"Толерантность"
классный час (8 класс) на тему

Данкман Галина Спиридоновна

Классный час о толерантности предназначен для старшеклассников. Он не только знакомит с данным понятием, но и заставляет обучающихся думать, рассуждать, оценивать свои поступки. Классный час создан на основе технологии "Развитие критического мышления  через чтение и письмо". В конце занятия проводятся упражнения для воспитания толерантности у присутствующих.smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dankman_g._s._o_tolerantnosti.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

Данкман Галина Спиридоновна,

учитель русского языка и литературы

Конспект занятия по теме «Толерантность» в 8 – 9 классе.

(На основе приемов технологии развития критического мышления)

Цель: Дать понятие толерантности в поведении людей, определить качества толерантной личности.

Фаза вызова.

1. Тему вы сформулируете, осмыслив текст притчи. Послушайте.

Чтение с остановками.

« Ворона сидела на ветви апельсинового дерева, а по ухоженному газону парка расхаживал павлин. Ворона возмущенно каркала: «Как только можно разрешать такой странной птице входить в этот парк? Она вышагивает так надменно, будто это сам султан, а ведь у нее ужасно безобразные ноги, а перья – какой жуткий синий цвет! Я ни за что не стала бы носить такой, а хвост - она тащит его за собой, словно лиса».

Ворона выжидающе замолчала».

- Что вы можете сказать об одной из героинь притчи?

- Как оцениваете поведение вороны? (нетерпимость к отличительным признакам другого, грубость, прямолинейность, агрессивность, бестактность). Какими языковыми средствами это выражается?

«Дерево предсказаний»: какие варианты ответа павлина вы могли бы предположить и какой и них вам ближе? Почему?

- Послушайте притчу до конца:

« Павлин несколько мгновений ничего не отвечал, а потом заговорил с грустной улыбкой: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. Ты говоришь, что я надменный, только потому, что хожу с высоко поднятой головой. На самом же деле я знаю, что мои ноги в кожаных складках, и это доставляет мне столько горя, поэтому я поднимаю повыше голову, чтобы не видеть их. Ты видишь только мою безобразность, а на красоту ты закрываешь глаза. Ты никогда не задумывалась, почему люди восхищаются тем, что ты называешь во мне безобразным? Почему ты не видишь меня таким, какой я есть?»

- Как проявил себя павлин? (Не действует по принципу «сама такая». Он признал некрасивость своих ног, при этом показал, что ворона ищет в нем те недостатки, которых в нем нет. Отвечает с достоинством. Не агрессивен). Какие языковые средства выбирает герой?

- Как можно назвать поведение павлина и вороны? (Терпимость и нетерпимость)

Фаза осмысления.

- На какой почве возникает нетерпимость человека к другому человеку? (вероисповедание, социальное положение, образование, национальность, ограниченные возможности, физические недостатки, …)

- Как вы понимаете слова Иммануила Канта: «Терпимость состоит в том, чтобы без раздражительности переносить недостатки других, хотя бы испытывая при этом неудовольствие»?

Два мира есть у человека- 
Один, который нас творит. 
Другой, который мы от века 
Творим по мере наших сил.

- Мир, который мы творим, - это прежде всего наши взаимоотношения с людьми. От того, как мы строим эти взаимоотношения, многое зависит в нашей жизни: будет ли она устроена мудро и гармонично или пройдет бестолково, в бессмысленных конфликтах с окружающими.

3. Тема занятия – толерантность.

- Что называется толерантностью?(Готовность к принятию иных логик и взглядов, право на отличия, инаковость)

- Термин «толерантность» (от лат. tolerantia – терпение, терпеливость, устойчивость, выносливость, терпимость к чужому, чужеродному) появился в Европе в 16 веке и стал предметом размышлений философов.

4.Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих отличий довольно много. ( Могут быть сообщения детей).

1. 
Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между "Я-идеальным" (представление о том, каким бы я хотел стать) и "Я-реальным" (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба "Я" практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.

«Тот, кто научился понимать в себе человека, понимает его и в других» (С.Цвейг) 
2. 
Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.

3. 
Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова - не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

4. 
Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между "своими" и "чужими". Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.

5. 
Ориентация на себя - ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.

6. 
Способность к эмпатии. Способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.

В вводном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию, т.е. те выглядели в их глазах интолерантными личностями. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили как толерантных, так и интолерантных собеседников.

7. 
Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.

8. 
Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть над другими (Наполеон, Бисмарк и др.), а толерантные в силу своих личностных особенностей назвали ученых, артистов (Чаплин, Эйнштейн и др.). Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Вывод учителя: Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй - путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

- Какой из этих путей выбрать? Почему? (Ответы детей).

Вывод учителя: Когда один человек смотрит на людей с другими ценностями как на ничтожество, он упрощает весь мир, сводя его до собственного уровня, даже не пытаясь понять другого. Люди, пытающиеся навязать свои ценности всем остальным, не понимают, что в конце концов они работают против себя. Ведь если все станут одинаковыми, то любое развитие закончится, все остановится, потому что развитие возможно только путем интеграции разных культур, мнений, взглядов, а не причесывания всех под одну гребенку. Если все одинаковые, чему я могу научиться у другого? Это исследовали писатели : прочитайте роман Е.Замятина «Мы», написанный от имени такого, «одинакового» со всеми человека.)

5. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах; оно зависит от исторического опыта народа. Прочитайте об этом:

«В английском языке толерантность - готовность и способность воспринимать без протеста личность или вещь, во французском - уважение свободы другого, его образа мысли, политических и религиозных взглядов. В Китае быть толерантным значит позволять, проявлять великодушие в отношении других. Для арабов толерантность - прощение, сострадание, терпение, расположенность, в персидском языке - выносливость, готовность к примирению. В русском - существует слово терпимость (способность мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других), а термин толерантность (в медицине и гуманитарных науках)означает отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор».

- Что общего в этих определениях? (Умение понять и относиться терпимо к «другому», отсутствие агрессии).

- Попробуйте вывести свое определение толерантности. (Чтение)

6. Работа в группах. Послушайте сказку и закончите ее.

«Подъехал Богатырь на коне в чистом поле к камню, а на нем написано: направо пойдешь – голову сложишь, налево пойдешь – коня потеряешь, а прямо пойдешь – озвереешь. Была не была, решил Богатырь прямо поехать. Едет он на своем богатырском коне, солнце палит, жажда мучит, нигде ни ручейка, ни колодца. Вдруг видит Богатырь – озеро, а вода в нем голубая - голубая, чистая да прозрачная. А посреди озера – остров, и сидит на том острове Змей-Горыныч о девяти головах. Ринулся Богатырь через озеро к змею поганому, махнул своим богатырским мечом один раз – слетели у змея три головы, махнул другой – еще три головы слетели…»

- Что могли сказать Богатырю оставшиеся три головы? (Ответ примерно такой: «Ты что, озверел? Да пей сколько хочешь!»).

- Каждая группа озвучивает своё предложение.

- Можно ли богатыря назвать толерантным? (Дети приходят к выводу, что сработали стереотипы).

- Попробуйте переделать сказку так, чтобы богатырь поступил толерантно.

«Авторское кресло» - представители каждой группы читают свою сказку.

7. Итог урока.

Сформулируйте главные выводы, к которым вы пришли сегодня на уроке.

(Необходимо избавляться от стереотипов, все люди разные, необходимо терпимое отношения к различиям. Необходимо внимательно присматриваться к «другому», видеть то, что нас объединяет, и то, чему я могу у «другого» научиться. Это обогащает жизнь.)

Рефлексия.

- Напишите синквейн на тему «Толерантный человек»

Человек

Милосердный, великодушный

Удивляется, уважает, принимает

Умеет видеть достоинства другого

Мудрость

Толерантность

Два мира есть у человека- 
Один, который нас творит. 
Другой, который мы от века 
Творим по мере наших сил.

Если брат ваш - не вашей масти, 
Разве в этом он виноват? 
Вы же рвёте его на части,
Словно он вам уже и не брат...

Нужны все на свете! 
Нужны все подряд - 
Кто делает мёд 
И кто делает яд.





Борис Заходер

Толерантность. Как мало пока в этом слове для сердец и жителей России и стран Содружества! Оно воспринимается, как заморская диковинка. Но ещё совсем недавно, по историческим меркам, как непривычные, воспринимались и слова: гуманизм, альтруизм, академия, университет и многие родившиеся в других языках, через века прописавшиеся в нашем обыденном сознании.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах; оно зависит от исторического опыта народа. В английском языке толерантность - готовность и способность воспринимать без протеста личность или вещь, во французском - уважение свободы другого, его образа мысли, политических и религиозных взглядов. В Китае быть толерантным значит позволять, проявлять великодушие в отношении других. Для арабов толерантность - прощение, сострадание, терпение, расположенность, в персидском языке - выносливость, готовность к примирению. В русском - существует слово терпимость(способность мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других), а термин толерантность (в медицине и гуманитарных науках)означает отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор.

«Подъехал Богатырь на коне в чистом поле к камню, а на нем написано: направо пойдешь – голову сложишь, налево пойдешь – коня потеряешь, а прямо пойдешь – озвереешь. Была-ни-была, решил Богатырь прямо поехать. Едет он на своем богатырском коне, солнце палит, жажда мучит, нигде ни ручейка, ни колодца. Вдруг видит Богатырь – озеро, а вода в нем голубая - голубая, чистая да прозрачная. А посреди озера – остров, и сидит на том острове Змей-Горыныч о девяти головах. Ринулся Богатырь через озеро к змею поганому, махнул своим богатырским мечом один раз – слетели у змея три головы, махнул другой – еще три головы слетели.

Вопрос: что могли сказать Богатырю оставшиеся три головы? (Ответ примерно такой: «Ты что, озверел? Да пей сколько хочешь!»). Ребята догадываются, что здесь сработали стереотипы: раз Змей, то надо его рубить. А может это добрый Змей… Этого Богатыря вряд ли можно назвать толерантным!»

Каждая группа озвучивает своё предложение.

Можно ли богатыря назвать толерантным? Дети приходят к выводу, что сработали стереотипы.

