Главные вкладки

    Перспективы совместной педагогики
    статья на тему

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Эссе о том, как я понимаю совместную педагогику и о её перспективах

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Корпачёв Вячеслав Викторович

    Перспективы развития совместной педагогики

       Совместная педагогика предполагает активное соучастие в учебной деятельности учащихся и педагога, активное сотрудничество учителей и учеников. Совместная педагогика применима именно в рамках деятельностного подхода к образованию, когда деятельность учащихся становится во главу угла образовательного процесса, становится центром всех образовательных усилий педагогов и школы.

         Совместная педагогика предполагает знание и учёт всех возможностей как педагогов, так и учащихся по плодотворному учебному взаимодействию в рамках учебного процесса. Ныне принятая в Российской Федерации классно-урочная система, проверенная десятилетиями и даже столетиями, имеет, конечно, большой образовательный, дидактический потенциал, но не очень нацелена на личностное развитие каждого ребёнка.

        В большом классе, при ограниченном ресурсе времени говорить о личностном развитии, в общем, и не приходится, хотя предполагается, что обучение и развивает школьников. Но это скорее является обучением через подражание - «Делай как я!» или даже - «Делай как я сказал!» - такого рода принудительное обучение, подстёгиваемое угрозой санкций скорее (отрицательная отметка), чем обещанием поощрения.

       Это всеобщее, классно-урочное, стандартизированное и уравнительное обучение, нацеленное на запоминание и воспроизведение, скорее чем на понимание, усвоение и творческое применение полученных знаний, умений и навыков. В таком обучении легко контролировать формальные результаты — по итогам сдачи экзаменов, прохождения разных видов измеряемого контроля знаний — тесты, рейтинги, контроль успеваемости в других измеряемых форматах. Здесь образовывается так называемый «технарь» (в лучшем случае) — человек, который знает как сделать что-то конкретное (стол, здание, ракету, новый закон, систему банковских платежей). И это очень важно, нам и это надо восстанавливать десятилетиями после провала постсоветской эпохи. Нужны инженеры — причём инженеры в широком смысле слова — не только технические инженеры, но и социальные, политические, экономические инженеры.

         Но уже здесь, при подготовке инженеров, встаёт проблема. А если перед инженером встанет нестандартная проблема, а он обучен только стандартным способам решения проблем своей узкой сферы? Так мы забываем в текучке практической образовательной работы важнейшую задачу образования — скорее на научить конкретным знаниям (и им тоже), а научить детей учиться, развить их ум, сделать его гибким и пластичным с тем, чтобы далее он мог учиться сам, учиться не под внешними влияниями, а под своим собственным побуждением. Образование — это не сумма выученного, а умение учиться и развивать свои способности — те, которые пригодятся в процессе дальнейшей жизнедеятельности.

          Откровенно говоря, я вижу больше возможностей для совместной педагогики в семейном воспитании и обучении. Уж каждый родитель-то заинтересован в том, чтобы его ребёнок вырос настоящей личностью — как в социальном плане, так и в плане интеллектуального развития. И, может быть, здесь следует уделить особое внимание именно педагогической подготовке родителей? Родитель по определению имеет больше возможностей для воспитания своих детей. Учитель в школе должен, конечно, грамотно выстроить свою работу с учениками и их родителями, побуждать родителей больше заниматься своими детьми, учить с ними и учиться с ними вместе. Ведь если иначе - «Зачем родил, если не воспитываешь?!».

          Совместная педагогика, в моём представлении, это неразрывный треугольник: родитель-ребёнок-учитель, где в центре воспитательных и образовательных усилий — ребёнок, его потребности, но не все — а развивающие и общеучебные, его потребности как становящейся личности. Задача учителя в этом треугольнике — компетентно, профессионально грамотно выстроить работу с учениками и родителями, выступить в роли посредника между миром образования и знания и личностными мирами детей и их родителей, свести детей и родителей в общую совместную учебную  деятельность.

         Имея в виду современную тенденцию размывания семьи, перенос центра тяжести на семейное воспитание мне представляется достаточно актуальной задачей.

           

     

         

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Что такое перспектива?Урок Первый – Элементарная перспектива. Городской квартал.

    Перспектива учитывает, откуда мы смотрим на сцену, что эта сцена собой представляет и какую её часть мы видим. Законы перспективы описывают, как сходятся прямые и уменьшаются предметы по мере удаления...

    Перспектива.Изображение коридора в перспективе.

    Краткая теория и обьяснение  перспективы.В конспекте даны схемы практической части....

    Аналитическая справка о проведении инструктивно-методического совещания «Планирование совместной работы на 2014/2015 учебный год и перспективы до 2019 года в области художественного и технического творчества, правового образования»

    Аналитическая справкапо итогам инструктивно-методического совещания «Планирование совместной работы на 2014/2015 учебный год и перспективы до 2019 года в области художественного и технического творчес...

    классный час "Педагогика и жизнь"совместно: родители-дети-учителя

    Деловая игра. Два взгляда- два мнения (взрослые и дети) Цель: формирование у родителей и учащихся позитивной позиции при решении проблемных ситуаций; создание благоприятного психологического климата в...

    Технологическая карта урока "Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Цвет в перспективе"

    Передача перспективы представляет собой одну из существенных задач изображения с натуры.Перспектива, как наука,  включает в себя три основных раздела: линейная, воздушная и световая перспектива.И...

    “Музейная педагогика” как педагогическое направление. Исторический опыт, современное состояние и перспективы сотрудничества народов России и Башкортостана.

    ldquo;Музейная педагогика” как педагогическое направление. Исторический опыт, современное состояние и перспективы сотрудничества народов России и Башкортостана.Материалы Всероссийской научно-пр...

    Сафонова - Виртуальная музейная педагогика: возможности и перспективы

    Эта работа - итоговая работа курса повышения квалификации «Музейная педагогика в образовательном процессе образовательного учреждения»....