Пассивное и равнодушное отношение общества к национальной культуре в течение длительного времени привело к утрате позитивного восприятия своей этнической общности, отразилось на понижении национального самосознания детей и молодежи. Все это в итоге привело к тому, что дети, вырастая, остаются равнодушными не только к собственным этническим корням, но и культурному многообразию той земли, которая является их родиной.

Часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого, именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культуры зависит от уровня базовой гуманитарной культуры. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много: особенности возраста - установка на образ супермена, стремление к психологической защищенности, черно-белое восприятие действительности, взаимная нетерпимость и эгоизм, усиленный средствами массовой информации, неделикатными высказываниями взрослых, неравномерное социальное окружение детей, этнические стереотипы (обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп). Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. Толерантность (от латинского «толеран») - терпение, переносимость, снисходительность.

Как отмечают психологи, дети до 4 лет еще не знают о существовании разных народов. Их отношение к сверстникам не зависит от национальной принадлежности. К пятому году жизни начинает пробуждаться национальное самосознание. Основы воспитания толерантной личности должны закладываться в семье. Именно семья призвана формировать у детей первые представления об окружающем мире, приобщать их к чувству семьи единой, вызывать симпатии, дружеское отношение к другим нациям. Поэтому благоприятная психологическая обстановка в семье способствует формированию доброжелательного отношения к людям другой национальности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности. Это одна из задач в формировании личности подростка.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, возникающие противоречия. В подростковой среде немало ложных идеалов и у девочек и у мальчиков. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Тем не менее, подросток вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами.

Почти каждый четвертый подросток принимает участие в подобных конфликтах склонных к проявлению интолерантного поведения.  Явления наивного шовинизма среди какой-то части детей, как правило, развиваются в условиях отсутствия специальной воспитательной работы по их предупреждению и влиянию социально-психологического феномена преобладания чувства «толпы».

Одним из средств гармонизации межнациональных отношений, является воспитание культуры межнационального общения.

Культура межнационального общения - это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми правовых и морально-этнических норм в многонациональной среде. Из данного определения следует, что любой человек является культурным лишь в том случае, если он понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, умеет пойти на компромисс, понимает ценность не только своей независимости, но и чужой.

Основы воспитания культуры межнационального общения закладываются в условиях общеобразовательной школы. Исходя из этого, важнейшей задачей становится воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирование у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем и других народов. Известно, что воспитание культуры межнационального общения особенно интенсивно идет в младшем школьном возрасте, т.к. именно этот возраст является наиболее сензитивным периодом формирования национального самосознания, механизмов этнообъединительных и этноразграничительных представлений и рефлексивному отношению к «своему» и «чужим» этносам .

В связи с этим на социального педагога и весь преподавательский состав  возлагается особая ответственность за правильную организацию процесса воспитания культуры межнационального общения у детей разных национальностей. Данную работу следует тщательно планировать, поскольку в каждой школе встречаются дети разных этнических групп. Перед началом такой работы социальный педагог планирует и организует работу социального партнерства (структура взаимодействия), а также изучает национальный состав классов.

Рассмотрим систему воспитательной работы по данному направлению 

Нормативные документы, регламентирующие работу в этом направлении

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 61, в ред. от 05 августа 2013 года); Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 163-р)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования

Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей

Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

Долгосрочная целевая программа "Профилактика экстремизма, гармонизация межкультурных, межэтнических  и межконфессиональных отношений, укрепление толерантности в городе Нижневартовске на 2012-2014 годы"

Цель Программы:

  • Создание в городе Нижневартовске толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и социально-культурного самосознания, принципов соблюдения прав           и свобод человека

Задачи Программы

  • 1. Воспитание толерантности через систему образования.
  • 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде.
  • 3. Развитие толерантной среды в городе Нижневартовске средствами массовой информации.
  • 4. Содействие межкультурному взаимодействию в городе Нижневартовске.
  • 5. Поддержание межконфессионального мира            и согласия в городе Нижневартовске.

6. Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений. Содействие адаптации           и интеграции мигрантов в социокультурное пространство города Нижневартовска

Таким образом для гармонизации межэтнических отношений, создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы в школе с многонациональным составом обучающихся, а также для формирования гармонических этнокультурных связей в нашей школе дополнительно включены некоторые компоненты внеурочной деятельности.  Я не буду их все перечислять, но хочу отдельно рассказать о некоторых традиционных мероприятиях.

В рамках системы  воспитательной работы по данному направлению в МБОУ «Гимназия №2» разработана и реализуется Программа развитие, включающая в себя воспитательные блоки.

  • Одним из таких блоков является программа «Профилактика асоциального поведения и негативных зависимостей среди учащихся», в рамках которой   реализуется комплексный план мероприятий МБОУ «Гимназия №2» по профилактике межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений среди обучающихся.

Проекты: «Содружество», «Память через века», «Успешный читатель», «Истоки».

Фестиваль таланта и творчества «Дружба народов»,

Организация каникулярного отдыха

Все проекты реализуются согласно плану воспитательной работы. Приглашаются специалисты  УМВД России по г. Нижневартовску, представители национальных общественных организаций г. Нижневартовска).

Таким образом, успешным условием формирования у школьников культуры межнационального общения является вовлечение их в многоплановую внеурочную воспитательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа социального педагога по профилактике табакокурения среди подростков

В настоящее время в центре педагогического коллектива школы стоит проблема сохранения здоровья учащихся. Как добиться успеха, как не стать жертвой алкоголя или табака - с этими вопросами подросток обр...

Работа социального педагога по профилактике алкогольной предрасположенности среди подростков

На современном этапе развития общества обострились проблемы необходимость решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем - возраста...

Статья "Алгоритм работы социального педагога по профилактике правонарушений в школе"

Таблица содержит краткий алгоритм работы основных участников образовательного процесса в школе по профилактике правонарушений....

Работа социального педагога по профилактике асоциальных явлений под влиянием сети Интернет

Что такое Интернет? Буквально на наших глазах он стал силой, радикально изменившей жизнь многих людей. Интернет – очень большое благо, если его использовать правильно. Что же может произойти, ес...

Работа социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений

Работа социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений...

Работа социального педагога по профилактике социально опасного поведения несовершеннолетних

В статье рассматриваются основные направления работы социального педагога по профилактике социально опасного поедения несовершеннолетних...