Уровень сформированности компетентностей по воспитательным программам
рабочая программа (7 класс) на тему

Лукашевич Мария Васильевна

Уровень сформированности компетентностей по воспитательным программам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уровень сформированности компетентностей по воспитательным программам

  Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

Джон Локк

Современная профессионально-педагогическая деятельность может быть охарактеризована через профессиональные задачи педагога: «видеть» обучающегося в образовательном процессе, строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования, устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения, создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

         Особое внимание следует уделять формированию у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и толерантности, способности к успешной социализации.

Мы определили такие его составляющие, как компетенции и качества личности. Компетенции воспитанника: деятельно-коммуникативные,  ценностно-ориентированные.

  • Деятельно-коммуникативные компетенции проявляются в способности выпускников к сотрудничеству и творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения.
  • Ценностно-ориентированные компетенции включают знания о нормах поведения, общечеловеческих ценностях, традициях культуры, систему отношений к миру, к себе, к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных  ориентациях личности.

Показатели сформированности выделенных компетенций являются следующие качества личности:

- духовность, гуманистическая направленность, толерантность;

- мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору;

- коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать.

Таким образом, с целью  создания воспитательно-образовательной среды,  которая максимально будет способствовать становлению выпускника как  компетентной, социально-интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной  жизнедеятельности, мы внедряем в свою ежедневную деятельность работу по программам дополнительного образования.

  • План выступления
  • Вступительное слово.
  • Выступление «Уровень сформированности компетентностей по программе «Экономическое воспитание»
  • « Уровень сформированности компетентностей по программе «Домашний очаг»
  • «Уровень сформированности компетентностей по программе «Нравственность и этикет»
  • «Уровень сформированности компетентностей по программе «Гражданско-правового воспитания»

 

«Уровень сформированности компетентностей по программе «Экономическое воспитание»

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей и здравым умом.

Гегель Г.Ф.

      Вхождение выпускников детских домов и школ-интернатов в самостоятельную жизнь  сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Ребенок сталкивается с рядом проблем: организация быта, питания, досуга, взаимодействие с другими людьми, обеспечение жильем, поиск работы  и другие.
     
К сожалению, длительное пребывание в детских домах, где, как известно, дети живут коллективом, полностью зависят от взрослых, нередко приводит к трансформации, а затем и нарушению связи между ними и обществом.    Это порождает так называемый феномен социального иждивенчества, что проявляется на уровне личности, приводит к низкому уровню трудовой мотивации, правовой грамотности, уязвимости перед другими, низкой способности  самостоятельно  принимать правильные решения. 
   
Как правило, за них это делают взрослые - воспитатели, психолог, социальный педагог, директор детского дома, учителя, а в некоторых случаях родители, по вине которых он, возможно, оказался в детском доме. 

  •  Диагностика по экономическому воспитанию отслеживает критерии:
  • Бережное отношение к общественной собственности
  • Бережное отношение к личной собственности
  • Умение принимать самостоятельные решения
  • Умение выбрать нужный товар
  • Умение планировать семейный бюджет

 Показатели по таким компетенциям как, отношение к общественному имуществу, умение планировать покупки, свой бюджет в большинстве случаев находятся на низком уровне.  По остальным показателям в группе динамика наблюдается относительно неплохая.  

    На основе  результатов диагностики составлено индивидуальное планирование по экономическому воспитанию на  триместр, которое реализуется в системе с использованием различных форм и методов: дискуссии,  брейн-ринги, опросники. создание ситуаций и т.д.

        В результате нашей деятельности по работе в данном направлении мы надеемся, что наши ребята  смогут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми,  не станут жертвами мошеннических действий,  которые часто это приводят к утрате собственности (прежде всего жилья), получаемых денежных средств.

Уровень сформированности компетентностей по программе «Домашний очаг»

Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума: он становится философом, считая себя только ремесленником.

Руссо Ж.

