Статья "Социальная педагогика в общеобразовательном учреждении МБОУ СОШ № 78"
статья на тему

В статье изложены основные приемы, методы и формы работы социального педагога в МБОУ СОШ № 78 города Новосибирска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

 Социальная педагогика в общеобразовательном учреждении МБОУ СОШ № 78

                XXI век предъявляет к школе новые требования, мы входим в него с теми проблемами, которые не сумели решить в веке уходящем. Социально-экономическая нестабильность последних лет привела к ослаблению интересов педагогов и родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы молодежи, требуют пристального внимания. Поэтому в общеобразовательной школе работает социальный педагог, на плечах которого лежит много проблем.

                Я работаю в Средней общеобразовательной школе № 78 с 2003 года. В 2010 году аттестовалась и мне присвоена высшая квалификационная категория.  

                Свою работу организую в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, «Законом об образовании», Уставом нашей школы, должностными обязанностями социального педагога. В связи с этим целью моей работы является: организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме и работы по укреплению и развитию семьи как неизменного социального института формирования личности.

В сферу профессиональных обязанностей социального педагога входит работа с детьми, подростками, молодежью и их родителями, взрослыми в семейно-бытовой среде, с подростковыми и молодежными группами, объединениями. Это означает, что главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и поэтому цель моей деятельности организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

Для достижения данной цели решаются несколько конкретных задач:  

  1. организовывать и проводить консультации по вопросам прав и обязанностей учащихся и их родителей;
  2. предлагать возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, дифференцировать их и выводить на их решение специалистов разного профиля и ведомственной подчиненности;  
  3. обеспечивать социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся правовых возможностей и средств;
  4. устанавливать контакт с семьей и побуждать ее к участию в совместном решении проблем;
  5. Формирование у детей личностных ресурсов , обеспечивающих развитие активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни;
  6. Социально-педагогическая реабилитация ребенка (система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление ребенка в статусе, правах, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих).

В этом задействованы все участники образовательного процесса: дети, педагоги, родители.

        В организации своей работы приоритетным для меня является создание здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, реализация способностей каждого, защита интересов личности, организация досуга, включение в социальную полезную деятельность, изучение проблемы школьников и учителей. Я поддерживаю постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяю проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

Социально-педагогическая деятельность–это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.

Моя профессиональная деятельность представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся. Выбор мероприятий не произволен, а обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации.  Поэтому определенное время в моей деятельности, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

Диагностический инструментарий включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют разные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочее. Используются также специфические методы социальной работы, такие как метод социальной биографии семьи, личности, а также социальная история микрорайона, диагностика социальной среды.

В ситуации, когда «все всё знают» и поэтому скептически относятся к исследованиям социального педагога, оказывается необходимым заручиться поддержкой коллег-учителей, психологов, муниципальных работников, сотрудников правоохранительных органов, наконец, родителей и самих учащихся. Для этого любое исследование начинается с предварительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительно результатов, составления плана-графика, нормативного оформления в виде приказа или распоряжения руководителя учреждения, инструктажей и информационных сообщений, разъяснения участникам их прав и назначении исследования. Здесь уместно напомнить, что разъяснения и информирование о результатах могут быть полными и неполными, но всегда должны быть правдивыми. В процессе исследования можно получить конфиденциальную информацию, поэтому мои действия определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.

        Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов – психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции, патронаже, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями и других видах социальной помощи.

Важное место в моей деятельности занимают стимулирование и собственно развитие социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ.

Педагогическая поддержка социальных инициатив детей и взрослых, создание условий для их самостоятельного выбора, его стимулирования, развития готовности и способности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из ситуации выбора без стресса в современных условиях являются насущной задачей в воспитательной работе образовательных учреждений. Это тем более важно, что «во весь рост» встала проблема эффективности воспитания, соответствия основных направлений и приоритетов воспитательной работы природе детства, семейным, национальным и российским социокультурным традициям.

Школьный социальный педагог выполняет большой объем работы. Моими клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом я выполняю следующие функции:

1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

2. Диагностическая, т.е. постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.

3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

5. Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

        В работе с учащимися – главное работа по предупреждению развития уже имеющихся отклонений в поведении, то есть работа с так называемыми «трудными» учащимися. В начале учебного года при участии классных руководителей, психолога выявляем потенциальных клиентов – «трудных» учащихся, малообеспеченных, остронуждающих, асоциальных семей. При участии психолога школы изучаем психологические особенности «трудных» детей, вырабатываем рекомендации для педагогов с такими детьми. Проводится исследование школьных и семейных причин «трудности» детей, собирается материал, изучается, обрабатывается и применяется для выработки определенной программы взаимодействия воспитывающих сил с данными подростками и их родителями.

        В течение учебного года проводится работа с ребятами, состоящими на учете в ИДН, школе, группе «риска»:

 - ведение картотеки;

 - регулярное проведение заседаний Совета профилактики правонарушений;

 - организация совместной работы с Комиссией по делам несовершеннолетних, инспектором по делам несовершеннолетних, школьным инспектором;

 - отчеты классных руководителей о проделанной работе с «трудными» учащимися и семьями, находящимися в социально-опасном положении;

 - ежедневный контроль над посещаемостью занятий учащимися;

 - встречи учащихся со школьным инспектором и проведение бесед, лекций для подростков;

 - участие в проведении различных вневедомственных операциях: «Подросток», «Контакт», «Семья» и т.д;

 - проведение месячника правовых знаний, олимпиад, участие в научно-практических конференциях.

        Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей и детьми группы «риска», понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

        Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, необходимо признавать и уважать их права как личностей, а с другой – учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен смотреть на мир глазами своего клиента – с позиции клиентоцентризма.

        

Лукашенко Снежана Анатольевна, социальный педагог, учитель высшей квалификационной категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетенции детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения МБОУ ЦО «Каразей»

Статья раскрывает роль внеурочной деятельности. Развитию социальной компетенции, коммуникативных и творческих способностей детей с ОВЗ способствуют правильная организация воспитательной работы....

«ИНТЕГРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА» С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОРОДА НОВОМОСКОВСКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В работе дается система по работе учреждения дополнительного образования с общеобразовательными организациями по организации внеурочной деятельности на основе требований ФГОС....

Рабочая программа пок учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018 к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /.Тростенцова Л.А , Ла

Рабочая программа к учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для о...

: «Организация работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении (на примере МБОУ «СОШ №2 г. Никольское»)

Научно-исследовательская работаТема работы: «Организация работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении(на примере МБОУ «СОШ №2 г. Никольское»)Задачи исследования:Раскры...

Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ

Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...