Попробуйте переделать сказку так, чтобы богатырь поступил толерантно.

Итог урока.

Сформулируйте главные выводы, к которым вы пришли сегодня на уроке.

(Необходимо избавляться от стереотипов, все люди разные, необходимо терпимое отношения к различиям).

Домашнее задание. Написать синквейны к словам народ, нация, толерантность, стереотипы (на выбор)

Занятие №2

Цель: Познакомить учащихся с понятием толерантности. Формирование установок толерантного сознания.

Оформление.

1. На доске:

а) Определения толерантности у разных народов.

  Испания. «Способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения»

  Франция. «Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам».

  Англия. «Готовность быть терпеливым, снисходительным».

 «Допускать, разрешать (осуществление практики, действия, поведения), предоставлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их, признавать различия в религиозных воззваниях и при этом не допускать дискриминации».

 Китай. «Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным»

 Арабы. «Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность к терпению, терпение, расположенность к другим».

   Русские. «Способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-то, кого-либо), т.е. допускать принимать существование чего-либо, кого-либо, считаться с мнениями других, быть снисходительным к кому-либо, чему-либо.

б) Пословицы народов.

      В чужой монастырь со своим уставом не суйся (рус.)

       В чью лодку сядешь - тому и подтянешь (тат.)

      У каждого цветка свой аромат, у каждого человека свои достоинства (удм.)

       В какое село приехал, тот обычай и соблюдай (осетен.)

       Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей (рус.)

       Имеющий 1000 друзей - спасся, имеющий 1000 голов скота - погиб (чечш.)

       Сила птицы - в крыльях, сила человека - в дружбе (тат.)

2. На закрытой доске.

а) опр. Толерантность - терпимость к другим мнениям, взглядам, верованиям, уважение человеческого достоинства, умение понять и принять другого человека, умение ладить с другими людьми.

б) схема.

Толерантность:

  • Прощение
  • Уважение прав других
  • Сотрудничество, дух партнерства
  • Уважение человеческих достоинств
  • Милосердие
  • Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Сострадание
  • Поставить 3 плюса напротив черт, которые по вашему мнению у вас наиболее выражены. 3 минуса - которые у вас менее выражены и 3 звездочки - которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
  • На доске черты:
  •        Сотрудничество, дух патриотизма
  •        Отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо,
  •        Терпимость к чужим мнениям,
  •        Признание своего равенства к другим людям
  •        Снисходительность
  •        Терпение
  •        Чувство юмора
  •        Чуткость
  •        Доверие
  •        Терпимость к различиям (национальность, религия и т.д.)
  •        Доброжелательность
  •        Умение не осуждать других
  •        Гуманизм
  •        Умение слушать собеседника
  •        Любознательность
  •        Способность к сопереживанию.
  • Подведем итоги.
  • (Поднимают руку по каждому качеству и складывают. Можно записать в таблицу или рядом с чертами).
  • Вот это мнение группы (класса) о толерантном человеке.

Составить свое определение толерантности.

Чтобы понять, какую личность мы называем толерантной, и чем она отличается от интолерантной нужно знать, что такое толерантность. В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия, вот некоторые из них.

Толерантность - это:

сотрудничество, дух партнерства;

отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо;

терпимость к чужим мнениям;

признание своего равенства с другими.

Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. Каковы же основные черты толерантной личности? Это:

расположенность к другим людям

снисходительность

терпение

чувство юмора

чуткость

доверие

альтруизм

терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.д.)

умение владеть собой

доброжелательность

умение не осуждать других

гуманизм

умение слушать собеседника

любознательность

способность к сопереживанию.

(Этот перечень черт нужно написать на доске, так как ученики будут обращаться к нему, выполняя упражнения)

Теперь вспомним, чем толерантная личность отличается от. Этих отличий довольно много.

1. Знание самого себя. 
2. Защищенность. 
3. Ответственность. 
4. Потребность в определении. 
5. Ориентация на себя - ориентация на других. 
6. Способность к эмпатии. 

 7. Чувство юмора. 

 8. Авторитаризм. .

Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй - путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Для закрепления теоретического материала можно предложить учащимся выполнить следующие упражнения.

Упражнение 1. "Черты толерантной личности"

Цели: закрепить полученные знания школьников о чертах толерантной личности; дать подросткам возможность оценить степень своей толерантности.

Инструкция: сначала поставьте знак "+" напротив тех трех черт (они написаны на доске), которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены. Знак "-" - напротив трех черт, которые у вас наименее выражены, и знак "*" - напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Затем ведущий работает с перечнем черт толерантной личности, написанным на доске. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил "*" первое качество. Число отметивших подсчитывается и заносится в соответствующую колонку. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

  1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.
  2. Сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.

Упражнение 2. "Волшебная лавка"

Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Процедура проведения. Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные "вещи": терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. (Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении: их перечень записан на доске.)

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Вызывается один из участников. Он может выбрать одну или несколько "вещей", которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены как цифра "О" у него в опроснике, т.е. слабо выражены у данного участника.) Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»

Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности

Толерантность – снисхождение к другому Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случа...

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...