Воспитывает не воспитатель, а  все окружение в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашего быта и культуры, вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

        Стартовая диагностика по программе показала, что по многим показателям большинство воспитанников на среднем уровне. Диагностика включает в себя следующие параметры:

Уровень сформированности ведения домашнего хозяйства

  • создание уюта
  • навыки работы с бытовой техникой 

Уровень проявления характера

  •  проявление родственных чувств
  •  значение родственных связей

Теоретические знания

Умение реально оценивать действительность

Нами составлены индивидуальные программы по коррекционно-развивающей работе в этом направлении (привести примеры из индивидуального сопровождения)

     Нами также созданы условия для реализации данной программы

    Мы заметили, что дети очень четко реагируют на то, что воспитатель любит (вышивать, печь пироги, работать на огороде и т.п.) и умеет, и готовы принять, освоить этот социальный опыт и стараемся, по мере возможности, делиться своим опытом с детьми.

      Надо помнить, что основным стержнем социализации личности является позиция производителя благ, позволяющая воспитанникам реализовать себя. Отсутствие производительной деятельности очень негативно сказывается на становлении личности воспитанников. Они привыкают к мысли, что им все должны. Мы проанализировали свою деятельность и пришли к выводу, что ребята должны быть обязательно включены в систематическую трудовую деятельность по преобразованию окружающей среды действительности: дизайн в быту, шитье и вязание, приготовление пищи, разведение, полив цветов. Ведь это нашим детям доступно.

     В такой обстановке воспитанник будет востребован, а не просто рассматриваться как объект педагогического воздействия, который нужно натренировать на определенные модели поведения.  Нами выбран актив группы, сектора начинают, под контролем со стороны взрослых,  выполнять свою непосредственную работу. Дежурство по комнатам,  отсекам уже доведено до должного автоматизма: график соблюдается, уборка по комнатам в конце рабочего дня, по субботам производиться тщательным образом.

В своей работе мы используем знания о том, что основными мотивами возраста 14-16 лет являются:

  • Желание занять свое место в мире взрослых;
  • Утвердиться среди окружающих;
  • Чувствовать себя уверенно;
  • Самоутвердиться

          Подводя итог своего выступления , хочется сказать, что мы  искренне надеемся, что работа по программе «Домашний очаг», проводимая в группе  позволит подготовить наших воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, научит взаимодействовать с людьми, разрешать конфликты и противоречия, осознанно относиться к правилам и законам, уважать мнение окружающих, сформировать собственную жизненную позицию и стать полноценным членом общества.

«Уровень сформированности компетентностей по программе «Нравственность и этикет»

Вся задача воспитания — заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу.

Рёскин Д.

         Важнейшим аспектом воспитания личности ребенка является формирование его нравственности. Особую  значимость эта проблема приобретает в условиях детского дома, где процесс нравственного становления носит специфический, несколько отличный от традиционного воспитания, характер.

         Детский дом – учреждение закрытое, поэтому контакты детей с окружающим миром носят эпизодический характер. Изолированность воспитанников детских домов от социума накладывает  особый отпечаток на их нравственное развитие вообще и на ознакомление с социальным миром, в частности.

         Воспитание чувства коллективизма осуществляется в процессе всей жизни ребенка в детском доме. В воспитаннике  отмечается предрасположенность к общественной среде, в обстановке коллективной жизни ребята развивают все свои задатки, приобретают и закрепляют положительные качества и навыки, укрепляют чувства взаимопомощи и дружбы.

         Важным аспектом нравственного воспитания в условиях детского дома является привитие навыков самостоятельности, ответственности за порученное дело, воспитание в детях стремления к порядку, вытекающего не столько из требований воспитателя, сколько из осознания полезности и необходимости его для дружной, хорошей жизни.

         Данная проблема является очень актуальной для воспитанников нашей группы, так как в подростковом  возрасте дети считают, что ими усвоены все  нравственные нормы и особенности правильного поведения и поступков.

 Диагностика включает критерии:

  • Милосердие
  • Вежливость
  • Отзывчивость
  • Правдивость
  • Дружелюбие
  • Коллективизм
  • Патриотизм
  • Дисциплинированность
  • Уровень интеллектуального развития
  • Культура поведения

                 Проанализировав результаты мы поставили пред собой   цель: обогащение детей знаниями об окружающем мире, содействие нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о добре, милосердии, дружбе, культуре общения.

Задачи:

·        Формировать интерес к общению со взрослыми и сверстниками, создавать нравственные основы личности ребенка, пробудить интерес ребенка к себе как формирующейся личности.

·        Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом; формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать окружающих хорошими поступками.

·        Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Учить - не вмешиваться в разговор взрослых, внимательно слушать собеседника и не перебивать его.

·        Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм.

·        Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

·        Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

·        Формировать самооценку своих поступков, учить адекватно оценивать поступки других людей.

·        Развивать в детях качества «толерантной личности».

·        Развивать самосознание детей, моделировать проблемные ситуации и их решение.   

Работа в данном направлении построена на основе индивидуального планирования на воспитанниц.  В результате планомерной работы, наблюдается положительная динамика: дети стали добрее, отзывчивее,  научились распознавать эмоциональное состояние окружающих людей; воспитанницы научились договариваться со сверстниками, выстраивать межличностные отношения, ценить дружбу; учатся анализировать свои поступки и деятельность, действовать в соответствии с моральными принципами;     воспитанницы  стараются приветливо общаться, использовать правила хорошего тона, вежливые слова, соответствовать установленным нормам поведения, адекватно реагировать на замечания взрослых.

Данные диагностирования и наблюдений показывают, что в наша группа будет дружным коллективом детей. Развитие у детей-сирот нравственных ценностей и коммуникативной культуры является актуальным, необходимо продолжать начатую работу, научить бесконфликтному общению, осуществлять контроль за своим поведением, развивать чувство эмпатии, дружеские взаимоотношения. 

«Уровень сформированности компетентностей по программе «Гражданско-правового воспитания»

Основные задачами  программы  по гражданско –правовому воспитанию заключаются в следующем:

  • формировать правовую культуру у воспитанников;
  • воспитывать патриотизм и гражданственность, уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства и справедливости;
  • развивать умение работать с документами;
  • вырабатывать навыки законопослушного поведения.

Диагностика включает в себя следующие параметры:

  • Гражданское самосознание
  • Гражданский долг
  • Гражданская ответственность
  • Правовая культура
  • Соблюдение законов государства
  • Личная свобода
  • Гражданское достоинство
  • Гражданская активность

        Таким образом, мы видим, что  индикатором инкомпетентности выступают следующие личностные особенности подростков: несостоятельность, пассивность, неготовность брать на себя ответственность, низкий уровень активности, проявление вербальной и физической агрессии, низкий уровень социального самоконтроля.

Однако, следует отметить, что в сравнении с началом года,

результаты диагностирования показали, что  воспитательная работа по правовому воспитанию дает положительный результат.

Но нельзя не сказать о том, что воспитанники значительно улучшили свои показатели по сравнению с началом года: уменьшилось количество употреблений спиртных напитков; количество нарушений режима детского дома - это результат систематической работы по профилактике вредных привычек согласно составленных индивидуальных планов  и планов групповых по профилактике правонарушений. увеличилась активность воспитанников в мероприятиях детского дома, города. Мы стараемся ненавязчиво организовывать коррекционную работу, организовываем ситуации, в которых раскрываются положительные черты , создаем ситуации успеха. Под  созданной нами коррекционно-развивающей средой понимается процесс общения воспитателя и воспитанника таким образом, чтобы в ходе него исправлялись, нейтрализовались, устранялись негативные проявления личности, поведения с одновременным развитием.

Подводя итог, хочется сказать, что мы  искренне надеемся, что работа по социализации воспитанников, проводимая в стенах детского дома позволит подготовить наших воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, научит взаимодействовать с людьми, разрешать конфликты и противоречия, осознанно относиться к правилам и законам, уважать мнение окружающих, сформировать собственную жизненную позицию и стать полноценным членом общества.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Контроль и анализ работ, определяющих уровень сформированности у учащихся системного мышления»

При использовании системного подхода в обучении биологии обеспечивается, прежде всего, преемственностью, логической последовательностью и дифференциацией....

Уровень сформированности математической компетентности на примере учащихся 5 класса

Выступление на школьном педагогическом совете "Уровень сформированности математической компетентности на примере учащихся 5 класса"...

Уровень сформированности УУД у учащихся

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда УУД. Оценивание личностных и метапредметных УУД призвано способствовать развитию ученика, обеспечивая положительные мот...

Требования к уровню сформированности компетентностей учащихся

Требования к уровню сформированности компетентностей  учащихся...